Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 676   677   678   679   680   681   682   683   684  685   686   687   688   689   690   691   692   693   694  » »»

образы Д. отмечены точностью психо-логич. рисунка, обаянием.
   Роли: Анна Каренина, Кру-чинина; Евгения, Лидия ("На  бойком  месте",
"Бешеные деньги" Островского), Мария Стюарт;
   Гертруда  ("Мачеха"  Бальзака),  Любовь  Яровая;   Джесси   ("Русский
вопрос"), С. П.
   ДАЛЬСКИЙ (наст. фам. - Нестеренко), Владимир Михайлович (р. 5. V.
   1912) - украинский советский акт„р. Народный артист  УССР  (1954).  В
1930-32  учился  в  Киевском  муз.-драм.  институте.  С  1933  -   акт„р
Харьковского ТЮЗа, в 1935-41  -  Т-ра.  им.  Шевченко,  с  1941  -  Т-ра
Киевского военного округа (ныне т-р  ПрикВО),  с  1957  -  Т-ра  им.  И.
Франко. Роли:
   Шельменко ("Шельменко-денщик"  Квитки-Основья-ненко),  Морж  ("Почему
улыбались  зв„зды"   Корнейчука),   Минутка   ("Победители"   Чирскова),
Крутицкий, Несчастливцев ("Не было "и гроша...", "Лес" Островского).  Д.
обладает ярким комедийным  дарованием,  в  его  образах  острая  внешняя
выразительность сочетается с психологически углубл„нной трактовкой роли.
Б. Д.
   ДАЛЬСКИЙ (наст. фам.- Неелов), Мамонт Викторович [1865,  Кантемировка
Харьковской губ.,- 8(21).VI.1918, Москва] - русский акт„р. Род. в  семье
помещика. В 1885, уйдя со 2-го курса Харьковского ун-та, в течение 4 лет
играл в т-рах Вильно, Ростова, Новочеркасска. В
   1889 был акт„ром т-ра Го-ревой в Москве. После  успешного  исполнения
здесь роли Дон Карлоса Д. получил приглашения в Малый и  Александрийский
т-ры. В
   1890 был зачислен в труппу Александрийского т-ра  в  виде  исключения
без дебюта. Первая роль - Жадов.
   Д. обладал идеальными внешними данными для  ге-роич.  ролей-стройная,
гибкая  фигура,  красивый  сильный  голос,  властные  энергичные  жесты.
Стихийная темпераментность его  игры  смягчалась  художеств.  простотой.
Красочная читка стихов и монологов,  исключительно  выразит.  фразировка
сближали иск-во Д. с творчеством М. Т. Иванова-Козельского, игрой к-рого
Д. восхищался. Особенно близкими дарованию Д. были  образы,  исполненные
сильных и необузданных  страстей,  образы  людей,  гонимых  обществом  и
вступающих с ним в резкий,  непримиримый  конфликт.  Большим  успехом  у
зрителей он пользовался в ролях Андрея  Белугина  ("Женитьба  Белуги-на"
Островского и Соловьева), Рогожина ("Идиот"), Димитрия Самозванца (о. п.
Чаева), Самозванца ("Борис Годунов"), Незнамова. Играя роль Чацкого,  Д.
выражал протест  бунтующего  духа,  бросал  дерзкий  вызов  обществу.  В
Гамлете и Отелло Д. удавались сцены бурных проявлений чувств. В  меньшей
степени умел  он  передать  благородный  гуманизм  героев  Шекспира,  их
философские раздумья, светлые лирич. порывы души. К лучшим созданиям  Д.
относятся также роли Карла Моора;  Маркиза  Позы  ("Дон  Карлос"),  Кина
("Кин,  или  Гений  и  беспутство"  Дюма-отца),  Уриэля  Акосты  (о.  п.
Гуцкова).
   Д. сыграл значит, роль в развитии сценич. мастерства Ф. И.  Шаляпина.
В 1895 в начале своей ар-тистич. деятельности Шаляпин увидел Д. на сцене
и ) увл„кся его игрой. Д. принял участие  в  судьбе  начинающего  певца,
подружился с  Шаляпиным,  занимался  с  ним  драм.  иск-вом.  Вследствие
трудного характера Д. не сош„лся с труппой  Александрийского  т-ра  и  в
1900 был уволен дирекцией. Перейдя на положение гастрол„ра, он  выступал
в  разл.  провинциальных  и  столичных   т-рах,   иногда   организовывал
собственные гастрольные антрепризы. Гастроли Д.,  много  выступавшего  в
этот  период  в  ролях  мирового  классич.  репертуара,  имели   большое
просветит, значение.
   Высокоодар„нный  художник,  Д.,  однако,  недостаточно  работал   над
совершенствованием   своего   таланта,   в„л   богемный   образ   жизни.
Противопоставляя  сво„  иск-во  сценич.  ансамблю,   Д.   не   признавал
режисс„рского руководства. Выступления в Петрограде в  1915-16  показали
упадок иск-ва Д. "...Он громыхал своим трагическим баритоном,  выставляя
на вид плохую методу игры и малые остатки  великого  вдохновения"  [К  у
гель А. Р. (Homo Novus), Театральные портреты,  П.-М.,  1923,  с.  172].
После Февральской революции Д. не выступал больше на сцене, объявил себя
"идейным анархистом". (Илл. см. на с. 287).
   Лит.: Юрьев Ю.  М.,  Записки,  Л.-М.,  1948;  Х  о  д  о-т  о  в  Н.,
Близкое-дал„кое, Л.-М.,  1962;  К  у  г  е  л  ь  А.  Р.  (Homo  Novus),
Театральные портреты, П.-М., 1923; Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, т.  2,
М., 1958. А. Кл.
   ДАЛЬСКИЙ, Михаил Сем„нович (р. 1878) - русский артист  оперетты.  Был
премьером  петерб.  т-ров  "Буфф"  и  "Пассаж";  пел  в   Москве   и   в
провинциальных   опереточных    антрепризах    в    Вильне    (Вильнюс),
Ростове-на-Дону,  Минске,  Курске,  Таганроге  и  др.  городах.  В  1917
выступал в петерб. "Палас-театре". Блестяще владел  акт„рской  техникой,
за что удостоился похвалы Ф. Легара; был превосходным танцовщиком. Роли:
   Даниле, Октав ("Вес„лая вдова",  "Ева"  Легара),  Парис  ("Прекрасная
Елена" Оффенбаха), Ники ("Под звуки вальса" Штрауса) и др. Неск. сезонов
Д.  возглавлял  "Петерб.   художеств.   оперетки   М.   С.   Дальского",
гастролировал на юге и в Прибалтике.
   Лит.: Я рон Г., О любимом жанре, М., 1960, с. 33" 57-58, 94. А. Ив.
   ДАЛЬЦЕВ, Зиновий Григорьевич [р. 30. XI (12.XII).  1884]  '-  русский
советский театральный деятель и акт„р. Засл. деят. иск-в  РСФСР  (1957).
Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1910).  Сценнч.  деятельность  начал  в
1903 в Орловском т-ре. Выступал во мн. городах России.  Роли:  Незнамов;
Счастливцев, Буланов ("Лес"), Годда ("Казнь" Ге) и др. В 1917 переш„л на
административную работу. Принимал участие в организации  Т-ра  Революции
(1922); был управляющим этого т-ра. С 1924 работал в Малом т-ре (сначала
пом. директора, затем зам. директора), Оперном т-ре им.  Станиславского.
В 1941-59 - зам. председателя Совета ВТО. Э.К.
   ДАМА (dame)- амплуа в испанском театре 17 в.; исполнительница женских
ролей (за  исключением  комических  и  характерных).  В  зависимости  от
положения актрисы в труппе  Д.  подразделялись  на  "первую",  "вторую",
"третью", "четв„ртую". Н. Т.
   "ДАМА С КАМЕЛИЯМИ"-драма  в  5  д.  Александра  Дюлш-сына  (на  сюжет
одноим„нного  романа  того  же  автора).  В  разных  странах  по  разным
переводам и обработкам известна под назв. "Маргарита Готье", "Камилла" и
др. Соч. 1852 (на франц. яз.).  Пост.  2  февр.  того  же  года  в  т-ре
"Водевиль", Париж  (Маргарита  Готье  -  Дош,  Арман  Дюваль  -  Фехтер,
Дюваль-отец - Лафонтен, Панина - Вормс, Прюданс- Астрюк). Пьесу  ставили
в Париже т-ры: "Жимназ" (1881), т-р Порт-Сен-Мартен (1884),  "Ренессанс"
(1896) и др.; в Лондоне т-ры: "Лицеум" (1858), "Принсесс" (1875), "Корт"
(1880), "Олимпик" (1892). "Д.  с  к."  шла  во  многих  т-рах  Европы  и

Страницы: «« « 676   677   678   679   680   681   682   683   684  685   686   687   688   689   690   691   692   693   694  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия