Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 695   696   697   698   699   700   701   702   703  704   705   706   707   708   709   710   711   712   713  » »»

"Библиотека великих писателей" под ред. С. Венгерова, Ш е к с п и р,  т.
2,  СПБ,  1902.  Сов.  переводы:  "Д.  н.,  или  что  угодно",  пер.  М.
Лозинского, в кн.: Шекспир В., Полное собр. соч., т. 1, М.-Л., 1937.
   Лит.:  Баженов  А.  П.,  Сочинения  и  переводы,  т.  1,  М.,   1869;
Двенадцатая ночь В. Шекспира, пер. М.Лозинского. Сб. статей  к  пост.  в
Ленингр. Гос. т-ре Комедии, Л., 1938;
   Мастера театра в  образах  Шекспира.  Сборник,  вып.2,  М.-Л.,  1939;
Московский Художественный театр. т. 1. 1898-1917, М., 1955; "Театр", М.,
1956, ј 1, с. 73-83; Шекспировский сборник. 1958, [М.,  1959];  Deutsche
Shauspielkunst. Gesam-melt  von  Monty  Jacobs,  В.,  1954,  с.  481-84:
William s о п A., Old Vie drama, v. 1, L , 1953, с.  86-88;  v.  2,  L.,
1957, с. 12-15, 50-53, 151-55; "Театър", София, 1955, JVy 8,  с.  52-58;
"Theatre World", L., 1955, July, с. 18-21. 47; то же,  1958,  May,  с.8,
10, 36-37,July, с.14-16, 19. А.Шн.
   "ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ" - драматическая сказка (также славянская сказка,
пьеса-сказка) С. Я. Маршака в 4 д., 7 к. Соч. 1942-43. Пост.  в  1945  в
Новосибирском ТЮЗе (реж. Цетнерорич, худ. Коваленко, комп. Коросте" лев;
Мачеха - Орлова, Дочка - Новик,  Падчерица  -  Виноградова,  Королева  -
Булгакова, Гофмейстерина -Слонова, Учитель королевы -  Бибер).  "Д.  м."
ставили;
   ЛенТЮЗ (1946, реж. Димант, худ.  Иванова;  Падчерица  -  Красинькова,
Королева - Жукова, Учитель королевы - Шифман);  Саратовский  ТЮЗ  (1946,
реж. Кисел„в, худ. Бриклин); т-р "Ванеймуне", Тарту (1946,5 реж.  Ирд  и
Кав-ду, худ. Пейль); Моск. ТЮЗ (1947, реж.  Цетнепович,  худ.  Штоффер);
МХАТ (1948, реж. Станицын, Горчаков и Лесли, худ.  Волков);  Горьковский
ТЮЗ (1950,  реж.  Витальев,  худ.  Рожков);  Киевский  ТЮЗ  (1950,  реж.
Довбыщенко, худ. Писаренко); Львовский ТЮЗ (1950,  реж.  Харченко,  худ.
Нирод);  Свердловский  ТЮЗ  (1950,  реж.   Муратов,   худ.   Ломоносов);
Тбилисский рус. ТЮЗ (1950).  Пьесу  ставили  кукольные  т-ры:  Орловский
(1947), Ульяновский  (1948),  Уфимский  (1950),  Пензенский  передвижной
(1950) и др.
   "Д. м." переведены на укр. яз. (Н. Забила), молд. яз. (Р.  Флорин)  и
др., а также  на  ряд  иностр.  яз.:  нпмецкив  (Брозер,  Берлин,  1947;
Ауслендер, Вена, 1947), сербски" (Бошков,  Нови-Сад,  1948),  болгарский
(Каралийчев и Коренев, София, 1952), словацкий (Михаликова,  Братислава,
1956), английский и др. Пьесу пост. т-р Хайюдза, Токио (1954). По  пьесе
Маршака пост. балет в Ленингр.  акаде-мич.  Малом  оперном  т-ре  (1954,
комп. Битов, либр. Хан-дамировой,  реж.  Фенстер,  худ.  Бруни,  дириж„р
Корн-блит).
   И здания: Маршак С. Я., Двенадцать месяцев. Славянская сказка, М.-Л.,
1943;  его  же,  Двенадцать  месяцев.  Пьеса-сказка,  М.,  1950;   Пьесы
советских писателей, т. 8, М., 1955, с. 129-98; Маршак С. Я., Сочинения,
в 4 тт., т. 2, М., 1958, с. 351-480. А. Шн. жДВОРЕЦ ПО ЖЕЛАНИЮ"  (palais
a volonte) - декорация внутреннего вида дворца, служившая для исполнения
классицистских трагедий во франц. т-ре 17-18 вв. Состояла из симметрично
расположенных рядов колонн и арок  строгой,  монументальной  архитектуры
дворцового стиля. Эта декорация была лишена всякого  реквизита;  кресла,
табуреты,  королев,  трон  выносились  на  сцену  и  уносились  по  мере
надобности. Декорация "Д. п. ж." была постоянной (вследствие  господства
в драматургии правила единства места). Название "Д. п. ж."  подч„ркивало
пригодность декораций этого типа к оформлению трагедий,  действие  к-рых
происходило в разл. странах и в разные эпохи. Впервые термин 'Д. п.  ж."
встречается  в  монтировочных  записях  М.  Лорана  -  декоратора   т-ра
"Бургундский отель" (2-я пал. 17 в.). С. Мок.
   ДВОРЖАК (Dvorak), Антонин (8. IX. 1841,  д.  Нелагозевес  на  Влтаве,
близ Праги,-!. V.  1904,  Прага)  -  чешский  композитор.  Член  Чешской
академии наук и иск-в (с 1890). Поч„тный доктор  Пражского  (с  1890)  и
Кембриджского (с 1891) ун-тов. С детских лет обучался игре на скрипке  у
сел. учителя. В 1853-57 занимался в Зл о-нице у А. Лимана;  в  1857-  59
учился в Пражской органной школе. С 1862 - артист  оркестра  "Временного
т-ра" в Праге.  В  70-е  гг.  начал  выступать  как  дириж„р,  преим.  с
исполнением собств. соч.  (в  1890-  в  Москве  и  Петербурге).  С  1891
Д.-проф. Праж. консерватории. В 1892-95  (с  перерывом)  был  директором
Нац.  консерватории  в   Нью-Йорке.   С   1901   -   директор   Пражской
консерватории. Творч. деятельность  начал  в  60-е  гг.  Творчество  Д.,
идейно связанное с нац.-освободит, движением чеш. народа,- вершина  чеш.
нац. муз. классики. Темы нар. борьбы, размышления  о  судьбах  родины  и
предвидение грядущей победы составляют  содержание  значит,  числа  соч.
композитора. Первая опера "Альфред"  (соч.  1870)  была  признана  самим
композитором неудачной (впервые пост. в 1938 в Оломоуце). Д. принадлежат
оперы "Король и угольщик" (соч. 1871, 2-я ред. и пост. 1874),  "Упрямцы"
("Твердолобые",  1881),  "Ванда"  (1876),  "Хитрый  крестьянин"  (1874),
"Дмитрий" (1882) (все пост. Чешским т-ром,  Прага),  "Якобинец"  (1889),
"Чорт и Кача" (1899), "Русалка" (1901) (все пост. Нац. т-ром, Прага).  В
1903 написана последняя опера Д. "Армида" (1904, там же).
   Оперы Д. наряду с операми Б.  Сметаны  составляют  основу  чеш.  нац.
оперного репертуара. Развивая нац.  традиции,  Д.  создал  образцы  нар.
бытовой оперы  ("Упрямцы",  "Хитрый  крестьянин"),  лирич.  оперы-сказки
("Русалка").   Д.   писал   оперы   на   историч.   сюжеты.   В   основу
героико-патриотич. оперы "Ванда" положена  польская  легенда  о  княжне,
пожертвовавшей жизнью для спасения родины. В либретто оперы  Дмитрий"  о
Дмитрии Самозванце допущены серь„зные ошибки, извращающие историч. факты
(автор либретто - М. Червинкова-Ригрова). К числу лучших  опер  Дворжака
относятся  "Чорт  и  Кача",  "Якобинец",   "Русалка".   Действие   оперы
"Якобинец" происходит в Чехии, в годы франц. бурж. революции конца 18 в.
Опера "Русалка" написана на сюжет одноим„нной сказки Я. Квапила.  Музыка
этой  оперы  лирична,  полна   поэтич.   чувства,   отличается   большой
задушевностью и красотой  мелодий,  глубиной  психологич.  характеристик
персонажей. Со времени первой пост. не сходит со сцены чешского оперного
т-ра. Опера ставилась в Югославии,  Австрии,  Германии,  Испании  и  др.
европ. странах. В Сов. Союзе пост. в 1957 на сцене Харьковского оперного
т-ра (на укр. языке), в 1959 - на сцене Т-ра оперы и балета им.  Кирова.
Д. принадлежит ряд соч. др. жанров, вошедших в  сокровищницу  чеш.  муз.
иск-ва. Лит.: Бэлза И., Антонин Дворжак, M.-Л., 1949;
   S о u г е k O.,  zivot  a  dilo  Antonina  Dvoraka,  zv  l-4,[Praha],
1916-33; H eifert V., ceska moderni hudba, Olomouc,  1936;  Kautzky  W.,
Tschechisches Erbe, в кн.: A. Dvor-aks Werk. Diss., Bonn, 1954; H o l  z
k n е с h t V., A. Dvorak, Praha, 1955.
   ДВОРЙЩИН, Исай Григорьевич (1876-1942)-  русский  советский  режисс„р
оперы. Засл. арт. РСФСР (1933). С 1889  пел  в  хоре  оперной  труппы  в

Страницы: «« « 695   696   697   698   699   700   701   702   703  704   705   706   707   708   709   710   711   712   713  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия