|
Главная - Наука - Биология
Тоффлер Элвин - Третья волна Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 194 Размер файла: 1315 Кб Страницы: «« « 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 » »»
Холизм и половинчатость
Эти глубокие изменения наших взглядов на природу, эволюцию, прогресс,
время и пространство появились тогда, когда мы начали движение от Второй
волны культуры, в которой подчеркивалось изучение любых вещей и явлений в
отрыве от других, к Третьей волне культуры, придавшей особое значение
контекстам, взаимосвязям и т. п.
В начале 50-х годов, как раз тогда, когда биологи начали разгадывать
генетический код, специалисты в области связи и теоретики из Лаборатории
Белл, специалисты-компьютерщики из IBM, английские и французские специалисты
в области теоретических научных исследований - все они начали интенсивную и
увлекательную работу.
Несмотря на отставание в "исследовании операций", наметившееся во время
второй мировой войны, эти работы породили революцию в автоматике и во всех
---------------------------------------целое) - точка зрения целостности, или учение о целостности. новых видах
технологий, которые создали фундамент для производственных процессов Третьей
волны на заводах и в учреждениях. Однако вместе с оборудованием пришло и
новое мышление. Ключом к революции в автоматике стал "системный подход".
Несмотря на то, что мыслители-картезианцы придавали большое значение
анализу составляющих рассматриваемого явления или процесса, часто за счет
контекста, мыслители системного толка подчеркивали то, что Симон Рамо(26),
один из первых сторонников теории систем, называл "общим, а не фрагментарным
взглядом на проблемы". Подчеркивая наличие обратной связи между подсистемами
и их роль в образовании более общей структуры, мыслители-системщики вступили
в столкновение с общепринятой культурой в середине 50-х годов, когда они
впервые начали выходить на свет из своих лабораторий. Их лексика и
концепции, которые они выдвигали, стали использоваться социологами и
психологами, философами и аналитиками международных отношений, логиками и
лингвистами, инженерами и администраторами.
Но сторонники теории систем были не единственными, кто в предыдущие
одно-два десятилетия настаивал на более обобщенном способе изучения проблем.
Протест против узкой сверхспециализации получил поддержку также и от
движения в защиту окружающей среды, развернувшегося в 70-е годы, так как
экологи в большей степени раскрыли "общность" природы, взаимосвязь видов и
всеобщность экосистем. "Те, кто не учитывает окружающую среду, хотят
разделить явления на составляющие и решать в каждый данный момент одну
проблему", - писал Барри Лопес в своей статье(27). Наоборот, "те, кто
принимает во внимание окружающую среду, стремятся смотреть на вещи иначе...
Им присуща врожденная способность учитывать и взвешивать все, а не только
решать частные проблемы". Экологический и системный подходы частично
совпадали и совместно подталкивали к синтезу и интеграции знания.
Между тем в университетах все больше высказывались в пользу
междисциплинарного мышления. И хотя в большинстве университетов
факультетские барьеры все еще препятствуют "перекрестному оплодотворению"
идеями и интеграционному процессу в обмене информацией, оно настоятельно
требовалось для междисциплинарных и общедисциплинарных работ, которые столь
широко распространились, что стали уже ритуальным "знаком качества".
Эти изменения в интеллектуальной жизни как в зеркале отразились всюду в
культурной жизни. Восточные религии, например, долгое время интересовали
лишь крохотные группки из средних европейских классов. Но так было только до
тех пор, пока разброд в индустриальном обществе не стал настолько серьезным,
что тысячи западных молодых людей начали прислушиваться к тому, что вещают
16-летние гуру, носиться с индийскими свами, слушать индийскую музыку,
открывать вегетарианские рестораны в индийском стиле и танцевать посреди
50-й авеню. Мир, о котором они неожиданно заныли нараспев, отнюдь не состоял
из обломков разрушенного картезианского: это была "всеобщность" .
Что касается душевного здоровья, то психотерапевты избрали путь лечения
"человека как целого", используя приемы гештальт-терапии. Повсюду в США
основывались такие институты, работали гештальт-терапевты - произошел взрыв
их активности. Цель этой активности, по словам психотерапевта Фредерика
Периса(28), заключалась в том, чтобы "увеличить возможности человека
посредством процесса интеграции" восприятий отдельных индивидов, их
информированности, их понятий и связей с внешним миром.
В медицине движение за "глобальное здоровье" выросло, основываясь на
убеждении, что здоровье индивида зависит от объединения его физического
состояния с душевным и духовным здоровьем. Смешивая воедино знахарство и
серьезные достижения в медицине, это движение набрало совершенно чудовищную
силу к концу 70-х годов(29).
"Несколько лет тому назад, - писал журнал "Наука" ("Science"), - нельзя
было даже представить себе, что федеральное правительство окажет финансовую
поддержку конференции, посвященной здоровью, на которой гвоздем программы
будут такие темы, как лечение методами внушения и самовнушения,
иридодиагностика, акупунктура, буддийская медитационная медицина и лечение
электричеством". И после того как возник "этот реальный взрыв интереса к
альтернативным методам и системам лечения, все они объединились под понятием
глобального здоровья".
При такой активности на таком количестве уровней неудивительно, что
термины "глобальность", "целостность" или просто "холизм" включены в
словари. Сегодня они употребляются всеми без исключения. Эксперты Всемирного
банка говорят о "глобальном понимании... городского проживания"(30).
Исследовательская группа при Конгрессе США занимается перспективными
"глобальными исследованиями". Специалисты по школьному образованию требуют
ввести "глобальное чтение и подсчет очков в спорте" в программу обучения
школьников письму. А очаровательным гимназистам и гимназисткам Беверли Хиллз
предлагают "глобальные упражнения".
Каждое из этих движений, увлечений и культурных течений имеет свои
особенности. Но их общность ясна. Все они атакуют ту самонадеянность, с
которой изучается отдельное явление или факт. Их кредо определяется словами
философа Эрвина Лацло, ведущего системного теоретика: "Мы являемся частью
взаимосвязанной системы природы, и, поскольку культурные "объединители" не
делают свое дело по развитию теорий системных схем взаимосвязей, наши
коротко и близкодействующие проекты и ограниченные возможности управления
процессами могут привести к нашей гибели"(31).
Эта атака на фрагментарность, на частичность и аналитичность так
усилилась, что многие фанатичные "глобалисты" беспечно забыли о своих
поисках непостижимого целого. И результатом стала не всеобщность, а иной тип
Страницы: «« « 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |