Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 690   691   692   693   694   695   696   697   698  699   700   701   702   703   704   705   706   707   708  » »»

Торупа.  Они  сочетали  в  себе  ряд  характерных  нац.  особенностей  с
элементами франц. комич. оперы. Композитор И. Гартман  (1726-93)  создал
ярко нац. зингшпили на историко-героич. либр. И. Эвальда:
   "Рыбаки" (1779),  "Смерть  Б  ал  ьд  ура"  (1777).  Творчество  этих
композиторов определило пути дальнейшего развития  дат.  оперы.  Автором
первой дат. оперы "Хольгер Данске" (1787) и мн.  зингшпилей  на  нем.  и
дат. темы был Э. Кунцен. В придворном т-ре, где  сосредоточивалась  муз.
жизнь столицы, шли  оперы  Моцарта,  оказавшие  сильное  воздействие  на
творчество первых  дат.  композиторов.  Влияние  венских  классиков  еще
сохраняется в первое десятилетие 19 в.
   В нач. 19 в. в Дании развернулось движение за подъ„м нац. культуры, в
области оперного т-ра оно  получило  выражение  в  творчестве  Ф.  Кулау
{"Разбойничий притон", 1814; "Волшебная гора", 1828),  X.  Э.  Ф.  Вейсе
(1774-1842), автора зингшпилей в традициях И. А. П. Шульца ("Праздник  в
Кенниль-ворте", 1836, и др.). В эпоху романтизма протекала  деятельность
И. Гартмана-младшего (1805-1900), П. Хейсе и  Н.  Гаде,  вн„сших  важный
вклад в развитие нац. школы. В их произв., написанных  на  типичные  для
романтиков сказочные и фантастич. сюжеты, широко  использованы  элементы
нар. муз. и лит. творчества.  Оперы  Гартмана  ("Маленькая  Кирстен")  и
Хейсе ("Королева и маршал") заложили основу репертуара нац. муз. т-ра  и
с большим успехом шли на сцене Копенгагенского королевского т-ра,  в  т.
ч. под управлением  известного  дириж„ра  С.  Паулли.  Значит,  место  в
истории дат. оперы занимает также живший в  Дании  норв.  композитор  Ю.
Свенсен. В 19 в.  продолжалось  развитие  вок.-драм.  иск-ва  на  основе
копенгагенских т-ров.  Междунар.  известность  получили  дат.  певцы  К.
Карстен,  П.  Шрамм  (1819-95),  Н.  Симонсен  (1846-1904),  Д.   Хансен
(1847-1917), M. Ленруп (1873-1920). В конце 19 - нач.  20  вв.  на  дат.
оперу оказала известное влияние нем. школа, в  частности  вагнерианство.
Нац. самобытным был о творчеств о П. Ланге-Мюллера, К. Ф.  Э.  Хорнемана
(1840-1906), А. Хамерика;
   П. Кленау (1883-1946)  -  автора  опер  "Кьяртан  и  Гудрун"  (1918),
"Михаэль Кольхаас"  (1933),  "Рембрандт  ван  Рейн"  (1937),  "Елизавета
Английская" (1939). Под влиянием  Верди  и  веристов  писал  свои  оперы
композитор А. Энна (1860-1939), лучшая из к-рых-"Колдунья" (1892) -имела
успех и за пределами страны. Наиболее яркий композитор этого периода- К.
Нильсен (1865-1931), автор опер "Саул и Давид" (1902), "Маскарад" (1906)
и др. В нач. 20 в. в дат. музыке распространяются модернистские течения;
к импрессионизму тяготеют К. Рисагер (р. 1897),  автор  оперы  "Сусанна"
(1950), к экспрессионизму - Ф. Х„фдинг  (опера  "Новое  платье  короля",
1928, и др.), в атонально-формалистическом стиле пишет  Э.  Хамерик  (р.
1898) (оперы "Мария Груббе", 1940, "Попутчик", 1946, и  др.).  Репертуар
Королевского т-ра состоит в 40-50-х гг. преим. из классич. опер Моцарта,
Верди, Вагнера, Чайковского, а  также  дат.  классич.  опер.  Подготовку
исполнителей  осуществляют  оперная  школа  при   Королевском   т-ре   и
Копенгагенская консерватория. Среди певцов, выдвинувшихся в 1-й пол.  20
в.,-певицы Э. Доне, И. Б рун (р. 1874), певцы В. Герольд, Л.  Корнелиус,
Л. Мельхиор. Наряду с постоянной  Королевской  оперой  в  Копенгагене  в
летние месяцы выступает  также  частная  "Ютландская  опера"  в  Орхусе,
труппа ;  к-рого  состоит  из  отечественных  и  иностр.  солистов  i  и
дириж„ров. Л. М., Вл. О.
   Балет. Начиная с 16  в.  танец  включался  в  представления  бродячих
комедиантов и в спектакли школьного т-ра.  В  17  в.  он  стал  занимать
большое  место  в  дворцовых   празднествах   (представление   в   честь
бракосочетания принца Кристиана в 1609).  В  40-х  гг.  17  в.  в  Дании
ставились  спектакли  по  образцу  франц.  королевского  балетаоткрытия в 1748 театра в Копенгагене здесь созда„тся балетная труппа, т.
н. Королевский балет. В  17  и  18  вв.  в  Дании  работали  иностранные
балетмейстеры - французы Ж. Б. Ланде (20-е гг. 18 в.), Де Ларш (с 1748);
итальянцы - А. Комо (50-60-е гг. 18 в.), А. Сакко, утверждавший  в  дат.
т-ре  жанр  действенного  пантомимного  балета.  Во  2-й  пол.   18   в.
балетмейстеры вс„ чаще обращаются к мотивам дат.  фольклора.  Появляются
первые дат. балетные артисты (А. Фр„лих и др.). Новый  этап  в  развитии
балета в Дании связан с деятельностью балетм.  В.  Галеотти  (1775);  он
также ставил монументальные  действенные  балеты,  окончательно  отделил
балет от оперы и утвердил его как самостоят. жанр. Галеотти  сформировал
труппу преим. из дат. артистов (М. К. Бь„рн, М. Йенсен,  Л.  Стюарт,  А.
Шалль, А. Лаурвальд, В. Янсен). В Дании работал также франц. балетм.  А.
Бурнонвилъ, возглавлявший труппу в 1816-23. С приходом в труппу его сына
Августа Бурнонвиля (работал в 1830-77 с небольшими перерывами)  наступил
наибольший подъ„м в истории дат. балета. В эти годы сформировались  нац.
особенности  дат.  балета:  его  реалистич.  направленность,  стремление
воплотить мотивы фольклора, высокое развитие мимич. иск-ва, сочетающееся
со строгостью и чистотой танц. стиля; особое внимание уделялось в  Дании
мужскому танцу, к-рый в большинстве  стран  в  это  время  деградировал.
Среди дат. танцовщиц сер. 19 в.  мировую  славу  завоевала  Л.  Гран;  в
труппе т-ра в 30-40-х гг. работали А. Нильсен, К. Феллестед,  Келлерман,
П. Фредструп, А. Стромбоэ, А. Фюссель, Ф. Хоппе, Г. Бродерсен, Л.  Гаде;
в 50-70-х гг.-Дж. Прайс, М. Вестберг, Б.  Шнелль,  А.  Шолль-Тюхсен,  Г.
Шарфф, Д. Крум, В. Прайс. В 1877-90 труппу возглавлял балетм. Л. Гаде; в
1890-94-Э. Хансен; в 1894-1915 труппой руководил Г. Бек. В  нач.  20  в.
балеты ставили Г. Улендорф, X. Кристиансен, Э.  Вальбом  и  др.  Ведущие
танцовщики конца 19 в.: К. Прайс, А. Флам-ме-Реймерт, Э. Эгенсе. В  нач.
20 в. выступали А. Жене, а также В. Борксениус, Р. Йенсен, Э. Прайс,  Э.
Йорген-Йенсен, Э. Смит. В  1915-28  труппу  возглавлял  Г.  Улендорф,  в
1928-31-К. Смит. В эти годы на сцене т-ра выступали М. Брок-Нильсен,  Э.
Хойгаэрд, Г. Йенсен, Дж. Андерсен, Л. Орнберг, С. А. Ларсен. В 1925-26 в
Дании работал М. М. Фокин. В 1932-51 во главе труппы стоял  балетмейстер
X.  Ланнер,  стремившийся  сохранить  нац.  школу  танца  он  включал  в
репертуар классич. балеты, ранее не шедшие в Дании, а также совр. балеты
крупнейших балетмейстеров др.  стран.  Не  порывая  с  нац.  традициями,
Ланнер  использовал  совр.  формы,  привлекал  к  работе  т-ра   крупных
драматургов (К. Абелля) и композиторов (К. Рисагера, И. Хай-Кнудсена, В.
Кристенсена, Ф. Энрикеса). В 30-е гг. выступали танцовщики и танцовщицы:
М. Ланнер, Б. Ралов, выдающаяся мимич. артистка Г. Карстенс, Г.  Ларсен,
Г. Брено, У. Пульсен, К.  Гнагг-Ралов,  Ф.  Шауфусс,  в  40-50-е  гг.-М.
Вангсо, М. Шанне, И. Санн, К. Симон, Э. Б рун, Ф. Льюрсон.  Многие  дат.
танцовщики занимают ведущее положение в балетных т-рах Европы и  Америки
(Э. Брун, Т. Ланнер, П. Гнатт, Ф. Флемминг и др.). Е. С.
   Лит.: Гозенпуд А." Датский театр. в кн.: История  западноевропейского
театра, под общей ред. С. С. Мокуль-ского, т. 2, М., 1957; A u m о  n  t

Страницы: «« « 690   691   692   693   694   695   696   697   698  699   700   701   702   703   704   705   706   707   708  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия