Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 659   660   661   662   663   664   665   666   667  668   669   670   671   672   673   674   675   676   677  » »»

лучших партий Г.- Лютаурас  ("Гражина"  Карнавичюса),  Вашкис  ("Марите"
Рачюнаса), Хозе, Альфред,  Радамес;  Трике  ("Евгений  Онегин"),  Андрей
("Мазепа"), Шуйский
   ("Борис Годунов") и др. Г. выступает как концертный певец.
   ГУТМАН,  Давид  Григорьевич  (1884-1946)  -  советский   режисс„р   и
драматург. В 1903-13  работал  помощником  режисс„ра,  режисс„ром  т-ров
Нижнего Новгорода, Харькова, Киева, Казани и др. городов. Г.  был  одним
из  инициаторов  создания  в  России  т-ров  миниатюр  и   постановщиком
спектаклей-обозрений в этих т-рах. В годы 1-й мировой войны Г. руководил
Мамоновским и Петровским т-рами миниатюр в Москве. В эти годы он изобр„л
для  начинающего  А.  Вертинского  маску  Пьеро.  В  1917-19  возглавлял
Свободный т-р Воронежского ГУБОНО; в 1919-20- Моск. т-р революц.  сатиры
(Теревсат). В 1926-29 был ведущим режисс„ром Моск. т-ра сатиры,  работал
как режисс„р в Ленингр. т-ре сатиры и ставил спектакли  в  мюзик-холлах,
Моск. оперетте (1924-29). В 1941 создал фронтовой т-р "Ястребок".  Совм.
с В. Массом, В. Типотом, Н. Эрдманом, В. Ардовым, С. Антимоновым  и  др.
написал в 1924-26 ряд пьес (в осн. обозрений)  для  Моск.  т-ра  сатиры:
"Москва с точки зрения" (1924), "Семь лет без взаимности"  (1925),  "Ой,
не ходи, Грицю, на "Заговор  императрицы""  (1925).  Творчество  Г.  как
режисс„ра и драматурга характеризуется злободневностью, остротой  формы.
Он часто обращался к гротеску, применял разнообразные сценич. трюки.
   Лит.: Очерки истории русского советского драм. театра, т. 1, M., 1954
(глава девятая), д 3.
   ГУТТУЗО (Guttuso), Ренато (р. 2.1.1912) - италь янский художник.  Чл.
ЦК Итал. коммунистич. партии. Крупнейший представитель  "неореализма"  в
Италии. Как театр. художник работает  с  1940  (декорации  и  костюмы  к
балету "История солдата" Стравинского в "Театро делле  арти",  Рим).  Г.
стремится к экспрессивности, зрительной действенности  декорац.  решения
спектакля, подч„ркнуто геометрич. конструкциям.
   Работы Г.: "Пятая колонна" по Хемингуэю  (1945,  труппа  К.  Нинки-О.
Вилли), "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича (1947, т-р "Фениче", Х
муз. фестиваль в  Венеции),  "Король  Рогер"  Шимановского  (1949,  "Т-р
Массимо",   Палермо,   Фестиваль   Междунар.   об-ва   совр.    музыки),
"Пульчинелла" Стравинского (1951, "Опера",  Рим),  "Мамаша  Кураж  и  е„
дети" Брехта (1952, Т-р Сатиры, Рим), "Генрих IV" Пиранделло (1954, "Т-р
Пиранделло", Рим), "От моего до твоего"  Верги  (1956,  "Пикколо-театр",
Милан), "Малиа" Капу-аны (1958, "Труппа сидилианского т-ра". Катания)  и
др.
   ГУТЬЕРРЕС  (Gutierrez),  Эдуарде  (1853-90)  -аргентинский  писатель,
драматург. Автор новелл (на исп. яз.)  из  жизни  крестьян-скотоводов  -
гаучо. В 1884  новелла  Г.  "Хуан  Морейра"  (1884)  была  инсценирована
труппой бр. Карло в т-ре "Политеама"  (Буэнос-Айрес)  как  пантомима,  в
к-рой акт„ры исполняли нар. песни под аккомпанемент гитары,  сопровождая
их мимикой и танцами. В  1886  Г.  вместе  с  известным  акт„ром-комиком
(исполнителем роли Хуана  Морейра)  Хосе  X.  Подеста  написал  к  этому
спектаклю текст, положив начало новому нац. театр. жанру -  т-ру  гаучо.
Этот жанр утвердил на аргент. сцене образы нац. героев,  отразил  борьбу
за освобождение  родины.  В  своих  последующих  пьесах  "Хуан  Куэльо",
"Дружба до гроба", "Ч„рный муравей" и др. Г. воспевал отвагу, мужество и
любовь к родине простого  народа.  Большинство  пьес  Г.  пост.  в  т-ре
"Политеама".
   Лит.: Estrella Gutierrez F., Historia de la  literatura  americana  y
argentina, B. Aires, 1940 (совм. с E. Suarez Calimano). Ал. Р
   ГУТЬЕРРЕС ГАРСЙА,  Гарсиа  Гутьер  pec  (Garcia  Gutierrez),  Антонио
(5.VII.1813-26.   Vili.   1884)   -   испанский   драматург.   Один   из
представителей  прогрессивного  романтизма  в  исп.  драматургии.   Лит.
деятельность начал в 1836. Драмы  Г.  Г.  "Трубадур"  (1836,  "Т-р  дель
Принсипе"),  "Симон  Бокканегра"  (1843,  "Т-р  де  ла  Крус")  и   др.,
построенные на конфликте между свободолюбивым героем  и  жестокой  феод.
действительностью, выражают протест против сословного гн„та.  Эти  драмы
послужили лит. основой для одноим. опер Дж.  Верди.  Романтич.  принципы
нашли выражение в  пьесах  Г.,  написанных  в  60-70-х  гг.,  среди  них
наибольшим успехом пользовалась "Каталонская  месть"  (1864,  "Т-р  дель
Принсипе"). Г. Г. был одним из самых популярных драматургов  Испании  19
в.
   Соч.: Obras escogidas, Madrid, 1866; Obras escogidas, [Madrid], 1941.
   Лит.:  Funes  E."  Garcia  Gutierrez:  estudio  critico   desu   obra
dramatica, Cadiz, 1900; RegensburgerC. A., Uber den Trovador des  Garcia
Gutierrez, die Quelle von Verdis Oper "1l Trovatore", B., 1911; A d a  m
s N. B., The romantic dramas of Garcia Gutierrez, N. Y., 1922. В. Ч.
   ГУДКОВ (Gutzkow), Карл Фердинанд (17.Ш. 1811, Берлин,-16.  ХП.  1878,
Заксенхаузен, близ Франкфурта-на-Майне) - немецкий писатель, драматург и
публицист. Изучал богословие, философию и право в Берлинском и  Иен-ском
ун-тах (1829-31). Начал лит. деятельность в 1832. В 1835 возглавил  лит.
группу "Молодая Германия" (группа нем. буржуазных либеральных писателей,
настроенных оппозиционно по отношению к  феодально-религиозной  реакции,
боровшаяся против романтизма).  С  позиций  либерального  бюргерства  Г.
отстаивал гражд. свободы и выступал за объединение Германии. Но,  борясь
с реакцией, Г. вместе  с  тем  страшился  революции  и  отрицал  научный
коммунизм. Ф. Энгельс ценил публицистич. талант Г.  и  отмечал,  что  он
пишет "изумительно метко", однако политически ограничен и не выходит  за
рамки "либеральных фраз". Пора расцвета Г. как драматурга - 1839-49.  Он
написал 27 различных по жанру пьес. Почти  все  они  с  успехом  шли  на
сцене. Материал для своих драм Г. черпал из истории, но  всегда  насыщал
их совр. идеями. Нек-рые пост. пьес Г. на  нем.  сцене  вызывали  бурную
реакцию де-мократич. части  зрителей  и  нередко  подвергались  запрету.
Ранние драмы Г. "Нерон" (1835), "Гамлет  в  Виттенберге"  (1835),  "Царь
Саул" (1839) не были пост. на сцене. Первая поставленная  в  т-ре  пьеса
Г.- историч. драма "Ричард Сэвэдж"  (1839,  Франкфурт-на-Майне).  В  ней
отч„тливо звучит тема  социального  неравенства  в  бурж.  и  дворянском
об-ве. В драме  "Вернер,  или  Сердце  и  свет"  (1840,  Городской  т-р,
Гамбург)  Г.  показывает  столкновение   большой   искренней   любви   с
условностями и ханжеством высшего общества. В том же 1840  в  Берлинском
придворном  т-ре  пост.  историч.  трагедия  Г.  "Паткуль".  Е„   герой-
посланник Петра I  при  Саксонском  дворе  -  поборник  правды,  ставший
жертвой придворных интриг. В трагедии "Пугач„в" (1844) Г.  создал  образ
крестьянского вождя, дал„кий от историч. правды. Г. написал также  неск.
историч. комедий: "Коса и  меч"  (1843),  "Прообраз  Тартюфа"  (1844)  о
столкновении Мольера  с  корол„м  и  церковью,  "Королевский  лейтенант"
(1849, эпизод из жизни молодого Г„те) и др. Мировую известность принесла

Страницы: «« « 659   660   661   662   663   664   665   666   667  668   669   670   671   672   673   674   675   676   677  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия