Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ахиезер А.С. - Социокультурный словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 141
Размер файла: 953 Кб
Страницы: «« « 5   6   7   8   9   10   11   12   13  14   15   16   17   18   19   20   21   22   23  » »»

соборе 1549 года, до вступления Петра I; нэп). Выявившаяся в конечном итоге
неспособность этого идеала обеспечить интеграцию общества вновь породила
массовое дискомфортное состояние, которое вновь дало инверсионный импульс
движению в противоположном направлении, т.е. теперь как вторая попытка,
второй удар, заключающий прямую инверсию. На этот раз заключительное
движение получило неизмеримо более мощный импульс, связанный с накопившимся
остаточным дискомфортным состоянием, разочарованием в половинчатых
решениях, в неполноте инверсии. Теперь инверсия преодолела попытки ее
смягчить и отбросила общество к крайней противоположной точке исходного
государственного развития, т.е. к крайнему авторитаризму (этап правления
Петра I; правление Сталина). Здесь силы инверсии, дважды не дошедшие до
крайнего предела, берут реванш и взламывают все преграды, построенные
медиационными изменениями. Высшая точка господства этого идеала завершает
восходящее движение глобального периода, завершает его первый полупериод.
  Постепенно несостоятельность крайнего авторитарного идеала, его
неспособность создать нравственную основу для устойчивой длительной
интеграции общества приводит к росту массового дискомфортного состояния,
что порождает обратную инверсию, уход жизни из системы. Однако она
оказалась ослабленной медиационными процессами, накоплением срединной
культуры. В процессе обратной инверсии от крайнего авторитаризма к
противоположной точке возник поздний идеал всеобщего согласия - попытка
после ужасов крайнего авторитаризма найти почву согласия расколотого
общества (начиная от Елизаветы до Александра I; правление Н.Хрущева).
Постепенно выявилась несостоятельность и. этого идеала, что вновь породило
дискомфортное состояние. Это в конечном итоге дало инверсионный импульс
обратному движению, приведшему к господству позднего идеале умеренного
авторитаризма (царствование Николая 1; так называемый период "застоя").
Однако постепенно выявившаяся несостоятельность его господства породила
массовое дискомфортное состояние, которое выражало разочарование не только
господством последнего идеала, но и всем глобальным периодом.
  Это порождает возможность движения к господству соборного идеала,
который, однако, в результате накопленного багажа медиации приобретает, по
крайней мере на первых шагах, характер соборно-либерального идеала (период,
начиная с великих реформ до 1917 года; "перестройка"). Тем самым
завершается соответствующий Г.м.и.ц.
  Конец каждого Г. м. и. ц. несет в себе определенную возможность
прекращения господства циклов, перехода к эволюционному развитию,
оттеснения инверсионных форм изменений на задний план" а также возможность
господства медиации с ее способностью обеспечить прогресс. Именно к этому
стремились и стремятся реформы, тяга к которым возрастает в предчувствии
конца соответствующего глобального периода, необходимости преодоления
инерции истории. Существует и другая возможность, т.е. вступление в новый,
третий Г.м.и.ц., этапы которого могут совпасть со всеми этапами прошлых
глобальных периодов. Возможен промежуточный вариант, т.е. дальнейшая
модификация инверсионного цикла под давлением медиации.
  Первый и второй глобальный периоды отличались друг от друга чрезвычайно
важным параметром. Второй из них является в целом инверсионной реакцией на
первый, что позволяет предполагать, что третий может оказаться инверсионной
реакцией на второй. Это открывает путь для прогноза не только этапов, но и
целостных специфических особенностей третьего Г.м.и.ц.
  Переход от одного этапа к другому, а также в особенности переход от
одного периода к другому чреват опасностью катастрофы. Самоокончание этапа
связано с ростом дезорганизации, дискредитации господствующего
нравственного идеала, опасностью дестабилизации всей системы. При переходе
от одного этапа к другому инверсионным колебаниям подвергаются буквально
все стороны социокультурной жизни общества. Эти колебания выступали в форме
дуальных оппозиций. Среди них: авторитарный нравственный идеал - соборный;
основное заблуждение массового сознания - основное заблуждение
интеллигенции; ведущее значение города - деревни; будущее как высшая
ценность - прошлое; натуральные отношения - товарноденежные отношения;
всемирное как высшая ценность - национальное; инверсия - медиация;
творчество - рутина; титанизм - приобщение к внешнему началу (тотемизм);
структура как высшая ценность - функция; повышение эффективности -
стабильная эффективность; централизация - децентрализация и т.д. На каждом
этапе один из полюсов дуальных оппозиций, возможно, приобретает ведущий
характер, тогда как на последующем этапе он оттесняется на задний план.
  
  ГЛОБАЛЬНЫЙ ПЕРИОД - отрезок истории общества, связанный с полным
  завершенным циклом истории. Возникает в результате подчинения жизни
  общества (человеческой истории) инверсионной логике изменений,
включающей прямую и обратную инверсию, Г.п. может принять характер
глобального модифицированного инверсионного цикла в связи с возможностью
медленных, скрытых изменений, с ростом медиации, накопления срединной
культуры. В этом случае циклы истории могут в той иди иной степени
оттесняться прогрессивной эволюцией. Г.п., в котором господствует
инверсионный тип изменений, делится на первый полупериод, соответствующий
прямой инверсии, и второй полупериод, соответствующий обратной.
  В России имели место два Г.п.: первый - от возникновения
государственности до 1917 года, второй Г.п. - начавшийся в 1917 году и
приближающийся к завершению. Сходство между ними определяется прежде всего
совпадением последовательности этапов, что является доказательством
однородности обоих глобальных периодов. Это сходство раскрывает механизм
общественных изменений в стране, дает существенный материал для
прогнозирования развития общества. Не менее важны существенные различия
между обоими Г.п. Они представляют собой два полюса дуальной оппозиции;
национальное (выступающее в форме православия, которое в свою очередь
рассматривалось как почвенная национальная религия) - всемирное
(выступающее в форме народной Правды и одновременно как воплощение науки).
В первом Г.п. бал выдвинут тезис: "Москва - третий Рим". В качестве
противников, носителей зла рассматривались нехристи, басурмане,. паписты,
лютеране, еретики и т.д.
  Переход к новому Г.п. был инверсионным поворотом к противоположной идее,
т.е. идее всемирного братства бедняков, важнейшей формой ее выражения был
тезис: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" В качестве ее противников
рассматривались богачи, кулаки, буржуи, кадеты, эксплуататоры и т.д., те,
кто во имя корыстных целей разрушает всеобщее братство. Внутри страны на
первый план вышла идея единого советского народа.
  Преобладание инверсионного характера развития заставляет рассматривать
наиболее вероятным возникновение третьего глобального периода как
результата инверсионного поворота от второго Г.п. к его противоположности,

Страницы: «« « 5   6   7   8   9   10   11   12   13  14   15   16   17   18   19   20   21   22   23  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ахиезер А.С., Социокультурный словарь