|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 » »» Вл. О.
ГЯУРОВ, Николае (Р. 13.IX.1929) - болгарский артист оперы (бас). С
1949 учился в Софийской гос. консерватории по к..ассу X. Брымбарова,
завершил муз. образование в Моск. консерватории (окончил в 1955). С 1955
- солист Софийской нар. оперы. В сезоне 1956-57 Г. - стаж„р, затем
солист Большого т-ра (Москва). Гастролировал во мн. странах Европы
(Чехословакия, Австрия, Италия, Англия, Франция и др.). Обладает
сильным, красивым голосом большой гибкости и широкого диапазона. С
одинаковым успехом исполняет комич. и лирич. партии: Креон ("Медея"
Керубини), Даланд ("Летучий голландец" Вагнера), Филипп ("Дон Карлос"
Верди), Дон Базилио;
Мефистофель ("Фауст"), Пимен, Варлаам ("Борис Годунов"), Галицкий
("Князь Игорь"), Гремин ("Евгений Онегин") и др. Созданные Г. сценич.
образы отличаются идейно-стилистич. единством и высоким эмоциональным
накалом. Димитровская пр. (1959). Д. М.
Д-34" - чешский театр. Основан в Праге в 1933 Э. Ф. Бурианом (с того
же года гл. режисс„р и директор этого т-ра). Назв. получил от первой
буквы чеш. слова "дивадло" (театр) и года его первого сезона (1934).
Своим назв. т-р стремился подчеркнуть стремление к современности (каждую
осень нового года название менялось-"Д-35", "Д-36" и т. д. до "Д-41" и
затем с "Д-46" до "Д-51"; в 1955 т-ру вновь было возвращено название
"Д-34"). Коллектив бросил вызов официальному т-ру бурж. Чехословакии,
выступал за политич. и художеств. обновление иск-ва. Т-р избрал своим
девизом "Для нас нация - это трудовой народ, а культура трудового народа
- это культура национальная". Буриан стремился воспитать в творч.
коллективе высокую трудовую мораль. "Д-34" должен был стать синтетич.
т-ром, владеющим всеми театр. жанрами. Подобно др. "левым" т-рам, "Д-34"
стоял на позициях условного иск-ва, что порою мешало коллективу
разрешать социальные вопросы. Ставя классич. драматургию, Буриан
перерабатывал е„ с целью придания спектаклям острополитич.,
злободневного характера. Так, напр., комедия Мольера "Скупой" (1934)
была переработана режисс„ром в сатирич. комедию о владельце совр.
гигантского монополистич. треста. "Севильский цирюльник" Бомарше (1936)
трактовался как агитац. спектакль, направленный против наступления
фашизма в Испании. Переработке были подвергнуты "Венецианский купец"
(1934); "Крысолов" Дыка (1940) и др. Такая искусств, трактовка приводила
к искажению классич. произв., но имела значит, политич. звучание. В
1933-41 на сцене т-ра "Д-34" шли пьесы: "Кафе на главной улице" Велички
(1933), "Мы хотим жить" Нового (1934), "Опера нищих" Брехта (1934),
"Каждому по заслугам" Клицперы (1936), инсц. "Крещение Святого
Владимира" Гавличека-Боров-ского (1934), "Бравый солдат Швейк" по Гашеку
(1935) и др. Значит, место в репертуаре "Д-34" занимали пьесы рус.
писателей:
"Егор Булычев и другие" (1934);
"Аристократы" Погодина (1935), "Село Степанчиково" по Достоевскому
(1940) и др. Полицейская цензура преследовала т-р "Д-34" за "пропаганду
коммунизма под маской искусств", запрещала спектакли, делала купюры, не
разрешала гастроли т-ра. После фашистской оккупации Чехословакии
коллектив подвергся репрессиям, в ответ на к-рые в 1939 в различных
городах Чехословакии были созданы орг-ции сторонников т-ра - "Круг
друзей". В 1941 "Д-34" был закрыт и вновь открылся лишь после
освобождения Чехословакии. Первая премьера сезона 1945-46 "Ромео и
Джульетта" - трагедия Шекспира, была трактована как сон узника фашизма.
В дальнейшем были поставлены: "Бригада шлифовальщика Каргана" Кани о
новом отношении к труду (1949), пьесы Буриана "Зачем живешь, Вацлав
Ржига?" (1959), "Дали" (1959) и др., "Мать" Чапека (1952), "На дне"
(1951); "Клоп" Маяковского (1956), "Маскарад" (1952); "Кровавые
крестины" Тыла (1952), "Гостиница Астория" Штейна (1958) и др. Театр
по-прежнему стремился к актуальному, синтетич. спектаклю. В 1951-55
театр был передан чехословацкой армии и носил название Художественный
театр армии (АУД). В сезон 1955-56 при т-ре был организован
экспериментальный оперный коллектив, поставивший "Оперу на ярмарке"
Буриана в стиле ярмарочных представлений бродячих музыкантов. В 1958
гастролировал в СССР и Польше. После смерти Буриана (1959) т-р "Д-34"
был переименован в Т-р им. Буриана. Гл. реж. т-ра стал К. Новак. Ведущие
акт„ры т-ра "Д-34": О. Бенишкова, Л. Бурдшова, 3. Кочова, М. Кучиркова,
В. Зинкова, 3. Подлинна, О. Яновский, К. Лин, Я. Вагнер и др.
Лит.: Kocova Z., Kronika armadniho umeleckeho divadla, Praha, 1955; D
v o r a k A., Trojice nejodvaznejsich, Jindrich Honzl, Emil Frantisek
Burian, Jiri Frejka, Praha. 1961;
Кочова 3., Шесть глав о театре Э. Ф. Буриана "Д-34", пер. с чешек.,
Прага,1958; Солнцева Л., По театрам Чехословакии, М.,1958; Б а ч ел и с
Т., Театр Э.Буриана, "Театр", М., 1958,ј 8. Л. С.
ДАВАЛОС (Davalos), Марселино (26.IV.1871- 19.IX.1923) - мексиканский
поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1895. Д.- один из первых
мекс. драматургов, писавший пьесы на острые социальные темы. Среди
драматич. произв. Д.- "Последняя картина" (1900, т-р "Ренасимьенто",
Мехико), "Гвадалупа" (1903) о наследственном алкоголизме, "Так проходят
годы" (1908, т-р В. Фабрегас, Мехико), посв. судьбе крупной актрисы,
"Преступление Марсиано" (1909, т-р "Дегольядо"), "Нерасторжимый" (1915,
т-р "Принсипаль"), "Орлы и зв„зды" (1916, т-р Фабрегас) и др. Д. написал
монографии "О театре" (2 тт., 1917).
Лит.: U s i g I i R., Mexico en el teatro, Mexico, 1932; Jones W. K.,
Breve historia del teatro latinoamericano, Mexico, 1956. ю. я.
ДАВЕНАНТ (Dave nant), Уильям (3. III. 1606-7.IV. 1668) - английский
драматург и театральный деятель. Сын оксфордского трактирщика, крестник
Шекспира. С детских лет увлекался театром. Начал драматургическую
деятельность в последний период эпохи Возрождения. Написал несколько
трагедий и комедий, из которых лучшей является комедия "Остряки" (1636).
Писал также пьесы-маски для придворных представлений. В 1638 получил
звание поэта-лауреата. После закрытия т-ров пуританами в 1642 Д. был
вынужден прекратить драматургич. деятельность. Когда в последние годы
Протектората Кром-вель стал устраивать спектакли при сво„м дворе, Д. был
приглаш„н в качестве одного из гл. организаторов представлений. В 1656
им была написана и пост. "Осада Родоса", первая англ. опера,за этим
последовали "Испанцы в Перу" (1658) и "Сэр Фрэнсис Дрейк" (1659). После
реставрации монархии Стюартов Д. получил от Карла II патент на создание
т-ра и организовал в 1661 в Линкольне Инн Филдс представления. Труппе
покровительствовал брат короля. В отличие от другого театрального
предпринимателя Киллигру, набравшего труппу из старых акт„ров, Д.
Страницы: «« « 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |