Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 17   18   19   20   21   22   23   24   25  26   27   28   29   30   31   32   33   34   35  » »»

экономической предприимчивости, порождает дискомфортное состояние у одной
части общества, тогда как сохранение исторического уровня Ж. о.
рассматривается как застой и вызывает дискомфортное состояние у другой
части общества. Этот конфликт порождает потоки дезорганизации. Сохранение
сложившегося уровня Ж. о. возможно в относительно простых, статических
условиях на основе инверсии.
  Сохранение Ж. о. в сложных условиях, а также ее повышение возможно только
на основе медиации.
  
  ЗАГОВОР (концепция заговора) - рассмотрение З. в качестве скрытой
движущей силы истории, попытка найти в З. объяснительный принцип событий в
обществе, которые обычно оцениваются как негативные. З.
  рассматриваются как форма появления мирового зла, как механизм
  космического злодейства, например, З. большевиков, масонов, мирового
  империализма, всемирный еврейский заговор тайных врагов перестройки и т.
  д. Концепция З. является модернизированным, комфортным псевдомифом,
  результатом интерпретации древней
веры во власть злых сил, демонов, обладающих скрытым, рационально не
объяснимым коварством и могуществом. Распространенность концепции З.
пропорциональна массовости осмысления людей себя как объектов истории.
Концепция З. может сливаться с той или иной формой фетишизма, например,
организационным, идеологическим, фетишизацией денег, т. е. возможности
подкупа, и т. д., что позволяет строить модель "успешности" З. Он якобы
достигает своих целей, создавая организацию, которой огромные массы людей
вынуждены подчиняться, придумывая идеологию, которой народ рабски следует и
т. д.
  Ошибочность этой концепции заключается в том, что З. по самой своей
природе включает ограниченное количество людей, связанных некоторой
определенной субкультурой. Успех З., если речь идет о крупных событиях,
требует выхода З. за первоначально узкие рамки, его цели и средства должны
превратиться в содержание личностной культуры большой массы людей. Однако
при этом идеи заговорщиков неизбежно переосмысливаются на основе этой
культуры. Люди могут следовать навязанной организации, идеологии и т. д.,
если они ощущают их как комфортные, как свои, если новое соответствует их
ценностям. Это неизбежно заставляет заговорщиков пересматривать свои
представления соответственно представлению растущей референтной группы. З.,
следовательно, если он действительно существует, постоянно находится между
двумя возможностями. На одном полюсе имеет место возможность сохранить свои
идеи, но при ограниченном количестве участников. В этом случае он не
способен изменить поведение значительного количества людей. На другом
полюсе существует возможность раствориться в массовом сознании, движении,
но в этом случае З.
  исчезает. Следовательно, для реального З. остается крайне узкая сфера
возможностей между беспомощностью реально повлиять на ход истории и
самоликвидацией.
  Слабость всех концепций З. заключается в том, что: а) в их основе лежит
чистая вера, не обременяющая себя доказательствами. Обычный ее аргумент,
что соответствующее явление иначе объяснено быть не может, т.е.
  фактически имеет место превращение невежества в клевету против истории;
б) в основе этой веры лежит вполне определенный архаичный, хотя и внешне
модернизированный менталитет, т. е. представление о мире, как скоплении
скрытых, в основном злонамеренных субъектов; в) эти концепции уходят от
сути проблемы.
  Существование группы заговорщиков - сам по себе факт для истории
малозначимый. Реальное значение имеет другое, т. е. в ответ на вопрос,
почему именно за этой группой, если она была, а не за другими, пошла
миллионная масса людей, которая в конечном итоге своей повседневной
деятельностью и воспроизводит человеческую историю; г) исторический опыт
России показывает, что общий уровень способности создавать новые
организации делает совершенно немыслимым длительное тайное существование
реального эффективного З.; д) социальная функция подобных концепций - не
позитивное знание но попытка дать актуальную интерпретацию мирового зла в
представлениях комфортных для значимой части общества, с тем чтобы
направить ее энергию против "разоблаченных" социальных и национальных
групп, вызвать антимедиацию.
  
  ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ - принцип воспроизводства социальных систем,
вытекающий в конечном итоге из принципа "действие равно противодействию",
который означает, что всякая попытка изменений в обществе служит пусковым
механизмом, который вводят в действие силы противодействия этим изменениям.
3. к.
  отчетливо проявляется в социальных системах, где высшие ценности связаны
с прошлым, с идеалом тишины и покоя, которые культурно и психологически
носят комфортный характер. Отход от этих ценностей носит в соответствующей
культуре дискомфортный характер, что может вызвать индивидуальный и
массовый протест против инноваций. 3. к. возникает в расколотом обществе в
том случае, когда позитивные ценности одной части общества (например"
ценности модернизации правящей элиты) становятся негативными ценностями для
большинства населения (т.е. выходят за рамки приемлемого для этих людей
шага новизны). Одновременно наоборот, массовые ценности вызывают у правящей
элиты дискомфортное состояние.
  Сопротивление изменениям может иметь форму пульсации, перехода от одной
крайности в принятии решений к другой, из одного предкризисного состояния к
другому. Активизация одной части расколотого общества в условиях 3. к.
неизбежно приводит в конечном итоге к активизации другой части общества,
которая может быть противоположно направлена. 3.к. периодически выявляется
при решении медиационной задачи, которое вед„т то к установлению
авторитаризма, то к господству локализма. "Россия погибает от централизма
бюрократии, с одной стороны, и темного провинциализма, с другой стороны"
(Н.Бердяев. Судьба России. И., 1990). Этот конфликт находит сво„ выражение
в борьбе нравственных идеалов в двоевластии.
  Выход из этой ситуации не может быть найден ни в выборе одного из этих
полюсов в ущерб другому, ни в неоднократном инверсионном переходе от одной
альтернативы к другой (что да„т лишь отсрочку), но в поиске третьего
варианта, на основе отхода от инерции истории, наработки срединной
культуры. В либеральной цивилизации 3. к. оттесняется на задний план более
совершенным устройством общества, способного превратить энергию изменений в
энергию совершенствования, что возможно при развитии динамизма, приемлемого
шага новизны, превращения динамики в комфортное явление.
  

Страницы: «« « 17   18   19   20   21   22   23   24   25  26   27   28   29   30   31   32   33   34   35  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь