Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 » »» ("Светлый путь", 1947,"Вешние воды", 1948, Эффендиева). Создал сценич. образ С. М. Кирова ("Утро Востока" Мамедханлы, Гос. пр. СССР, 1948, "Бухта Ильича" Меджнунбекова, 1958). Д. первым на азерб. сцене создал образ В. И. Ленина ("Ленин в 1918 г." Каплера и Златогоровой, 1940). Роли в классич. драматургии: Незнамов (1935), От ел л о (1959). Снимался в кино. К. Кае. ДАГЕСТАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ складывается из творчества драматургов разд. народностей Дагестана (кумыки, аварцы, лезгины, даргинцы, лакцы, та-ты и др.) и тесно связана с развитием театр. иск-ва республики. Первые пьесы нац. авторов ставились в любительских драм. кружках ещ„ в предреволюц. годы. В 1916-17 кумык 3. Батырмурзаев написал пьесу "Да-ниял-бек", водевиль "Наперекор муллам" и др., направленные против социальной несправедливости и старинных адатов, религиозного мракобесия. Эти пьесы ставились в 1918-20 в драмкружках селений Темир-Хан-Шура, Хасавюрт. Значит, след в развитии доре-волюц. любительского, а впоследствии и проф. лак-ского т-ра оставила драма Г. Саидова "Лудильщики" о тяж„лой жизни лакских ремесленников (первая пост. была осуществлена в 1915). После установления Сов. власти в Дагестане возникли многочисл. самодеят. кружки. В этих кружках ставились пьесы кумыка Т. Мурадова ("Жертва шариата"); лаков М.Чаринова ("Габибат и Гаджияв") и М. Па-шаева ("Омар и Айшат") о прошлом лакского народа, аварского поэта Г. Цадаса ("Сапожник", "Сундук бедствий", "Женитьба Кодолава") и др. В 30-е гг. после открытия Кумыкского, Аварского, Лезгинского, Лакского т-ров начинает развиваться совр. драматургия, разрабатывающая материал 'нар. фольклора, отображающая тяж„лую жизнь горцев до революции, создаются пьесы на историко-революц. темы, драматурги обращаются к событиям совр. жизни. Значит, вклад в развитие Д. д. внесли писатели А.-II. Салаваюв, М. Хуршилов, Р. Фатуев, М. Алиев, А. Аджаматов, А. Сулейманов, театр. деятели Г. Рустамов, А. Курба-нов, Ш. Абдуллаев, С. Джетере. Основы кумыкской драматургии заложили пьесы Салаватова "Красные партизаны" (1934), героич. драма "Айгази" (1940) и пьеса-сказка "Карачач" (194б). Историко-революц. тематика нашла отражение в творчестве аварского писателя Хуршилова: "Андалал" ("Разгром Надир-шаха", 1944), "Шамиль" (194о), "Минувшие дни" (1947) (все пост. в Кумыкском т-ре) и авторская инсценировка романа "Сулак-свидетель", рассказывающая о формировании революц. самосознания горцев в годы революции 1905 (1955, Лезгинский т-р). Пьеса Р. Фатуева "Горцы" (193Ь) о гражданской войне в Дагестане прошла не только в т-рах республики, но и в др. городах СССР. Героич. прошлое лакского народа, его борьба с ханами и чужеземными захватчиками отражены в пьесах М. Алиева "Аздар" (1939) и "Парту-Патима" (1957). Пьеса "Ансар" А. Аджаматова 1У41, Кумыкский т-р) посв. событиям 1920, приведшим к установлению Сов. власти в Дагестане. На эту же тему написаны пьесы М. Алиева "Партизан Магомед", 1935, "Зулейха осталась одна" (1936), "Брат и сестра" (1934). Драматурги Даг. АССР создали пьесы о героич. событиях отечеств, войны "Стальной капкан" А. Аджаматова (1941, Кумыкский т-р), "Дорога к счастью" (1948) и "Семья Рамазановых" (1950) Алиева (Лакский т-р). Значит, изменения и подъ„м Д. д. наметились после XX съезда КПСС. Совр. жизнь республики отражена в пьесах драматурга и режисс„ра Кумыкского т-ра Г. Рустамова "Друзья" (1947), "Подарок Салимат" (194о}, муз. комедии "Под деревом" (1960), в пьесе акт„ра того же театра А. Курбанова "Любовь Асият" (1946)-о моральной чистоте и верности, и комедии "Свадьба Кайтмаса" (1955). Пьесы Рустамова и Курбанова, отмеченные богатством жизненных наблюдений, точностью бытовых зарисовок, доходчивостью фабулы, живым разговорным языком, обошли сцены всех т-ров республики и ставились за пределами Дагестана. Лакский драматург М. Алиев написал пьесу "В родном ауле" (1960), рассказывающую о борьбе партии за укрепление колхозов после XX съезда КПСС. Лакец по происхождению, акт„р Кумыкского т-ра III. Абдуллаев вн„с вклад в репертуар Лакского и Кумыкского т-ров пьесами "Настоящая любовь" и "Широкий путь" (1954), посв. по-слевоен. колхозному строительству в Дагестане; его сатирич. комедия из дореволюц. быта "Два арбуза в одной руке", пост. в Лакском т-ре (1945), пьеса "Кто виноват" о борьбе с пережитками в сознании горцев- в Кумыкском т-ре (1957). В 50-е гг. круг драматургов Дагестана значительно расширяется. К драматургии обращаются писатели-к-мыки А. Сулейманов ("Айбике", 1956, "Коммунист", 1961), аварец М. Сулиманов, даргинец А. Абакаров ("Виноватые" в Кумыкском т-ре, комедия "На ч„м держится земля", Даргинский т-р, 1962). Появляются первые женщины-драматурги: 3. Атаева ("Потрудись и сбудется", 1959, Кумыкский т-р), Ф. Алиева ("У горной речки", Аварский т-р). О современности рассказывают спектакли Аварского т-ра - комедия-водевиль К. Закарьяева и М. Даудова "По горным дорогам" (1960), "Битва жизни" М. Абдулхаликова и Н. Молчанова (1959, пост. 1962). Поэтич. направленность драматургии Дагестана выражена в трагедии Р. Гамзатова "Горянка" о борьбе с пережитками (1960, Аварский т-р). Появляются и первые оригинальные пьесы в Лезгинском т-ре. В 1960 пост. героич. драма Т. Хурюгского и К. Мед-жид ова "Ашуг Сайд", в 1961 - пьеса К. Меджидова "Цветок России". Многонац. Д. д. представляет собой тесное содружество авторов, рассматривающих общие для всех народностей Дагестана явления жизни,- изменение жизни трудящихся республики, благотворное влияние советской социалистич. идеологии и культуры на моральный облик людей. Взаимное обогащение театров Дагестана репертуаром способствует росту драматургии, росту проф. мастерства авторов. Е. Ж. ДАГЕСТАНСКИЙ ТЕАТР. Театральное искусство Дагестана многонационально. Из числа народностей, населяющих Дагестан, проф. т-ры имеют кумыки, аварцы, лезгины, лакцы и даргинцы. Имеются также нар. т-ры, играющие на азерб. и татском яз. Истоки театр. иск-ва этих народов - в играх и обрядах, среди к-рых известна сохранившаяся до сих пор кумыкская игра "сюйдум-таяк" ("любовная палочка"), когда молод„жь, собирающаяся на булка (посиделки), вызывает друг друга на пение и танцы. Элементы театрализации заключали в себе свадебные обряды, соревнования ашугов. Широкой популярностью пользовались "пехлеваны" - акробаты, канатоходцы, жонгл„ры и нар. комики "домбаи". Первые любительские театр. представления у народов Дагестана возникли в пред-революц. годы. У кумыков первые любительские спектакли пост. в 1916. У лакцев - в 1915, у лезгин - в 1914. Проф. т-ры возникли у народов Дагестана в нач. 30-х гг. В 1930 в Махачкале был создан Кумыкский т-р (ныне Кумыкский Страницы: «« « 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |