Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 » »» музыканты). В 1912-20 возник ряд новых трупп: " театр. об-во Сарасвати", "Драматич. об-во Лакшмиканта" и др. В эти годы в Бомбее выступали одновременно 12 трупп (из них 5 гуджаратских). Многочисл. коммерч. и любительские труппы выступали в разл. городах Гуджара-та, нек-рые из них гастролировали в др. р-нах Индии. Спектакли ставились на языках гуджарати и урду и на англ. яз. (пьесы Шекспира в постановке "Театр. об-ва Элфинстона"). В 20-х гг. 20 в. в гуджаратских труппах выступали акт„ры: бр. А. и В. Наяк, Джай-шанкар ("Сундари") - выдающийся исполнитель женских ролей (до недавнего времени женские роли на гуджаратской сцене исполнялись только мужчинами). В последующие два десятилетия для гуджаратской сцены писали драматурги старшего поколения: М. Муллани, М. Н. Двидеви, П. Двидеви, Н. Вибха-кар (раскрывавший темы труда и капитала в пьесе "Мадху-Бансари"), Р. Брахмабхатт, К. М. Мун-ши (видный политич. деятель). Пьеса П. Двидеви "Арунодай" ("Заря") выдержала в 1921-38 около 500 постановок. Свыше 100 пьес написал и М. Трибхувандас ("Игра вселенной", "Манорама"). К молодому поколению драматургов относятся Пра-фулла Десаи ("Расцвет", "Золотая эра") и Прагджи Доса. Первоначально пьесы гуджаратских драматургов строились гл. обр. на историч. и мифологич. сюжетах. Впоследствии вс„ .большее место занимают сов р. темы - порабощение женщины, проблема детских браков, индо-мусульман-ское единство и т. д. Музыка и пение остаются одним из осн. компонентов этих спектаклей. В 1941 -49 большого развития достигает движение за создание гуджаратского нар. т-ра. Одним из организаторов этого движения явился Я. Тхаккар. Были созданы театр. ассоциации, т-ры к-рых много гастролировали по штату Гуд-жарат, помогая организации любительских театр. трупп. К полупрофессиональным труппам относятся "Натмандал" и "Рангман-дал" (Ахмадабад), "Кала-кендра" и "Натгхар" (Ба-рода) и др. Единственная крупная профессиональная труппа - "Деши Натак Са-мадж" (Бомбей), дающая представления 3 раза в неделю. Из многочисл. любительских коллективов наибольшей популярностью в конце 50-х гг. пользовался "Индийский нац. т-р" (Бомбей). Любительское и проф. театр. движение Гуджарата выдвинуло имена акт„ров, режисс„ров, драматургов и театр. деятелей, к-рые прилагают усилия к созданию подлинного нар. гуджаратского т-ра, свободного от коммерч. устремлений, отражающего жизнь и чаяния народа штата Гуджа-рат: акт„ры-постановщики А. Марзбан, Ф. Антия, ставящие сатирич. пьесы; драматурги П. Доса, П. Джоши, С. Джоши; акт„ры и театр. деятели С. Бхатт, М. Рандерия, Я. Тхаккар, Д. Ганди, П. Од-жха, С. Десаи, В. Мехтаидр. В Гуджарате существуют театр. труппы (состоящие из неск. акт„ров), разъезжающие по небольшим городам и сельским местностям. Они выступают с традиционными "бха-ваи", к-рые разыгрываются на небольшой площадке на улице, перед зрителями, сидящими вокруг. На гуджаратской сцене ставятся нац. и переводные пьесы Р. Тагора ("Красные олеандры", "Алака", "Почтовое отделение", "Чандалика" и др.), Ш. Чаттерджи ("Би-дур Чела", "Бираж Баху", пер. с бенгальского), санскритские пьесы ("Глиняная повозка" Шудраки, "Перстень ракшасы", "Мудраракшаса" Вишакхадатта, и др.); Ибсена ("Нора", "Дикая утка", "Привидения" и др.), Шекспира ("Гамлет", "Макбет", "Венецианский купец"), Мольера ("Скупой", "Мещанин во дворянстве", "Тартюф"), Гоголя ("Ревизор"), Горького ("На дне") и др. Св. П. ГУДИАШВЙЛИ, Владимир (Ладо) Давидович [р. 6(18).III. 1896] - груз. сов. художник. Нар. художник Груз. ССР (1956). В 1914 окончил Тифлисское художеств. уч-ще. Живописец и график, развивающий в сво„м творчестве традиции др.-груз. фресковой живописи, создатель ряда станковых картин. Г. создал ряд произв. для нац. сцены. В Т-ре им. Руставели (Тбилиси) Г. оформил спектакли "Ламара" по Важа Пшавела (1926), "Мзета-Мзе" Вахвахишвили (1926); в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили-"Кето и Ко-тэ" Долидзе (1937); в Т-ре им. Марджанишвили-"Сказ об Арсене", инсц. Марджанишвили (1931), "Джой Стрит" Зархи (1933), "Майя из Цхнети" Канделаки (1955) и др. В первых спектаклях Г. изобретательность и лаконизм, присущие его творчеству, использовались им для разл. сце-нич. экспериментов. В последних работах Г., сохраняя стремление к театр. зрелищности, следует принципам реалистич. иск-ва. Написал ряд картин, изображающих сцены груз. им-провизац. нар. театра бе-рикаоба, карнавального шествия кееноба. Лит.: Т о п у р и я М., Ладо Гудиашвили, Тбилиси, 1958. М. Г. ГУДИАШВЙЛИ, Нико лай Иванович [р. 6 (19). V. 1913] - грузинский советский композитор. В 1937 окончил Тбилисскую консерваторию, в 1940 - аспирантуру. Автор оперы "Элисо" (1944), балета "Ман-дили" (1951), муз. комедий "Встреча на даче" (1950), "Подарок" (1951), "Салхинобели" (1954), музыки к спектаклям "Патара Кахи" Церетели, "Пэпо" Сунду-кяна, "Невеста с афиши" Гольдони (пост. в т-рах Тбилиси, Гори и др.).С 1937 Г. вед„т педагогич. работу в Тбилисской консерватории. ГУДКОВ, Иван Иванович [28.111(9. IV). 1887 - 5. VIII. 1962]-русский советский театральный деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1948). Работал в МХАТе со дня основания (1898). Был сотрудником, артистом вспомогат. состава, исполнителем эпизодич. ролей. С 1923 - зав. монтировочной частью, пом. режисс„ра, зав. постановочной частью т-ра. В 1931-55 руководил электроосветит. цехом МХАТа. Принимал участие в оформлении всех спектаклей Художеств. т-ра. С 1955 - директор учебного т-ра и зав. производственной практикой ГИТИСа. Л. Ив. ГУДМЕН (Goodman), Бенджамин Дэвид (Бенни) (р. 30. V.I 909) - американский дириж„р, музыкант (кларнетист). В 1928-34 руководил джаз-оркестром, в к-ром играл на кларнете, саксофоне и трубе, в 1934-44 - дириж„р и солист джаз-оркестра, выступавшего по нью-йоркскому радио под назв. "Давайте танцевать". В 1944-50 возглавлял джазовые ансамбли (трио, квартет и т. д.),с 1950-септет, с к-рым выступал в разл. городах Европы. Г. способствовал развитию иск-ва джаза. Как выдающийся кларнетист-виртуоз, он утверждал т. н. стиль "свинг" (см. Джаз). Удостоен премии на конкурсах джаз-оркестров (1936- 1937; 1937-41; 1943-47; 1949). Г. известен также как исполнитель классич. музыки. С 1938 выступает солистом в концертах симф. оркестров США (под управлением А. Копленда, П. Хиндемита и др.). Снимался в фильмах. В 1962 гастролировал в СССР. Соч.: The Kingdom of swing. Harrisburg. 1939. M. Зон. "ГУДМЕНС-ФИЛДС". (Goodman's Fields) - английский драматический театр. существовавший в 1729 - 1742 в Лондоне. Антрепрен„ром "Г.-Ф." был Гиффард. В "Г.-Ф." пост. одну из своих ранних пьес Г. Фил-динг ("Щеголь Страницы: «« « 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |