|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 » »» музыканты). В 1912-20 возник ряд новых трупп: " театр. об-во Сарасвати",
"Драматич. об-во Лакшмиканта" и др. В эти годы в Бомбее выступали
одновременно 12 трупп (из них 5 гуджаратских). Многочисл. коммерч. и
любительские труппы выступали в разл. городах Гуджара-та, нек-рые из них
гастролировали в др. р-нах Индии. Спектакли ставились на языках
гуджарати и урду и на англ. яз. (пьесы Шекспира в постановке "Театр.
об-ва Элфинстона"). В 20-х гг. 20 в. в гуджаратских труппах выступали
акт„ры: бр. А. и В. Наяк, Джай-шанкар ("Сундари") - выдающийся
исполнитель женских ролей (до недавнего времени женские роли на
гуджаратской сцене исполнялись только мужчинами).
В последующие два десятилетия для гуджаратской сцены писали
драматурги старшего поколения:
М. Муллани, М. Н. Двидеви, П. Двидеви, Н. Вибха-кар (раскрывавший
темы труда и капитала в пьесе "Мадху-Бансари"), Р. Брахмабхатт, К. М.
Мун-ши (видный политич. деятель). Пьеса П. Двидеви "Арунодай" ("Заря")
выдержала в 1921-38 около 500 постановок. Свыше 100 пьес написал и М.
Трибхувандас ("Игра вселенной", "Манорама").
К молодому поколению драматургов относятся Пра-фулла Десаи
("Расцвет", "Золотая эра") и Прагджи Доса. Первоначально пьесы
гуджаратских драматургов строились гл. обр. на историч. и мифологич.
сюжетах. Впоследствии вс„ .большее место занимают сов р. темы -
порабощение женщины, проблема детских браков, индо-мусульман-ское
единство и т. д. Музыка и пение остаются одним из осн. компонентов этих
спектаклей.
В 1941 -49 большого развития достигает движение за создание
гуджаратского нар. т-ра. Одним из организаторов этого движения явился Я.
Тхаккар. Были созданы театр. ассоциации, т-ры к-рых много гастролировали
по штату Гуд-жарат, помогая организации любительских театр. трупп. К
полупрофессиональным труппам относятся "Натмандал" и "Рангман-дал"
(Ахмадабад), "Кала-кендра" и "Натгхар" (Ба-рода) и др. Единственная
крупная профессиональная труппа - "Деши Натак Са-мадж" (Бомбей), дающая
представления 3 раза в неделю. Из многочисл. любительских коллективов
наибольшей популярностью в конце 50-х гг. пользовался "Индийский нац.
т-р" (Бомбей). Любительское и проф. театр. движение Гуджарата выдвинуло
имена акт„ров, режисс„ров, драматургов и театр. деятелей, к-рые
прилагают усилия к созданию подлинного нар. гуджаратского т-ра,
свободного от коммерч. устремлений, отражающего жизнь и чаяния народа
штата Гуджа-рат: акт„ры-постановщики А. Марзбан, Ф. Антия, ставящие
сатирич. пьесы; драматурги П. Доса, П. Джоши, С. Джоши; акт„ры и театр.
деятели С. Бхатт, М. Рандерия, Я. Тхаккар, Д. Ганди, П. Од-жха, С.
Десаи, В. Мехтаидр. В Гуджарате существуют театр. труппы (состоящие из
неск. акт„ров), разъезжающие по небольшим городам и сельским местностям.
Они выступают с традиционными "бха-ваи", к-рые разыгрываются на
небольшой площадке на улице, перед зрителями, сидящими вокруг. На
гуджаратской сцене ставятся нац. и переводные пьесы Р. Тагора ("Красные
олеандры", "Алака", "Почтовое отделение", "Чандалика" и др.), Ш.
Чаттерджи ("Би-дур Чела", "Бираж Баху", пер. с бенгальского),
санскритские пьесы ("Глиняная повозка" Шудраки, "Перстень ракшасы",
"Мудраракшаса" Вишакхадатта, и др.);
Ибсена ("Нора", "Дикая утка", "Привидения" и др.), Шекспира
("Гамлет", "Макбет", "Венецианский купец"), Мольера ("Скупой", "Мещанин
во дворянстве", "Тартюф"), Гоголя ("Ревизор"), Горького ("На дне") и др.
Св. П. ГУДИАШВЙЛИ, Владимир (Ладо) Давидович [р. 6(18).III. 1896] -
груз. сов. художник. Нар. художник Груз. ССР (1956). В 1914 окончил
Тифлисское художеств. уч-ще. Живописец и график, развивающий в сво„м
творчестве традиции др.-груз. фресковой живописи, создатель ряда
станковых картин. Г. создал ряд произв. для нац. сцены. В Т-ре им.
Руставели (Тбилиси) Г. оформил спектакли "Ламара" по Важа Пшавела
(1926), "Мзета-Мзе" Вахвахишвили (1926); в Т-ре оперы и балета им.
Палиашвили-"Кето и Ко-тэ" Долидзе (1937); в Т-ре им. Марджанишвили-"Сказ
об Арсене", инсц. Марджанишвили (1931), "Джой Стрит" Зархи (1933), "Майя
из Цхнети" Канделаки (1955) и др. В первых спектаклях Г.
изобретательность и лаконизм, присущие его творчеству, использовались им
для разл. сце-нич. экспериментов. В последних работах Г., сохраняя
стремление к театр. зрелищности, следует принципам реалистич. иск-ва.
Написал ряд картин, изображающих сцены груз. им-провизац. нар. театра
бе-рикаоба, карнавального шествия кееноба.
Лит.: Т о п у р и я М., Ладо Гудиашвили, Тбилиси, 1958. М. Г.
ГУДИАШВЙЛИ, Нико лай Иванович [р. 6 (19). V. 1913] - грузинский
советский композитор. В 1937 окончил Тбилисскую консерваторию, в 1940 -
аспирантуру. Автор оперы "Элисо" (1944), балета "Ман-дили" (1951), муз.
комедий "Встреча на даче" (1950), "Подарок" (1951), "Салхинобели"
(1954), музыки к спектаклям "Патара Кахи" Церетели, "Пэпо" Сунду-кяна,
"Невеста с афиши" Гольдони (пост. в т-рах Тбилиси, Гори и др.).С 1937 Г.
вед„т педагогич. работу в Тбилисской консерватории.
ГУДКОВ, Иван Иванович [28.111(9. IV). 1887 - 5. VIII. 1962]-русский
советский театральный деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1948). Работал в
МХАТе со дня основания (1898). Был сотрудником, артистом вспомогат.
состава, исполнителем эпизодич. ролей. С 1923 - зав. монтировочной
частью, пом. режисс„ра, зав. постановочной частью т-ра. В 1931-55
руководил электроосветит. цехом МХАТа. Принимал участие в оформлении
всех спектаклей Художеств. т-ра. С 1955 - директор учебного т-ра и зав.
производственной практикой ГИТИСа. Л. Ив.
ГУДМЕН (Goodman), Бенджамин Дэвид (Бенни) (р. 30. V.I 909) -
американский дириж„р, музыкант (кларнетист). В 1928-34 руководил
джаз-оркестром, в к-ром играл на кларнете, саксофоне и трубе, в 1934-44
- дириж„р и солист джаз-оркестра, выступавшего по нью-йоркскому радио
под назв. "Давайте танцевать". В 1944-50 возглавлял джазовые ансамбли
(трио, квартет и т. д.),с 1950-септет, с к-рым выступал в разл. городах
Европы. Г. способствовал развитию иск-ва джаза. Как выдающийся
кларнетист-виртуоз, он утверждал т. н. стиль "свинг" (см. Джаз).
Удостоен премии на конкурсах джаз-оркестров (1936- 1937; 1937-41;
1943-47; 1949). Г. известен также как исполнитель классич. музыки. С
1938 выступает солистом в концертах симф. оркестров США (под управлением
А. Копленда, П. Хиндемита и др.). Снимался в фильмах. В 1962
гастролировал в СССР.
Соч.: The Kingdom of swing. Harrisburg. 1939. M. Зон.
"ГУДМЕНС-ФИЛДС". (Goodman's Fields) - английский драматический театр.
существовавший в 1729 - 1742 в Лондоне. Антрепрен„ром "Г.-Ф." был
Гиффард. В "Г.-Ф." пост. одну из своих ранних пьес Г. Фил-динг ("Щеголь
Страницы: «« « 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |