Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»

и т.д. Исторически Б. о., возникшее в традиционной цивилизации, развилось
на основе неадекватной ему культурной базы, т.е. на основе экстраполяции на
Б. о. культуры локального мира, что создает сложнейшие проблемы. Развитие
либеральной цивилизации привело к изменению культурной основы интеграции Б.
о. На первый план вышел постоянный диалог личности и общества, развитие
гражданского общества. В условиях промежуточной цивилизации, отягощенной
расколом.
  Б.о. пытается отказаться от социальных интеграторов традиционного типа,
так как они тормозят развитие, прогресс, модернизацию, но одновременно Б.
о. может оказаться не способным в силу общей отсталости сформировать
интеграторы либерального типа. Эта неорганичность стимулирует раскол,
возможно мощный поток дезорганизации, переходящий за порог необратимости.
Предотвращение этого процесса требует исключительного напряжения живых сил
общества. Конечной мерой развития Б. о. является мера ответственности
личности за него.
  
  БУНТ - результат обычно скрытого накопления дискомфортного состояния,
возникающего в локальных традиционного типа субкультурах, возможно.,
охватывающих один или множество локальных миро] Б. - одно из проявлений
инверсии, вызванной модернизацией, развитием большого общества, нарушением
уравнительности, действиями местных властей и т.д. Б. выступает как
возмущение масс, перерастающее в беспорядки, неповиновение властям,
погромы, направленные против тех, кто в данном случае рассматривается как
носитель зла. Природа Б. коренится в стремлении традиционного сознания
сохранить монолог" распространить его на окружающий вызывающий
дискомфортное состояние мир. Это требование, заложенное в вечевом
нравственном идеале, не признает права на существование мнений, которые
противоречат принятым в данной субкультуре.
  Б. - специфическая реакция на раскол, на разрыв коммуникаций народа с
властью. Нравственные мотивы его носят древний догосударственный характер,
и власть подчас не может понять требования бунтарей из-за их
иррациональности, утопического характера, специфического языка. Б. носит
характер резкого отпадения от внешней силы, например, от власти помещика,
местной администрации, и в конечном итоге может стремиться к партиципации,
например, к приобщению к другой внешней силе, к самозванцу, к замене
первого лица-тотема и т.д. Бунт его участниками может рассматриваться как
воплощение высшей Правды, тождественной Правде первого лица в обществе.
Инверсионная основа Б. приводит к тому, что он превращается в источник
распада Б., к собственному банкротству, что порождает обратную инверсию,
возможное раскаяние (например, признания декабристов после их ареста или
крестьянское "прости, батюшка, бес попутал"). Б. может выступать как
элемент революции, государственного переворота, как движущая сила
совершенно чуждых ему сил, которые в случае победы первым делом уничтожают
тех, кто принимает их победу за победу Б.
  
  БУРЖУАЗИЯ - в манихейском мифе псевдосинкретизма некоторый антитотем,
одно из живых воплощений мирового зла, прежде всего корысти, эксплуатации,
стремления превратить человека, его силу, кровь и пот, самую жизнь в
мертвый капитал. Б. должна в силу нравственного императива, объективных
законов истории погибнуть в процессе победоносной революции (инверсии), в
результате которой будет построен мир "Правды" и справедливости, где сама
возможность появления Б. исключена.
  Миф о Б. можно рассматривать как проявление борьбы традиционализма против
выхода личности из-под власти древних сообществ, против развития личной
инициативы, которая создает новые формы жизни, в конечном итоге основанные
на динамизме организационных отношений (см. организационная революция), на
поиске более высокой эффективности, на плюрализме, диалоге, на личной
ответственности и т.д. как проявление борьбы традиционализма с нарушением
уравнительности, с наступлением утилитаризма и либерализма, возникающих еще
в рамках традиционного общества на развитой городской почве, в борьбе
догородской культуры с городской, с городскими формами жизни.
  
  БЮРОКРАТИЯ - специфическая социальная группа, близкая к особому сословию,
социальный слой профессионалов в области управления обществом, важный
интегратор большого общества, живое воплощение государственности,
медиатора. В условиях синкретической государственности Б. воплощает
единство власти, собственности, жреческо-идеологических функций. Б.
выступает как непосредственный истолкователь потребности общества,
организующий фактор воплощения этой версии 9- реальность, например, через
государственный план. Б. - инструмент сложного общества, направленный на
обеспечение его интеграции, на решение медиационной задачи, на постоянное
обеспечение необходимой социальной энергией, ресурсами.
  Б. возникает прежде всего в связи с тем, что различия в уровне
государственного сознания создают предпосылки для формирования определенной
группы, не млеющей четких границ, способной брать на себя функции
управления обществом, что может быть фактически властью над обществом,
давящая элита непосредственно опирается на Б., сливается с ее высшим слоем.
  Степень необходимости бюрократии - величина, обратная культурной,
организованной зрелости общества. Существование Б. связано с недостаточной
квалификацией в деле государственного управления, государственного
строительства, недостаточной ответственностью рядового' человека,
"кухарки", которая должна управлять государством, но отдает эту неподъемную
для нее обязанность чиновнику. Чем ниже потребность личности брать на себя
ответственность, чем меньше в стране элементов гражданского общества, тем
выше потребность в Б., в слое людей, замещающих своими функциями вакуум,
мертвое пространство управления. Атомизация общества, разрушение
горизонтальных связей, падение ответственности ежесекундно рождают
потребность в укреплении вертикальных связей, что при общем низком уровне
ответственности, неспособности формулировать потребности большого общества
постоянно рождает Б.
  Отношение народа к Б. характеризуется двойственностью. С одной стороны,
она рассматривается в единстве с первым лицом, как всемогущая сила, которая
делает все, что хочет, и может ни с чем не считаться. При этом она
расценивается как гарант 'от еще более худшего зла, как защита от полного
хаоса, как обладающая умением и знанием, которое полезно и которое можно
использовать. Б. можно доверять в той степени, в какой она защищает "нашу
Правду" и противостоит кривде. В этом, кстати, секрет доверия к судебным
"приговорам" как во времена террора, так и в последующее время.
  Одновременно культивируется негативное отношение народа к Б., так как она
не вписывается в двухэлементную модель. Б. рассматривается как воплощение

Страницы: « 1   2   3   4   5   6  7   8   9   10   11   12   13   14   15   16  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь