|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 » »» советский писатель, драматург. Чл. Коммунистической партии с 1940. Лит,
деятельность начал в 1928. Написал пьесы: "Киквидзе" (1941, Т-р им.
Руставели, затем Волгоградский, Краснодарский и др. т-ры) о герое гражд.
войны на Сев. Кавказе, "Гамахаре" (1948, Т-р им. Марджанишвили) о
колхозниках Грузии, "Старший брат", "Москва-Тбилиси" и др. Т. И.
Д'АРБЕС, Д арбе с (D'Arbes), Чезаре (1710- 24.II.1778) - итальянский
акт„р. Род. в Венеции. Начал выступать в бродячих акт„рских труппах.
Выдвинулся в труппе Дж. Медебака своеобразием акт„рской
индивидуальности. Д. увл„кся Гольдони, к-рый написал для него комедии:
"Душечка Тонино", "Хитрая вдова" (обе в 1748), "Честная девушка",
"Добрая жена" (обе в 1749), в к-рых Д. играл роли Панталоне. В 1749
выступал в Дрездене в комедии И в опере, пользовался большим успехом. По
возвращении в Венецию вступил в труппу, руководимую акт„ром А. Сакки,
играл в фьябах К. Гоцци, писавшего для этой труппы. Под влиянием игры
Д., отли-навшейся мягким, благородным комизмом, чувствительностью и
драматизмом, Гольдони и Гоцци видоизменили в 60-х гг. 18 в. маску
Панталоне. В 1769 Д. переш„л из труппы Сакки в труппу Лапи, затем играл
в бродячей труппе В. Бугани, а в 1776 снова в Венеции в труппе М.
Баттальи. Д. был последним крупным исполнителем ролей Панталоне в
комедии дель арте.
Лит.: Гольдони К., Мемуары..., пер., введение и прим. С. С.
Мокульского, т. 1-2, Л.-M., 1930-33; Rasi L., I comici italiani:
biografia, bibliografia, iconografia, V. 1, Firenze, 1894. С. Мок.
ДАРБО (Darbo) (наст. фам- Микельсен; Mi-chelsen), Эрика (р. 22. V.
1891)-норвежская артистка оперы (драматическое сопрано). Пению обучалась
у Э. Гульбрансон и Ш. Кайе в Осло. Впервые выступила йа оперной сцене в
Осло в 1913; с этого же года Д. - одна из ведущих солисток т-ра.
Одновременно в 1919-21 - солистка театра "Опера комик" (Париж).
Выступала на оперных сценах Стокгольма,. Копенгагена, Берлина, в США и
др. Играла в оперетте.
Партии: Аида, Кармен;Ели-завета ("Тангейзер"), Чио-Чио-сан, Мими,
Тоска; Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Саломея (о. п. Р. Штрауса)
и др. В. Ц.
ДАРВАШ (Darvas), Йо-жеф (р. 1912) - мшгерский писатель, драматург,
общественный деятель. Лит. деятельность начал как новеллист и автор
очерков, впоследствии написал ряд романов. Д. принадлежат пьесы: "Овраг"
(1944, Театр им. Мадача); "Дымное небо" (1959, Нац. т-р) о событиях
контрреволюц. мятежа в 1956. Председатель Союза венгерских писателей.
Пр. Кошута.
ДАРГИНСКИЙ ТЕАТР - первый профессиональный драматич. театр даргинцев
(передвижной); открыт 11 сент. 1961 в Избер-баше (Даг. АССР). Основной
творческий состав театра - выпускники даргинской студии Армянского
театро ин-та и участники самодеятельности (гл. режиссер т-ра - Р.
Джабраилов, директор - А. Алискеров). Т-р открылся спектаклями,
подготовленными в студии: "Отелло", "Проделки Скапена"; "Бэла" по
Лермонтову, "Свадьба Кайтмаса" Курбанова. Пост. пьесы: "Хозяин"
Соболева, комедия "На ч„м держится земля" даргинского автора А.
Абакарова, "Горянка" Гамзатова. Театру присвоено имя поэта О. Батырая.
Е. Ж.
ДАРГОМЫЖСКИЙ, Александр Сергеевич [2(14).П. 1813, с. Даргомыж
Бел„вского у. Тульской губ.,- 5(17). I. 1869, Петербург] - русский
композитор. Отец Д. был чиновником, мать - поэтессой. В конце 1817 семья
Д. переехала в Петербург. Д. получил разностороннее домашнее
образование, в к-ром лит-ра, т-р, музыка занимали главное место. Большую
роль с муз. развитии Д. сыграло его знакомство с М. И. Глинкой в конце
1834. Под впечатлением постановки "Ивана Сусанина" Глинки Д. задумывает
в 1837 написать оперу по драме В. Гюго "Лукреция Борджиа", но затем
останавливается на сюжете "Эсмеральды", использовав либретто Гюго по
роману "Собор Парижской богоматери". В конце 1841 "Эсме-ральда" была
закончена. В этой опере композитор проявил выдающееся драматич.
дарование, способность нарисовать яркие характеристики действующих лиц,
сценич. положений. "Эсмеральда" была представлена автором в дирекцию
т-ров в 1842. Около 6 лет "Эсмеральда" не появлялась на сцене и только в
дек. 1847 была впервые исполнена в Москве (в Петербурге-в 1851). В сент.
1844 Д. уехал за границу, где жил полгода (гл. обр. в Париже). Во 2-й
пол. 40 - нач. 50-х гг. Д. написал мн. вок. соч. К этому же времени
относится создание выдающейся оперы Д.- нар.-бытовой муз. драмы
"Русалка" (либретто Д. по драме Пушкина). Композитор работал над "Русал
кой" ок. 10 лет (завершена в 1855, впервые пост" в Петербурге в 1856). В
конце 50-х гг. Д. начинает принимать активное участие в лит., художеств.
и обществ. жизни. После образования в 1859 Рус. муз.
06-ва былзбран членом его комитета. В 50-х гг. особенно ярко
сказалась социальная направленность творчества Д.; полной зрелости
достигло его реали-стич. мастерство. В эти годы Д. создал идейно
насыщенные драматич. и сатирич. песни. В последние годы жизни Д. гл.
внимание уделял опере, начал писать оперу на сюжет "Полтавы" Пушкина,
затем волшебно-комич. оперу "Рогдана" (сохранилось неск. законченных
номеров). В 1866 Д. начал работать над оперой "Каменный гость"; по
желанию Д. оперу заканчивал Ц. А. Кюи, а инструментовал Н. А.
Римский-Корса-ков (оба соавтора написали на основе тематич. материала
оперы каждый сво„ оркестровое вступление). Впервые опера была пост. на
сцене Мариинского т-ра спустя 3 года после смерти Д. (1872).
Творчество Д. связано с эпохой кризиса крепост-нич. строя, нарастания
революц.-демократич. движения, периодом реформ 60-х гг. Передовой
композитор, Д. глубоко воспринял демократич. идеи своего века. Его
привлекали простые люди из народа, их тяж„лая судьба, чувства и
переживания. Значение творчества Д. в европ. музыке 19 в. в том, что он
первый придал муз. произв. общественно-публицистич. окраску, социальную
остроту. "Русалка" резко выделялась среди зап.-европ. опер как
социальная драма, отмеченная подлинным демократизмом. В образе Наташи Д.
показал сильную женскую натуру, выражающую не только оскорбл„нное
чувство, но и страстный протест. Этой оперой Д. заложил основы лирич.
муз. драмы. В центре оперы - яркие нар. характеры, раскрытые правдиво и
динамично. Муз. язык этого произв. насыщен нар. элементами. Реали-стич.
выразительностью отличаются ансамбли. Широким и действенным фоном для
развития осн. драматич. фабулы являются нар.-бытовые и обрядовые сцены.
Вершина новаторских исканий Д.-"Каменный гость". Стремясь к последоват.
реалистич. реформе оперы, Д. сделал попытку радикально обновить оперные
формы, приблизить оперу к языку драматич. произведений. Неизмен„нный
текст Пушкина Д. воплотил в непрерывном, гибком, напевном речитативе,
Страницы: «« « 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |