|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 » »» образы Д. отмечены точностью психо-логич. рисунка, обаянием.
Роли: Анна Каренина, Кру-чинина; Евгения, Лидия ("На бойком месте",
"Бешеные деньги" Островского), Мария Стюарт;
Гертруда ("Мачеха" Бальзака), Любовь Яровая; Джесси ("Русский
вопрос"), С. П.
ДАЛЬСКИЙ (наст. фам. - Нестеренко), Владимир Михайлович (р. 5. V.
1912) - украинский советский акт„р. Народный артист УССР (1954). В
1930-32 учился в Киевском муз.-драм. институте. С 1933 - акт„р
Харьковского ТЮЗа, в 1935-41 - Т-ра. им. Шевченко, с 1941 - Т-ра
Киевского военного округа (ныне т-р ПрикВО), с 1957 - Т-ра им. И.
Франко. Роли:
Шельменко ("Шельменко-денщик" Квитки-Основья-ненко), Морж ("Почему
улыбались зв„зды" Корнейчука), Минутка ("Победители" Чирскова),
Крутицкий, Несчастливцев ("Не было "и гроша...", "Лес" Островского). Д.
обладает ярким комедийным дарованием, в его образах острая внешняя
выразительность сочетается с психологически углубл„нной трактовкой роли.
Б. Д.
ДАЛЬСКИЙ (наст. фам.- Неелов), Мамонт Викторович [1865, Кантемировка
Харьковской губ.,- 8(21).VI.1918, Москва] - русский акт„р. Род. в семье
помещика. В 1885, уйдя со 2-го курса Харьковского ун-та, в течение 4 лет
играл в т-рах Вильно, Ростова, Новочеркасска. В
1889 был акт„ром т-ра Го-ревой в Москве. После успешного исполнения
здесь роли Дон Карлоса Д. получил приглашения в Малый и Александрийский
т-ры. В
1890 был зачислен в труппу Александрийского т-ра в виде исключения
без дебюта. Первая роль - Жадов.
Д. обладал идеальными внешними данными для ге-роич. ролей-стройная,
гибкая фигура, красивый сильный голос, властные энергичные жесты.
Стихийная темпераментность его игры смягчалась художеств. простотой.
Красочная читка стихов и монологов, исключительно выразит. фразировка
сближали иск-во Д. с творчеством М. Т. Иванова-Козельского, игрой к-рого
Д. восхищался. Особенно близкими дарованию Д. были образы, исполненные
сильных и необузданных страстей, образы людей, гонимых обществом и
вступающих с ним в резкий, непримиримый конфликт. Большим успехом у
зрителей он пользовался в ролях Андрея Белугина ("Женитьба Белуги-на"
Островского и Соловьева), Рогожина ("Идиот"), Димитрия Самозванца (о. п.
Чаева), Самозванца ("Борис Годунов"), Незнамова. Играя роль Чацкого, Д.
выражал протест бунтующего духа, бросал дерзкий вызов обществу. В
Гамлете и Отелло Д. удавались сцены бурных проявлений чувств. В меньшей
степени умел он передать благородный гуманизм героев Шекспира, их
философские раздумья, светлые лирич. порывы души. К лучшим созданиям Д.
относятся также роли Карла Моора; Маркиза Позы ("Дон Карлос"), Кина
("Кин, или Гений и беспутство" Дюма-отца), Уриэля Акосты (о. п.
Гуцкова).
Д. сыграл значит, роль в развитии сценич. мастерства Ф. И. Шаляпина.
В 1895 в начале своей ар-тистич. деятельности Шаляпин увидел Д. на сцене
и ) увл„кся его игрой. Д. принял участие в судьбе начинающего певца,
подружился с Шаляпиным, занимался с ним драм. иск-вом. Вследствие
трудного характера Д. не сош„лся с труппой Александрийского т-ра и в
1900 был уволен дирекцией. Перейдя на положение гастрол„ра, он выступал
в разл. провинциальных и столичных т-рах, иногда организовывал
собственные гастрольные антрепризы. Гастроли Д., много выступавшего в
этот период в ролях мирового классич. репертуара, имели большое
просветит, значение.
Высокоодар„нный художник, Д., однако, недостаточно работал над
совершенствованием своего таланта, в„л богемный образ жизни.
Противопоставляя сво„ иск-во сценич. ансамблю, Д. не признавал
режисс„рского руководства. Выступления в Петрограде в 1915-16 показали
упадок иск-ва Д. "...Он громыхал своим трагическим баритоном, выставляя
на вид плохую методу игры и малые остатки великого вдохновения" [К у
гель А. Р. (Homo Novus), Театральные портреты, П.-М., 1923, с. 172].
После Февральской революции Д. не выступал больше на сцене, объявил себя
"идейным анархистом". (Илл. см. на с. 287).
Лит.: Юрьев Ю. М., Записки, Л.-М., 1948; Х о д о-т о в Н.,
Близкое-дал„кое, Л.-М., 1962; К у г е л ь А. Р. (Homo Novus),
Театральные портреты, П.-М., 1923; Ф. И. Шаляпин, т. 1, М., 1957, т. 2,
М., 1958. А. Кл.
ДАЛЬСКИЙ, Михаил Сем„нович (р. 1878) - русский артист оперетты. Был
премьером петерб. т-ров "Буфф" и "Пассаж"; пел в Москве и в
провинциальных опереточных антрепризах в Вильне (Вильнюс),
Ростове-на-Дону, Минске, Курске, Таганроге и др. городах. В 1917
выступал в петерб. "Палас-театре". Блестяще владел акт„рской техникой,
за что удостоился похвалы Ф. Легара; был превосходным танцовщиком. Роли:
Даниле, Октав ("Вес„лая вдова", "Ева" Легара), Парис ("Прекрасная
Елена" Оффенбаха), Ники ("Под звуки вальса" Штрауса) и др. Неск. сезонов
Д. возглавлял "Петерб. художеств. оперетки М. С. Дальского",
гастролировал на юге и в Прибалтике.
Лит.: Я рон Г., О любимом жанре, М., 1960, с. 33" 57-58, 94. А. Ив.
ДАЛЬЦЕВ, Зиновий Григорьевич [р. 30. XI (12.XII). 1884] '- русский
советский театральный деятель и акт„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957).
Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1910). Сценнч. деятельность начал в
1903 в Орловском т-ре. Выступал во мн. городах России. Роли: Незнамов;
Счастливцев, Буланов ("Лес"), Годда ("Казнь" Ге) и др. В 1917 переш„л на
административную работу. Принимал участие в организации Т-ра Революции
(1922); был управляющим этого т-ра. С 1924 работал в Малом т-ре (сначала
пом. директора, затем зам. директора), Оперном т-ре им. Станиславского.
В 1941-59 - зам. председателя Совета ВТО. Э.К.
ДАМА (dame)- амплуа в испанском театре 17 в.; исполнительница женских
ролей (за исключением комических и характерных). В зависимости от
положения актрисы в труппе Д. подразделялись на "первую", "вторую",
"третью", "четв„ртую". Н. Т.
"ДАМА С КАМЕЛИЯМИ"-драма в 5 д. Александра Дюлш-сына (на сюжет
одноим„нного романа того же автора). В разных странах по разным
переводам и обработкам известна под назв. "Маргарита Готье", "Камилла" и
др. Соч. 1852 (на франц. яз.). Пост. 2 февр. того же года в т-ре
"Водевиль", Париж (Маргарита Готье - Дош, Арман Дюваль - Фехтер,
Дюваль-отец - Лафонтен, Панина - Вормс, Прюданс- Астрюк). Пьесу ставили
в Париже т-ры: "Жимназ" (1881), т-р Порт-Сен-Мартен (1884), "Ренессанс"
(1896) и др.; в Лондоне т-ры: "Лицеум" (1858), "Принсесс" (1875), "Корт"
(1880), "Олимпик" (1892). "Д. с к." шла во многих т-рах Европы и
Страницы: «« « 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |