Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 683   684   685   686   687   688   689   690   691  692   693   694   695   696   697   698   699   700   701  » »»

советский писатель, драматург. Чл. Коммунистической партии с 1940.  Лит,
деятельность начал в 1928. Написал  пьесы:  "Киквидзе"  (1941,  Т-р  им.
Руставели, затем Волгоградский, Краснодарский и др. т-ры) о герое гражд.
войны на Сев.  Кавказе,  "Гамахаре"  (1948,  Т-р  им.  Марджанишвили)  о
колхозниках Грузии, "Старший брат", "Москва-Тбилиси" и др. Т. И.
   Д'АРБЕС, Д арбе с (D'Arbes), Чезаре (1710- 24.II.1778) -  итальянский
акт„р. Род. в Венеции. Начал выступать  в  бродячих  акт„рских  труппах.
Выдвинулся   в    труппе    Дж.    Медебака    своеобразием    акт„рской
индивидуальности. Д. увл„кся Гольдони, к-рый написал для  него  комедии:
"Душечка Тонино",  "Хитрая  вдова"  (обе  в  1748),  "Честная  девушка",
"Добрая жена" (обе в 1749), в к-рых Д.  играл  роли  Панталоне.  В  1749
выступал в Дрездене в комедии И в опере, пользовался большим успехом. По
возвращении в Венецию вступил в труппу, руководимую  акт„ром  А.  Сакки,
играл в фьябах К. Гоцци, писавшего для этой труппы.  Под  влиянием  игры
Д., отли-навшейся  мягким,  благородным  комизмом,  чувствительностью  и
драматизмом, Гольдони и Гоцци  видоизменили  в  60-х  гг.  18  в.  маску
Панталоне. В 1769 Д. переш„л из труппы Сакки в труппу Лапи, затем  играл
в бродячей труппе В. Бугани, а в  1776  снова  в  Венеции  в  труппе  М.
Баттальи. Д.  был  последним  крупным  исполнителем  ролей  Панталоне  в
комедии дель арте.
   Лит.:  Гольдони  К.,  Мемуары...,  пер.,  введение  и  прим.  С.   С.
Мокульского, т.  1-2,  Л.-M.,  1930-33;  Rasi  L.,  I  comici  italiani:
biografia, bibliografia, iconografia, V. 1, Firenze, 1894. С. Мок.
   ДАРБО (Darbo) (наст. фам- Микельсен; Mi-chelsen), Эрика  (р.  22.  V.
1891)-норвежская артистка оперы (драматическое сопрано). Пению обучалась
у Э. Гульбрансон и Ш. Кайе в Осло. Впервые выступила йа оперной сцене  в
Осло в 1913; с этого же  года  Д.  -  одна  из  ведущих  солисток  т-ра.
Одновременно  в  1919-21  -  солистка  театра  "Опера  комик"   (Париж).
Выступала на оперных сценах Стокгольма,. Копенгагена, Берлина, в  США  и
др. Играла в оперетте.
   Партии: Аида,  Кармен;Ели-завета  ("Тангейзер"),  Чио-Чио-сан,  Мими,
Тоска; Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Саломея (о. п. Р.  Штрауса)
и др. В. Ц.
   ДАРВАШ (Darvas), Йо-жеф (р. 1912) -  мшгерский  писатель,  драматург,
общественный деятель. Лит. деятельность  начал  как  новеллист  и  автор
очерков, впоследствии написал ряд романов. Д. принадлежат пьесы: "Овраг"
(1944, Театр им. Мадача); "Дымное небо"  (1959,  Нац.  т-р)  о  событиях
контрреволюц. мятежа в 1956. Председатель  Союза  венгерских  писателей.
Пр. Кошута.
   ДАРГИНСКИЙ ТЕАТР - первый профессиональный драматич. театр  даргинцев
(передвижной); открыт 11 сент. 1961 в Избер-баше (Даг.  АССР).  Основной
творческий состав  театра  -  выпускники  даргинской  студии  Армянского
театро ин-та и  участники  самодеятельности  (гл.  режиссер  т-ра  -  Р.
Джабраилов,  директор  -  А.  Алискеров).  Т-р   открылся   спектаклями,
подготовленными  в  студии:  "Отелло",  "Проделки  Скапена";  "Бэла"  по
Лермонтову,  "Свадьба  Кайтмаса"  Курбанова.   Пост.   пьесы:   "Хозяин"
Соболева,  комедия  "На  ч„м  держится  земля"  даргинского  автора   А.
Абакарова, "Горянка" Гамзатова. Театру присвоено имя поэта  О.  Батырая.
Е. Ж.
   ДАРГОМЫЖСКИЙ,  Александр  Сергеевич  [2(14).П.  1813,   с.   Даргомыж
Бел„вского у. Тульской губ.,-  5(17).  I.  1869,  Петербург]  -  русский
композитор. Отец Д. был чиновником, мать - поэтессой. В конце 1817 семья
Д.  переехала  в   Петербург.   Д.   получил   разностороннее   домашнее
образование, в к-ром лит-ра, т-р, музыка занимали главное место. Большую
роль с муз. развитии Д. сыграло его знакомство с М. И. Глинкой  в  конце
1834. Под впечатлением постановки "Ивана Сусанина" Глинки Д.  задумывает
в 1837 написать оперу по драме В.  Гюго  "Лукреция  Борджиа",  но  затем
останавливается на сюжете "Эсмеральды",  использовав  либретто  Гюго  по
роману "Собор Парижской богоматери". В  конце  1841  "Эсме-ральда"  была
закончена.  В  этой  опере  композитор  проявил   выдающееся   драматич.
дарование, способность нарисовать яркие характеристики действующих  лиц,
сценич. положений. "Эсмеральда" была  представлена  автором  в  дирекцию
т-ров в 1842. Около 6 лет "Эсмеральда" не появлялась на сцене и только в
дек. 1847 была впервые исполнена в Москве (в Петербурге-в 1851). В сент.
1844 Д. уехал за границу, где жил полгода (гл. обр. в  Париже).  Во  2-й
пол. 40 - нач. 50-х гг. Д. написал мн. вок.  соч.  К  этому  же  времени
относится  создание  выдающейся  оперы  Д.-  нар.-бытовой   муз.   драмы
"Русалка" (либретто Д. по драме Пушкина). Композитор работал над  "Русал
кой" ок. 10 лет (завершена в 1855, впервые пост" в Петербурге в 1856). В
конце 50-х гг. Д. начинает принимать активное участие в лит., художеств.
и обществ. жизни. После образования в 1859 Рус. муз.
   06-ва  былзбран  членом  его  комитета.  В  50-х  гг.  особенно  ярко
сказалась  социальная  направленность  творчества  Д.;  полной  зрелости
достигло его  реали-стич.  мастерство.  В  эти  годы  Д.  создал  идейно
насыщенные драматич. и сатирич. песни. В последние  годы  жизни  Д.  гл.
внимание уделял опере, начал писать оперу на  сюжет  "Полтавы"  Пушкина,
затем волшебно-комич. оперу  "Рогдана"  (сохранилось  неск.  законченных
номеров). В 1866 Д. начал  работать  над  оперой  "Каменный  гость";  по
желанию  Д.  оперу  заканчивал  Ц.  А.  Кюи,  а  инструментовал  Н.   А.
Римский-Корса-ков (оба соавтора написали на  основе  тематич.  материала
оперы каждый сво„ оркестровое вступление). Впервые опера была  пост.  на
сцене Мариинского т-ра спустя 3 года после смерти Д. (1872).
   Творчество Д. связано с эпохой кризиса крепост-нич. строя, нарастания
революц.-демократич.  движения,  периодом  реформ  60-х  гг.   Передовой
композитор, Д. глубоко  воспринял  демократич.  идеи  своего  века.  Его
привлекали  простые  люди  из  народа,  их  тяж„лая  судьба,  чувства  и
переживания. Значение творчества Д. в европ. музыке 19 в. в том, что  он
первый придал муз. произв. общественно-публицистич. окраску,  социальную
остроту.  "Русалка"  резко  выделялась  среди   зап.-европ.   опер   как
социальная драма, отмеченная подлинным демократизмом. В образе Наташи Д.
показал  сильную  женскую  натуру,  выражающую  не  только  оскорбл„нное
чувство, но и страстный протест. Этой оперой Д.  заложил  основы  лирич.
муз. драмы. В центре оперы - яркие нар. характеры, раскрытые правдиво  и
динамично. Муз. язык этого произв. насыщен нар. элементами.  Реали-стич.
выразительностью отличаются ансамбли. Широким и  действенным  фоном  для
развития осн. драматич. фабулы являются нар.-бытовые и обрядовые  сцены.
Вершина новаторских исканий Д.-"Каменный гость". Стремясь к  последоват.
реалистич. реформе оперы, Д. сделал попытку радикально обновить  оперные
формы, приблизить оперу к  языку  драматич.  произведений.  Неизмен„нный
текст Пушкина Д. воплотил в непрерывном,  гибком,  напевном  речитативе,

Страницы: «« « 683   684   685   686   687   688   689   690   691  692   693   694   695   696   697   698   699   700   701  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия