|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 » »» певицы Э. Кальве, А. Патти, Э. Альбани, К. Карвальо, дебютировала Н.
Мелба (1887). В нач.
20 в. состоялись гастроли оперы Монте-Карло с участием Шаляпина
(1910), труппы "Метрополитен-опера" с участием Карузо (1910), нем.
труппы под упр. Р. Штрауса (1914) и др. В последние годы здесь выступали
лондонский т-р "Сэдлерс-Уэллс", труппа Софийской нар. оперы. В 1950
отмечен 250-летний юбилей т-ра спектаклями итал. артистов: "Фальстаф"
Верди, "Тайный брак" Чимарозы, "Дон Паскуале" Доницетти. Вс. Т.
ДЕЛАНЫ (Deland) - семья шведских акт„ров:
ЛуиЮсеф Д. (1772-1823). В 1782 дебютировал в балетном дивертисменте к
опере "Орфей и Эвридика" Глюка, пост. труппой "Болхюс" (Стокгольм). В
1783- 1788 учился хореографии в Париже у балетмейстера М. Гарделя. С
1792 - ведущий танцор, с 1803 - одновременно балетмейстер стокгольмского
Королевского т-ра. Пост. ряд оригинальных композиций, был одним из
создателей нац. школы мужского характерного танца.
Мария Ребекка Д. (1778-1845) - жена Луи Юсефа Д. В 1809 работала в
различных частных драм. труппах, в 1809-29 - в Королевском т-ре
(Стокгольм). Играла преим. роли субреток во франц. водевилях.
Пер Юсеф Д. (1805-62) - племянник Луи Юсефа Д. В 1825-32 играл в
различных драм. антрепризах. В 1833 основал собств. труппу, к-рая зимой
работала в провинции (гл. обр. в Упсале), а летом - в помещении
стокгольмского "Дьюргорд т-ра". Д. способствовал популяризации театр.
иск-ва в провинции. В репертуар его труппы входили преим. пьесы швед. и
зап.-европ. романтиков - А. Бланша ("Магистр Блекстадиус",
"Странствующая труппа", "Богатый дядя"), Т. Сефстрема, Ф. Хедберга, А.
Эленшлегера ("Аксель и Вальборг", "Хагбарт и Сигне"), В. Гюго ("Анджел
о"), ранние пьесы Ф. Шиллера ("Разбойники", "Коварство и любовь").
Романтич. трактовка отличала пост. трагедий Шекспира. Но уступая
требованиям обывательской части публики, Д. ставил также мелодрамы А.
Коцебу, водевили Э. Скриба. Играл характерные и комедийные роли в
комедиях А. Бланша, X. Херца, И. К. Хострупа, водевилях А. Хейберга,
Скриба. В 1861 труппа Д. прекратила деятельность.
Хедвиг Ловиса Шарлотта Д. (1807-64)- жена Пера Юсефа Д. В 1831
дебютировала в труппе К. Сванберга. С 1833 работала в труппе своего
мужа. Драматич. дарование Д. наиболее полно раскрылось в ролях Офелии,
Луизы Миллер; Вальборг ("Аксель и Вальборг" Эленшлегера). Одновременно с
успехом выступала в комедийных ролях.
Фредерик Д. (1812-94) - брат Пера Юсефа Д. В 1830-75 работал в
различных стокгольмских и провинц. труппах. В 1843-48 организовал и
возглавил собств. труппу, дававшую спектакли в Норч„пинге, Упсале, Лунде
и др. городах. В 1875-86 выступал в Новом шведском т-ре (Стокгольм). Д.
был комедийным акт„ром, обладавшим щедрым, несколько грубоватым юмором,
ему была присуща гротесково-острая манера игры. Лучшие роли: магистр
Блекстадиус (о. п. Бланша), Журден; Пер-пономарь, Йеппе ("Эраз-мус
Монтанус", "Йеппе с горы" Хольберга).
ЭмилияРозалияД. (1819-54) - жена Фредерика Д. Дебютировала в т-ре в
1832. В 1834 входила в труппу Пера Юсефа Д.; в 1843-48- в труппе своего
мужа. Создавала образы вес„лых, остроумных девушек, борющихся за сво„
счастье: Хильдегор ("Врач" Бланша), Анна ("Вермландцы" Дальгрена), Софи
("Нет" И. Л. Хейберга). Игра Д. характеризовалась искренней
непринужд„нностью, изяществом, добрым и лукавым юмором.
Лит.: Taube N. E., De Delandska teatersallskapen i Uppsala, Uppsala,
1940; Fredrik Deland, Stockh., 1848. Вл. M.
ДЕЛАННУА (Delannoy), Марсель (р. 9.VII. 1898) - французский
композитор. Музыке учился самостоятельно; в 1923 брал уроки у А.
Онеггера и у А. Жедальжа. В 20-х гг. выдвинулся в число виднейших театр.
композиторов Франции. К Всемирной выставке 1937 в Париже Д. написал
оперетту "Филип-пина". Автор комич. оперы "Жиневра" по Боккаччо (1942,
т-р "Опера комик"), оперы-феерии "Пук" по комедии "Сон в летнюю ночь"
(1949, Муниципальный т-р, Страсбур), камерной оперы
"Арлекин-радиолюбитель" (1946, "Т-р Арлекина", Париж). Применяя
полифонич. средства, композитор достигает свежести и своеобразия муз.
языка, мастерски использует речитатив, живописные оркестровые краски. С
большим успехом ставятся во Франции и за е„ пределами балеты Д.
"Золушка" (1931, Чикаго), "Фантастическая свадьба" (1944, т-р
"Гранд-Опера") и др.; танц. драма "Абрагам" (1951, Тулуза) и 2
балета-кантаты- "Шут госпожи" (1929, Женева) и "В царстве кометы" (1955,
Венеция). Д. принадлежит также музыка к пост. классич. и совр. пьес, в
т. ч. "Венера и Адонис" по Шекспиру (1929, Лондон), "Мир" по Аристофану
(1935, т-р "Ателье", Париж), "Аррасская незнакомка" Салакру (1936, "Т-р
Елисейских полей", Париж), "Господин Пурсоньяк" Мольера (1942, "Т-р Сары
Бер-нар", Париж), "Кориолан" Шекспира (1953, Лион) и др., а также соч. в
др. жанрах. Известен как автор статей и рецензий о муз. т-ре, опубл. во
франц. печати. Лит.: В о 1 1 A., Marcel Dellanoy, P., 1957. Вл. О., Л.
М.
ДЕЛИБ (Delibes), Лео (21. П. 1836, Сен-Жермен-дю-Валь, - 16. I. 1891,
Париж) - французский композитор. Член Института Франции (с 1884). Учился
в Парижской консерватории (по композиции у А. Адана и Ф. Бенуа). С 1853
работал аккомпаниатором в "Театр лирик" и церковным органистом, с
1865хормейстер т-ра "Гранд-Опера". С 1881 Д. - проф. Парижской
консерватории. Первые муз.-сценич. произведения Д.: оперетта "На два су
угольков" (1855, т-р "Фоли нувель", Париж), комич. оперы "Месье Грифар"
(1857, "Т-р лирик", Париж), "Садовник и его господин" (1863, там же),
"Бык Апис" (1865, т-р "Буфф-Па-ризьен", Париж). Автор балетов "Ручей"
(совм. с Л. Мин-кусом, 1866, "Гранд-Опера"), "Коппелия" (по новелле Э.
Т. А. Гофмана, 1870, "Гранд-Опера"), "Сильвия" (на сюжет из "Аминты" Т.
Tacco, 1876, там же), опер: "Так сказал король" (1873, т-р "Опера
комик", Париж), "ЖандеНи-вель" (1880, там же), "Лакме" (1883,там
же).0пера "Кассия" (из жизни галицийского крестьянства) осталась
незаверш„нной и была закончена Ж. Массне (1893, "Опера комик"). Музыка
Д., часто связанная с нар. истоками, отличается мелодичностью, тонкостью
и изяществом, гармонич. свежестью. Балеты Д. высоко ценили П. И.
Чайковский и А. К. Глазунов, творчеству к-рых были близки новаторские
принципы Д., прежде всего принцип симфонизации балета. В лучших своих
балетах - "Коппелия", "Сильвия" - Д. стремился к
реалистически-психологич. осмыслению танца, создавая образцы выразит,
балетной музыки. Развивая опыт балетного творчества своего учителя Адана
и традиции иск-ва оперетты, Д. вводил в балет жанровые зарисовки
персонажей, добивался образности, содержательности традиц. балетных
форм; его балетам присуще сквозное танц. действие. Под влиянием балетм.
Страницы: «« « 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |