|
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 233 Размер файла: 1591 Кб Страницы: «« « 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 » »» архангелы (два уже готовы, третий еще не завершен) поражали своей тяжестью
(о боге нечего и говорить: он и вовсе был какой-то тяжеленный, словно бы
выложенный из большущих каменных квадратов, а не из легеньких сверкающих
кубиков), снизу были краски, они сливались воедино, хотя и не так, как у
Мищилы, а тут князь не видел ничего, кроме серого раствора, наложенного
толстым слоем на стену, и беспорядочно натыканных в этот раствор
неодинаковых стекляшек и камешков, гранями своими повернутых в разные
стороны, как попало, в диком хаосе; самое же страшное заключалось в том,
что Сивоок при появлении князя работы своей не прекратил, а продолжал и
дальше втыкать свои камешки, молча протягивая к подручным то одну руку, то
другую, работал молча, быстро, лихорадочно и сосредоточенно, словно бог во
время сотворения мира.
- Ты что же это вытворяешь? - гневно спросил князь, запыхавшийся от
изнурительного карабкания в это поднебесье и возмущенный непочтительностью
Сивоока, а еще больше непохожестью его работы на то, что показывал ему
внизу Мищило.
- Что зришь, княже, - буркнул мастер.
- Ничего не вижу.
- Непривычен глаз имеешь, княже.
- А ты не учи меня! - топнул ногой Ярослав.
- Окромя того, на эту мусию смотреть надо лишь снизу, - успокаивающе
промолвил Сивоок, - вельми велика она, чтобы обнять ее оком вблизи.
- Почто кладешь не так, как Мищило?
- За солнцем иду. Хоть где будет солнце, найдет себе отражение, и
мусия будет весь день светиться одинаково глубоко. А у Мищилы - сверкает
один лишь раз на день. Да и что это за блеск? Без тепла, без глубины, что
лед холодный. А еще - будет класть твой Мищило свою мусию десять лет и не
закончит. Люди рождаются разно: одни для работы мелкой, другие - для
великой...
Сивоок говорил, не поворачиваясь к князю, продолжая укладывать
смальту, делал это умело, быстро, как-то даже вроде бы весело.
- Считаешь, что так и нужно? - мягче спросил Ярослав.
- Вот это, что делаю? А как иначе? Никто не взялся за большие мозаики.
Мало таких людей на земле. Меня когда-то отчаяние загнало в эту высоту,
теперь слезать не хочется. А слезу - так тоже для дел великих.
- Чванишься или шутишь?
- И то и другое. Думаю, как скорее закончить церковь.
- Угадал мою мысль, Сивоок.
- Но с Мищилой, княже, не закончишь до скончания века.
- Недостроенный храм не хочу оставлять сыновьям и потомкам, - сказал
Ярослав, видно, встав уже на сторону Сивоока в его дивно хаотичном и
непостижимом, но уверенно решительном творении. - Не хочу!
- Я тоже, - весело сказал Сивоок.
- Ты еще молод.
- Но и не имею ничего. Ни сына, ни жены, ни крыши над головою.
Князь промолчал. Неустроенность людская его мало занимала. И не о себе
пекся - о державе. Всегда и прежде всего.
- Сыновья у тебя хорошие, княже, - снова заговорил Сивоок. - Про
дочерей не говорю, негоже мне молвить про княжьих дочерей, а сыновья вельми
хороши. Есть у меня мысль. Хочу помочь Мищиле в его работе.
- Своей же имеешь эвона сколько! - удивился князь жадности этого
человека к хлопотам.
- Закончу свое в пору. Мищило же будет мешкать там невесть как долго.
А чтобы поскорее - можно объединить с его мусией фресковые образы твоих
сыновей и дочерей с княгиней. Вот и взялся бы я и сделал бы вельми быстро и
охотно.
- Прилично ли будет? Князь - в мусии, а семья его - в простой росписи.
- Роспись тоже можно сделать так, что не уступит мусии. На все есть
способ. Когда-то жена карийского царя Мавзола Артемизия поставила ему после
смерти надгробный памятник, и стены были украшены фресками такими
гладенькими, что казались прозрачными и блестели, как стекло. И у эллинов и
римлян были такие мастера. В заправу добавляли порошок мраморированный,
поверхность накладки разглаживали горячим железом, а писали яичной краской,
которая в обычной фреске не употребима. После окончания живописи ее
покрывали пунийским воском и водили около самой поверхности раскаленным
железом, не прикасаясь. Натирали сукном - и вот блеск, как у
отполированного мрамора или даже смальты.
- У меня державных дел хватает, - сказал князь, - чтобы забивать себе
голову твоим пунийским воском и еще чем-то. Ты мастер - тебе и знать
надлежит.
- А сам вмешиваешься в то, как мне укладывать смальту, - напомнил
Сивоок.
- Ибо непривычно кладешь.
- Только тогда и есть искусство, когда непривычно. Власти это не по
вкусу. Власти мило упрочившееся, она жаждет, дабы все на свете было
одинаковым, ибо только тогда может уповать на свою незыблемость. А краса -
лишь в неодинаковости. Возьми такое, княже: каждое растение имеет свой
цветок, не похожий на других. А ежели бы все цветы да стали одинаковыми?
- Глаголешь много, - попытался свести разговор к шутке Ярослав.
- Ибо много работаю. - Сивоок в течение всего разговора ни разу не
взглянул на князя и не прервал своей работы. Стоял на помосте, широко
разметав руки, так, будто подпирал изогнутую стену купола, голова,
задранная кверху, прочно лежала на плечах, срослась с ними навсегда от
этого напряженного всматривания вверх, на свод; князь попробовал сосчитать,
сколько дней, недель и месяцев стоит тут Сивоок, укладывая мозаики, вышло
так много, что он ужаснулся, а впереди ведь было еще больше! И этот человек
думает не об отдыхе, а ищет для себя еще работы, берется за новое, и кипят
в нем какие-то непостижимые страсти, нарывается на споры с самим князем.
Отрок, сопровождавший Ярослава, раздвинул для князя переносный
стульчик. Ярослав махнул ему, чтобы убрал. Не привык рассиживаться и вести
разговоры с кем-либо при свидетелях. На всю жизнь запомнилось ему
новгородское вече, перед которым выворачивал свою душу после расправы над
воями Славенской тысячи, возненавидел после того все публичные радения и
обсуждения, всегда, когда возникала потребность кого-нибудь выслушать, звал
его к себе в палаты, слушал, с решением своим не торопился, оставаясь для
собеседника загадочным, а следовательно - мудрым.
Поэтому неуютно чувствовал он себя здесь, под самым сводом главного
купола собора. Создавалось впечатление, будто воздушный столб, наполнявший
купол на всю высоту, вдруг опрокинулся и начал давить на людей снизу,
угрожая приплюснуть их к грозно уставившимся безнадежно черным глазам
Страницы: «« « 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |