Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»

промежуточна, может у одних вызвать стремление углубить силы, оттесняющие
инверсию, т.е. обеспечить развитие и прогресс. У других это состояние может
усилить стремление вернуться к статичным древним нравственным идеалам,
например, к ясному в своей односторонности авторитарному или вечевому
идеалу.
  Медиация может вызвать дискомфортное состояние, ведущее к активизации
сил, направленных на полное господство инверсионной логики. Это служит
мощным фактором консервации общества, его разрушения" роста дезорганизации.
Коварство подобной ситуации заключается в том, что всякий прогресс
медиации, если он не достиг некоторой критической точки, может в силу
расстановки социальных сил оказаться возбудителем уравнительных архаичных
сил.
  
  ГИБРИДНЫЙ ИДЕАЛ -особая форма нравственного идеала, характеризуемая
отождествлением существенно отличающихся идеалов, связанных с различными,
даже конфликтующими социальными силами. Г.и. включает максимальное
стремление скрыть свою гибридность, обеспечить ее тайну, иллюзию
синкретизма. Г.и. возникает при необходимости объединить единой идеологией
разнородные слои, например" интеллектуалов и широкие массы в рамках единой
религии. Г.и. необходим для решения медиационной задачи, для предотвращения
опасных конфликтов в результате существенных культурных различий между
социальными слоями. Особенно остро эта задача возникает при переходе от
традиционной к либеральной цивилизации в условиях промежуточной
цивилизации.
  Г.и. может существовать только тогда, когда различия двух сторон этого
идеала не достигают некоторого порогового состояния, Г.и. носит
непоследовательный, эклектический характер и возможен лишь на определенной
стадии развития культуры, прежде всего лишь тогда, когда хотя бы у одной
части людей, разделяющих Г.и., формируется метафорическое мышление. Г.и.
включает ипостаси, что открывает возможность для более культурных слоев
метафорически рассматривать изображения, к примеру, западных капиталистов
как банды грабителей, немцев во время войны 1941-1945 годов - как псов и
т.д., что не мешает другим группам, не овладевшим в должной степени
метафорическим мышлением, понимать эти изображения как буквальные,
тождественные предметы. Слияние ипостасей при всем своем явном различии
(например, вечевой и либеральный) возможно лишь на основе определенных
элементов синкретизма, принципа все во воем, открывающих путь к
отождествлению явлений эмпирически явно различных, но растворенных в
некотором целом. Принципиальное расхождение между ипостасями может носить
скрытый характер, что позволяет культивировать единомыслие, которое,
однако, постоянно чревато распадом. Гибридный идеал постоянно находится под
угрозой разоблачения того, что реальность не такова, какой ее трактует
идеал.
  Например, царь-батюшка - миф, скрывающий под собой царя - главу
ненавистной бюрократии, вершину презираемого начальства. Разоблачение этого
мифа привело к краху идеал и вместе с ним государственность.
  Перед подобным разоблачением стоит любой Г. и. Г. и. в конечном итоге
утопичен, неизбежно вступает в противоречие с социокультурным законом, так
как строит социальные отношения, входящие в противоречие с культурой,
например, формирование бюрократии, государственности в условиях господства
догосударственной культуры.
  Г. и. в условиях раскола возможен лишь при определенном развитии
утилитаризма, так как только на его основе возможна манипуляция исходными
идеалами, способность искусственно строить Г. и. пригодный для решения
медиационной задачи, т.е. формирование некоторой искусственной культуры,
псевдокультуры (см. псевдо... ), теологии, которая, по крайней мере
временно, должна быть принята некоторой критической массой людей,
необходимой для решения медиационной задачи.
  Наиболее важными гибридными идеалами являются вечевой-либеральный и его
формы, идеал псевдосинкретизма.
  
  ГЛОБАЛЬНЫЙ МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ИНВЕРСИОННЫЙ ЦИКЛ - модифицированный
глобальный период возникает в истории под влиянием медиации, ослабления
господства инверсии, ее оттеснения в результате накопления срединной
культуры, роста исторического опыта людей, стремящихся преодолеть возможные
крайности, эксцессы, движение от одного предкризисного состояния к другому
при усложнении социальных систем. Он имеет характер сложного исторического
процесса, сочетающего как логику инверсии, так и медиации. Результирующая
этого процесса может приобрести достаточно сложный характер. Глобальный
период переходит в Г.м.и.ц. в результате возникновения вялой инверсии, в
результате того, что прямая инверсия расчленяется на этапы" сменяющие друг
друга в определенной последовательности.
  В истории России обнаруживается два глобальных периода, приобретших форму
Г.м.и.ц., и в перспективе вырисовывается возможность третьего; первый - с
момента возникновения государственности до ее краха в 1917 году, второй -
начавшийся с момента возникновения нового общества и приближающийся к концу
в связи с его вступлением в последний седьмой этап. Возникновение Г.м.и.ц.
возможно через преобразование древних циклов истории, через превращение
инверсии в замедленный процесс, в вялую инверсию, потенции которого могут
не позволить ему достигнуть по крайней мере с первой попытки
противоположного полюса, т.е. единым махом перескочить из соборного идеала
в авторитарный. Завершение инверсии в этом случае происходит посредством
некоторой "раскачки" через второй удар.
  Оба глобальных периода развивались по аналогичной модифицированной
инверсионной схеме, явившейся модификацией первичной инверсии.
Государственность возникла на основе вечевого идеала. Его расчленение
положило начало инверсионному движению от господства соборного идеала (этап
Киевской Руси; аналогичный этап второго глобального периода - с ноября 1917
года до введения военного коммунизма) к господству авторитарного идеала.
Этот инверсионный переход привел к господству ослабленного варианта
авторитаризма, к господству его умеренной версии (этап Московского
государства, включая царствование Ивана IV; военный коммунизм).
  Господство раннего умеренного авторитаризма, однако, постепенно выявляет
его неспособность обеспечить на своей основе интеграцию общества. Усиление
дезорганизации, рост дискомфортного состояния неизбежно рождает обратную
инверсию, где исходной точкой служит умеренный авторитаризм. Она также
носит ослабленный, относительно вялый характер, т.е. опять не приводит
общество к исходной точке, к господству соборного идеала. Ослабленный
поворот назад приводит к господству промежуточного раннего идеала всеобщего
согласия (этап от воцарения новой династии, хотя истоки можно видеть в

Страницы: «« « 4   5   6   7   8   9   10   11   12  13   14   15   16   17   18   19   20   21   22  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь