|
Главная - Наука - Биология
Сибрук Вильям - Современный чародей физической лаборатории Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 91 Размер файла: 643 Кб Страницы: «« « 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 » »» исследования и имели огромнейшую ценность для последующих ученых, заложив
основу теории атомных. и молекулярных спектров.
Открытие явления резонансного излучения требовало невероятного
экспериментального искусства и решительности. Ничто меньшее, чем его
импровизированный сорокафутовый спектрограф, не смогло бы раскрыть
замечательные резонансные спектры молекул. Даже в настоящее время можно
только восхищаться прекрасными и изобретательными экспериментами в области
независимого возбуждения желтых линий натрия.
В дополнение к исследованиям резонансного излучения металлических и
других паров Вуд исследует влияние на него магнитного поля и его дисперсию.
Его работа по магнитооптике паров натрия -- и в атомном, и в молекулярном
состоянии -- является классической.
Более новыми, но относящимися к той же области, являются весьма
интересные открытия Вуда и Эллетта по магнитооптике резонансного излучения.
Техническое мастерство Вуда получило всемирную известность. Он ввел
много оригинальных и удивительных приспособлений в экспериментальный метод.
Они слишком многочисленны, чтобы перечислять их здесь, но я бы особенно
выделил его метод получения атомного водорода и открытое им явление
моментального нагрева веществ в его атмосфере, что привело к изобретению
Лэнгмюром атомноводородной сварки металлов; его эффективный и широко
применяемый теперь метод наблюдения спектров Рамана; его дифракционные
решетки "эшелетт", которые проявили свои поразительные качества при изучении
ближних и дальних инфракрасных лучей, и впервые примененные им методы и
фильтры для ультрафиолетовой и инфракрасной фотографии".
Если же вы сами спросите Вуда, за что он получил медаль, скорее всего
он скажет вам: за то, что он ввел запрещенное до него курение в священных
залах Королевского Общества. Однажды, много лет назад, в величественной
приемной комнате всем разносили чай и кексы, и Вуд, заговорившись с сэром
Вильямом Круксом, зажег свою трубку. Как по волшебству, мгновенно появился
лакей в коротких штанах и вышитой ливрее и прошептал, со смесью почтения и
ужаса:
"Прошу извинить, сэр, но курить не разрешается"
Вуд говорит, что он был так поглощен разговором с Круксом, что
продолжал курить. Крукс уставился на него, торопливо достал папиросы и
закурил. Еще через минуту их примеру последовали другие -- и с тех пор в
Королевском Обществе курят.
Если бы этот эпизод был в биографии Вуда единственным, он имел бы мало
значения, но о нем рассказывают еще много анекдотов, связанных с его
трубкой, а там, где есть дым, не обходится и без огня. Один из сильнейших
лейтмотивов, проходящих через всю жизнь этого человека, -- его странное, не
всегда объяснимое тяготение к огню. Это подходит к его научно-прометеевскому
духу и его проделкам, напоминающим и Гека Финна, и Мефистофеля. На основании
таких фактов, как непослушание мадам Кюри-- не курить на конференции Сольвэ
в Брюсселе или подобного же случая в Королевском автоклубе в Лондоне и т.д.
и т.п., мы имеем право предполагать, что, когда он зажигает свою трубку там,
где это нельзя делать, маленький мальчик, который любит играть с огнем и
пугать свою тетю Салли, все еще прячется за спиной рассеянного великого
ученого и ухмыляется.
Когда его пригласили прочесть лекцию в Филадельфийском Форуме, он
выбрал своей темой "Пламя", и превратил почтенную трибуну Академии во что-то
среднее между блитцкригом и Везувием. Он показывал целые "полотна" пламени,
ацетиленовые горелки, дождь раскаленных добела капель расплавленной стали,
огромные трубы голубого огня, которые свистели и выли, а потом взрывались. В
одной из лож сидел Леопольд Стоковский [Известный дирижер. Ред.]. Он часто
выступал с этой же сцены, но это побивало даже пожар Москвы в увертюре "1812
год"...
Когда занавес опустили, Вуд утер пот со лба, вытащил свою трубку и
собирался зажечь спичку, и вдруг пожарный, стоявший у сцены, закричал: "Эй,
нельзя этого делать!"
Во время моего первого посещения большой лаборатории у Джона Гопкинса,
этот шутник с огнем отвернулся от меня на пару минут, нагнулся над какой-то
ванной и затем вежливо предложил мне горсть огня [Хлопок, намоченный в смеси
двух частей четыреххлористого углерода и одной -- двусернистого углерода.].
Этот огонь горел вроде спирта, но был немногим горячее огурца. Мне почему-то
кажется, что если бы я не взял его, я не писал бы биографию Вуда.
Я начал разъяснять серьезную связь между доктором Робертом Вильямсом
Вудом, Королевским Обществом и золотой медалью Румфорда, но съехал в сторону
и пишу о "Вуде в огне" -- но это все равно относится к тому же.
Летом 1939 года Буду исполнилось семьдесят лет, и может быть вы
думаете, что здесь-то он присядет и решит немножко отдохнуть или даже
приляжет и поспит часок-другой. Вместо этого Вуды опять поехали на западное
побережье, чтобы экспериментировать с новым типом дифракционной решетки для
обсерватории Лоуэлля в Флэгстафе и обсерватории Маунт Вильсон в Пасадене.
Из Пасадены Гертруда поехала в Голливуд, где живет ее сестра, а Вуд
отправился в обсерваторию. для испытания новых решеток, изготовленных им.
Одна из них, помещенная над трехдюймовой камерой Шмидта с фокусом в пять
дюймов, дала за пять секунд полностью экспонированный спектр Арктура. С
выдержкой в десять минут он получил замечательный снимок спектра кольцевой
туманности в созвездии Лиры, что "что-нибудь да значит" для пятидюймовой
камеры. Эти эксперименты поставили рекорд краткости экспозиции при съемке
звездных спектров со спектрографов без щели. Фотографическая пластинка имела
размер всего в половину квадратного дюйма, но линии были столь резкие, что
при тридцатикратном увеличении они получались тоньше трети миллиметра.
Это было прелюдией к спектроскопической победе, к которой он стремился,
-- сделать настолько большую решетку, чтобы покрыть восемнадцатидюймовую
камеру Шмидта с фокусом в тридцать шесть дюймов, инструмент, с которым Ф.
Цвики открывал super novae такими темпами, что у астрономов кружились
головы.
Летом 1941 года Вуд бросал бумеранги в своего биографа в Ист Хэмптоне и
опять отправился в Калифорнию -- с решетками для восемнадцатидюймовой
камеры.
ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ
Вуд -- метатель бумеранга, владелец автографа молнии и исследователь
психологии детей
Этот тройной рассказ об исполненном любопытства прометеевском
духе-мучителе начинается с молний и бумерангов, возвращается к своей
Страницы: «« « 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |