Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»

обладать стабильностью для нормальной работы, но, с другой стороны, служит
проводником постоянных периодических инверсий, которые ее дезорганизуют. Б.
функции внутренне противоречивы. Б., с одной стороны, авторитарна, но, с
другой стороны, выступает как фактор, стимулирующий экономическую и
социальную активность снизу.
  Следовательно, ее приказы парадоксальным образом требуют развития, т.е.
свободы, но эта спонтанная свобода должна быть несвободна, т.е. следовать
директивам. В этой абсурдной ситуации, являющейся результатом раскола, Б.
постоянно вынуждена менять свои методы управления, принимать постоянно
отрицающие себя "хромающие" решения. Это происходит, в частности, в форме
реорганизации, т.е. изменений инверсионного типа, где позитивный эффект
постоянно спорит с ростом дезорганизации.
  Б. страдает всеми болезнями общества. Из-за общей нищеты на нее всегда не
хватает средств. Например, Петр I отказался из-за этого от копирования
западной системы управления. Сегодня оплата Б., государственных служащих
вообще не соответствует их реальному значению в обществе, например,
работников юстиции. Б., проникая вовсе поры общества, берет на себя его
функции, неизбежно поддается коррупции. При этом особенно важно, что в
условиях монополии на дефицит граница нарушения закона, дозволенного и
недозволенного, оказывается совершенно неуловимой. Б. постоянно распадается
на местнические и ведомственные группы, тем самым пассивно следуя силам
локализма, впрочем, как и силам авторитаризма на соответствующих этапах.
  Сползание к локализму ведет к формированию клик, мафии, включая смыкание
с уголовным миром. Элементы родоплеменных отношений, феодализма создают для
этого благоприятные условия. Борьба с этими процессами требует развития
гражданского общества, способности людей принимать на себя функции Б., т.е.
выступать в качестве собственников, ставить власть в зависимость от
демократических процедур, отделить духовную деятельность от власти, идти по
пути разделения властей. Это возводит создать более благоприятные условия
для формирования сил, способных, с одной стороны, бороться с распадом
общества, с другой стороны, постоянно формировать в обществе очаги борьбы с
разложением, дезорганизацией.
  Б. склонна замкнуться в сословие, в касту, что имеет в расколотом
обществе как позитивные, так и негативные последствия. Этот процесс создает
благоприятные условия для культивации профессионализма в управлении и
руководстве, отхода от инфантилизма, для формирования зрелого правящего
слоя, способного эффективно управлять, оградить себя от проникновения
циркулирующего в массовом сознании антигосударственного сознания,
локализма, особенно опасного тогда, когда эти идеи овладевают также
правящим слоем. Негативная сторона этого процесса заключается в росте
возможности сопротивляться прогрессивным инновациям, демократизации и т.д.,
всем элементам гражданского общества в росте возможности коррупции, в
возможности усиления раскола.
  Б. может исчезнуть лишь тогда, когда личность победит ее в самой себе,
перестанет постоянно рождать ее, создавая дефицит ответственности и
квалификации в масштабе большого общества.
  
  ВЕКТОР КОНСТРУКТИВНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ - необходимый элемент конструктивной
напряженности, определяющий ориентацию, направленность воспроизводства,
личностной культуры, личности, ее деятельности, сообществ на всех этапах
общественного целого; бригады, предприятия, ведомства и т.д.,
воспроизводство соответствующих сообществам субкультур. В.к.н. является
необходимым элементом любой дуальной оппозиции как указатель ценностной
ориентации, встроенный в любую воспроизводственную деятельность субъекта.
Тем самым не только имеет место членение реальности на добро и зло, но и
необходимость для субъекта стремиться к добру и избегать зла. Дуальная
оппозиция несет в себе позитивный и негативный, прямой и обратный В.к.н.
Осваивая соответствующие (суб)культуры, личность тем самым приобретает
определенную направленность в борьбе против дезорганизации. Каждой из ячеек
общества присуща определенная конкретная направленность, противостоящая
энтропии, дезорганизации. В связи с этим важнейшей проблемой существовал
любого общества является степень совпадения векторов на разных этажах
общества, степень совпадения В.к.н. личности и организации, бригады и
предприятия и т.д.
  Любое сообщество может нормально работать, если присущий ему В.к.н.
совпадает, значимо не расходится с В.к.н. ее членов, воссоздающих ее людей.
В противном случае возникает социокультурное противоречие, порождающее
дезорганизацию, которая угрожает как ростом новшеств выше приемлемого в
данной субкультуре шага новизны, так и уменьшением социальной энергии ниже
нижнего порога.
  
  ВЕЧЕВОЙ-ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ - псевдолиберальный идеал, форма гибридного
идеала, возникает в результате активизации догосударственного вечевого
нравственного идеала. До возникновения либерализма он выступал в своих
непосредственных догосударственных формах, как это имело место в восстании
Пугачева, крестьянских бунтах и т.д. Однако ситуация изменилась, когда
либеральные идеалы получили развитие в той или иной форме и степени в
определенных слоях общества, прежде всего в духовной элите, в правящей
элите, а также среди части интеллигенции. В этой ситуации В.л.и. является
формой реализации и одновременно ответом склонной к либерализму части
общества на мощную инверсионную волну вечевого идеала. Вечевой идеал
маскируется под либеральный. В этом случае делается попытка превратить
либеральный идеал в ведущий, который опирается на массовую базу вечевого
идеала. При этом игнорируются принципиальные различия, противоположность
между этими типами идеалов. Победа В.л.и. равноценна его катастрофическому
поражению, так как вечевой идеал немедленно освобождается от своих
либеральных одежд, от представителей либерализма и направляется на
утверждение своих антилиберальных целей. В.л.и. включает ряд
разновидностей. Важнейшие из них - соборно-либеральный, а также
авторитарно-либеральный идеалы.
  
  ВЕЧЕВОЙ НРАВСТВЕННЫЙ ОДЕАЛ - синкретический нравственный идеал
традиционной цивилизации, лежащий в основе жизни славян до появления
большого общества и государства и одновременно исходная культурная точка их
развития. В.н.и. ориентирован на сохранение локальных замкнутых небольших
социальных сообществ, локальных миров: патриархальной семьи, общин разных
видов, рода, племени и т.д. Для него характерно господство личностных
отношений, т.е. основанных на непосредственной эмоциональной связи" на
знании каждым человеком всех других членов сообщества, культурная
ориентация на господство целостности над личностью, инверсионной логики и

Страницы: « 1   2   3   4   5   6   7   8  9   10   11   12   13   14   15   16   17   18  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь