|
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 233 Размер файла: 1591 Кб Страницы: «« « 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 » »» необычность и многообразность внутренней части церкви, точно так же как и
наружной; привыкший к расписыванию обычного храма, где все
сосредоточивается в серединном нефе, византиец плохо представлял теперь,
как применить канонические картины из истории Христа к многочисленным
притворам, к переходам, к неестественной, почти мистической подвижности
внутреннего пространства сооружаемой неистовыми зодчими киевской церкви; в
то же время он не хотел уступать хотя бы один лоскут свободного места,
опасаясь, что непокорный Сивоок сразу же воспользуется этим для того, чтобы
нарисовать там что-нибудь языческое.
- Церкви нужны смиренные, - бормотал митрополит, - смиренные,
смиренные...
- А державе еще и даровитые, - добавил Ярослав, наслаждаясь
растерянностью Феопемпта.
- В церкви святой Софии в Константинополе есть надпись, которая
читается одинаково и обычно и сзаду наперед: "Нифон аномимата ми монан
офин" - "Омойте не только тело ваше, но омойтесь также от ваших грехов".
Такое кругообразие необходимо и в росписях на священные темы.
- "Ясарак усон втееми ясак", - вдруг высунулся из-за художников шут
Бурмака, с нахальным хохотом прерывая митрополита. - Звучит вроде бы
по-ромейски, а если наоборот читать, получается: "Кася имеет в носу
карася". Го-го!
Князь махнул рукой, приказывая шуту исчезнуть, но торжественность
минуты уже была испорчена, митрополит застыл с раскрытым ртом, глаза его
заслезились, теперь он особенно был похож на человека в предсмертной
агонии. "Одной ногой стоит в могиле, а за свое держится крепко", - подумал
Ярослав.
Наконец Феопемпт очнулся от оцепенения, заговорил снова. В храмах
византийских богатство мусий гармонически сочетается с блеском мраморов
карийских, родосских, итальянских, без мрамора не обойтись и тут.
- Мешкотно, - сказал князь, - в такую даль возить камень - мешкотно и
невыгодно.
- Имею весть, что уже везут для храма две мраморные колонны. -
Митрополит самодовольно задвигался на лавке. - Греческие купцы везут для
твоего храма белые и высокие колонны, а еще - корст мраморный с узорами
македонскими.
- Рановато возжелали укладывать меня в корст, - хмыкнул Ярослав, - я
еще не собираюсь переселяться к отцу небесному, должен пожить для его славы
и могущества. А чтобы колонны твоих купцов ромейских зря не пропадали, мы
поставим их возле храма, - так оно и будет. Внутри же обойдемся нашим
камнем и росписями.
- Не хватит мусии на весь храм - займем лишь средину, а по бокам
оставим так. - Митрополит жевал тонкими губами. - Будут голые стены.
- Непривычен наш народ к голым стенам, - возразил Ярослав, - святое
место не должно отпугивать. Святыня суть то, что людей объединяет, собирает
воедино. Как же мы соберем их голыми стенами?
Князь обращался уже не к митрополиту - слова его направлены были,
кажется, к Сивооку, молчаливому и хмурому, еще и до сих пор потрясенному
неутешным горем от гибели Иссы. Феопемпт и разгневался, и испугался
княжеского невнимания, он тотчас же перехватил нить разговора, подозвал к
себе Мищилу и двух антропосов, они развернули свитки на полу между князем и
митрополитом. На пергаментах были изображены украшения константинопольской
придворной церкви Феотокос Фарос, той самой, что была освящена патриархом
Фотием и служила образцом для нескольких поколений художников, которые
должны были возвеличивать своим трудом бога.
В самой верхней части подкупольного свода в большом кольце сверкало
разноцветной мусией изображение Христа Вседержителя, или Пантократора
по-гречески. Правой рукой Пантократор благословляет собранный внизу люд, а
в левой держит закрытую книгу Нового завета, которую откроет в день
Страшного суда. "Небо служит мне троном, и земля - подножье для ног моих".
Пантократора подпирает небесная стража из четырех архангелов -
Гавриила, Михаила, Рафаила и Уриеля. Архангелы одеты в далматики, поверх
далматиков - золотые лоры. В руках у архангелов - сферы и лабары. На
лабарах трижды выписано слово "агеос", то есть святой.
На огромной вогнутой поверхности конхи главной апсиды - изображение
Марии, молящейся за род людской. Всеславная, быстрая на помощь всем
христианам. Она - превыше небес. В ней и мудрость, и защита, она словно бы
небесный град, из которого вышел Христос на борение и смерть за род
людской, она - и церковь земная, она - все. А над нею Деисус: Мария и Иван
Предтеча обращаются к Христу с молитвой за всех сущих.
Далее идет церковь земная. В простенках между окнами барабана -
апостолы, в парусах - сидячие евангелисты. Под Орантой - евхаристия. Шесть
апостолов с одной стороны и шесть с другой направляются к престолу, к
дважды представленному Христу за причастием, Христу с двух сторон престола
прислуживают два ангела с рипидами в руках. Христос один раз преподает хлеб
("се тело мое"), другой - чашу с вином ("се кровь моя").
Иоанн Дамаскин утверждал, что вся церковь стоит на крови мучеников.
Поэтому на подпружных арках располагалось сорок медальонов с изображениями
сорока севастийских мучеников, которые погибли в Севасте при императоре
Лицинии. В Цезарее впоследствии была сооружена церковь в их честь,
император Феодосий часть мощей великомучеников перенес в Константинополь, а
Василий Первый построил для сохранения мощей храм. Уже один лишь перечень
имен мучеников весьма обременителен: Ангий, Акакий, Александр, Аэтий,
Валерий, Вивиан, Гаий, Горгоний, Саномий, Екдикий, Иоанн, Ираклий, Кандид,
Ксандрий, Лисимах, Леонтий, Мелитон, Приск, Сакердон, Севериан, Сисинний,
Смарагд, Феодул, Флавий, Худион, - и так вплоть до сорока!
А нужно же было для каждого подобрать цвет туники и хламиды, по
возможности позаботиться, чтобы усатый сердитый Аэтий не был похож на
удивленного юного Екдикия, а седоглавого Ангия чтобы не спутать с
довольно-таки глуповатым Северианом, добродушный же старенький Иоанн, имея
точно такую же заостренную бороду, как и Худион, не должен был повторять
выражением своего лица жестокость и презрительность Худиона.
Нижний пояс апсиды отводился под святительский чин: отцы церкви
Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Григорий Чудотворец,
великомученики архидиаконы Стефан и Лаврентий, святой Епифаний и папа
Климент, как первый христианский покровитель Киева, мощи которого привез
сюда из Корсуня еще князь Владимир.
И, наконец, последняя большая мозаика - благовещение на столбах
триумфальной арки, ведущей в алтарь. Фигуры архангела Гавриила в белом
одеянии и Марии-богородицы. Гавриил прибывает к Марии с благой вестью о
грядущем рождении Христа. В руках у него - красный жезл, символ путника.
Страницы: «« « 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |