Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 652   653   654   655   656   657   658   659   660  661   662   663   664   665   666   667   668   669   670  » »»

оперной   студии   Большого   т-ра   (впоследствии   Оперный   т-р   им.
К.С.Станиславского), в 1935- 1945 - в оперно-драматической студии им. К.
С. Станиславского. Н. Каз.
   ГУЛАЗЯН, Ольга Никогосов-на lp.  27.XII.1885  (8.1.1886)]-  армянская
еоветская актриса. Нар. арт. Арм. ССР (1935). Деп.
   Верх. Совета Арм. ССР 4-го созыва. Род. в Тифлисе. В  1900  принимала
участие в спектаклях рабочих-любите- лей, играла роли Саломе  и  Нато  в
пьесе Г. Сундукяна "Ещ„ одна жертва". На следующий год вступила в  проф.
арм. драм. труппу в Тифлисе. Принимала активное участие  в  деятельности
Тифлисского  Нар.  т-ра.  Играла  в  Баку  и  др.  городах   Закавказья,
гастролировала в Турции, Египте.  Вначале  Г.  исполняла  роли  травести
(Ал„шка
   "На дне" и др.), впоследствии приобрела известность  лучшей  субретки
арм. сцены:  Туанетта,  До-рина  ("Мнимый  больной",  "Тартюф").  Первый
крупный   успех   связан   с   исполнением    роли    Гаяне    ("Измена"
Сумбатова-Южина). В  1922-23  сыграла  Лау-ренсию  ("Овечий  источник").
Особенно ярко дарование Г. раскрылось в пост. пьес  Сундукяна,  в  к-рых
она играла почти все женские роли. С 1926  Г.-  актриса  1-го  гостеатра
Армении (ныне Т-р им. Сундукяна) в Ереване.  В  творчестве  Г.  получили
развитие реалистич. традиции дореволюц. арм.  т-ра.  Верность  жизненной
правде, высокая речевая культура, мягкая, искренняя манера игры, острота
сценич. характеристик отличают искусство Г. Творчество е„ отмечено ярким
национальным  колоритом,  юмором,  мастерством  ведения  диалога.  Среди
лучших ролей Г. -Наталия,  Эпемия,  Саломе  ("Хатабала",  1927,  "Пэпо",
1935,  "Ещ„  одна  жертва",  1944,  Сундукяна),   Кукушкина,   Огудалова
("Доходное место", 1929, "Бесприданница", 1946), Ксения ("Егор Булычев и
другие", 1933). В 1957  Г.  сыграла  роль  бабушки  в  пьесе  А.  Касоны
"Деревья умирают стоя", в 1961-Ламбри-нию ("Остров  Афродиты"  Парниса).
Г. написала театральные мемуары "Воспоминания" (1945). Гос. премия  СССР
(1952).
   Соч.: Воспоминания, Ереван, 1945, 2 изд., Ереван, 1957 (на арм. яз.).
   Лит.: Зарян Р., Театральные портреты, кн. 1, Ереван"  1956;  "Театр",
Ереван, 1957, ј 6, с. 115-116; Д e м и р ч я н Д., Воспоминания  и  думы
об армянской драматургии и театре, Собр. соч., т. VI, Ереван,  1958,  с.
658-63 (все издания на арм. яз.). Р.З.
   ГУЛАК-АРТЕМОВСКИЙ     (Артемовскии),     Сем„н     Степанович      [4
(16).П.1813-5(17). IV. 1873] -  украинский  композитор  и  артист  оперы
(баритон). С 11 лет пел в хоре. В 1830 M. И. Глинка, командированный как
капельмейстер  Придворной  певческой  капеллы  ,на  Украину  для  набора
певчих, пригласил Г.-А. в Петербург.В  1838-39  Г.-А.  жил  у  Глинки  и
обучался под его руководством пению.  При  содействии  Глинки  поехал  в
Италию, брал там уроки пения (1839-42) и выступал в опере (Флоренция). В
1842-64 пел на сцене рус. т-ра и в итал. опере в Петербурге под фамилией
Артемов-ского. Партии: Неизвестный ("Аскольдова могила"  Вер-стовского),
Руслан; Клод  Фролло  ("Эсмеральда"  Даргомыжского,  первый  исполнитель
партии), Дон Жуан (о. п. Моцарта), лорд Уол-тон ("Пуритане"  Беллини)  и
др. Г.-А. обладал красивым и широким по диапазону  голосом  (легко  брал
звуки теноровой тесситуры). В 1863 Г.-А. написал известную комич.  оперу
"Запорожец за Дунаем" (пост. в том же  году  в  Петербурге),  заложившую
основу укр. оперного иск-ва. Мелодичная и доступная музыка "Запорожца за
Дунаем" проникнута сочным нар. юмором. В е„  основу  положены  интонации
укр. нар. песен. Образы главных действующих лиц обладают ярко выраженным
нац.  характером.  Г.-А.  написаны  дивертисмент  "Украинская   свадьба"
(1851), водевиль "Ночь накануне Ивана Купала" (1852) и др.
   Лит.: Кисел„в Г., Гулак-Артемовский, Киев, 1951;
   Бернандт Г, и Ямпольский И., Гулак-Артемовский и его русские  связи,в
сб.:Из истории русско-украинских музыкальных связей, М., 1956.
   ГУЛАКЯН, Армен Карапетович [20.Х(1.Х1).1899- 22.IX.1960] -  армянский
советский режисс„р. Нар. арт. Арм. ССР (1940). Деп.  Верх.  Совета  СССР
2-го  и  3-го  созывов.  Чл.   Коммуни-стич.партии   с   1941.   Сценич.
деятельность начал в 1918 как акт„р драм. труппы Нар. дома им.  Зубалова
в Тбилиси. В 1921-25 занимался в Арм. драм. студии в Москве и в  ГИТИСе.
С 1925 - режисс„р Арм. т-ра драмы в Тбилиси; с 1927- режисс„р, в 1930  -
38 и 1944-53- гл. режисс„р Т-ра им. Сундукяна в Ереване. В 1938-46  и  с
1958 - гл. режисс„р Т-ра оперы и  балета  им.  Спендиа-рова  в  Ереване.
Творчество
   Г. способствовало утверждению на арм. сцене сов.  драматургии,  росту
сценич.  мастерства,  формированию   ансамбля.   Лучшие   спектакли   Г.
характеризовались ясностью замысла, ч„ткостью мизансцен. Много  внимания
уделял Г. работе с акт„рами. Пост. вТ-ре им. Сундукяна пьесы: "Хатабала"
(1927), "Пэпо" (1929) Сундукяна, "В кольце" Вагаршяна (1930),  "Женитьба
Фигаро" (1933), "Платон  Кречет"  (1935),  "Гроза"  (1935);  "Разор„нный
очаг" Сундукяна (1938), "Отелло" (1940),"Маскарад" (1949); "На  высотах"
Бо-ряна (1947), "Эти зв„зды наши" Тер-Григоряна и Карагезяна  (Гос.  пр.
СССР, 1950), "Живой труп" (1951) и др.; в Т-реим. Спендиарова  -  "Ануш"
Тигра-няна (1935), "Иван Сусанин" (1942),  "Отелло"  (1942),  "Гугеноты"
(1943); "Аршак II" Чухаджяна  (Гос.  пр.  СССР,  1946),.  "Давид  б  ек"
Тиграняна (1952), "Луса-бацин"  Степаняна  (1960)  и  др.;  в  Т-ре  им.
Станиславского - "Из-за чести" Ширванзаде (1950), "Кремл„вские  куранты"
(1956) и др.
   Г.- автор пьес "На заре" (1937, Т-р им. Сундукя-ва), "Великая дружба"
(1939, Т-р им.  Сундукяна),  "Клад"  (1940),  "Дни,  люди  незабываемые"
(1957, Ленинаканский  театр).  Пьесы  Г.  шли  в  т-рах  Тбилиси,  Баку,
Кировакана, Степанакерта и др. армянских театрах.
   С 1947 в„л преподават.  работу  в  Ереванском  художеств.-театральном
ин-те (проф. кафедры акт„рского мастерства и режиссуры). Б. А.
   ГУЛ‚ВИЧ, Зоя Николаевна (р. 19.II. 1889) - русская советская актриса.
Нар. арт. Арм. ССР (1953). Сценич. деятельность начала в 1907 в  Москве,
в  т-ре  миниатюр,  затем  работала  в  Екатеринбурге,  Ростове-на-Дону,
Таганроге,  Уфе.  В  1946-59  -  актриса  Ереванского  рус.   т-ра   им.
Станиславского. Г.- характерная актриса, сочетающая в  сво„м  творчестве
драматизм с тонким, живым юмором.
   Роли: Кукушкина ("Доходное место"), Гурмыжская;
   Анна Андреевна ("Ревизор"), Горностаева ("Любовь Яровая"),  Полежаева
("Беспокойная старость"), Таланова ("Нашествие") и ДР- Б. А.
   ГУЛИА, Георгий Димитриевич [р. 1(14).III.1913] - абхазский  советский
писатель, драматург. Сын Д. Гулиа.  Член  Коммунистич.  партии  с  1940.
Засл. деятель искусств Груз.  ССР.  Литературную  деятельность  начал  с
1930. Первая пьеса Г. - "1866 год" (в соавторстве с Н. Микава,  1939)  о
народном восстании в Лыхнах против  феодалов,  пост.  в  абхазском  т-ре

Страницы: «« « 652   653   654   655   656   657   658   659   660  661   662   663   664   665   666   667   668   669   670  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия