Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 649   650   651   652   653   654   655   656   657  658   659   660   661   662   663   664   665   666   667  » »»

Г. внесла значит, вклада развитие узб.  хорео-графич.  иск-ва.  Работала
гл. балетмейстером Т-ра им. Мукими (1941-43  и  1947-48),  Янги-юльского
т-ра (впоследствии т-ра Ташсовета; 1943-46). В 1948 поступила в ГИТИС, а
в 1953 окончила балетмейстерское отделение.  Пост.  в  Ташкентском  т-ре
оперы и балета им. Навои балеты: "Аист„нок"  Клебанова  (1940),  "Спящая
красавица" (1953); "Берег счастья" Спадавеккиа (1953). С 1936 занималась
педагогич. деятельностью (в Ташкентской балетной школе и др.). Е. Я.
   "ГУГЕНОТЫ" ("Les Huguenots") - опера Д. Мейербе-ра, либр. Э. Скриба и
Э. Дешана по повести П. Меримо "Хроника врем„н Карла IX". Пост. 29 февр.
1836, Париж (Рауль - Нурри,  Валентина  -  Фалькон,  др.  исполнители  -
Допрез, Лавасс„р). До 1914 в Париже опера пост. 1080  раз.  Возобновлена
там же, 1930 и 1936. В дальнейшем  опера  обошла  сцены  т-ров  Австрии,
Англии, Бельгии, Германии, Венгрии, Голландии, Дании,  Испании,  Италии,
Норвегии, Португалии, Польши, Чехословакии, Швейцарии и др. стран  мира.
В  России  в.1840  пост.  в  концертном  исполнении  (на  нем.  яз.)   в
Петербурге. Осенью 1843- в Одессе, в 1850-в Риге  (под  назв.  "Рауль  и
Валентина")  и  в  Петербурге  на  итал.  яз.  (под  назв.  "Гвельфы   и
Гибелины"), На рус. яз. пост. 2 февр. 1862, Мариинский  т-р  (рус.  пер.
Калашникова,  дириж„р  Лядов;  Рауль  -  Сетов,  Валентина  -   Лаврова,
Марсель-Васильев 1-й, Сен-Бри - Петров, Невер  -  Мео,  Паж  -  Леонова,
Маргарита - Аннен-ская). В Москве впервые пост. 2  марта  1879,  Большой
т-р (Маргарита - Махина, Сен-Бри - Фюрер, Валентина -  Зыкова,  Невер  -
Крыжановский, Рауль - Барцал, Марсель - Белявский, Паж - Святославская).
14 апр. 1895 новая постановка, там же  (декорации  Вальца,  Савицкого  и
Гроппиуса, балетмейстер Мандес и Гансен; Маргарита - Цыбущенко,  Сен-Бри
- Власов, Валентина - Дей-ша  -  Сионицкая,  Невер  -  Корсов,  Рауль  -
Донской,  Марсель  -  Трезвинский,  Паж  -  Аксэна).  Среди   выдающихся
исполнителей - Куза,  М.  Фигнер,  Меньшикова  (Валентина),  Н.  Фигнер,
Клементьев, Алчевский, Ершов (Рауль), Мельников, Тартаков,  Яковлев,  П.
Хохлов (Невер), Корякин (Марсель), Стравинский (Сен-Бри), Рааб,  Мравина
(Маргарита), Крутикова, Александрова, Славина (Паж).
   На сов. сцене  впервые  пост.  17  нояб.  1922,  Оперный  т-р  Зимина
(Москва, дириж„р Багриновский, реж. Званцев, худ. Талдыкин; Маргарита  -
Куренко, Рауль - Курганов, Валентина - Павловская, Сен-Бри - А. Пирогов,
Невер- А. Хохлов, Марсель - Г. Пирогов). Пост. в  Большом  т-ре  2  апр.
1925 (дириж„р Небольсин, пост. Лосского, худ.  Петровский;  Маргарита  -
Катульская, Сен-БриВалентина -
   Держинская, Невер - Миняев.Паж -  Лорйна,  Косее  -  Нардов,  Мерю  -
Чаплыгин, Тавани - Пикок). Среди выдающихся  исполнителей  -  Стрельцов,
Ханаев (Рауль),. Барсова (Маргарита), А. .Пирогсв  (Сен-Бри),  Жуковская
(Паж). Возобновлена в. Большом т-ре в  1934.  Пост.  театром  Кирова  31
марта 1935  (новый  текст  Епанешни-ковой,  дириж„р  Дранйшников,  пост.
Смолича, реж. Дво-рищин,  худ.  Дмитриев,  хормейстер  Маратов,  балетм.
Захаров; Маргарита -  Степанова,  Валентина  -  Павловская,.  Сен-Бри  -
Плешаков, Невер - Вительс, Рауль -  Нэлепп,  Марсель-Касторский,  Паж  -
Смирнова). Новая пост. в Т-ре оперы и балета им. Кирова  20  февр.  1951
(дириж„р  Ельцин,  реж.  Смолич,  худ.  Ходасевич,  балетм.   Анисимова,
хормейстер Михайлов; Маргарита - Максимова, Валентина - Серваль, Рауль -
Ульянов, Марсель - Ярошенко, Паж - Смирнова. Невер - Алексеев). Пост.  в
др. городах Сов. Союза - Ереван (1943), Горький (1950).
   Издания "Г.":рус. пер.- П. Калашникова, М.,  Гут-хейль,  [1887],  М.,
Юргенсон, [1887]. Я. Гр.
   ГУГУШВЙЛИ, Этери Николаевна (р. 2. IX.  1925)-  грузинский  советский
театровед, театральный критик. Окончила театроведч. ф-т  ГИТИСа.  С  195
вед„т педа-гогич. работу в Груз. театр. ин-те, препода„т  историю  т-ра.
Автор ряда книг и статей по груз. т-ру.
   Соч.:  Грузинский  государствешзый  драматический  театр  имени  Котэ
Марджанишвили. Краткий очерк, Тбилиси,  1958  (в  соавторстве  с  Д.  С.
Джанелидзе); Большевистская печать и театр. М.-Л., 1961 (в соавторстге с
А. 3. Юфит);. А. А. Хорава, в кн.: Труд акт„ра, М.,  1959,  вып.  V,  с.
2742; В. М. Чабукиани, в кн: Труд акт„ра, М., 1960, вып. VIII, с. 61-79;
Акакий Хорава, Тбилиси, 1962. Н. Ш'.
   ГУДАЙТИС-ГУЗЯВИЧУС, Александрас Аугусти-нович  [р.  12.  V  (25.  V).
1908] - литовский советский писатель, драматург,  общественный  деятель.
Чл. Ком-мунистич. партии с 1927. Деп. Верх.  Совета  СССР  1-го  и  4-го
созывов и деп. Верх. Совета Лит. ССР 1-3-го созывов.  Лит.  деятельность
начал в 1928. В 1950 написал пьесу "Правда кузнеца Игнотаса" (по  своему
одноим. роману), изображающую борьбу литов. народа за Сов. власть в 1918
(Т-р драмы Лит. ССР, Вильнюс). В . психологич. драме "На берегах Немана"
("Атат-ван", 1957; Шяуляйский т-р) показана жизнь литов. интеллигенции в
послевоен. период, сложный процесс изменения психологии людей.  В  пьесе
"Незримое оружие" (1959; Т-р драмы Лит. ССР, Вильнюс)  Г.-Г.  показывает
последние месяцы бурж. власти в Литве, разоблачает е„ . политику,  связь
с фашистами. А. Руз.
   ГУДЖАРАТСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Гуджаратцы -  народ,  насчитывающий
ок. 18 млн.чел.,  населяющий  сев.  часть  шт.  Бомбей  (Зап.  Индия)  и
говорящий на одном  из  новоиндийских  языков-гуджа-рати.  Г.  т.  и  д.
следуют  древним  традициям  театр.  представлений  "бхаваи",  в  основе
которых  были  переработки  санскритских  классич.  пьес.   Оригинальная
гуд-жаратская драматургия и общедоступный гор. т-р зародились в сер.  19
в.,  когда  возникли  многочисл.  театр.  компании   ("натак   мандал").
Участниками этих компаний были парсы - представители  религ.  общины.  В
1852 была создана "Театральная компания парсов", в  последующие  30  лет
возникло св. 20 компаний. Нек-рые из них просуществовали до 20-х гг.  20
в., меняя время от времени названия ("Театральная ком?  а-ния  Алфреда",
руководимая  акт„ром   и   режисс„ром   Ковасджи;   "Театральное   об-во
Элфинстона", основанное К. С. Назиром в 1860; "Компания  Баллива;  ы"  и
др.).
   Наиболее  известные  драматурги  конца  19-нач.  20  вв.-  Ранчодбхаи
Удайрам и Гармадашанкар, писавшие пьесы на сюжеты из мифологии  и  эпоса
("Ха-ришчандра",  "Наль  и   Дамаянти",   "Горести   Лалиты"   Удайрама;
"Похищение Ситы", "Шакунтала" Нармадашанкара). Эти  драматурги  основали
театр. объединения "Гуджаратское  драматич.  об-во",  "Бомбейское  об-во
любителей гуджаратской драмы". Образование этих  обществ  имело  значит,
влияние на дальнейшее  развитие  гуджаратской  драматургии.  В  этот  же
период  выдвинулись  акт„ры,  постановщики  и  театр.  организаторы:  К.
Балливала, бр. Мадан, Кабраджи, Кхатау, Огра и др. Многие  акт„ры  вышли
из  брахманских  семей,   были   наследственными   исполнителями   ролей
"гандхарвов" (небесные гении), "ная-ков"  (герои),  "бходжаков"  (певцы,

Страницы: «« « 649   650   651   652   653   654   655   656   657  658   659   660   661   662   663   664   665   666   667  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия