|
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 233 Размер файла: 1591 Кб Страницы: «« « 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 » »» первого епископа. Сделано это было, правда, после того, как русичи подошли
к вратам Константинополя и нагнали страху и на самого патриарха, который
именно в тот момент был в столице, да и на императора Михаила, который
перед тем неосмотрительно отправился в военный поход, не позаботившись о
стольном граде. Патриарх поскорее призвал императора в Константинополь;
беспомощные против отчаянных русских, которые на легких суденышках
пересекли море и вот-вот могли овладеть столицей, император и патриарх
ревностно молились в храме Влахернской божьей матери, выпрашивая у бога
несчастий для русов; бог им не помог - помогла буря, которая разметала
русские суденышки, но патриарх отнес это в заслугу Христу и поклялся
привести в веру Христову этот великий и загадочный в своей силе народ, для
чего и снарядил за море своего епископа. Кого-то он крестил, этот епископ,
но следа от него не осталось, ибо в такой великой земле трудно оставить
след. И все-таки ромеи, когда заходила речь про Русь, каждый раз выставляли
имя патриарха Фотия. Пускай выставляют! Ярослав научился за эти годы борьбы
и терпения самому главному для державного мужа умению - ждать. Не
суетиться, не бросаться вслепую, не нарываться на мелкие стычки, не
раздражать могучих, а самому постепенно наращивать силу и могущество, ибо
видел, что все это есть в его земле, а со временем и еще приумножится.
У князя заботы были державные, у Сивоока - людские. Внешне вроде бы
ничего и не изменилось. Мищило не стал противиться воле князя и
митрополита, стал послушным помощником Сивоока, иной раз даже слишком
усердным. Перед тем как заложить новое основание, Сивоок принялся еще раз
измерять расположение церкви, чтобы она стояла в точном соответствии к
сторонам света. Использовано было греческое искусство измерения при помощи
тени. Направление север - юг определялось кратчайшей тенью, которую солнце
бросает в полдень. Теперь нужно было положить к этой тени прямую линию, и
она даст святую ориентацию: восток - запад. Для этого брали шнур с тремя
узлами, расположенными между собой на расстоянии, которое измеряется
соответственно числам три, четыре и пять одинаковых отрезков, из шнура
создавался треугольник так, чтобы более короткая его сторона была тенью
север - юг, тогда другая сторона давала направление восток - западСобственно, это уже было сделано во время закладки первого основания, и
Сивоок мог бы выразить полное доверие Mищиле, о чем он ему и сказал, но
Мищило настоял на том, чтобы перемерили еще раз, он был очень смирным,
тихая улыбка блуждала на его устах, и Сивоок, ослепленный своим успехом, не
смог разгадать под этой улыбкой угрозы.
______________
треугольнике. (Прим. автора).
Да, собственно, что мог сделать ему Мищило?
Гюргий задумал неслыханную затею: снял с себя серебряный чеканный пояс
и этим поясом измерил место для закладки нового основания. Затем попросил
князя, чтобы тот велел поймать двух диких тарпанов, и в воскресенье
торжественно выехали за Киев, в поле; Гюргий связал тарпанов за шеи своим
поясом и отпустил их в поле, тарпаны с места взяли во весь опор, в дикой
ярости изорвали пояс, разлетелся он в мелкие куски, так что и не собрать
его никогда, пропал пояс, а вместе с этим поясом навеки пропала и тайна
измерений церкви, задуманной Сивооком.
Всем понравилась эта затея, Гюргия хвалил даже князь, а Мищило
подсказывал Ярославу, что такое выдумать мог разве что сам Сивоок, и снова
смотрел с загадочной улыбкой на своего соперника, но Сивоок не придавал
значения ни словам, ни улыбке Мищилы, ибо они для него не значили ровным
счетом ничего!
Был у Сивоока враг куда страшнее и могущественнее, вызвал его к
действиям сам, мог бы пробыть в Киеве хоть десяток лет и не повстречаться с
ночным боярином Ярослава - Ситником, но после той ночи, когда ходили они с
Гюргием к князю и когда Ситник услышал от князя имя "Сивоок", случайно
оброненное имя, напомнившее бывшему медовару неотмщенную обиду от сопляка,
боярин начал приходить на стройку, останавливался где-нибудь незаметно с
двумя-тремя своими людьми, следил за Сивооком, старался опознать в этом
огромном светло-русом великане черты того маленького мальчика, забранного
когда-то им от покойного Родима. Много лет прошло, и теперь уже трудно было
сказать наверняка, что это тот же самый человек. Но и отступать Ситник не
привык. Хорошо ведь знал: что мое - отдай! Применил свой испытанный способ
- выведывания. Кто, что и как этот Сивоок? Так набрел он на Мищилу, и так
объединились они в своей ненависти к Сивооку.
Если бы Сивоок и дальше оставался незаметным антропосом, не выделялся
бы из числа ромейских мастеров, не совался бы со своими выдумками, - никому
бы до него не было дела. Легко было тому, кто, обладая сильной рукой и
смелым духом, вил свое орлиное гнездо на недоступной скале, разрешая более
слабым строить у подножья свои хижины. Без сопротивления идут в битву воины
за своим воеводой, ибо он сталкивается лицом к лицу со смертью первым и
накликает на себя больше всего врагов. Охотно уступают право на муки, -
быть может, именно поэтому так много всегда великомучеников и так щедро
выделяют для них место в истории. Но человек талантливый напоминает цветок,
который поднимается очень высоко. Его хотят сорвать первым. А что же
остальные цветы? А те наполняются завистью, для них достаточно собственной
красоты, другой красоты они не хотят признавать.
Любой из антропосов, который замышляет подняться над своей средой,
должен быть готов к отчуждению, к одиночеству. Вся его дальнейшая жизнь -
это преодоление одиночества. Он пробивается назад к своей среде, к своему
окружению, к тем, из числа которых возвышался, пробивается тяжело,
безнадежно, неся свой труд, будто отступное, будто выкуп, будто искупление
за свое преимущество, за свою талантливость. Часто так и остается одиноким.
Его творение встает между ним и теми, среди которых начинал когда-то. Это
стена, сквозь которую не пробьешься. Апостолов всегда признавали лишь после
их смерти. Если бы намерение ставить церковь, не похожую на ромейские,
принадлежало не одному Сивооку, а всем, было намерением общим, тогда не
возникло бы никаких осложнений. Если бы на место Мищилы дозволено было
избрать кого-нибудь другого, то выбор пал бы на того, кто менее всего
задевает самолюбие, кто ничем не выделяется, кто не пробует превзойти своих
предшественников, а мечтает хотя бы сравниться с ними, пользуясь теми же
средствами. Сивоок не был таким. Возвысился над всеми при помощи силы
посторонней, непостижимой, этим мог только раздражать всех, с кем еще вчера
был одинакова незаметен.
А он не замечал этого, он был с теми, кто копал землю, ворочал камни,
носил заправу, он был с мастерами камня, плинфы, дерева, железа, олова, он
сам ездил в пущи к дубогрызам и королупам выбирать достаточно большие дубы
Страницы: «« « 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |