Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 233
Размер файла: 1591 Кб
Страницы: «« « 222   223   224   225   226   227   228   229   230  231   232   233  »

окладах,  молитвенники-менологии,  украшенные  рисунками, псалтыри, писанные
на  телячьей  коже  благороднейшей,  внесено  много книг светских, собранных
князем  Ярославом  и  подаренных  теперь  для  храма  -  для первого на Руси
собрания книг.
     Весь  Киев  вместился  в просторной церкви, собрался здесь - и никто не
знал,  что  где-то  под  разукрашенным  полом  лежит  тот, кто поставил этот
собор,  родив  его  в  своей  мечте,  кто  дал собору эти дивные краски, эти
величественные  мозаичные  фигуры,  эту  непрерывность движения, игру света,
немеркнущее сияние.
     Митрополит  служил  молебен, слава и хвала возносилась к богу, киевляне
с  зажженными свечами молча стояли в соборе, звучали колокола, била и накры,
пела  певчая,  сквозь  кадильный  дым  из  высокой  выси  сурово посматривал
Пантократор   и  горели  испуганно-упрямые  глаза  Оранты  над  собравшимися
киевлянами,  которые,  чтоб  взглянуть  на нее, закрыли торжницы, гончарные,
кожевенные  и  оружейные мастерские. Даже киевская детвора набилась в собор,
разместилась  вдоль  стен  в  притворах  и  уже готовилась поскрести чем-то,
оставить  после  себя  чуточку,  кружочек  или нехитрый рисунок, положив тем
самым   начало  многовековым  упражнениям  малограмотных  потомков,  которые
оставят  в  дальнейшем  на  стенах  Софии  свои  радости,  тревоги,  печали,
презрение  к  божьим узаконениям, тоску по тому прошлому, когда и земля была
толще, и зверь шел под каждую пущенную стрелу...
     После  молебна  процессия, возглавляемая теперь пресвитером Илларионом,
вышла  из  Софии  и  направилась  к дворцу Ярослава. К духовенству, боярам и
простому  люду  присоединилась  здесь княжеская дружина - и так ждали выхода
Ярослава.  Как  только  князь появился в дверях, пресвитер Илларион сотворил
короткую  молитву,  после  чего  два  церковных  сановника  в  торжественных
одеяниях  понтификальных,  с  повешенными  на груди наперсными крестами, где
сохранялись  мощи  святых, подошли к князю и взяли его под руки. Духовенство
выстраивалось  в  процессию,  которая  должна  была возвратиться в Софию. Во
главе  процессии  несли  огромное  Евангелие  в золотом окладе с изумрудами,
рубинами  и  сапфирами, два креста, вился ароматный дым из кадил, священники
пели  молитвы  попеременно на греческом и славянском языках. За священниками
торжественно  вели  князя,  дальше  шла  княжеская  родня,  дружина,  бояре,
двигались любознательные люди.
     Вся дорога от дворца до Софии сопровождалась пением молитв.
     Перед  вратами  Софии  задержались, пресвитер Илларион сотворил краткую
молитву,  после  чего  процессия  вступила  в  церковь  при пении антифоны и
задержалась  перед пресвитером. Митрополит ждал князя возле главного алтаря.
Он  произнес молитву по-гречески, епископы сняли с Ярослава пурпурный хитон,
отцепили  его  меч  и  подвели  князя  к алтарю. Тут Ярослав упал крестом на
покрытый  коврами  и  дорогими  ромейскими  покрывалами пол, епископы и весь
клир  стали на колени. Когда троекратно прозвучало "Господи, помилуй!" - все
встали,  епископы  помогли  встать  князю - настал миг, когда князь перестал
быть  властелином,  стал  простым  смертным, для того чтобы в скором времени
возвеличиться еще больше, взять имя новое, еще и неслыханное на Руси.
     Пресвитер  Илларион  подошел  к  Ярославу  и  спросил его торжественно,
почти напевно:
     - Обещаешь  ли святые церкви господа нашего, и слуг божьих, и весь люд,
тебе   подданный,   по   обычаю   предков   своих,   боронить   и  над  ними
владычествовать?
     - Да, - сказал князь, - обещаю!
     Теперь  Илларион  обратился  с  вопросом  к  "люду", уже не нараспев, а
произнося  слова  запутанным  способом,  чтобы  поняли  их  только церковные
сановники  да  еще,  быть может, кто-нибудь из приближенных князя. Спрашивал
Илларион  -  жаждет  ли  люд  иметь владыкой и кесарем своим князя Ярослава.
Клир и певчая пропели: "Да будет так, да будет так. Аминь!"
     Илларион  произнес  молитву,  благославляя князя, умоляя бога, чтобы он
помог  счастливо  царствовать Ярославу, а владетель дабы послушен был божьей
воле.  Епископ  переяславский произнес молитву по-гречески, ибо бог мог и не
понять  слов Иллариона, который обращался больше к собравшимся в соборе, чем
к  небесному  владыке, - так и звучали попеременно молитвы на двух языках, а
тем  временем  митрополит Феопемпт принялся за первое и важнейшее действие -
за  помазание.  Он  помазал  святой  оливой  голову, грудь и плечи Ярослава,
творя  знак  креста  на  князе, потом подал князю коронационный меч - знак и
подтверждение  власти,  а  вместе  с  мечом  и  всю державу. Князь опоясался
мечом,  взял  из  рук  епископов украшенные жемчугом набедренники, застегнул
хитон и взял берло.
     У  митрополита  дрожали  руки,  когда  он  поднял  золотой венец, чтобы
возложить  на  голову Ярослава. Императорские короны переходили в наследство
вместе  с  целыми империями. Византийские императоры привезли венцы из Рима,
немецкий  император  снял  корону  с  мертвого  Карла  Великого,  открыв его
гробницу  в  Аахене,  польский  Болеслав  получил  корону  от папы римского.
Ярослав  не  стал  ждать,  пока  кто-нибудь  пришлет  ему венец: велел своим
мастерам  выковать  из  русского  золота,  и вот митрополит чинил чуть ли не
святотатство,  но  не  мог  противиться  княжьей воле, утешая себя надеждой,
что,  кому  нужно,  легко  может  обесценить  кесарство Ярослава и звать его
по-старому князем.
     Он  возложил  на  князя  венец, пробормотал благословение и необходимые
при  этом  слова:  "Венчается  на  кесаря  земли  Русской раб божий Георгий,
рекомый  Ярослав",  но  мало  кто  смыслил  по-ромейски,  поэтому в молитве,
которую  сразу  же  сотворили  на славянской языке, многажды повторяли слово
"кесарь",  чтобы  запало  оно отныне в головы киевлян и скорее разнеслось во
все концы.
     После  молитвы  коронованный Ярослав был торжественно отведен от алтаря
к  приготовленному  поблизости  трону.  Дал  епископам  поцелуй мира, сел на
троне,  протянул  руку  для  поцелуя княгине Ирине, которая после этого села
рядом  на  стульчике  пониже;  вся  церковь  запела: "Господи, помилуй", - и
начался большой молебен.
     Вскоре  начнется великое пиршество кесаря с дружиной и людьми знатными.
Для  Ярослава этот день, казалось, будет самый счастливым в его жизни, но он
хорошо  знал,  что, как ни называйся, не распространяется твое могущество на
всех, - есть преграды, не избежать горечи поражений.
     Без  него  выросла  у Шуйцы его дочь, о которой он и не знал ничего, не
захотела  показать ему Шуйца Ярославу; когда же попытался применить власть и
силу,  девушка  бежала  и  исчезла  из  Новгорода. То же самое повторилось в
Киеве. Вот где предел власти: вольный человек.
     Уже  будучи  кесарем,  приказал: найти и поставить пред его глаза. Пока
же  будет  длиться  поиск,  никто  этой  девушке  не должен дать ни хлеба на
дорогу, ни воды от жажды, ни огня для обогрева, ни палки от собак.
     И началась погоня по всей земле.

Страницы: «« « 222   223   224   225   226   227   228   229   230  231   232   233  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Загребельный Павло, Диво