Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 703   704   705   706   707   708   709   710   711  712   713   714   715   716   717   718   719   720   721  » »»

событий пьеса и спектакль делятся на то или иное число актов, или  Д.  В
каждом из них начинается и завершается определ„нное звено событий пьесы.
В  первом  Д.  обычно  дана   экспозиция   и   происходит   завязка,   в
последнемразвязка. В завязке начинается  та  борьба  между  действующими
лицами,  к-рая  так  или  иначе  завершается  в  развязке.   Каждое   из
промежуточных Д. (между первым и последним) заключает в  себе  целостный
этап этой борьбы: включение в борьбу новых сил,  переход  инициативы  от
одних  к  другим,  смену  условий,  в  к-рых  находятся  гл.   персонажи
(действующие лица), возникновение  и  преодоление  препятствий  на  пути
героя к его цели и т. д. Деление  пьесы  на  акты,  или  Д.,  связано  с
композицией драмы, е„ стилем  и  жанром.  В  одноактной  пьесе  ясность,
простота исходного  положения  действующих  лиц  (экспозиция),  простота
конфликта делают возможным такой разворот борьбы, при к-ром все  события
пьесы укладываются в одно Д.
   Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 1, с. 385-88;
   Аристотель, Об искусстве поэзии, пер. [с греч.], М.,  1957;  Леонардо
да Винчи, Избранное, М., 1952, с. 100, 231; Гегель Г. В.  Ф.,  Соч.,  т.
12, М., 1938, с. 223; Белинский В. Г., Избр. соч.,  М.,  1948,  с.  553;
Сеченов И. М., Избр. философские и психологические  произведения,  [М.],
1947, с. 70-71, 98, 114; Павловские среды, т. 1, М. -Л., 1949,  с.  345;
Холодов Е., Композиция драмы, М., 1957; С т а н и с л а в с к и и К. С.,
Собр. соч., т. 1-4, М., 1954-57; его  же,  Режиссерский  план  "Отелло",
М.-Л., 1945; То п о р к о в В." К. С. Станиславский  на  репетиции,  М.,
1950; Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра  в  1918-1922
гг., М., 1952; Горчаков Н., Режиссерские уроки К. С.  Станиславского,  3
изд., М., 1952; Кристи Г., Работа'К. С. Станиславского в оперном театре,
М., 1952; Ершов ТТ., Технология актерского искусства, М., 1959. /7. Е.
   ДЕЙСТВО  -  древние  культовые   обряды   (празднества,   торжества),
заключавшие в себе  элементы  театр.  действия.  При  первобытнообщинном
строе обряды сопровождались простейшими формами пляски, пения, музыки. К
Д. относятся др.-греч. обряды в честь бога Диониса - Дионисовы  действа,
от к-рых бер„т сво„ начало антич. т-р. В Индии, еще за тысячелетие до н.
э., были широко известны обряды Вишну-Кришны; от них произошли индийские
драмы-мистерии "джатра". В ср. века  Д.  являлись  церк.-религ.  обряды,
процессии, в к-рые, в целях большего воздействия на верующих,  вводились
элементы  театрализации.  На  Западе  такие  Д.  появились  в  9  в.   в
богослужениях   ка-толич.    церкви:    сначала    представляли    собой
диалоги-зированное чтение избранных священных текстов, затем изображение
в лицах отдельных евангельских эпизодов  (см.  Литургическая  драма}.  В
России Д. появились в нач. 16 в. и  бытовали  до  конца  17  в.  Таковы,
напр., "Пещное действо"  -  инсценировка  библейского  рассказа  о  тр„х
отроках, "Умовение ног - инсценировка евангельского  рассказа  о  тайной
вечере, "Действо цветоносия, или Хождения на осляти"-  о  въезде  Иисуса
Христа в Иерусалим, и пр.
   Д.  называли  массовые  представления  на  революц.   и   др.   темы.
Устраивались обычно под открытым небом.  Были  распространены  также  во
Франции в эпоху франц. бурж. революции конца 18 в.,  в  СССР-  в  первые
послеоктябрьские годы (см. Массовое действо). А. Шн.
   ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО - персонаж (лицо), участвующий в пьесе.
   ДЕЙЧ,  Александр  Иосифович  [р.  1(13).V.1893]-  русский   советский
литературовед  и  театровед.  В  1917  окончил  историко-филологич.  ф-т
Киевского ун-та. Лит. деятельность начал в 1911. Педагогическую- с 1918.
Доктор филологич. наук (1945), профессор (1922). Осн.  работы  Д.  посв.
зап.-европ. литературе и т-ру. Выступает как переводчик: "Пигмалион" и
   "Ученик дьявола" Шоу, "Нашествие Наполеона" Газен-клевера (перевод  и
переработка; совм. с А.  В.  Луначарским),  франц.  нар.  фарс  "Адвокат
Патлен".
   Соч.: Тальма, М., 1934; Красные и черные. Актеры в эпоху  Французской
революции, М.-Л., 1939; С. Л. Кузнецов,  М.-Л..  1947;  Абрар  Хидоятов,
М.-Л., 1948; Леся Украинка. Критико-биографич. очерк, М., 1953, 2  изд.,
1954; Г. Гейне и театр. М., 1956 (вступ.  статья,  составление,  ред.  и
комментарии), Луначарский и театр. в кн.: Луначарский А. В., О театре  и
драматургии. Избр. статьи, т. 2, М., 1958, с. 7-46; Мы любим театр.  М.,
I960. С. Г.
   Д‚ЙША-СИОНЙЦКАЯ  (урожд.-С  ионицкая,по  мужу  -  Д  ейш  а),   Мария
Адриановна [22.Х(З.Х1). 1859,  Чернигов,-25.VlIl.l932,  Коктебель,  близ
Феодосии] - русская артистка оперы (драматическое  сопрано)  и  педагог.
Окончила в 1881 Петерб. консерваторию  по  кл.  Е.  Ф.  Цванцигер  и  К.
Эверарди; совершенствовалась у М. Маркези в Вене  и  Париже.  В  1883-91
пела  в  Мариинском.в   1891-1908-   в   Большом   т-ре.   Была   первой
исполнительницей партии Ярославны  в  Москве;  впервые  на  моек.  сцене
исполнила также партии Лизы и Купавы. Среди др. партий: Антонида  ("Иван
Сусанин"), Наташа ("Русалка"), Татьяна; Мария, Иоланта, Кума  ("Мазепа",
"Иоланта", "Чародейка" Чайковского), Вера Ше-лога ("Боярыня Вера Шелога"
Римского-Корсакова),  Земфира  ("Алеко"  Рахманинова),  Агата  ("Вольный
стрелок" Вебера), Валентина ("Гугеноты"), Елизавета ("Тангейзер"), Аида.
   Д.-С. обладала сильным  голосом  красивого  тембра,  ровным  во  всех
регистрах. Высокий интеллект, глубокое понимание роли  сочетались  в  е„
исполнении с задушевностью и большим артистич. темпераментом.  Выступала
с Шаляпиным (в "Русалке") и др.  выдающимися  певцами.  Талант  артистки
блестяще проявился и в е„ концертных выступлениях.
   Д.-С. участвовала в создании Моск. нар. консерватории (осн. в 1906) и
совм.  с  Б.  Л.  Яворским   в   организации   Моск.   "Муз.   выставок"
(1907-13)-концертов из новых произведений, преим. рус.  композиторов.  В
1907- 1913 Д.-С. преподавала  в  Моск.  нар.  консерватории,  в  1921-32
-профессор Моск. консерватории.  Свои  педагогич.  принципы  изложила  в
книге "Пение в ощущениях".
   Соч.: Пение в ощущениях, М., 1926. Лит.: Ф[и н д е и з е н] Н., М. А.
Дейша-Сионицкая, "РМГ", 1902, ј  49;  А  л  е  к  с  е  е  в  а  Е.,  М.
Дейша-Сионицкая, "Советская музыка", 1962, ј 8. , .
   "ДЕКАБРИСТЫ" - 1) Опера В. Золотар„ва, либр. В. Ясиновского. Пост. 27
дек.  1925  в  Большом   т-ре   (дириж„р   Ипполитов-Иванов,   художники
Петровский,    Са-пегин,    Меныпутин,    балетм.    Лащилин;    генерал
РаевскийАр-сеньев,   Волконский   -   Политковский,   Маша   Волконская-
Глухоедова, Саша Раевский - Наумов, Рылеев  -  Юдин,  Наташа  Рылеева  -
Зорич, Николай I  -  Садомов,  Бенкендорф  -  Люминарский,  Одоевский  -
Исаков, князь Трубецкой-Бурлак, Каховский - Пеньковой); Свердловский т-р
оперы и балета (1930). Новая ред. оперы - "Кондратий Рылеев",  исполнена
Оперным ансамблем ВТО, Москва, 1957.
   2) Опера Ю. Шапорина, либр. А. Толстого и Вс. Рождественского.  Пост.

Страницы: «« « 703   704   705   706   707   708   709   710   711  712   713   714   715   716   717   718   719   720   721  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия