Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»

  ДВОЙСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ НАРОДА К ВЛАСТИ - возникает в результате
существования социокультурного противоречия, раскола внутрикультурного
образа власти, сформировавшегося в формах древних догосударственных
представлений, которые, с одной стороны, рассматривали первое лицо, т.е.
главу патриархальной семьи, вождя и по аналогии с ними - князя, царя и т.д.
как высшую ценность, воплощение Правды. Но, с другой стороны, его слуги,
чиновники, государственный аппарат и т.д. оцениваются негативно, как
воплощение зла, так как они не вписывались в двухэлементную модель,
отсутствовали в древних представлениях. Власть в массовом сознании,
следовательно, выступала как амбивалентная, одновременно как позитивное
начало, если она истолковывалась как продолжение функций первого лица, и
негативное, если рассматривалась как нечто ему противоположное. Бояре,
дворяне, чиновники и т.д. считались в народе и слугами и врагами царя. Из
этого следовало, что воспроизводство государственного порядка несло в себе
неразрешимое, угрожающее существованию государства противоречие, так как
народ постоянно отказывал аппарату в праве на существование, подрывал его
бесконечным количеством способов. Начальство в соответствии с массовыми
представлениями несет на себе все общественные пороки: насилие,
корыстолюбие, продажность и т.д. Отношение народа к власти движется между
полюсами, постоянно опровергая самое себя. В спокойное время усиливается
значимость точки зрения, что первое лицо неповинно и ничего не знает о
бесчинствах власти, а власть, хотя и порочна, но тем не менее необходима,
так как охраняет людей от еще более худшего, от абсолютного внешнего зла
империализма, сионизма, от господства бесчеловечных торгашеских отношений и
т.д. Представители власти при этом расцениваются как поддавшиеся на
соблазны враждебного мира, но еще полностью не отпавшие от Правды, хотя
могут в любой момент отпасть. В период острых кризисов это отношение может
нарушаться в ту или другую сторону, например, в сторону погрома бюрократии,
истребления всех "начальных людей", когда они полностью отождествляются со
злом, либо в сторону авторитаризма, когда народ дает свое согласий на
насилие со стороны бюрократии, так как она проводит в жизнь идеалы Правды.
  Постепенно, однако, вырастает иной тип Д.о.н.к в., соответствующий
  развитию утилитарного к ней отношения. Оценка власти в этом случав может
  колебаться между ее рассмотрением как воплощения Правды и ее
утилитарной полезностью. Развитие последней оценки представляет собой все
более важную нравственную основу власти. На основе медиации возрастают
либеральные представления о власти, снимающие двойственное представление о
ней на основе принципа народовластия, гражданского общества, правового
государства.
  Однако влияние этих идей недостаточно для их утверждения (см.:
Соборно-либеральный идеал).
  
  ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ - социальная форма энтропии, существующая в любом
обществе, непосредственно снижающая эффективность воспроизводства,
человеческой, деятельности в любой ее форме. Д. в своих крайних формах
проявляется в превращении интенсивного и простого воспроизводства в
деструктивное. Она выступает как Д. нравственного идеала общества,
конструктивной напряженности. Д. разрушает связи, социальные отношения,
культуру, порождает конфликты между разными формами деятельности,
управлением и производством, личностью и обществом, между потребностью и
возможностями и т.д. Д. приводит к возникновению роста социокультурных
противоречий.
  В определенных масштабах Д. необходима, так как она служит стимулом
активизации творческих сил, предпосылкой формирования, поиска новшеств,
социальных мутаций. В том случае, когда люди не могут сдержать рост Д., она
ведет к разрухе, к предкатастрофическому состоянию.
  В традиционной цивилизации рост Д. одерживается способностью поддерживать
ее на безопасном уровне, недопущением новшеств свыше принятого в
соответствующей культуре шага новизны. В либеральной цивилизации, где имеет
место рост потока новшеств, развивается способность их ассимилировать в
культуру, в социальные отношения столь же высокими, возможно, опережающими
темпами. Это требует развития медиации, постоянного совершенствования
самого человека, его способности повышать уровень организации общества. В
промежуточной цивилизации, отягощенной расколом, рост Д. вытекает из
противоречий между стремлением к развитию и традиционными механизмами.
Важнейшим фокусом Д. является постоянная пульсация инверсионного типа, т.е.
переход от одного предкатастрофического состояния к противоположному,
например, от вечевого разгула к удушающему авторитаризму.
  
  ДЕМОКРАТИЯ - западное понятие, в России приобрело двойственный смысл. В
соответствии с западной традицией имеет значение ответственного
квалифицированного народовластия, воплощения либерального нравственного
идеала на всех уровнях большого общества. Д. - социально-коммуникативная
правовая система, предполагающая возможность и необходимость постоянного
диалога личностных культур, субкультур в целом с целью возрастающего
взаимопонимания, взаимопроникновения, постоянного учета результатов диалога
при принятии решений. Д. - возрастающий по важности инструмент массового
изменения представлений о комфортном и дискомфортном состояниях через
общение, развитие консенсуса. Демократия является интенсивной формой
интеграции общества, различных его слоев, культур, субкультур.
  Д. возможна как метод развития культуры от личностной до культуры в
целом, направленный на преодоление социальных противоречий, превращение
конфликтов в подлежащие разрешению проблемы. Д. - это по сути дела тяжелая
работа по постоянному установлению интеграции общества, прежде всего
культурной, через динамичное взаимопроникновение личностных культур.
Прогресс в динамичном большом обществе возможен только на основе Д., так
как она является механизмом распространения в масштабе общества в массовом
сознании новшеств, новых идей, подготовляет принятие обществом определенных
социокультурных изменений.
  Начиная с определенной ступени усложнения общества, в особенности в
обществе, где действует основной закон социальных систем большой сложности,
развитие Д. и прогресс культуры и социальных отношений неотделимы друг от
друга, так как их единство возможно лишь на основе совершенствования
способности общества следовать социокультурному закону. Д. включает
двуединый процесс, т.е. культивирование центров творчества и
распространения культурного богатства этих центров на все общество
(Двуединый характер социального развития). Д. деградирует, если она
сползает к одному из этих полюсов. Культивирование центров творчества в
ущерб приобщению к их результатам всего общества может привести к снижению
творчества, к авторитаризму. Культивирование периферии в ущерб ведущим

Страницы: «« « 9   10   11   12   13   14   15   16   17  18   19   20   21   22   23   24   25   26   27  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь