Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 » »» советский писатель, драматург. Чл. Коммунистической партии с 1940. Лит, деятельность начал в 1928. Написал пьесы: "Киквидзе" (1941, Т-р им. Руставели, затем Волгоградский, Краснодарский и др. т-ры) о герое гражд. войны на Сев. Кавказе, "Гамахаре" (1948, Т-р им. Марджанишвили) о колхозниках Грузии, "Старший брат", "Москва-Тбилиси" и др. Т. И. Д'АРБЕС, Д арбе с (D'Arbes), Чезаре (1710- 24.II.1778) - итальянский акт„р. Род. в Венеции. Начал выступать в бродячих акт„рских труппах. Выдвинулся в труппе Дж. Медебака своеобразием акт„рской индивидуальности. Д. увл„кся Гольдони, к-рый написал для него комедии: "Душечка Тонино", "Хитрая вдова" (обе в 1748), "Честная девушка", "Добрая жена" (обе в 1749), в к-рых Д. играл роли Панталоне. В 1749 выступал в Дрездене в комедии И в опере, пользовался большим успехом. По возвращении в Венецию вступил в труппу, руководимую акт„ром А. Сакки, играл в фьябах К. Гоцци, писавшего для этой труппы. Под влиянием игры Д., отли-навшейся мягким, благородным комизмом, чувствительностью и драматизмом, Гольдони и Гоцци видоизменили в 60-х гг. 18 в. маску Панталоне. В 1769 Д. переш„л из труппы Сакки в труппу Лапи, затем играл в бродячей труппе В. Бугани, а в 1776 снова в Венеции в труппе М. Баттальи. Д. был последним крупным исполнителем ролей Панталоне в комедии дель арте. Лит.: Гольдони К., Мемуары..., пер., введение и прим. С. С. Мокульского, т. 1-2, Л.-M., 1930-33; Rasi L., I comici italiani: biografia, bibliografia, iconografia, V. 1, Firenze, 1894. С. Мок. ДАРБО (Darbo) (наст. фам- Микельсен; Mi-chelsen), Эрика (р. 22. V. 1891)-норвежская артистка оперы (драматическое сопрано). Пению обучалась у Э. Гульбрансон и Ш. Кайе в Осло. Впервые выступила йа оперной сцене в Осло в 1913; с этого же года Д. - одна из ведущих солисток т-ра. Одновременно в 1919-21 - солистка театра "Опера комик" (Париж). Выступала на оперных сценах Стокгольма,. Копенгагена, Берлина, в США и др. Играла в оперетте. Партии: Аида, Кармен;Ели-завета ("Тангейзер"), Чио-Чио-сан, Мими, Тоска; Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Саломея (о. п. Р. Штрауса) и др. В. Ц. ДАРВАШ (Darvas), Йо-жеф (р. 1912) - мшгерский писатель, драматург, общественный деятель. Лит. деятельность начал как новеллист и автор очерков, впоследствии написал ряд романов. Д. принадлежат пьесы: "Овраг" (1944, Театр им. Мадача); "Дымное небо" (1959, Нац. т-р) о событиях контрреволюц. мятежа в 1956. Председатель Союза венгерских писателей. Пр. Кошута. ДАРГИНСКИЙ ТЕАТР - первый профессиональный драматич. театр даргинцев (передвижной); открыт 11 сент. 1961 в Избер-баше (Даг. АССР). Основной творческий состав театра - выпускники даргинской студии Армянского театро ин-та и участники самодеятельности (гл. режиссер т-ра - Р. Джабраилов, директор - А. Алискеров). Т-р открылся спектаклями, подготовленными в студии: "Отелло", "Проделки Скапена"; "Бэла" по Лермонтову, "Свадьба Кайтмаса" Курбанова. Пост. пьесы: "Хозяин" Соболева, комедия "На ч„м держится земля" даргинского автора А. Абакарова, "Горянка" Гамзатова. Театру присвоено имя поэта О. Батырая. Е. Ж. ДАРГОМЫЖСКИЙ, Александр Сергеевич [2(14).П. 1813, с. Даргомыж Бел„вского у. Тульской губ.,- 5(17). I. 1869, Петербург] - русский композитор. Отец Д. был чиновником, мать - поэтессой. В конце 1817 семья Д. переехала в Петербург. Д. получил разностороннее домашнее образование, в к-ром лит-ра, т-р, музыка занимали главное место. Большую роль с муз. развитии Д. сыграло его знакомство с М. И. Глинкой в конце 1834. Под впечатлением постановки "Ивана Сусанина" Глинки Д. задумывает в 1837 написать оперу по драме В. Гюго "Лукреция Борджиа", но затем останавливается на сюжете "Эсмеральды", использовав либретто Гюго по роману "Собор Парижской богоматери". В конце 1841 "Эсме-ральда" была закончена. В этой опере композитор проявил выдающееся драматич. дарование, способность нарисовать яркие характеристики действующих лиц, сценич. положений. "Эсмеральда" была представлена автором в дирекцию т-ров в 1842. Около 6 лет "Эсмеральда" не появлялась на сцене и только в дек. 1847 была впервые исполнена в Москве (в Петербурге-в 1851). В сент. 1844 Д. уехал за границу, где жил полгода (гл. обр. в Париже). Во 2-й пол. 40 - нач. 50-х гг. Д. написал мн. вок. соч. К этому же времени относится создание выдающейся оперы Д.- нар.-бытовой муз. драмы "Русалка" (либретто Д. по драме Пушкина). Композитор работал над "Русал кой" ок. 10 лет (завершена в 1855, впервые пост" в Петербурге в 1856). В конце 50-х гг. Д. начинает принимать активное участие в лит., художеств. и обществ. жизни. После образования в 1859 Рус. муз. 06-ва былзбран членом его комитета. В 50-х гг. особенно ярко сказалась социальная направленность творчества Д.; полной зрелости достигло его реали-стич. мастерство. В эти годы Д. создал идейно насыщенные драматич. и сатирич. песни. В последние годы жизни Д. гл. внимание уделял опере, начал писать оперу на сюжет "Полтавы" Пушкина, затем волшебно-комич. оперу "Рогдана" (сохранилось неск. законченных номеров). В 1866 Д. начал работать над оперой "Каменный гость"; по желанию Д. оперу заканчивал Ц. А. Кюи, а инструментовал Н. А. Римский-Корса-ков (оба соавтора написали на основе тематич. материала оперы каждый сво„ оркестровое вступление). Впервые опера была пост. на сцене Мариинского т-ра спустя 3 года после смерти Д. (1872). Творчество Д. связано с эпохой кризиса крепост-нич. строя, нарастания революц.-демократич. движения, периодом реформ 60-х гг. Передовой композитор, Д. глубоко воспринял демократич. идеи своего века. Его привлекали простые люди из народа, их тяж„лая судьба, чувства и переживания. Значение творчества Д. в европ. музыке 19 в. в том, что он первый придал муз. произв. общественно-публицистич. окраску, социальную остроту. "Русалка" резко выделялась среди зап.-европ. опер как социальная драма, отмеченная подлинным демократизмом. В образе Наташи Д. показал сильную женскую натуру, выражающую не только оскорбл„нное чувство, но и страстный протест. Этой оперой Д. заложил основы лирич. муз. драмы. В центре оперы - яркие нар. характеры, раскрытые правдиво и динамично. Муз. язык этого произв. насыщен нар. элементами. Реали-стич. выразительностью отличаются ансамбли. Широким и действенным фоном для развития осн. драматич. фабулы являются нар.-бытовые и обрядовые сцены. Вершина новаторских исканий Д.-"Каменный гость". Стремясь к последоват. реалистич. реформе оперы, Д. сделал попытку радикально обновить оперные формы, приблизить оперу к языку драматич. произведений. Неизмен„нный текст Пушкина Д. воплотил в непрерывном, гибком, напевном речитативе, Страницы: «« « 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |