Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 » »» Торупа. Они сочетали в себе ряд характерных нац. особенностей с элементами франц. комич. оперы. Композитор И. Гартман (1726-93) создал ярко нац. зингшпили на историко-героич. либр. И. Эвальда: "Рыбаки" (1779), "Смерть Б ал ьд ура" (1777). Творчество этих композиторов определило пути дальнейшего развития дат. оперы. Автором первой дат. оперы "Хольгер Данске" (1787) и мн. зингшпилей на нем. и дат. темы был Э. Кунцен. В придворном т-ре, где сосредоточивалась муз. жизнь столицы, шли оперы Моцарта, оказавшие сильное воздействие на творчество первых дат. композиторов. Влияние венских классиков еще сохраняется в первое десятилетие 19 в. В нач. 19 в. в Дании развернулось движение за подъ„м нац. культуры, в области оперного т-ра оно получило выражение в творчестве Ф. Кулау {"Разбойничий притон", 1814; "Волшебная гора", 1828), X. Э. Ф. Вейсе (1774-1842), автора зингшпилей в традициях И. А. П. Шульца ("Праздник в Кенниль-ворте", 1836, и др.). В эпоху романтизма протекала деятельность И. Гартмана-младшего (1805-1900), П. Хейсе и Н. Гаде, вн„сших важный вклад в развитие нац. школы. В их произв., написанных на типичные для романтиков сказочные и фантастич. сюжеты, широко использованы элементы нар. муз. и лит. творчества. Оперы Гартмана ("Маленькая Кирстен") и Хейсе ("Королева и маршал") заложили основу репертуара нац. муз. т-ра и с большим успехом шли на сцене Копенгагенского королевского т-ра, в т. ч. под управлением известного дириж„ра С. Паулли. Значит, место в истории дат. оперы занимает также живший в Дании норв. композитор Ю. Свенсен. В 19 в. продолжалось развитие вок.-драм. иск-ва на основе копенгагенских т-ров. Междунар. известность получили дат. певцы К. Карстен, П. Шрамм (1819-95), Н. Симонсен (1846-1904), Д. Хансен (1847-1917), M. Ленруп (1873-1920). В конце 19 - нач. 20 вв. на дат. оперу оказала известное влияние нем. школа, в частности вагнерианство. Нац. самобытным был о творчеств о П. Ланге-Мюллера, К. Ф. Э. Хорнемана (1840-1906), А. Хамерика; П. Кленау (1883-1946) - автора опер "Кьяртан и Гудрун" (1918), "Михаэль Кольхаас" (1933), "Рембрандт ван Рейн" (1937), "Елизавета Английская" (1939). Под влиянием Верди и веристов писал свои оперы композитор А. Энна (1860-1939), лучшая из к-рых-"Колдунья" (1892) -имела успех и за пределами страны. Наиболее яркий композитор этого периода- К. Нильсен (1865-1931), автор опер "Саул и Давид" (1902), "Маскарад" (1906) и др. В нач. 20 в. в дат. музыке распространяются модернистские течения; к импрессионизму тяготеют К. Рисагер (р. 1897), автор оперы "Сусанна" (1950), к экспрессионизму - Ф. Х„фдинг (опера "Новое платье короля", 1928, и др.), в атонально-формалистическом стиле пишет Э. Хамерик (р. 1898) (оперы "Мария Груббе", 1940, "Попутчик", 1946, и др.). Репертуар Королевского т-ра состоит в 40-50-х гг. преим. из классич. опер Моцарта, Верди, Вагнера, Чайковского, а также дат. классич. опер. Подготовку исполнителей осуществляют оперная школа при Королевском т-ре и Копенгагенская консерватория. Среди певцов, выдвинувшихся в 1-й пол. 20 в.,-певицы Э. Доне, И. Б рун (р. 1874), певцы В. Герольд, Л. Корнелиус, Л. Мельхиор. Наряду с постоянной Королевской оперой в Копенгагене в летние месяцы выступает также частная "Ютландская опера" в Орхусе, труппа ; к-рого состоит из отечественных и иностр. солистов i и дириж„ров. Л. М., Вл. О. Балет. Начиная с 16 в. танец включался в представления бродячих комедиантов и в спектакли школьного т-ра. В 17 в. он стал занимать большое место в дворцовых празднествах (представление в честь бракосочетания принца Кристиана в 1609). В 40-х гг. 17 в. в Дании ставились спектакли по образцу франц. королевского балетаоткрытия в 1748 театра в Копенгагене здесь созда„тся балетная труппа, т. н. Королевский балет. В 17 и 18 вв. в Дании работали иностранные балетмейстеры - французы Ж. Б. Ланде (20-е гг. 18 в.), Де Ларш (с 1748); итальянцы - А. Комо (50-60-е гг. 18 в.), А. Сакко, утверждавший в дат. т-ре жанр действенного пантомимного балета. Во 2-й пол. 18 в. балетмейстеры вс„ чаще обращаются к мотивам дат. фольклора. Появляются первые дат. балетные артисты (А. Фр„лих и др.). Новый этап в развитии балета в Дании связан с деятельностью балетм. В. Галеотти (1775); он также ставил монументальные действенные балеты, окончательно отделил балет от оперы и утвердил его как самостоят. жанр. Галеотти сформировал труппу преим. из дат. артистов (М. К. Бь„рн, М. Йенсен, Л. Стюарт, А. Шалль, А. Лаурвальд, В. Янсен). В Дании работал также франц. балетм. А. Бурнонвилъ, возглавлявший труппу в 1816-23. С приходом в труппу его сына Августа Бурнонвиля (работал в 1830-77 с небольшими перерывами) наступил наибольший подъ„м в истории дат. балета. В эти годы сформировались нац. особенности дат. балета: его реалистич. направленность, стремление воплотить мотивы фольклора, высокое развитие мимич. иск-ва, сочетающееся со строгостью и чистотой танц. стиля; особое внимание уделялось в Дании мужскому танцу, к-рый в большинстве стран в это время деградировал. Среди дат. танцовщиц сер. 19 в. мировую славу завоевала Л. Гран; в труппе т-ра в 30-40-х гг. работали А. Нильсен, К. Феллестед, Келлерман, П. Фредструп, А. Стромбоэ, А. Фюссель, Ф. Хоппе, Г. Бродерсен, Л. Гаде; в 50-70-х гг.-Дж. Прайс, М. Вестберг, Б. Шнелль, А. Шолль-Тюхсен, Г. Шарфф, Д. Крум, В. Прайс. В 1877-90 труппу возглавлял балетм. Л. Гаде; в 1890-94-Э. Хансен; в 1894-1915 труппой руководил Г. Бек. В нач. 20 в. балеты ставили Г. Улендорф, X. Кристиансен, Э. Вальбом и др. Ведущие танцовщики конца 19 в.: К. Прайс, А. Флам-ме-Реймерт, Э. Эгенсе. В нач. 20 в. выступали А. Жене, а также В. Борксениус, Р. Йенсен, Э. Прайс, Э. Йорген-Йенсен, Э. Смит. В 1915-28 труппу возглавлял Г. Улендорф, в 1928-31-К. Смит. В эти годы на сцене т-ра выступали М. Брок-Нильсен, Э. Хойгаэрд, Г. Йенсен, Дж. Андерсен, Л. Орнберг, С. А. Ларсен. В 1925-26 в Дании работал М. М. Фокин. В 1932-51 во главе труппы стоял балетмейстер X. Ланнер, стремившийся сохранить нац. школу танца он включал в репертуар классич. балеты, ранее не шедшие в Дании, а также совр. балеты крупнейших балетмейстеров др. стран. Не порывая с нац. традициями, Ланнер использовал совр. формы, привлекал к работе т-ра крупных драматургов (К. Абелля) и композиторов (К. Рисагера, И. Хай-Кнудсена, В. Кристенсена, Ф. Энрикеса). В 30-е гг. выступали танцовщики и танцовщицы: М. Ланнер, Б. Ралов, выдающаяся мимич. артистка Г. Карстенс, Г. Ларсен, Г. Брено, У. Пульсен, К. Гнагг-Ралов, Ф. Шауфусс, в 40-50-е гг.-М. Вангсо, М. Шанне, И. Санн, К. Симон, Э. Б рун, Ф. Льюрсон. Многие дат. танцовщики занимают ведущее положение в балетных т-рах Европы и Америки (Э. Брун, Т. Ланнер, П. Гнатт, Ф. Флемминг и др.). Е. С. Лит.: Гозенпуд А." Датский театр. в кн.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокуль-ского, т. 2, М., 1957; A u m о n t Страницы: «« « 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |