|
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 233 Размер файла: 1591 Кб Страницы: «« « 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 » »» За малейшее непослушание князь Ярослав вводит новые и новые виры,
чтобы увеличить порядок в державе, а княжьей казне увеличить прибыль. В
народе же об этом молвится: "Рука руку чешет, а обе зудят".
Опускаем множество вещей, о которых в соответствующем месте можно
будет вспомнить, и опишем скромными словами церковь святой Софии,
поставленную Сивооком и Гюргием-иверийцем, ибо церковь уже стоит и ждет
украшения своей внутренней части. Как говорится: "Лоб чешется, да кланяться
некому". Вельми удивляется весь люд церкви невиданной, но пока князь не
побывал возле Софии с митрополитом Феопемптом, боярами, воеводами,
священниками и челядью, пока не промолвил: "Быть по сему", никто вроде бы и
не замечал церкви великой посреди Киева, так, будто родилась она лишь после
княжеских слов. О мир тревожный и злой! Почему же так происходит всюду и
всегда? Человека простого никто не слушает, какие бы великие истины он ни
вещал, даже дела его величайшие умаляют; когда же человек занимает высокое
положение, то даже молвленные им глупости становятся историческими".
- Что ты понаписывал? - недовольно буркнул князь. - Зачем все это?
- Все - правда. - Пантелей говорил тихо, невозможно было понять,
испугался он или хотел скрыть насмешку в голосе.
- Нужна не правда, а вера. - Ярослав, тяжело прихрамывая, прошел от
окна, сел на скамью напротив Пантелея, так что теперь и его лицо попало в
полосу слабого света. - Вера же не требует подробностей, ограничивается
сутью. Не пиши слов всех - и так поймут. При писании дорожи временем, а еще
больше - пергаментом, ибо куплен он в самом Константинополе.
- Хотя пергамент купленный, зато письмо домашнее, - не выдержал отрок,
и теперь уже стало совершенно очевидным, что не до конца удалось князю
оторвать хлопца от того заросшего бородой древлянского мудреца, который
успел передать отроку свое упрямство. Но Ярослав тоже принадлежал к
терпеливым и упрямым: однажды начав какое-нибудь дело, он уже никогда не
отступал.
- Писать нужно, - словно бы ничего и не заметив, говорил князь мягким
голосом, - только про великое, опуская второстепенное. Нужно стремиться к
старательности в изложении событий, как это делалось когда-то в
каролингских пергаментах, которых ты не читал из-за своей темноты, но
которые я дам тебе хотя бы посмотреть. Ромейские хронисты с сухим
перечислением годов и дел неважных для тебя не образец. Были у них и
летописцы, которым пробуешь следовать, но отличались они пышным
многословием и не имели силы в мыслях. Не поддавайся искушению
сосредоточиваться только на неполадках и ошибках. Недостатки великого
человека могут быть столь же поучительными, как и достижения, но значение
имеют лишь последние, первые же следует оставлять без внимания, чтобы не
стали они когда-нибудь оправданием для правителей ленивых и бездарных. Не
уподобляйся византийскому историку Прокопию, который днем писал о высоких
деяниях своего властелина императора Юстиниана, а ночью, запершись в келье,
гайком записывал в тайные тетрадки сплетни и паскудства о придворных и
императорской семье.
Пантелей молчал. Ерзал на скамье, языческой хитростью сверкали его
светлые глаза, в них было трудно разобраться, точно так, как трудно бывает
иной раз человеку заглянуть в затаившиеся лесные чащи, в зеленые шумы, в
широколиственные папоротники.
А на следующий день уже в новой церкви, стоя впереди огромной свиты
рядом с митрополитом, Ярослав снова вспомнил о Пантелее, ибо, бросая взор
через левое плечо, видел тяжелую фигуру Сивоока, чувствовал, что тот ждет
решения справедливого и мудрого, точно так же как отрок ночью ждал, когда
князь перестанет поучать его и отпустит описывать события нового дня,
перемежая их упрямыми умствованиями. Упрямые, упрямые люди окружают его со
всех сторон! А может, так и нужно? Может, и князю следует заимствовать у
них упорства? Может, князь точно так же должен быть похожим на свою землю,
как этот великий умелец Сивоок: взгляд из-под бровей, глаза будто из седых
туманов, неизведанной таинственности глубин.
Дабы задобрить князя, а может, чтобы поскорее закончить с переговорами
на морозе, в этой невысохшей, неприветливой и страшной в своей обнаженности
церкви, митрополит прежде всего повел речь об изображении в храме его
ктитора, то есть основателя. На западной стене должен был быть изображен
сам Ярослав, который в сопровождении богородицы преподносит сооружаемый
храм Христу. А на боковых стенах изображение всей княжеской семьи: с одной
стороны сыновья, с другой - дочери с княгиней Ириной во главе.
Места для этого было предостаточно, могло создаться впечатление, что
строители заблаговременно заботились именно о прославлении ктитора-князя:
под хорами над западной тройной аркой, как раз напротив алтаря.
- Кто же это сделает? - заинтересовался князь, оглядываясь на Сивоока,
ибо надеялся, что именно он должен был бы взяться за такое почетное дело.
Однако Сивоок молча отошел чуточку назад и выпустил из-за себя Мищилу.
Тот развернул перед Ярославом длинный свиток пергамента, почтительно
склонился перед князем, принялся длинно и нудно что-то объяснять,
собственно, и не объяснял, а велеречиво воздавал хвалу князю, не забывая и
о себе, показывал, где и как будет укладывать различную мозаику, обращал
внимание на важность уметь подобрать наиболее подходящие цвета для
княжеской одежды и вообще для мельчайших вещей. Ярослав невольно подумал,
что чем меньшим талантом обладает человек, тем значительнее относится он к
самому явлению творчества, своему труду, хотя там иногда искусства может и
не быть. Ему очень хотелось спросить, почему же все-таки не Сивоок берется
изображать княжескую семью и его самого, но сдерживался. С художниками
никогда не знаешь, как лучше вести себя. Они всегда остаются загадочными
для властелина. Становятся между властью и народом словно бы самозванно, -
или же они предназначены для этого высшими силами? Собственно, и народ для
князя - что такое? Князь всегда знает не весь народ, а лишь ту часть, к
которой принадлежит сам. Остальные же - либо враги, либо просто темная
толпа, не заслуживающая внимания. Даже все ситники, высовывающиеся из толпы
в прислужники, в конце концов не что иное, как примитивные блюдолизы,
которых ценишь за верность, похожую на верность обыкновенных послушных
псов. Однако ни один художник, даже самый бездарный, не потерпит такого
обращения.
- Хорошо, делайте как знаете, вмешиваться не буду, - отмахнулся князь
от Мищилы, готовый согласиться со всеми домогательствами митрополита, лишь
бы только не иметь дела со всеми художниками вот здесь, в присутствии
людей, в неукрашенном еще храме, который трудно было себе представить в
грядущей красоте, в блеске, похожем на сияние украшений и драгоценностей на
одеянии митрополита, епископов, бояр, наполненный тысячами богомольцев, в
кадильном дыму, в тихом сверкании свечей, в многоголосье пения и молитв.
Митрополит, еле шевеля посиневшими от холода губами, почти умирающий,
Страницы: «« « 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |