Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 664   665   666   667   668   669   670   671   672  673   674   675   676   677   678   679   680   681   682  » »»

Вл. О.
   ГЯУРОВ, Николае (Р. 13.IX.1929) - болгарский артист  оперы  (бас).  С
1949 учился в Софийской гос. консерватории  по  к..ассу  X.  Брымбарова,
завершил муз. образование в Моск. консерватории (окончил в 1955). С 1955
- солист Софийской нар. оперы. В  сезоне  1956-57  Г.  -  стаж„р,  затем
солист Большого т-ра  (Москва).  Гастролировал  во  мн.  странах  Европы
(Чехословакия,  Австрия,  Италия,  Англия,  Франция  и  др.).   Обладает
сильным, красивым голосом  большой  гибкости  и  широкого  диапазона.  С
одинаковым успехом исполняет комич.  и  лирич.  партии:  Креон  ("Медея"
Керубини), Даланд ("Летучий голландец" Вагнера),  Филипп  ("Дон  Карлос"
Верди), Дон Базилио;
   Мефистофель ("Фауст"), Пимен,  Варлаам  ("Борис  Годунов"),  Галицкий
("Князь Игорь"), Гремин ("Евгений Онегин") и др.  Созданные  Г.  сценич.
образы отличаются идейно-стилистич. единством  и  высоким  эмоциональным
накалом. Димитровская пр. (1959). Д. М.
   Д-34" - чешский театр. Основан в Праге в 1933 Э. Ф. Бурианом (с  того
же года гл. режисс„р и директор этого т-ра).  Назв.  получил  от  первой
буквы чеш. слова "дивадло" (театр) и года  его  первого  сезона  (1934).
Своим назв. т-р стремился подчеркнуть стремление к современности (каждую
осень нового года название менялось-"Д-35", "Д-36" и т. д. до  "Д-41"  и
затем с "Д-46" до "Д-51"; в 1955 т-ру  вновь  было  возвращено  название
"Д-34"). Коллектив бросил вызов официальному  т-ру  бурж.  Чехословакии,
выступал за политич. и художеств. обновление иск-ва.  Т-р  избрал  своим
девизом "Для нас нация - это трудовой народ, а культура трудового народа
- это  культура  национальная".  Буриан  стремился  воспитать  в  творч.
коллективе высокую трудовую мораль. "Д-34" должен  был  стать  синтетич.
т-ром, владеющим всеми театр. жанрами. Подобно др. "левым" т-рам, "Д-34"
стоял  на  позициях  условного  иск-ва,  что  порою  мешало   коллективу
разрешать  социальные  вопросы.  Ставя  классич.   драматургию,   Буриан
перерабатывал   е„   с   целью   придания   спектаклям    острополитич.,
злободневного характера. Так, напр.,  комедия  Мольера  "Скупой"  (1934)
была переработана  режисс„ром  в  сатирич.  комедию  о  владельце  совр.
гигантского монополистич. треста. "Севильский цирюльник" Бомарше  (1936)
трактовался  как  агитац.  спектакль,  направленный  против  наступления
фашизма в Испании. Переработке  были  подвергнуты  "Венецианский  купец"
(1934); "Крысолов" Дыка (1940) и др. Такая искусств, трактовка приводила
к искажению классич. произв., но  имела  значит,  политич.  звучание.  В
1933-41 на сцене т-ра "Д-34" шли пьесы: "Кафе на главной улице"  Велички
(1933), "Мы хотим жить" Нового  (1934),  "Опера  нищих"  Брехта  (1934),
"Каждому  по  заслугам"  Клицперы  (1936),   инсц.   "Крещение   Святого
Владимира" Гавличека-Боров-ского (1934), "Бравый солдат Швейк" по Гашеку
(1935) и др. Значит, место  в  репертуаре  "Д-34"  занимали  пьесы  рус.
писателей:
   "Егор Булычев и другие" (1934);
   "Аристократы" Погодина (1935), "Село  Степанчиково"  по  Достоевскому
(1940) и др. Полицейская цензура преследовала т-р "Д-34" за  "пропаганду
коммунизма под маской искусств", запрещала спектакли, делала купюры,  не
разрешала  гастроли  т-ра.  После  фашистской   оккупации   Чехословакии
коллектив подвергся репрессиям, в ответ на  к-рые  в  1939  в  различных
городах Чехословакии были  созданы  орг-ции  сторонников  т-ра  -  "Круг
друзей".  В  1941  "Д-34"  был  закрыт  и  вновь  открылся  лишь   после
освобождения Чехословакии.  Первая  премьера  сезона  1945-46  "Ромео  и
Джульетта" - трагедия Шекспира, была трактована как сон узника  фашизма.
В дальнейшем были поставлены: "Бригада  шлифовальщика  Каргана"  Кани  о
новом отношении к труду (1949),  пьесы  Буриана  "Зачем  живешь,  Вацлав
Ржига?" (1959), "Дали" (1959) и др.,  "Мать"  Чапека  (1952),  "На  дне"
(1951);  "Клоп"  Маяковского  (1956),   "Маскарад"   (1952);   "Кровавые
крестины" Тыла (1952), "Гостиница Астория" Штейна  (1958)  и  др.  Театр
по-прежнему стремился к  актуальному,  синтетич.  спектаклю.  В  1951-55
театр был передан чехословацкой армии и  носил  название  Художественный
театр  армии  (АУД).  В  сезон  1955-56   при   т-ре   был   организован
экспериментальный оперный  коллектив,  поставивший  "Оперу  на  ярмарке"
Буриана в стиле ярмарочных представлений  бродячих  музыкантов.  В  1958
гастролировал в СССР и Польше. После смерти Буриана  (1959)  т-р  "Д-34"
был переименован в Т-р им. Буриана. Гл. реж. т-ра стал К. Новак. Ведущие
акт„ры т-ра "Д-34": О. Бенишкова, Л. Бурдшова, 3. Кочова, М.  Кучиркова,
В. Зинкова, 3. Подлинна, О. Яновский, К. Лин, Я. Вагнер и др.
   Лит.: Kocova Z., Kronika armadniho umeleckeho divadla, Praha, 1955; D
v o r a k A., Trojice nejodvaznejsich, Jindrich  Honzl,  Emil  Frantisek
Burian, Jiri Frejka, Praha. 1961;
   Кочова 3., Шесть глав о театре Э. Ф. Буриана "Д-34", пер.  с  чешек.,
Прага,1958; Солнцева Л., По театрам Чехословакии, М.,1958; Б а ч ел и  с
Т., Театр Э.Буриана, "Театр", М., 1958,ј 8. Л. С.
   ДАВАЛОС (Davalos), Марселино (26.IV.1871- 19.IX.1923) -  мексиканский
поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1895.  Д.-  один  из  первых
мекс. драматургов, писавший  пьесы  на  острые  социальные  темы.  Среди
драматич. произв. Д.- "Последняя  картина"  (1900,  т-р  "Ренасимьенто",
Мехико), "Гвадалупа" (1903) о наследственном алкоголизме, "Так  проходят
годы" (1908, т-р В. Фабрегас, Мехико),  посв.  судьбе  крупной  актрисы,
"Преступление Марсиано" (1909, т-р "Дегольядо"), "Нерасторжимый"  (1915,
т-р "Принсипаль"), "Орлы и зв„зды" (1916, т-р Фабрегас) и др. Д. написал
монографии "О театре" (2 тт., 1917).
   Лит.: U s i g I i R., Mexico en el teatro, Mexico, 1932; Jones W. K.,
Breve historia del teatro latinoamericano, Mexico, 1956. ю. я.
   ДАВЕНАНТ (Dave nant), Уильям (3. III. 1606-7.IV. 1668)  -  английский
драматург и театральный деятель. Сын оксфордского трактирщика,  крестник
Шекспира.  С  детских  лет  увлекался  театром.  Начал  драматургическую
деятельность в последний период  эпохи  Возрождения.  Написал  несколько
трагедий и комедий, из которых лучшей является комедия "Остряки" (1636).
Писал также пьесы-маски для придворных  представлений.  В  1638  получил
звание поэта-лауреата. После закрытия т-ров пуританами  в  1642  Д.  был
вынужден прекратить драматургич. деятельность. Когда  в  последние  годы
Протектората Кром-вель стал устраивать спектакли при сво„м дворе, Д. был
приглаш„н в качестве одного из гл. организаторов представлений.  В  1656
им была написана и пост. "Осада  Родоса",  первая  англ.  опера,за  этим
последовали "Испанцы в Перу" (1658) и "Сэр Фрэнсис Дрейк" (1659).  После
реставрации монархии Стюартов Д. получил от Карла II патент на  создание
т-ра и организовал в 1661 в Линкольне Инн  Филдс  представления.  Труппе
покровительствовал  брат  короля.  В  отличие  от  другого  театрального
предпринимателя  Киллигру,  набравшего  труппу  из  старых  акт„ров,  Д.

Страницы: «« « 664   665   666   667   668   669   670   671   672  673   674   675   676   677   678   679   680   681   682  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия