|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 » »» событий пьеса и спектакль делятся на то или иное число актов, или Д. В
каждом из них начинается и завершается определ„нное звено событий пьесы.
В первом Д. обычно дана экспозиция и происходит завязка, в
последнемразвязка. В завязке начинается та борьба между действующими
лицами, к-рая так или иначе завершается в развязке. Каждое из
промежуточных Д. (между первым и последним) заключает в себе целостный
этап этой борьбы: включение в борьбу новых сил, переход инициативы от
одних к другим, смену условий, в к-рых находятся гл. персонажи
(действующие лица), возникновение и преодоление препятствий на пути
героя к его цели и т. д. Деление пьесы на акты, или Д., связано с
композицией драмы, е„ стилем и жанром. В одноактной пьесе ясность,
простота исходного положения действующих лиц (экспозиция), простота
конфликта делают возможным такой разворот борьбы, при к-ром все события
пьесы укладываются в одно Д.
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 1, с. 385-88;
Аристотель, Об искусстве поэзии, пер. [с греч.], М., 1957; Леонардо
да Винчи, Избранное, М., 1952, с. 100, 231; Гегель Г. В. Ф., Соч., т.
12, М., 1938, с. 223; Белинский В. Г., Избр. соч., М., 1948, с. 553;
Сеченов И. М., Избр. философские и психологические произведения, [М.],
1947, с. 70-71, 98, 114; Павловские среды, т. 1, М. -Л., 1949, с. 345;
Холодов Е., Композиция драмы, М., 1957; С т а н и с л а в с к и и К. С.,
Собр. соч., т. 1-4, М., 1954-57; его же, Режиссерский план "Отелло",
М.-Л., 1945; То п о р к о в В." К. С. Станиславский на репетиции, М.,
1950; Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922
гг., М., 1952; Горчаков Н., Режиссерские уроки К. С. Станиславского, 3
изд., М., 1952; Кристи Г., Работа'К. С. Станиславского в оперном театре,
М., 1952; Ершов ТТ., Технология актерского искусства, М., 1959. /7. Е.
ДЕЙСТВО - древние культовые обряды (празднества, торжества),
заключавшие в себе элементы театр. действия. При первобытнообщинном
строе обряды сопровождались простейшими формами пляски, пения, музыки. К
Д. относятся др.-греч. обряды в честь бога Диониса - Дионисовы действа,
от к-рых бер„т сво„ начало антич. т-р. В Индии, еще за тысячелетие до н.
э., были широко известны обряды Вишну-Кришны; от них произошли индийские
драмы-мистерии "джатра". В ср. века Д. являлись церк.-религ. обряды,
процессии, в к-рые, в целях большего воздействия на верующих, вводились
элементы театрализации. На Западе такие Д. появились в 9 в. в
богослужениях ка-толич. церкви: сначала представляли собой
диалоги-зированное чтение избранных священных текстов, затем изображение
в лицах отдельных евангельских эпизодов (см. Литургическая драма}. В
России Д. появились в нач. 16 в. и бытовали до конца 17 в. Таковы,
напр., "Пещное действо" - инсценировка библейского рассказа о тр„х
отроках, "Умовение ног - инсценировка евангельского рассказа о тайной
вечере, "Действо цветоносия, или Хождения на осляти"- о въезде Иисуса
Христа в Иерусалим, и пр.
Д. называли массовые представления на революц. и др. темы.
Устраивались обычно под открытым небом. Были распространены также во
Франции в эпоху франц. бурж. революции конца 18 в., в СССР- в первые
послеоктябрьские годы (см. Массовое действо). А. Шн.
ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО - персонаж (лицо), участвующий в пьесе.
ДЕЙЧ, Александр Иосифович [р. 1(13).V.1893]- русский советский
литературовед и театровед. В 1917 окончил историко-филологич. ф-т
Киевского ун-та. Лит. деятельность начал в 1911. Педагогическую- с 1918.
Доктор филологич. наук (1945), профессор (1922). Осн. работы Д. посв.
зап.-европ. литературе и т-ру. Выступает как переводчик: "Пигмалион" и
"Ученик дьявола" Шоу, "Нашествие Наполеона" Газен-клевера (перевод и
переработка; совм. с А. В. Луначарским), франц. нар. фарс "Адвокат
Патлен".
Соч.: Тальма, М., 1934; Красные и черные. Актеры в эпоху Французской
революции, М.-Л., 1939; С. Л. Кузнецов, М.-Л.. 1947; Абрар Хидоятов,
М.-Л., 1948; Леся Украинка. Критико-биографич. очерк, М., 1953, 2 изд.,
1954; Г. Гейне и театр. М., 1956 (вступ. статья, составление, ред. и
комментарии), Луначарский и театр. в кн.: Луначарский А. В., О театре и
драматургии. Избр. статьи, т. 2, М., 1958, с. 7-46; Мы любим театр. М.,
I960. С. Г.
Д‚ЙША-СИОНЙЦКАЯ (урожд.-С ионицкая,по мужу - Д ейш а), Мария
Адриановна [22.Х(З.Х1). 1859, Чернигов,-25.VlIl.l932, Коктебель, близ
Феодосии] - русская артистка оперы (драматическое сопрано) и педагог.
Окончила в 1881 Петерб. консерваторию по кл. Е. Ф. Цванцигер и К.
Эверарди; совершенствовалась у М. Маркези в Вене и Париже. В 1883-91
пела в Мариинском.в 1891-1908- в Большом т-ре. Была первой
исполнительницей партии Ярославны в Москве; впервые на моек. сцене
исполнила также партии Лизы и Купавы. Среди др. партий: Антонида ("Иван
Сусанин"), Наташа ("Русалка"), Татьяна; Мария, Иоланта, Кума ("Мазепа",
"Иоланта", "Чародейка" Чайковского), Вера Ше-лога ("Боярыня Вера Шелога"
Римского-Корсакова), Земфира ("Алеко" Рахманинова), Агата ("Вольный
стрелок" Вебера), Валентина ("Гугеноты"), Елизавета ("Тангейзер"), Аида.
Д.-С. обладала сильным голосом красивого тембра, ровным во всех
регистрах. Высокий интеллект, глубокое понимание роли сочетались в е„
исполнении с задушевностью и большим артистич. темпераментом. Выступала
с Шаляпиным (в "Русалке") и др. выдающимися певцами. Талант артистки
блестяще проявился и в е„ концертных выступлениях.
Д.-С. участвовала в создании Моск. нар. консерватории (осн. в 1906) и
совм. с Б. Л. Яворским в организации Моск. "Муз. выставок"
(1907-13)-концертов из новых произведений, преим. рус. композиторов. В
1907- 1913 Д.-С. преподавала в Моск. нар. консерватории, в 1921-32
-профессор Моск. консерватории. Свои педагогич. принципы изложила в
книге "Пение в ощущениях".
Соч.: Пение в ощущениях, М., 1926. Лит.: Ф[и н д е и з е н] Н., М. А.
Дейша-Сионицкая, "РМГ", 1902, ј 49; А л е к с е е в а Е., М.
Дейша-Сионицкая, "Советская музыка", 1962, ј 8. , .
"ДЕКАБРИСТЫ" - 1) Опера В. Золотар„ва, либр. В. Ясиновского. Пост. 27
дек. 1925 в Большом т-ре (дириж„р Ипполитов-Иванов, художники
Петровский, Са-пегин, Меныпутин, балетм. Лащилин; генерал
РаевскийАр-сеньев, Волконский - Политковский, Маша Волконская-
Глухоедова, Саша Раевский - Наумов, Рылеев - Юдин, Наташа Рылеева -
Зорич, Николай I - Садомов, Бенкендорф - Люминарский, Одоевский -
Исаков, князь Трубецкой-Бурлак, Каховский - Пеньковой); Свердловский т-р
оперы и балета (1930). Новая ред. оперы - "Кондратий Рылеев", исполнена
Оперным ансамблем ВТО, Москва, 1957.
2) Опера Ю. Шапорина, либр. А. Толстого и Вс. Рождественского. Пост.
Страницы: «« « 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |