Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 » »» кафеля и т. д. Стенки могут быть "глухими" или иметь прол„ты для окон, дверей и т. п. Между собой стенки соединяются с помощью закидных вер„вок - захл„сток, и крепятся к полу сцены откосами. Ширина павильонных стенок в совр. т-ре- не более 2,2 м (иначе при перевозе декораций стенка не пройд„т в дверь товарного вагона). За окнами и дверьми павильонной Д. обычно ставятся заспинники (части подвесной Д. на рамах), на к-рых изображается соответствующий пейзажный или архитектурный мотив. Павильонная Д. перекрывается потолком, к-рый в большинстве случаев подвешивается к колосникам. В т-ре нового времени объ„мная Д. впервые появилась в спектаклях Мейнингенского т-ра в 1870. В этом т-ре наряду с плоскими стенками начали применяться объ„мные детали Д.: станки прямые и наклонные - пандусы, лестницы и др. сооружения для изображения террас, холмов, крепостных стен и т. д. Конструкции станков обычно маскируются живописными холстами или бутафорскими рельефами (камни, корни дерева, трава и пр.). ДлА смены частей объ„мной Д. используются накатные площадки на роликах (фурки), поворотный круг и др. виды техники сцены. Объ„мная Д. позволила режисс„рам строить мизансцены на "изломанном" планшете сцены, находить разнообразные конструктивные решения благодаря к-рым выразительные возможности театр. иск-ва необычайно расширились. Проекционная Д. Была впервые применена в 1908 в Нью-Йорке. Основана на проекции (на экран) цветных и черно-белых изображений, нарисованных на диапозитивах. Проекция осуществляется с помощью театр. проекторов. Экраном может служить задник, горизонт, стены, пол и т. д. Существуют прямая проекция (проектор находится перед экраном) и проекция на просвет (проектор за экраном). Проекция может быть статической (архитектурные, пейзажные и прочие мотивы) и динамической (движение облаков, дождя, снега и т. д.). В совр. т-ре, имеющем новые экранные материалы и проекционную аппаратуру, проекционные Д. получили широкое применение (спектакли "Дали неоглядные" Вирты, Т-р им. Моссовета, 1957, "Судьба человека" Дзержинского, Большой т-р, 1961, "Четв„ртый" Симонова, Ленингр. Большой драм. т-р, 1961, и др.). Простота изготовления и эксплуатации, л„гкость и быстрота смены картин, долговечность, возможность достижения высоких художеств. качеств делают проекционные Д. одним из перспективных видов Д. совр. т-ра. Привед„нные выше системы Д. используются в различных при„мах оформления спектакля. Наиболее часто употребляются вошедшие в историю театра при„мы-симультанный, "условный" и пространственный. Симультанная Д.- сценический при„м, при к-ром Д. различных мест действия показаны одновременно в течение всего спектакля. Симультанная Д. получила применение в средневековом т-ре. В истории сов. т-ра к симультанной Д. наиболее близко оформление спектакля "Егор Булычев и другие" в Т-ре им. Вахтангова (1932). Из условных Д. наиболее часто употребляются т. н. Д. в сукнах. В нач. 20 в. мягкие сукна нейтрального цвета, собранные в складку, были использованы англ. режисс„ром Г. Крэгом в спектакле "Росмерс-хольм" Ибсена (Флоренция, 1906). Позднее Крэгдля оформления "Гамлета" в МХТ(1911) применил ширмы. Швейцарский художник А. Аппиа монтировал сукна в сочетании с колоннами, площадками и лестницами (опера "Парсифаль" Вагнера, 1910). В спектакле МХАТ "Анна Каренина" (1937) использован условный при„м соединения на вращающейся сцене синих ширм и сукон с вмонтированными в них фраг-метнами архитектуры. Пространственная Д. строится на принципе окружения сцены зрителями со всех сторон. Встречалась еще в средневековом театре. В начале 20 века использовалась при постановках трагедий на арене цирка ("Царь Эдип" Софокла, реж. М. Рейн-хардт, 1910; "Макбет", реж. Ю. М. Юрьев, Петроград, 1918). В совр. зарубежном театре пространственные Д. разрабатываются в т. н. театрах с ареной. В сов. театре над проблемой переноса сценического действия в зрительный зал работает Н. П. Охлопков ("Аристократы", 1935, "Садовник и тень", 1957, и др.). В Д. совр. т-ра синтезируются элементы всех перечисленных выше систем Д. и при„мов оформления. Лит.: Петров А. А., Устройство театральной сцены, СПБ, 1911; его же, Театральная техника, СПБ, 1910; Извеков Н. П., Техника сцены, Л.-М., 1940; Мюллер В. Н., Декорационное оформление спектакля, М., 1Р56; БассехесА., Художники на сцене МХАТ, М.,1960; F i s с h e 1 O., Das moderne Buhnenbild, В.. 1923. В, Мюл. ДЕКРЕТ О СВОБОДЕ ТЕАТРОВ - декрет, принятый во время франц. бурж. революции Учредит. собранием Франции 13 янв. 1791. Явился одним из крупных культурных завоеваний революции, вызвав ломку феод.-абсолютистской театр. системы и рождение новых организац. форм т-ра бурж. общества. Он отменил монополию "королевских" т-ров, изъял т-р из подчинения двору, уничтожил королевскую цензуру, подчинил организацию театр. дела принципу свободной конкуренции и утвердил понятие "авторского права". Декрет был восторженно принят массовым зрителем и демократическими театрами и послужил основой для бурного расцвета театр. иск-ва Франции. Лит.: Дер жав и н К." Театр французской революции. 1789-179У, 2 изд., Л.-М., 1937; Welschinger H., Le theatre de la Revolution. 1789-1799. P., 1880. E. Ф. ДЕКРЕТ ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА - см. Национализация театров. ДЕКРУ (Decroux), Этьенн (р. 19.VII.1898) - французский акт„р-мим. В 1923 начал сценич. деятельность. В 1926-34 был акт„ром т-ра "Ателье" (Париж). Одновременно подготовил программу из мимич. этюдов под назв. "Примитивная жизнь" (1931). В 1940 организовал школу в Париже, ученики к-рой выступали вместе с Д. с мимич. сценками. В 40-е гг. Д. был учителем мимики в "Эколь де л'Ателье" в "Т-ре Сары Бернар", ставил пантомимы, исполнявшиеся Ж. Л. Барро. Гастролировал в др. странах. Выступал в кабаре "Фонтен де катр сезон" с мимич. программами. В числе работ Д.: "В лагере", "Золотой дух", "Бюрократ", "Побежд„нный поэт", "Звук трубы". Деятельность Д. способствовала возрождению и утверждению иск-ва мима на франц. сцене. Среди его учеников-Ж. Л. Барро, М. Марсо. ДЕКУРСЕЛЬ (Decourcelle) -Адриен Д. (1821-92)- французский драматург. Писал совм. с Т. Барьером, А. Деннери, Э. Лабишем и другими популярными авторами водевилей и мелодрам. Дебютировал в 1845 в т-ре "Комеди Франсез" комедией в стихах "Вечер в Бастилии". Затем создал неск. стихотворных пьес ("Дон-Гусман, или День соблазнителя", 1846, "Комеди Франсез"), водевилей ("Мемуары шевалье де Грамон", 1848, т-р "Жимназ"; "Крайности сходятся", в соавторстве с Л. Батю, 1848, т-р "Варьете"; "Бал Страницы: «« « 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |