Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 708   709   710   711   712   713   714   715   716  717   718   719   720   721   722   723   724   725   726  » »»

отдельные части декораций выполнялись из дерева (кровли домов,  балконы,
балюстрады и т. д.). Необходимое перспективное сокращение достигалось  с
помощью крутого подъ„ма  планшета.  Вместо  симуль-танных  декораций  на
ренессансной  сцене  воспроизводилось  одно  общее  и  неизменное  место
действия  для   спектаклей   определ„нных   жанров.   Крупнейший   итал.
театральный архитектор и декоратор С. Серлио выработал 3 типа декораций:
храмы, дворцы, арки- для  трагедий;  гор.  площадь  с  частными  домами,
лавками, гостиницами -  для  комедий;  лесной  пейзаж-  для  пасторалей.
Художники Ренессанса рассматривали сцену и  зрительный  зал  как  единое
целое. Это проявилось в создании т-ра "Олимпико" в Виченце, построенного
по проекту А. Палладио в 1584; в этом т-ре В. Скамоцци  соорудил  пышную
постоянную декорацию, изображавшую "идеальный город"  и  предназначенную
.для постановки трагедий.
   Аристократизация т-ра в период кризиса итал.  Возрождения  привела  к
преобладанию  в  театр.  постановках  внешней   эффектности.   Рельефная
декорация С. Серлио сменилась живописной  декорацией  в  стиле  барокко.
Феерический характер придворного оперно-балет-ного спектакля в конце  16
и  в  17  вв.  обусловил  широкое   использование   театр.   механизмов.
Изобретение   те-лариев-тр„хгранных   вращающихся    призм,    обтянутых
разрисованным  холстом,  приписываемое  худ.   Буонта-ленти,   позволило
осуществлять перемены декораций на глазах у публики. Описание устройства
таких  подвижных  перспективных  декораций   имеется   в   трудах   нем.
архитектора  И.  Фуртенбаха,  работавшего  в  Италии  и  насаждавшего  в
Германии технику итал. т-ра,  а  также  у  архитектора  Н.  Саббатини  в
трактате   "Об   искусстве   строить    сцены    и    машины"    (1638).
Усовершенствование  техники  перспективной  живописи  дало   возможность
декораторам создавать впечатление глубины без крутого подъ„ма  планшета.
Акт„ры могли полностью использовать пространство сцены.  В  нач.  17  в.
появились кулисные декорации (см.  Кулисы),  изобрет„нные  Дж.  Алеотти.
Были введены технич. приспособления для пол„тов, система люков, а  также
боковые портальные щиты и портальная арка. Вс„ это  привело  к  созданию
сцены-коробки.
   Итал. система кулисных декораций  получила  распространение  во  всех
странах Европы. В сер. 17 в. в придворном венском т-ре барочные кулисные
декорации были введены  итал.  театр.  архитектором  Л.  Бур-начини,  во
Франции известный итал. театр.  архитектор,  декоратор  и  машинист  Дж.
Торелли с изобретательностью применил достижения перспективной  кулисной
сцены в придворных постановках  оперно-балетного  типа.  Испанский  т-р,
сохранявший еще в 16 в. примитивную ярмарочную  сцену,  усваивает  итал.
систему через итал. худ. К. Лотти, работавшего в  придворном  исп.  т-ре
(1631). Гор. публичные т-ры  Лондона  сохраняли  долгое  время  условную
сценич. площадку шекспировской эпохи с делением  на  верхнюю,  нижнюю  и
заднюю  сцены,  с  выдающимся  в  зрит.  зал  просцениумом   и   скудным
декоративным оформлением (см. рис. к  ст.  "Лебедь).  Сцена  англ.  т-ра
давала  возможность  быстро  осуществлять  смену  мест  действия  в   их
последовательности. Перспективная декорация итал. типа  была  введена  в
Англии в 1-й  четв.  17  в.  театр.  архитектором  И.  Джонсом  в  пост.
придворных  спектаклей.  В  России  кулисные   перспективные   декорации
применялись в 1672 в представлениях при дворе царя Алексея Михайловича.
   В эпоху классицизма драматургич. канон, требовавший единства места  и
времени,  утвердил  постоянную   и   несменяемую   декорацию,   лиш„нную
конкретно-историч. характеристики (тронный зал или вестибюль дворца  для
трагедии, гор.  площадь  или  комната  для  комедии).  Все  разнообразие
декоративно-постановочных эффектов сосредоточивалось в 17 в. в  пределах
оперно-балетного жанра, а драматич. спектакли  отличались  строгостью  и
скупостью оформления. В т-рах Франции  и  Англии  присутствие  на  сцене
ари-стократич.   зрителей,   располагавшихся   по    бокам    авансцены,
ограничивало  возможности  декорац.  оформления  спектаклей.  Дальнейшее
развитие оперного иск-ва привело  к  реформе  оперной  декорации  (итал.
художники А. Поццо у семейство Биббиена). Отказ от  симметрии,  введение
угловой перспективы помогали создать средствами живописи иллюзию большой
глубины сцены. Динамичность и  эмоциональная  выразительность  декорации
достигались  игрой  светотени,  ритмич.   разнообразием   в   разработке
архитектурных мотивов (бесконечные  анфилады  барочных  зал,  украшенных
лепным  орнаментом,  с  повторяющимися  рядами  колонн,  лестниц,  арок,
статуй),  с  помощью   к-рых   создавалось   впечатление   грандиозности
архитектурных сооружений.
   Обострение идеологич. борьбы в эпоху Просвещения  нашло  выражение  в
борьбе различных стилей и в Д. и. Наряду с усилением зрелищной  пышности
барочной декорации и появлением декораций, исполненных в стиле рококо  (
театр. работы Ф. Буше, Л. А. Мейсонье, О. Фрагонара и Др.),  характерных
для феод.-аристократич. направления, в Д. и. этого периода шла борьба за
реформу  т-ра,  за  освобождение  от  абстрактной  пышности  придворного
иск-ва, за более точную нац. и историч. характеристику места действия. В
этой борьбе просветительский т-р обращался к героич. образам античности,
что нашло выражение в создании  декораций  классицистич.  стиля.  Особое
развитие это направление получило во Франции  в  творчестве  декораторов
Дж. Сервандони, Г. Дюмона, П. А.  Брюнетти,  воспроизводивших  на  сцене
здания античной архитектуры. В 1759 Вольтер добился изгнания зрителей со
сценич. подмостков, освободив дополнит, место для  декораций.  В  Италии
переход от барокко  к  классицизму  наш„л  выражение  в  творчестве  Дж.
Пиранези.
   Интенсивное развитие т-ра в России в 18 в. обусловило расцвет рус. Д.
и., использовавшего все достижения совр. театр. живописи. В 40-х гг.  18
в. к оформлению спектаклей привлекались крупные иностр. художники  -  К.
Биббиена, П. и Ф. Градип-ци и др., среди к-рых видное место  принадлежит
талантливому последователю Биббиены Дж. Валериа-ни. Во 2-й  пол.  18  в.
выдвинулись  талантливые  русские  декораторы,  большинство  к-рых  было
крепостными: И. Вишняков, бр. Вольские, И. Фирсов, С. Калинин, Г. Мухин,
К. Фунтусов и др., работавшие в придворных и крепостных театрах. С  1792
в  России  работал  выдающийся  театральный  художник  и  архитектор  П.
Гонзаго.  В  его  творчестве,-идейно  связанном  с  классицизмом   эпохи
Просвещения,  строгость  и  гармония   архитектурных   форм,   создающих
впечатление  грандиозности  и  монументальности,  сочетались  с   полной
иллюзией реальной действительности.
   В конце 18 в. в  европ.  т-ре,  в  связи  с  развитием  бурж.  драмы,
появляется павильонная декорация (замкнутая комната с  тремя  стенами  и
потолком).
   Кризис феод. идеологии в 17-18 вв. наш„л сво„ отражение в Д. и. стран
Азии, обусловив ряд нововведений. В Японии в 18  в.  сооружаются  здания

Страницы: «« « 708   709   710   711   712   713   714   715   716  717   718   719   720   721   722   723   724   725   726  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия