Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»

хозяйственной жизни и ограниченной пропускной способностью каналов
информации системы управления. В связи с тем, что она растет значительно
медленнее сложности общества, А. управления возрастает. Это приводит к
нарастающему росту социокультурных противоречий между культурой и
социальными отношениями, снижению эффективности управления.
  Неспособность в достаточной степени конкретизировать знания реальности
порождает мучительное противоречие между абстрактностью культуры и
сложностью проблем, что может породить попытки их упростить, разрушающие
высшую культуру, социальные отношения и т.д.
  Однако этот крайний вариант может иметь место лишь после неудач попыток
критики исторически сложившейся А. посредством его конкретизации. Возможны
попытки возврата к какому-то старому варианту А., который может быть
воплощен в массовом нравственном идеале. Этапы исторических циклов
отличаются друг от друга господством разных абстрактных обобщений прошлого
опыта, связанных с разными нравственными идеалами. Выход лежит на пути
повышения массовой способности общества постоянно находить меру между ранее
сложившейся А. и накапливаемыми за ее границами новшествами, т.е. в
массовой конкретизации культуры, воспроизводства и т.д. Диалог- важнейшее
средство этого процесса.
  АВТАРКИЯ- способ противостояния развитию большого общества, сохранения
мощи локализма, традиционализма; одно из проявлений неорганичности
общества, в частности, псевдоэкономики в промежуточной цивилизации. А.
выражает стремление локальных миров сохранить максимальную независимость -
хозяйственную, информационную и т.д. в условиях 'сложившегося разделения
труда. А стимулируется господством культуры, которая в той или иной
степени реагирует на большое общество ростом дискомфортного состояния, что
активизирует попытки сохранить комфортное представление и образ жизни
локального мира. Консервативная ориентация, лежащая в основе А., тормозит
интенсификацию связей для решения новых творческих задач, поиска новых
целей производства, повышения результативности своей деятельности,
перераспределения функций с другими сообществами и людьми с целью общего
подъема в обществе. А. является объективной основой сопротивления развитию
рынка, экономических отношений, характеризуется стремлением повсеместно
установить преграду организационной революции, остается стимулом
натурализации народного хозяйства, идеологии антитоварников.
  
  АВТОРИТАРНО-ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ - одна из форм гибридного вечевого
либерального идеала; находится в состоянии амбивалентности с
соборно-либеральным идеалом. А.-л. и. характеризуется стремлением соединить
в единое целое авторитарные ориентации массового сознания с либерализмом,
либеральными реформами" использовать веру народа в высшее руководство для
реформ.
  
  АВТОРИТАРНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ - один из основных нравственных идеалов
общества, составляющий с соборным нравственным идеалом дуальную оппозицию,
полюса которой находятся в состоянии амбивалентности. Оба полюса возникают
в результате расчленения вечевого нравственного идеала, распада
синкретизма. А.н.и., как и любой господствующий идеал, становится
культурной нравственной основой для воспроизводства интеграции общества,
для решения медиационной задачи, т.е. соединения массового сознания
(возможно со слабо и односторонне развитыми ценностями государства) и
социальных интеграторов, прежде всего государства. Истоки А.н.и.
заключаются в потребности традиционного общества, традиционной цивилизации
сохранить статичный тип воспроизводства, оградить оправдавшее себя
накопленное богатство культуры от опасных разрушительных инноваций. Это
обеспечивалось в традиционном обществе всеобщей верой, что истинный субъект
находится вне личности. А.н.и. возникает как абсолютизация монолога на
основе древних традиционных представлений об авторитарном главе
патриархальной семьи, о тотеме. Подобные представления экстраполировались
на все общество, на его первое лицо, т.е. князя, царя, генерального
секретаря и т.д., на руководителя организации, сообщества, ведомства,
вотчины (см. феодализм). Первое лицо по этим представлениям способно
непосредственно или опосредованно наставлять своих "детей", провести их
подчас через мучительную инициацию, обеспечить партиципацию, спасти от
мирового зла, а также предотвратить отпадение от высшей Правды. А.н.и.
характеризуется страхом перед неконтролируемым ростом разнообразия,
стремлением подавить, максимально ограничить диалог, усилить централизацию
решений, упорядочить "жидкий элемент" вплоть до крепостничества, до
воплощения принципа, чтобы "никто без дела не шатался", чтобы каждый был
"крепок" своему месту. А.н.и. требует ликвидации всех форм неконтролируемой
деятельности, не взирая на риск появления мертвых зон в обществе, бесхозных
функций, на последствия подавления источников творчества, очагов развития,
на опасность "заморозить" общество, на рост серого творчества. Движущей
силой А.н.и. в большом обществе является массовая вера в него как гаранта
от разрушения уравнительности, сохранения "справедливости". В условиях
циклического развития России А.н.и.
  превращается в господствующий в результате кризиса, краха господствующего
нравственного идеала предшествующего этапа. А.н.и. становится
господствующим как оппозиция соборному идеалу, как результат его
амбивалентного превращения. "Прежние государи искали творить не свою
власть, но выражать соборную совесть народа" (Солженицын А. Соб.соч. Париж,
1983, т.13, с.84). А.н.и. превращается в господствующий как массовый ответ
общества на разрушительные последствия локализма, на опасность катастрофы,
вызванной общей дезорганизацией, банкротством попытки общества обеспечить
свою целостность, интеграцию на основе альтернативного идеала, в результате
крушения надежд широких масс, возникновения массового дискомфортного
состояния. А.н.и. захватывает ведущее положение, достигает апогея
могущества, но затем постепенно подрывает основы общественного
существования, снижает эффективность труда, всех форм конструктивной
деятельности, доводит страну до истощения жизненно важных, в частности,
человеческих ресурсов, снижает поток социальной энергии ниже нижнего порога
жизненного пространства общества, включая, 'возможно, подавление
товарно-денежных отношений. А.н.и. уменьшает способность решать
медиационную задачу, так как. слабеет нравственная связь людей с властью,
люди ослабляют воспроизводство авторитарных институтов, перестают снабжать
их ресурсами. Жизнь в этой ситуации уходит из официальной системы. В
конечном итоге А.н.и. выявляет утопичность своих ценностей в той степени, в
какой общество использует его как рычаг прогресса; раскрывается его тайна,
состоящая в том, что за древним тотемическим идеалом существует
сословность, хотя, возможно, и слабая, раскрывается основное заблуждение

Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь