Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 650   651   652   653   654   655   656   657   658  659   660   661   662   663   664   665   666   667   668  » »»

музыканты). В 1912-20 возник ряд новых трупп: " театр. об-во Сарасвати",
"Драматич. об-во Лакшмиканта" и  др.  В  эти  годы  в  Бомбее  выступали
одновременно 12 трупп (из них 5  гуджаратских).  Многочисл.  коммерч.  и
любительские труппы выступали в разл. городах Гуджара-та, нек-рые из них
гастролировали  в  др.  р-нах  Индии.  Спектакли  ставились  на   языках
гуджарати и урду и на англ. яз. (пьесы  Шекспира  в  постановке  "Театр.
об-ва Элфинстона"). В 20-х гг. 20 в. в  гуджаратских  труппах  выступали
акт„ры:  бр.  А.  и  В.  Наяк,  Джай-шанкар  ("Сундари")  -   выдающийся
исполнитель  женских  ролей  (до  недавнего  времени  женские  роли   на
гуджаратской сцене исполнялись только мужчинами).
   В  последующие  два  десятилетия  для   гуджаратской   сцены   писали
драматурги старшего поколения:
   М. Муллани, М. Н. Двидеви, П.  Двидеви,  Н.  Вибха-кар  (раскрывавший
темы труда и капитала в пьесе "Мадху-Бансари"), Р.  Брахмабхатт,  К.  М.
Мун-ши (видный политич. деятель). Пьеса П. Двидеви  "Арунодай"  ("Заря")
выдержала в 1921-38 около 500 постановок. Свыше 100 пьес  написал  и  М.
Трибхувандас ("Игра вселенной", "Манорама").
   К  молодому   поколению   драматургов   относятся   Пра-фулла   Десаи
("Расцвет",  "Золотая  эра")  и  Прагджи   Доса.   Первоначально   пьесы
гуджаратских драматургов строились гл. обр.  на  историч.  и  мифологич.
сюжетах.  Впоследствии  вс„  .большее  место  занимают  сов  р.  темы  -
порабощение  женщины,  проблема  детских   браков,   индо-мусульман-ское
единство и т. д. Музыка и пение остаются одним из осн. компонентов  этих
спектаклей.
   В  1941  -49  большого  развития  достигает  движение   за   создание
гуджаратского нар. т-ра. Одним из организаторов этого движения явился Я.
Тхаккар. Были созданы театр. ассоциации, т-ры к-рых много гастролировали
по штату Гуд-жарат, помогая организации  любительских  театр.  трупп.  К
полупрофессиональным  труппам  относятся  "Натмандал"  и   "Рангман-дал"
(Ахмадабад), "Кала-кендра" и  "Натгхар"  (Ба-рода)  и  др.  Единственная
крупная профессиональная труппа - "Деши Натак Са-мадж" (Бомбей),  дающая
представления 3 раза в неделю. Из  многочисл.  любительских  коллективов
наибольшей популярностью в конце 50-х гг.  пользовался  "Индийский  нац.
т-р" (Бомбей). Любительское и проф. театр. движение Гуджарата  выдвинуло
имена  акт„ров,  режисс„ров,  драматургов  и  театр.   деятелей,   к-рые
прилагают  усилия  к  созданию  подлинного  нар.   гуджаратского   т-ра,
свободного от коммерч. устремлений, отражающего жизнь  и  чаяния  народа
штата Гуджа-рат: акт„ры-постановщики  А.  Марзбан,  Ф.  Антия,  ставящие
сатирич. пьесы; драматурги П. Доса, П. Джоши, С. Джоши; акт„ры и  театр.
деятели С. Бхатт, М. Рандерия, Я.  Тхаккар,  Д.  Ганди,  П.  Од-жха,  С.
Десаи, В. Мехтаидр. В Гуджарате существуют театр. труппы  (состоящие  из
неск. акт„ров), разъезжающие по небольшим городам и сельским местностям.
Они  выступают  с  традиционными  "бха-ваи",  к-рые   разыгрываются   на
небольшой площадке  на  улице,  перед  зрителями,  сидящими  вокруг.  На
гуджаратской сцене ставятся нац. и переводные пьесы Р. Тагора  ("Красные
олеандры",  "Алака",  "Почтовое  отделение",  "Чандалика"  и  др.),   Ш.
Чаттерджи  ("Би-дур  Чела",  "Бираж   Баху",   пер.   с   бенгальского),
санскритские пьесы  ("Глиняная  повозка"  Шудраки,  "Перстень  ракшасы",
"Мудраракшаса" Вишакхадатта, и др.);
   Ибсена  ("Нора",  "Дикая  утка",  "Привидения"   и   др.),   Шекспира
("Гамлет", "Макбет", "Венецианский купец"), Мольера ("Скупой",  "Мещанин
во дворянстве", "Тартюф"), Гоголя ("Ревизор"), Горького ("На дне") и др.
Св. П. ГУДИАШВЙЛИ, Владимир (Ладо)  Давидович  [р.  6(18).III.  1896]  -
груз. сов. художник. Нар. художник Груз.  ССР  (1956).  В  1914  окончил
Тифлисское художеств. уч-ще. Живописец и  график,  развивающий  в  сво„м
творчестве  традиции  др.-груз.  фресковой  живописи,   создатель   ряда
станковых картин. Г. создал ряд произв.  для  нац.  сцены.  В  Т-ре  им.
Руставели (Тбилиси)  Г.  оформил  спектакли  "Ламара"  по  Важа  Пшавела
(1926), "Мзета-Мзе" Вахвахишвили (1926);  в  Т-ре  оперы  и  балета  им.
Палиашвили-"Кето и Ко-тэ" Долидзе (1937); в Т-ре им. Марджанишвили-"Сказ
об Арсене", инсц. Марджанишвили (1931), "Джой Стрит" Зархи (1933), "Майя
из  Цхнети"  Канделаки   (1955)   и   др.   В   первых   спектаклях   Г.
изобретательность и лаконизм, присущие его творчеству, использовались им
для разл. сце-нич.  экспериментов.  В  последних  работах  Г.,  сохраняя
стремление к театр. зрелищности, следует  принципам  реалистич.  иск-ва.
Написал ряд картин, изображающих сцены груз.  им-провизац.  нар.  театра
бе-рикаоба, карнавального шествия кееноба.
   Лит.: Т о п у р и я М., Ладо Гудиашвили, Тбилиси, 1958. М. Г.
   ГУДИАШВЙЛИ, Нико лай Иванович [р.  6  (19).  V.  1913]  -  грузинский
советский композитор. В 1937 окончил Тбилисскую консерваторию, в 1940  -
аспирантуру. Автор оперы "Элисо" (1944), балета "Ман-дили" (1951),  муз.
комедий  "Встреча  на  даче"  (1950),  "Подарок"  (1951),  "Салхинобели"
(1954), музыки к спектаклям "Патара Кахи" Церетели,  "Пэпо"  Сунду-кяна,
"Невеста с афиши" Гольдони (пост. в т-рах Тбилиси, Гори и др.).С 1937 Г.
вед„т педагогич. работу в Тбилисской консерватории.
   ГУДКОВ, Иван Иванович [28.111(9. IV). 1887 - 5.  VIII.  1962]-русский
советский театральный деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1948). Работал в
МХАТе со дня основания  (1898).  Был  сотрудником,  артистом  вспомогат.
состава, исполнителем эпизодич.  ролей.  С  1923  -  зав.  монтировочной
частью, пом.  режисс„ра,  зав.  постановочной  частью  т-ра.  В  1931-55
руководил электроосветит. цехом МХАТа.  Принимал  участие  в  оформлении
всех спектаклей Художеств. т-ра. С 1955 - директор учебного т-ра и  зав.
производственной практикой ГИТИСа. Л. Ив.
   ГУДМЕН  (Goodman),  Бенджамин  Дэвид  (Бенни)  (р.  30.  V.I  909)  -
американский  дириж„р,  музыкант  (кларнетист).  В   1928-34   руководил
джаз-оркестром, в к-ром играл на кларнете, саксофоне и трубе, в  1934-44
- дириж„р и солист джаз-оркестра, выступавшего  по  нью-йоркскому  радио
под назв. "Давайте танцевать". В 1944-50  возглавлял  джазовые  ансамбли
(трио, квартет и т. д.),с 1950-септет, с к-рым выступал в разл.  городах
Европы.  Г.  способствовал  развитию  иск-ва   джаза.   Как   выдающийся
кларнетист-виртуоз,  он  утверждал  т.  н.  стиль  "свинг"  (см.  Джаз).
Удостоен  премии  на  конкурсах  джаз-оркестров  (1936-  1937;  1937-41;
1943-47; 1949). Г. известен также как  исполнитель  классич.  музыки.  С
1938 выступает солистом в концертах симф. оркестров США (под управлением
А.  Копленда,  П.  Хиндемита  и  др.).  Снимался  в  фильмах.   В   1962
гастролировал в СССР.
   Соч.: The Kingdom of swing. Harrisburg. 1939. M. Зон.
   "ГУДМЕНС-ФИЛДС". (Goodman's Fields) - английский драматический театр.
существовавший в 1729  -  1742  в  Лондоне.  Антрепрен„ром  "Г.-Ф."  был
Гиффард. В "Г.-Ф." пост. одну из своих ранних пьес Г. Фил-динг  ("Щеголь

Страницы: «« « 650   651   652   653   654   655   656   657   658  659   660   661   662   663   664   665   666   667   668  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия