|
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 233 Размер файла: 1591 Кб Страницы: «« « 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 » »» где она только что стояла, взглянул - и сам задохнулся от безбрежности вод,
где сливались Днепр и Десна; он попытался повторить жест Иссы - склонился
над бездной с простертыми к ней руками и словно бы падал вниз, навстречу
водам, которые расплеснулись вокруг высокого Киева, и в глаза ему ударило
серебристо-синим, а потом красно-золотым, он несся в эту многоцветную
глубину долго и сладко, будто птица, и казалось ему, что это парит его дух
в просторе той самой церкви, которая привиделась тогда ему в княжеском
тереме; он постиг теперь ее глубинность, ее оттенки, охватил разумом ее
образ. Он положит мозаику так, чтобы смотрели люди не мертвым, тупым
глазом, не оцепеневшие и бездумные, а чтобы охватывали созданное глазом
подвижным, пытливым, чтобы доискивались в каждом образе людской (а не
только божьей) сути, чтобы улавливали неповторимость красок и оттенков,
чтобы плавали и парили, будто птицы в киевском поднебесье. Но для этого ему
нужна не та церквушка, которую собирается слепить на Киевской земле Мищило.
Нужен размах, раздолье и такой простор, какой открывается с киевского вала,
- вывести бы сюда князя Ярослава да показать бы ему!..
А тем временем в Киев согнали тысячи людей; ежедневно прибывали
воловьи и конные возы, нагруженные пивом, медами, житом, пшеницей, просом,
камнем, деревом, - всем необходимым для строительства и пропитания. Среди
языческих песен, христианских молитв греческих, каждения поповского,
раскаяний в грехах и вспышках веселых гульбищ таскали землю, с речек Уж и
Уборть на Припять и по Днепру доставляли в лодьях самый твердый камень,
ставили первые городни под новый вал, начинали вкапываться в землю
Перевесища, чтобы заложить основание под церковь святой Софии; ивериец
Гюргий со своими товарищами колдовал над камнем, который он сам привез на
лодьях из отдаленнейших глубин Древлянской земли, не подпускал к себе даже
Мищилу, не хотел иметь дела с теми, кто будет строить видимое, тогда как он
озабочен был лишь невидимым, похвалялся, что соорудит Софию подземную,
каменную, сводчатую, на которой надземная церковь может стоять и тысячу лет
и больше, сколько будет нужно, столько и будет стоять. Мищило пожаловался
митрополиту Феопемпту, однако византиец до поры до времени не вмешивался в
строительство, он ждал, видимо, начала украшения, чтобы точно указать на
порядок и способ росписи в соответствии с догматами; Мищиле напомнили при
этом, что даже константинопольская София, сооруженная славными мастерами
Анфимием из Тралла и Исидором из Милета (последний был земляком Иктиноса,
который ставил когда-то Парфенон в Афинах), покоилась на разветвленных
подземных сводах, тайна которых до сих пор еще не раскрыта никем, поэтому
нужно печься прежде всего о прочности и не вмешиваться в дело иверийцев.
Сивоок почему-то почувствовал какую-то родственность с душой
Гюргия-иверийца, - возможно, понравился он своей независимостью от Мищилы,
возможно, надеялся иметь в нем сообщника для осуществления своих намерений;
в один из дней, когда уже заложили основание церкви и начали прикидывать ее
размеры, Сивоок пригласил Гюргия с его товарищами в корчму, завел с ними
беседу, начал издалека, похвалив их работу и их высокое знание души камня,
ибо кому же неизвестно, что суровый камень, благодаря умелым людским рукам,
благодаря счету и мере, становится мягким и податливым, впитывает в себя
тепло людское и сохраняет даже запах человеческого тела, в чем убеждался
каждый, кому довелось жить среди камней на берегах теплых морей. Потом,
словно бы между прочим, спросил у Гюргия:
- А не мала ли будет церковь?
- Мала? - воскликнул Гюргий. - Не мала - ничтожна! Камень мы подложили
такой, что гору можно ставить! А этот ваш Мищило - что он ставит! Не сюда
мы шли - к князю Мстиславу. Тому бы сказали - давай сделаем вот так! Он бы
сразу согласился. Ярослав осторожен. Всех слушает. Ни с кем не хочет
спорить.
- Почему же не пошли к Мстиславу? - поинтересовался Сивоок.
Один из иверийцев что-то быстро сказал Гюргию, тот засмеялся.
- Боится тебя, что ты подослан, - сказал Сивооку, - а я знаю, какой ты
человек. Ты никого не боишься, таких люблю! Давай выпьем. Хочешь - мы споем
тебе нашу песню?
Они выпили, потом иверийцы все поднялись, стали плечом к плечу,
обнялись и запели что-то мужественное и гордое, как сами они в своей
мужской, незаурядной красоте.
- А не убегаем к Мстиславу, - крикнул снова Гюргий, - потому что
Ситник не спускает с нас глаз.
- Ситник! - Сивоок еще не слыхал здесь такого имени, откликнулось в
нем давнишнее, с детства, дед Родим, потный медовар, Величка. - Кто же он?
- Не знаешь? Он тебя знает. Всех знает Ситник. Ночной боя-рин князя.
Хочешь? Пойдем к князю про церковь скажем?
- Говорил я, еще когда приехал, - мрачно молвил Сивоок. - Князь не
внял моим словам.
- Ночью нужно пойти. Через Ситника. Ночью князь добрый. Тогда уговорим
князя. Можешь поставить большую церковь?
- Хочу!
- Тогда пошли!
- Через этого Ситника не хочу, - сказал Сивоок так, будто
предчувствовал, что встретит своего давнего недруга, а может, просто
испытывал отвращение к этому прозвищу, потому что жили теперь в нем,
пробудившись, все самые лучшие и тяжкие воспоминания детства.
- Иллариона попросим, пресвитера, - не отступал Гюргий. - Не пробовал
с Илларионом говорить?
- Илларион - поп, не хочу с ним ничего иметь...
- Для попов ведь строим!
- Для людей - не для попов!
- Ну, пойдем к князю вдвоем?
- Вдвоем - согласен.
А уже припекло солнце нового лета, камень высох, утратил лишнюю воду;
закончили закладку основания, митрополит со всем клиром отслужил
торжественный молебен, между камней вложили княжеские золотые печати и
дорогие кресты из золота, серебра и кипарисового дерева для вечного стояния
церкви, освященной водой окропили весь верхний камень, сам князь с княгиней
и детьми, с дружиной, воеводами, боярами, с челядниками был на торжестве;
одетые в сверкающие золотом ромейские одежды, стояли среди свиты и
антропосы с Мищилой во главе, все было пышно и велелепно, и никто не
ожидал, что поздней ночью Ситник тайком проведет к князю двух высоких,
покрытых темным одеянием мужчин и тихо выскользнет из княжеской горницы,
оставив там приведенных и самого князя, и будет гореть там только одна
тоненькая свеча, лучи которой будут падать изредка то на одно лицо, то на
другое; напрасно будут стараться отвоевать у темноты хотя бы одно из этих
лиц, ибо темнота будет выступать там сообщницей таинственности, а все трое
Страницы: «« « 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |