|
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 233 Размер файла: 1591 Кб Страницы: «« « 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 » »» жила во дворце тихо и уединенно; император Константин иногда даже забывал о
существовании младшей дочери, точно так же как давно уже вычеркнул из жизни
дочь-монахиню Евдокию, оставалась для него только Зоя; стало быть, империя
должна была перейти в ее руки, - но удержат ли такую огромную державу
женские руки, приученные разве лишь к смешиванию ароматов? Константин решил
выдать Зою за человека, который стал бы впоследствии императором. Чтобы не
ходить далеко, выбрал он для этого епарха Константинополя Романа Аргира,
опытного и верного шестидесятилетнего императорского прислужника, позвал
его к себе и сообщил ему о своем решении. Аргир попытался сослаться на то,
что он давно уже женат, что у него есть дети, но для императора не могло
существовать никакой причины для отказа; Константин предложил епарху на
выбор: или немедленный развод с женой, или ослепление и изгнание из
Константинополя. Чтобы Аргиру лучше думалось, его заковали в кандалы и
бросили в одну из дворцовых тюрем, возможно даже в ту, которую сооружали
под непосредственным надзором самого Романа Аргира, когда он был епархом
столицы. К узнику пришла его жена, в слезах умоляла послушаться императора,
сказала, что охотно жертвует собой и идет в монахини. Роман женился на Зое.
А через три дня Константин умер, и Роман Аргир стал императором ромеев.
Этот человек, который был некогда патриаршим сакелларием при храме святой
Софии, а потом епархом столицы, даже в своих фантазиях не проникал дальше
стен Константинополя, в душе он так и остался епархом столицы, а поскольку
тело его уже требовало отдыха после многолетней хлопотной службы, он
использовал императорский престол как возможность провести конец жизни в
приятном безделье, все государственные дела охотно передал жене и евнуху
Иоанну-паракимонену, родом из Пафлагонии; хитрый пафлагонец мгновенно начал
стягивать к императорскому двору своих многочисленных родичей, среди
которых особенно по душе стареющей Зое был юный брат Иоанна Михаил; Михаила
полюбил и добродушный Роман, дело дошло до того, что император, лежа возле
царицы, звал Михаила, чтобы тот почесал ему ноги, потому что у Романа
почему-то очень чесались пятки и не помогало ничего, лишь Михаил умел так
почесать царственные пятки, что император всех ромеев спокойно засыпал, а
юный пафлагонец перемигивался в это время с белотелой императрицей.
Именно тогда закончена была в камне София Киевская, и собор стоял
розовым дивом среди белых снегов, а невидимый христианский бог ждал, чтобы
его нарисовали на стенах, уверенный в своей незаменимости. Митрополит
Феопемпт, посиневший от мороза и от злости на Сивоока, обходил с Ярославом
храм, боязливо ступал по скрипучему снегу, беззвучно шевелил тонкими злыми
губами; глаза у него слезились на морозе, покрылись коркой льда промокшие,
пожелтевшие от старости усы. Злые киевские собаки, не страшась блестящей
княжьей и митрополичьей свиты, налетали со всех сторон, норовя ухватить
зубами за дорогую одежду; киевляне лишь лениво поводили плечом на собачью
наглость, а греки пугливо метались, кто-то из них попробовал схватить
камень, чтобы швырнуть его в пса, но не мог оторвать примерзший камень от
земли, растерянно чертыхался: "О, проклятая земля! Тут привязывают камни и
отвязывают псов!"
Митрополит высвободил негнущуюся руку из теплых мехов, крестился часто
и отрывисто. Его пугала и раздражала непохожесть этого киевского храма на
церкви византийские. Не было в нем простоты и суровости, завещанной
христианским богом, языческое буйство криком кричало из этих столпившихся
куполов, число которых не поддавалось счету, с золотых крыш, с розовой
галереи и стен, что-то скрыто языческое, пренебрежительное к ромейскому
богу было и в двух каменных башнях, поставленных перед храмом, похожих на
обрубленные стволы старых дубов; эти башни, которые должны были служить
входами в храм для князя и княжеской семьи, особенно раздражали
митрополита, ничего похожего он никогда не видел у себя в Византии, ни один
ромейский строитель не решился бы поставить возле церкви подобное
безобразие; это воспринималось как вызов храму, башни были как бы
соперниками рядом с церковью, их пренебрежительная независимость от святыни
подчеркивалась еще и тем, что переходы от них к галерее были сделаны не из
камня, а из дерева.
- Почему и зачем? - гневно спросил Феопемпт то ли у строителей, то ли
даже у самого князя, хотя Ярослав тоже, кажется, не мог понять
целесообразности деревянных переходов, потому что человек в его положении
всегда должен был стремиться к вещам прочным, устойчивым, всячески избегая
всего временного.
- Объясни, - велел князь Сивооку.
- Неравномерность тяжести, - сказал тот. - Сам, княже, видишь: церковь
намного тяжелее башен.
- Ну и что?
Сивоок улыбнулся несообразительности княжьей.
- Вот тебе для примера, княже. Поставь на льду двух людей - тяжелого,
как твой боярин Ситник, и легкого, как отрок Пантелей, и соедини их крепкой
деревянной колодкой. Тяжелый проломит лед и начнет тонуть, а за собой
потянет и легкого, потому что тот скован с ним колодкой. А замени колодку
чем-нибудь гибким, как ремень или веревка, или же поставь между ними
что-нибудь хрупкое, неустойчивое, чтобы могло поломаться или порваться.
Тогда Ситник твой утонет, а Пантелей будет стоять на льду.
- Не трожь боярина, - буркнул князь.
- Молвлю для примера, сказал уже. Точно так же и строения. Из-за
своего неодинакового веса по-разному вдавливаются они в землю. Потому не
следует соединять накрепко строений легких и тяжелых, ибо разрушатся между
ними крепления, одновременно повреждая и сами строения. Нужно выждать
некоторое время, пока войдут каждая по своей тяжести в землю, тогда можно и
соединить их навечно. Покамест же оставим деревянные связи. Понял ли,
княже?
- Митрополиту объясни, - кивнул Ярослав в сторону Феопемпта, но тот
так продрог на морозе, что уже и перекреститься не мог.
Но оттаял он в княжьих палатах, когда речь зашла про порядок и способ
внутреннего убранства храма святой Софии.
Был он в своей стихии. За его спиной стояла тысячелетняя церковь с ее
догматами, с пророками, патриархами, апостолами, мучениками - и в этом
старческом, отжившем теле рождались необоримые силы; митрополит напоминал
теперь своей окостенелостью все те изображения святых в византийских
храмах, где все кажется закаменевшим: и фигуры, и одежда на них, и даже
небесные тучи над ними. Митрополит понимал, что битву, ради которой послали
его сюда из Константинополя, он проиграл, неосмотрительно пойдя тогда на
уступки, и вот стоит среди Киева чуть ли не языческий храм в певучей своей
многоглавости, но еще оставалось главное, была еще внутренняя часть церкви,
жилье божье, за которое Феопемпт готов был хоть и костьми лечь, как делали
это в течение веков мученики. Ибо что такое церковь? Церковь - это небо на
Страницы: «« « 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |