Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Автор неизвестен - "Знак вопроса". Сборник о неразгаданных явлений

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 251
Размер файла: 1557 Кб
Страницы: «« « 30   31   32   33   34   35   36   37   38  39   40   41   42   43   44   45   46   47   48  » »»

С. Божьи, преимущественно испытания ведьм холодной водой; новым испытанием
явилось взвешивание ведьм, которое так же, как испытание водою,
основывалось на веровании, что ведьмы, имевшие сношения с дьяволом, теряли
свой естественный вес. Дольше всего сохранялась форма С. Божья,
заключавшегося в приведении убийцы к трупу убитого. Окончательно выходят из
употребления С. Божьи на Западе в середине XVIII в. До настоящего времени
С. Божьи сохранились у многих диких внеевропейских народов, преимущественно
в Африке, где обвиняемый для очищения себя от вины принимает какой-нибудь
сильный органический яд; если он сумеет сделать прием яда безвредным для
себя с помощью какого-либо противоядия, он считается невиновным".
  Известный британский антрополог и этнограф XIX столетия Эдвард Тэйлор в
книге "Антропология" сообщает о Судах Божиих: "Варварские законы уже в
ранние времена начали призывать на помощь магическия и божественныя силы,
решая трудные задачи - открыть виновных, выудить правду от свидетелей и
сделать обещание обязательным. Это повело к широко распространенной системе
ордалий (судебных испытаний) и клятве. Иныя ордалии действительно служили
для открытия истины вследствие их влияния на совесть виновных. Это
относится, например, к горсти риса, которую должны взять в рот все члены
заподозренного дома в Индии и проглотить которую вору часто препятствует
его нервная боязнь. Тоже делалось в Англии с corsnaed, или испытательным
ломтем освященного хлеба или сыра; даже теперь крестьяне не забыли еще
старой формулы: "чтоб мне подавиться этим куском, если я лгу!". Другую из
немногих ордалий, еще остающихся в народной памяти, можно видеть в тех
случаях, когда в каком-нибудь отдаленном фермерском доме всех заподозренных
в воровстве заставляют держать Библию, которая привязана к ключу и должна
повернуться в руках вора; в такой форме поддерживается гадание,
практиковавшееся в классическом мире с решетом, подвешенным к остриям
раскрытых ножниц. Ордалии отжили свой век и в настоящее время изгнаны из
законов большинства цивилизованных народов. В наши дни, чтобы видеть
признанное законом испытание раскаленным железом, приходится отправляться в
такие страны, как Аравия; в Англии оно практиковалось в те дни, когда
рассказывалась легенда о королеве Эмме, ходившей по раскаленным докрасна
сошникам от плуга; теперь это древнее представление проделывается
фокусниками в цирках. Однако даже в недавние годы известны случаи, когда
английские поселяне погружали в воду какую-нибудь старую женщину,
заподозренную в колдовстве, не сознавая, что они повторяют старинное
испытание водою, в котором священная стихия отвергает нечестивого и
принимает праведного, так что виновный плавает, а невинный тонет; этот
судебный обряд составляет часть индусской книги законов Ману; в английском
праве до начала XIII столетия он представлял легальное средство испытания
лиц, обвиняемых в убийстве или грабеже. Ордалии, при которых подвергнутый
им призывает на себя какое-либо оедствие, если он виноват, очень близки по
своей сущности с клятвами. Однако при клятве обыкновенно призывается свыше
будущая кара, в этой жизни или загробной; так, в русских судах в Сибири
можно видеть любопытное зрелище принесения присяги остяками, когда в залу
суда вносится медвежья голова, чтобы остяк мог укусить ее, заклиная этим
медведя укусить его, в случае если свидетель сделает ложное показание.
Судебные присяги в нашей стране носят в своих внешних приемах следы
глубокой древности. В Шотландии свидетель поднимает свою руку к небу -
жест, которым грек и еврей орали в свидетели верховное божество и призывали
божественное мщение на голову клятвопреступника. В Англии целование книги
(Священного писания) происходит из обычая прикасаться к священному
предмету, подобно тому как древний римлянин прикасался к алтарю или Герольд
к ящику с мощами".
  Читатель, надеюсь, получил общее, быть может, утомившее его представление
о сущности ордалических испытаний. Однако в приведенных материалах нет
никаких упоминание об эффективности подобных действий, деталях их
проведения и, что важнее всего, о поразительных побочных эффектах,
выявляемых в процессе некоторых ордалий. А жаль.
  Жаль потому, что в ходе определенных испытаний (водой, весами, огнем,
ядами) с древнейших времен отмечались заложенные, видимо, изначально в их
основу удивительные проявления, поражающие воображение эффекты,
непостижимые и сегодня феномены.
  Весьма вероятно, что именно они придавали подобным процедурам мистический
ореол, приводили наблюдавшего их человека к мысли о несомненном и очевидном
вмешательстве в судебную процедуру всемогущего и всезнающего Бога как
гаранта справедливости.
  Остальные же ордалические испытания, такие, как жребий, присяга, судебный
поединок, свидание с трупом, протекали, как можно понять, всегда обыденно,
без нарушения тысячелетиями сформировавшихся представлений о возможном и
вероятном, не возбуждая особых эмоций у очевидцев.
  Не по этой ли причине в средневековых хрониках и в свидетельствах
путешественников и исследователей последних лет описания последней группы
Судов Божьих весьма редки?
  В силу сказанного дальнейший рассказ о Судах Божьих будет вестись в
основном о первой группе - парадоксальной - ордалических испытаний и будет
включать детальное изложение фактического материала и сути наблюдаемых при
этом эффектов, поразительно ярких, самобытных, неподвластных рассудку,
насыщенных элементами таинственного и непонятного. На второй же группе -
ординарной - мы остановимся лишь вкратце.
  Парадоксальная мысль об изначально заложенных в основу ряда ордалических
процедур и поныне необъяснимых эффектов не дает покоя, не укладывается в
прокрустово ложе догматов современных представлений об истоках знания.
Приведенные ниже факты, безусловно, интересны, и нам надлежит найти им
объяснение.
  Перейдем к ознакомлению со свидетельствами разных лет.

  СВИДЕТЕЛЬСТВА РАЗНЫХ ЛЕТ: ГРУППА ПАРАДОКСАЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
  (водой и весами, ядами, огнем)

  ИСПЫТАНИЯ ВОДОЙ И ВЕСАМИ

  Объединение этих двух разновидностей испытаний оказывается возможным
из-за очевидного сходства побочных эффектов, выявляемых во время их
применения.
  Установить точное время зарождения этих испытаний ныне невозможно. Дата
первого их применения теряется во мраке тысячелетий.
  Известный отечественный востоковед Б.А.Тураев пишет: "Еще Урукагина (Царь
Лагаша, вторая половина XXIV в. до нашей эры. - Ю.Р.) хвалится: "Прежде
женщины безнаказанно жили с двумя мужьями, а теперь их за это бросают в

Страницы: «« « 30   31   32   33   34   35   36   37   38  39   40   41   42   43   44   45   46   47   48  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, "Знак вопроса". Сборник о неразгаданных явлений