|
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 233 Размер файла: 1591 Кб Страницы: «« « 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 » »» же те самые ромеи, при всем том, что государство их насчитывает уже
несколько сот лет и рождалось знамением бога, заимствованного ими у
палестинских пастухов-голодранцев, - разве же они сразу все восприняли и
все постигли? Сколько жили, столько и грызлись между собою то за одно, то
за другое. Дошли и до того, что уничтожали все изображения Христа, Марии,
ангелов, апостолов, патриархов, императоров. Даже в императорском дворце,
сооруженном при Константине и Юстиниане, выколупывали все мозаики.
Возможно, и держится теперь митрополит Феопемпт за эту построенную и
освященную патриархом Фотием церковь Феотокос Фарос потому, что была она
первой значительной церковью после смутных времен иконоборчества? Но почему
мы должны искупать чью-то сумятицу и дурость, повторяя сделанное уже давно,
и не на поддержание душ народа нашего, а для укрепления расшатанной веры
самих ромеев?
Ночью Ярослав позвал Ситника. Ситник тоже заметно постарел за эти
годы, стал еще толще, потел, как и раньше, обильно в неудержимо, но уже
понял наконец, что не к лицу в его положении излишняя суетливость, поэтому
сшил себе по ромейскому образцу охабень с длинными, до самой земли,
рукавами, которые перебрасывал через плечи и засовывал за пояс, а руки
выставлял в прорези под рукавами, будто огородное чучело; неуклюжий,
бездарный, кто не знал, принял бы его за первого бездельника в державе,
взглянув на эти заткнутые за пояс длиннющие рукава, но Ярослав по-прежнему
продолжал верить в Ситника, не обманул тот князя еще ни разу, выполнял все
повеления быстро, точив, главное же - без лишней огласки, что в
государственных делах иногда имеет первостепенное значение.
- Что, этот святой в пещерке живой? - спросил князь своего ночного
боярина.
Ситник, не поняв, куда князь клонит, торопливо ответил:
- Живой, княже! По твоему велению...
- Постой, - махнул Ярослав рукой, - я не просил тебя напоминать о моих
велениях. Спрашиваю тебя: почему до сих пор живой?
- Почему живой? - Ситник моментально растерялся, ему стало жарко, он
уже улавливал княжий гнев, только никак не мог угадать, откуда он нахлынул.
- Ну... живучий старикашка. Такой шустрый, как рак на суше.
Боярин хрипло засмеялся, чтобы скрыть свою растерянность, но Ярослав
не склонен был сегодня к веселью.
- Раз спрашиваю, - сказал сурово, - не нужны мне объяснения.
- Однако ж, княже...
- Говорю, почему живой? - упорно повторил Ярослав. - Не нравится твоя
несообразительность, Ситник. Если бы умер человек, а я спрашивал, почему он
умер, тогда бы ты и объяснял, кто виноват. А ежели спрашиваю, почему живой,
то найди, кто повинен в этом.
- Ага, так, - послушно молвил Ситник, подавляя глупое желание
воскликнуть: "Да ты же, княже, виновен, что он живой! Ты же велел носить
ему дичь с княжьего стола, и напитки в серебряных бокалах, и меха для
теплоты..."
- А в пещерке той пусть молится пресвитер Илларион, - словно о деле
уже давно решенном, говорил Ярослав, - передай ему от меня...
Все-таки Ситник, видно, старел быстрее князя: стал тугодумом. Он еще
только размышлял, как убрать старика из пещерки, а князь, вишь, и забыл о
нем, старик уже не существует для него, властелин хлопочет почему-то о
пещерке, стремится как можно скорее поместить туда кого-то другого...
- У Иллариона уже своя пещерка есть, - несмело сказал Ситник.
- Пещерка? - Ярослав прошелся по горнице, остановился перед поставцом
с толстой пергаментной книгой, потрогал пальцем лист. - Какая пещерка? Что
он там в ней делает?
- Молится с Лукой Жидятой. Лука там и пребывает, а пресвитер ходит к
нему, и они в два голоса напевают молитвы.
- Что ж они поют?
- Господи милосердный, прими с земли этой молитву на языке земли
нашей... Такое что-то напевает... А у обоих - басы вельми могучие...
- Не спрашиваю о басах. Лука этот - кто таков?
- Жидятой прозван, потому как малым еще его хазары забрали в плен, и
там продержали много лет, и склоняли к вере своей, и на язык свой
переворачивали. Испробовал он чужбины, и когда прибежал к своим, то теперь
ни о чем чужом слышать не может. И христианскую веру признает только на
языке нашем, а не греческом. Илларион прячет его от митрополита и от
ромеев. В пещерке.
- Почему не сказал мне?
- Не спрашивал ты, княже.
- Знаешь хорошо, что и о неспрошенном должен говорить.
- Знаю, но пресвитера обходил ты в своих подозрениях.
- Обхожу и ныне. Передай, пусть приведет ко мне этого Лугу завтра
ночью тайно. А пещерку одну пускай засыплет. Хватит ему для молитвы и
одной.
- Ага, так.
Было единственное убежище для Луки Жидяты в Киеве, где бы о нем не
смог узнать митрополит: княжеский дворец. Ярослав уже отдал одну комнатку
для Пантелея и еще для двух писцов; жили при дворце священники, монахи,
послушники, канторы, ублажавшие слух князя и княгини сладким церковным
пением, полно было придворных, ключников, замочников, стольников, чашников,
спальников, жил Бурмака, становился тесноватым уже Большой дворец,
построенный еще при княгине Ольге, однако в следующую ночь привезли туда
еще одного жильца, вошел он, закутанный в старенький, изорванный мех, в
сени вместе с пресвитером Илларионом, вместе поднялись они в сени верхние,
прошли в сопровождении Ситника в горницу князя Ярослава; долго, запершись
там, о чем-то беседовали, а на рассвете князь вместе с пресвитером
спустился в церковь на молитву, а Лука Жидята, яснобородый, коренастый
человек с крепкими руками и какой-то особой цепкостью во взгляде, очутился
в комнатке отрока Пантелея, искал у него иконку или крестик, чтобы
помолиться по-своему, но у Пантелея такого добра не водилось; отрок, лукаво
поглядывая на своего нового соседа, сказал, что он приставлен к князи не
для молитв, а для жизнеописания; Лука обозвал отрока дураком и варваром,
хотел сгоряча избить его, но пожалел, пообещал обратить его языческую душу
в христианскую веру, на что Пантелей чмыхнул тихонько себе под нос, чтоб не
дразнить ухватистого дядьку, и рассказал Луке о святом человеке, который
собрал в себе всю мудрость Древлянской земли.
- Убит твой учитель, - жестоко сказал Лука, который после многих лет,
проведенных у степняков-хазар, не умел скрывать от человека ни хороших, ни
плохих вестей.
Пантелей не поверил.
Страницы: «« « 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |