Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 20   21   22   23   24   25   26   27   28  29   30   31   32   33   34   35   36   37   38  » »»

выраженного в скрытом виде представления о тожестве некоторого "А" и его
негативной оценки, например, языческого отождествления греха и грешника.
Подобное иллюзорное отождествление да„т основу для массового насилия,
террора, терроризма и отвлекает человека от борьбы с самим собой, с
собственной безответственностью и невежеством, с собственным отставанием от
ставшего сложным мира; оно может дать временное эмоциональное
удовлетворение, снятие напряжения, но вовлекает в гибельный круговорот
реальных самоубийственных событий, так как возвращается к языческому поиску
реального зла "вне себя". Опасность нарушения 3. на и. - в его
соблазнительной легкости, в том, что "вс„ просто", не требуется ни ума, ни
знаний. Надо лишь силой восстановить попранное злом "естество".
  3. на и. открывает путь медиации и сам является е„ результатом,
ориентированным на конструктивный поиск путей выработки решений, а не
только на результат. Он основывается на суждении типа: "Если А
дискомфортно, то следует искать путь, ведущий к исчезновению дискомфорта на
путях целостного освоения А., т.е. превращения его в мою собственную личную
проблему, подлежащую разрешению, через совершенствование А в единстве с
целостным развитием деятельности субъекта, страдающего (реально или
иллюзорно) от А".
  3. на и. не имеет абсолютного значения. Он не распространяется на
инверсию как психологический импульс, на простые относительно статичные
системы, постоянно повторяющиеся апробированные варианты жизни и
деятельности, а также на те ситуации, где одна из сторон уже вовлечена в
конфликт без всякой возможности его мирного разрешения, когда речь едет о
защите существования от непосредственного насилия. Однако и в этих случаях
3. на и. должен постоянно рассматриваться как желаемый идеал, как гарант от
превышения права на необходимую оборону. Э. на к. требует постоянного
развития медиации.
  
  ЗАТРАТНЫЙ МЕХАНИЗМ - элемент псевдоэкономики, понятие, возникшее в
советской экономической науке, констатирующее противоестественную для
хозяйственной деятельности ей оценку не по результатам, а по затратам
труда, материалов, денег, фондов х т.д. Такой показатель как валовой
продукт, вал в искаженной форме является конкретным воплощением такой
оценки. Трудности преодоления этого механизма заключается в доэкономическом
характере хозяйственный отношений, в самоценности зафиксированного
традицией неизменного трудового акта, в равной ценности всех его
ритуализированных элементов. Поэтому контроль за неизменным трудовым актом,
за выполнением программы воспроизводственной деятельности, заложенной в
государственной собственности, легче осуществить через контроль за
натуральными затратами, за валом, как абстрактным их совокупным выражением.
3. м. мешает обеспечить рост и развитие, требующие переноса внимания на
взаимопроникновение затрат и эффекта. 3.м. может быть преодолен лишь в
результате рассмотрения затрат как средства, а не самоценности. Это требует
оценки эффекта труда через механизм рынка и торговли.
  ЗЛО - противоположность добру, составляет с ним дуальную оппозицию,
полюса которой находятся друг с другом в состоянии амбивалентности. Оно
всегда - гипоцентр. Вектор конструктивной напряженности всегда вдет от 3.
3. - импульс, отталкивает от себя субъекта воспроизводства, прида„т ему
активность, направленную на противоположный полюс, т.е. на добро. Истоки
оппозиции 3. и добра вдут из самых древних пластов культуры, которая
создавала простые ориентиры, формировала повышенный резерв страха, чтобы
предохранить человека от значимого уклонения от оправдавшего себя опыта, от
опасности существенной новизны ("там, где новизна, там и кривизна"), от
всего необычного, от опасности необычного в обычном. 3., понятое как
персонифицированная внешняя сила, результат фетишизма. 3. - лишь полюс
дуальной оппозиции и, следовательно, некоторая иллюзорная характеристика,
одно из определений собственного "Я", т.е. некоторая попытка самокритики,
точнее попытка е„ избежать, экстраполируя свои негативно оцениваемые черты
на внешнего субъекта, на козла отпущения. 3. по самой сути вызывает
дискомфортное состояние; 3., реально или потенциально, существующее или
иллюзорное, - угроза существованию. 3. да„т импульс активности, оно -
движущая сила социальных действий, но, возможно, и паника, капитуляция
перед вызовом истории, разрушительная антимедиация. В некоторых культурах
оппозиции добра и 3. могут принять форму абсолютного их противопоставления,
отрицания их взаимопроникновения, что противоречит сути ..дуальной
оппозиции.
  Отсюда манихейство, абсолютизация инверсии. При этом 3. синкретически не
отчленяется от его субъекта, источника козней, капризных или даже
зловредных сил вне человека, от оборотней. 3. рассматривается как
субстанция-субъект, как реальная сила, активно, не на жизнь, а на смерть
сражающаяся со светом, с Правдой. 3., например, в понимании Солженицына, -
комическая сила, принимающая образ идеологии, которая охватывает и
поглощает, или по крайней мере может поглотить большую часть человечества.
При этом у него особенно ярко видна фольклорная основа З. В этом типе
культуры оно подчиняется своеобразному закону абсолютной текучести, т.е.
порча, одержимость может охватить любого человека, включая и воплощение
высшей Правды, например царя (идея подмененного царя), заразить видимый
мир.
  Манихейская трактовка 3. существенно отлична от христианской, которая
отделяет 3. от его носителя и пытается спасти человека от его собственного
3. Манихейское представление о 3. стимулирует озабоченность поисков той
видимости, за которой прячется якобы реальное 3. Им могут быть соседние
племена, начальство, колдуны, ведьмы, царское самодержавие, революционеры,
либералы, вредители в деле строительства царства Правды и справедливости,
бюрократы, империалисты, сионисты, евреи, масоны, буржуазия, этнические
группы, отождествляемые со спекулянтами, мелиораторы, продавцы, члены
партии, интеллигенция, кооператоры и все, кто угодно. Вс„ реальное 3. -
результат козней определенных людей-оборотней: плохая экономика - результат
деятельности экономистов, дефицит - вина спекулянтов, разложение молодежи -
результат козней Запада, радиоголосов и т.д. В качестве объекта 3. могут
выступать и те или иные вещи, например, водка, узкие брюки, рок, видео и
вс„, что угодно, вс„ новое, непривычное, и, следовательно, для
традиционного сознания дискомфортное. Сама мысль, е„ беспокойная суть может
рассматриваться как реальное 3. Для языческого сознания 3. "подстерегает
человека везде. Эманация зла исходит от упырей, но сама зловредная сила,
носимая ветрами, бесформенна, бестелесна и невидима" (Рыбаков Б.А.
Язычество древних славян. М., 1961). В этой ситуации принадлежность к тем
или иным профессиям, социальным, этническим группам может в моменты
массового возбуждения стать опасной. Некоторые персонажи Горького развивают

Страницы: «« « 20   21   22   23   24   25   26   27   28  29   30   31   32   33   34   35   36   37   38  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь