|
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 233 Размер файла: 1591 Кб Страницы: «« « 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 » место. Иначе отказываюсь от существования, и тогда конец всему, прежде
всего - богу.
Видел схимников, которые уходили от земных соблазнов и от деяния. А
чего достигли? Все равно жили - с той лишь разницей, что жили мизерно.
Прозябали. А так жить негоже.
Жизнь научила его ни с чем не соглашаться, протестовать, возмущаться.
Он понимал, что лишь тот достоин уважения, кто борется. Мало замечать
несправедливость - нужно ее устранить, преодолеть. Пускай его мозаики будут
последней данью прошлому, к которому он больше не вернется. Не хочет больше
рабства! Хочет воли!
Нетерпение у Сивоока было такое, что он выложил одну лишь половину
евхаристии, другую отдал антропосам и обученным им помощникам из башковитых
киевских отроков. А сам поскорее кинулся к своим башням. Тут, под низким
сводом, по-настоящему наслаждался раскованностью таланта и разума. Творил!
Был независимейшим человеком на свете! Мир его детства стоял перед глазами,
запах извести и красок напоминал запахи глины в хижине деда Родима, - и вот
уже и сам Родим на своем сером конике охотится на хищного зверя, и не беда,
что и коник кажется слишком малым, и зверь мелковат, - пускай знают
потомки, каким был Родим, какие великие и могучие люди жили в этих лесах, и
у этих рек, и в полях, равных которым нет во всей Европе, ведь и то
сказать: славяне поселились на самых богатых и живописных землях. Взять ли
русичей, или болгар, или сербов, поляков, чехов. Горы, равнины, реки,
шумные леса - где еще такое найдешь?
В фресках, которыми украшал башни, Сивоок подсознательно жаждал
передать свои суждения о мире и людях, поэтому считая все остальное мелким,
не заслуживающим внимания и был крайне недоволен, когда его отрывали от
любимой работы, дергали то на то, то на другое, то на подсказывание, то для
помощи, то для исправления чьих-то огрехов, то для торчания между
митрополитом и пресвитером Илларионом, которые еженедельно прибывали в
церковь для надзора и часто затевали новые и новые споры, верх в которых
все равно брал незримо присутствующий князь или просто художническое
упрямство.
Только в одном, возможно и в самом главном, Илларион уступил
митрополиту без видимого сопротивления: в том, чтобы все надписи в храме
были сделаны на греческом языке. Это был язык половины мира. Отрекаться от
него открыто - значило бы отрекаться от общей со всем тогдашним миром
культуры, а этого Ярослав не хотел, вернее, не отваживался сделать. Выбора
не было. Вера вела за собой язык.
Пресвитер Илларион был уверен, что вера не ограничится одной церковью
- пускай даже и такой пышной, как София, - он был осторожно-мудрым, чего
никто не мог бы сказать про Луку Жидяту.
Тот, вопреки княжескому запрету болтаться по Киеву и вести крамольные
разговоры против Византии, примчался в собор, когда Сивоок еще работал над
Орантой, начал взбираться к нему на помосты, бегал по зыбким доскам,
бормотал, неизвестно к кому обращаясь:
- Не грек ты и не варяг. Говори, пользуйся своим естественным языком.
Не ты его вознесешь - он тебя.
- Не гарцуй так - доски проломятся, - спокойно советовал ему Сивоок,
не отрываясь от работы. Он не любил никаких попов. Считал, что молоть
языком человек идет лишь тогда, когда не способен ни к какой работе.
- А, не возьмет меня леший! - отмахивался небрежно Лука и по-прежнему
бегал туда и сюда за спиной у Сивоока, мешая работать, раздражая выкриками.
- Не привык я, чтоб за спиной была возня, - уже сердито произнес
Сивоок. - Ты, поп, знай свое, а у меня тоже дело есть. Как говорится:
каждому свои сопли солоны.
Жидята остановился. Замер за спиной Сивоока, потом громко
расхохотался.
- А ведь это правда: бегаю, - перестав смеяться, признал он, - это во
мне медвежий жир колотится.
- С медведями был в берлоге? - Сивооку уже начинал нравиться этот
крикливый и суетливый поп. Он прекратил работу, вытер руки. - Кажется,
время и мне пообедать. Может, разделишь трапезу, поп? Или привык к жирной
еде? У меня хлеб да квас. Ибо я ведь под небом сижу, а к небу имеют право
молвить только худые. Жирные же пускай падают вниз и погибают под
собственной тяжестью и жиром.
- Славно молвишь! - удовлетворенно крикнул Жидята. Он завернул полу
изношенной ряски, присел возле Сивоока. - Давай твой хлеб и квас - это
самая лучшая еда. Меня зови не попом, а Лукою, хотя зовут еще меня Жидятой,
потому как у хазар наш в плену, а y них вера - жидовская.
- Как же ты переметнулся в христианство?
- Не принял я их веры. Да и христианской тогда не знал. Зачем это
было? Пока молод, разве про веру думаешь? Научился стрелять из лука, ловить
диких коней, бить зверя на полном скаку. Вырвался из неволи, прибежал в
свою землю, а тут меня никто и не ждал. Охотился тайком на княжеских
угодьях, бил зверя, бывало, и ко того, брал грех на душу, потому как все
равно ведь это княжье. Научили меня старые ловцы, чтобы для крепости и
здоровья употреблял медвежье сало. Убил я медведя, натопил из него жиру
прямо в шапку, полную шапку еще горячего выпил, несколько дней тяжко болел,
но потом будто смазало меня всего изнутри: никакая хворость не приставала.
Пригодилось это мне, когда поймали меня княжьи прислужники да бросили в
поруб холодный и сырой, с червями да жабами. Ежели бы не промаслился раньше
медвежьим салом, так бы и сгнил там, в земле. Ан нет - высидел. Тут у
самого поруба церквушку деревянную поставили, службу правят, грехи
замаливают. Слушаю, нравится мне пение, хотя и не понимаю ни единого слова.
А поскольку голова у меня крепкая, то и схватил все эти пения, ирмосы эти
чужестранные, да однажды и рявкнул из поруба по-медвежьи: "Кирие элейсон!"
Вытащили меня, рассматривают, будто ромейское диво. Повезли в Бересты, так
немытого и поставили перед пресвитером Илларионом. Спрашивает он:
"Христианин?" Говорю: "Нет". Молвит что-то по-гречески. Я гляжу на него,
что твой баран. "Не знаешь греческого?" - "Не знаю". - "Обучен письму или
книгам?" - "Не обучен". Вот с тех пор и началось. Обучил меня пресвитер, а
я ко всему человек башковитый...
- Так ты и не поп? - спросил Сивоок.
- Пока нет паствы, так не поп, но хочу учить. Стоять за свое родное
хочу. Веру взяли у ромеев, а язык их нам ни к чему. Славянский должен быть.
Отведал я среди чужих, знаю, что это, когда тебе твое слово забивают назад
в глотку. Это - смерть человека. Да и научиться чужому языку разве можно
толком? Лишь от своей матери возьмешь ту глубину и сущность, а чужой - одни
лишь сливки. Про хлеб да воду еще спросить можно, в душу же - не
проникнешь, не доберешься. Ты художник - должен знать это. Письмо знаешь?
Страницы: «« « 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |