|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 » »» кафеля и т. д. Стенки могут быть "глухими" или иметь прол„ты для окон,
дверей и т. п. Между собой стенки соединяются с помощью закидных вер„вок
- захл„сток, и крепятся к полу сцены откосами. Ширина павильонных стенок
в совр. т-ре- не более 2,2 м (иначе при перевозе декораций стенка не
пройд„т в дверь товарного вагона). За окнами и дверьми павильонной Д.
обычно ставятся заспинники (части подвесной Д. на рамах), на к-рых
изображается соответствующий пейзажный или архитектурный мотив.
Павильонная Д. перекрывается потолком, к-рый в большинстве случаев
подвешивается к колосникам.
В т-ре нового времени объ„мная Д. впервые появилась в спектаклях
Мейнингенского т-ра в 1870. В этом т-ре наряду с плоскими стенками
начали применяться объ„мные детали Д.: станки прямые и наклонные -
пандусы, лестницы и др. сооружения для изображения террас, холмов,
крепостных стен и т. д. Конструкции станков обычно маскируются
живописными холстами или бутафорскими рельефами (камни, корни дерева,
трава и пр.). ДлА смены частей объ„мной Д. используются накатные
площадки на роликах (фурки), поворотный круг и др. виды техники сцены.
Объ„мная Д. позволила режисс„рам строить мизансцены на "изломанном"
планшете сцены, находить разнообразные конструктивные решения благодаря
к-рым выразительные возможности театр. иск-ва необычайно расширились.
Проекционная Д. Была впервые применена в 1908 в Нью-Йорке. Основана
на проекции (на экран) цветных и черно-белых изображений, нарисованных
на диапозитивах. Проекция осуществляется с помощью театр. проекторов.
Экраном может служить задник, горизонт, стены, пол и т. д. Существуют
прямая проекция (проектор находится перед экраном) и проекция на просвет
(проектор за экраном). Проекция может быть статической (архитектурные,
пейзажные и прочие мотивы) и динамической (движение облаков, дождя,
снега и т. д.). В совр. т-ре, имеющем новые экранные материалы и
проекционную аппаратуру, проекционные Д. получили широкое применение
(спектакли "Дали неоглядные" Вирты, Т-р им. Моссовета, 1957, "Судьба
человека" Дзержинского, Большой т-р, 1961, "Четв„ртый" Симонова,
Ленингр. Большой драм. т-р, 1961, и др.). Простота изготовления и
эксплуатации, л„гкость и быстрота смены картин, долговечность,
возможность достижения высоких художеств. качеств делают проекционные Д.
одним из перспективных видов Д. совр. т-ра.
Привед„нные выше системы Д. используются в различных при„мах
оформления спектакля. Наиболее часто употребляются вошедшие в историю
театра при„мы-симультанный, "условный" и пространственный.
Симультанная Д.- сценический при„м, при к-ром Д. различных мест
действия показаны одновременно в течение всего спектакля. Симультанная
Д. получила применение в средневековом т-ре. В истории сов. т-ра к
симультанной Д. наиболее близко оформление спектакля "Егор Булычев и
другие" в Т-ре им. Вахтангова (1932).
Из условных Д. наиболее часто употребляются т. н. Д. в сукнах. В нач.
20 в. мягкие сукна нейтрального цвета, собранные в складку, были
использованы англ. режисс„ром Г. Крэгом в спектакле "Росмерс-хольм"
Ибсена (Флоренция, 1906). Позднее Крэгдля оформления "Гамлета" в
МХТ(1911) применил ширмы. Швейцарский художник А. Аппиа монтировал сукна
в сочетании с колоннами, площадками и лестницами (опера "Парсифаль"
Вагнера, 1910). В спектакле МХАТ "Анна Каренина" (1937) использован
условный при„м соединения на вращающейся сцене синих ширм и сукон с
вмонтированными в них фраг-метнами архитектуры.
Пространственная Д. строится на принципе окружения сцены зрителями со
всех сторон. Встречалась еще в средневековом театре. В начале 20 века
использовалась при постановках трагедий на арене цирка ("Царь Эдип"
Софокла, реж. М. Рейн-хардт, 1910; "Макбет", реж. Ю. М. Юрьев,
Петроград, 1918). В совр. зарубежном театре пространственные Д.
разрабатываются в т. н. театрах с ареной. В сов. театре над проблемой
переноса сценического действия в зрительный зал работает Н. П. Охлопков
("Аристократы", 1935, "Садовник и тень", 1957, и др.).
В Д. совр. т-ра синтезируются элементы всех перечисленных выше систем
Д. и при„мов оформления.
Лит.: Петров А. А., Устройство театральной сцены, СПБ, 1911; его же,
Театральная техника, СПБ, 1910;
Извеков Н. П., Техника сцены, Л.-М., 1940; Мюллер В. Н.,
Декорационное оформление спектакля, М., 1Р56; БассехесА., Художники на
сцене МХАТ, М.,1960;
F i s с h e 1 O., Das moderne Buhnenbild, В.. 1923. В, Мюл.
ДЕКРЕТ О СВОБОДЕ ТЕАТРОВ - декрет, принятый во время франц. бурж.
революции Учредит. собранием Франции 13 янв. 1791. Явился одним из
крупных культурных завоеваний революции, вызвав ломку
феод.-абсолютистской театр. системы и рождение новых организац. форм
т-ра бурж. общества. Он отменил монополию "королевских" т-ров, изъял т-р
из подчинения двору, уничтожил королевскую цензуру, подчинил организацию
театр. дела принципу свободной конкуренции и утвердил понятие
"авторского права". Декрет был восторженно принят массовым зрителем и
демократическими театрами и послужил основой для бурного расцвета театр.
иск-ва Франции.
Лит.: Дер жав и н К." Театр французской революции. 1789-179У, 2 изд.,
Л.-М., 1937; Welschinger H., Le theatre de la Revolution. 1789-1799. P.,
1880. E. Ф.
ДЕКРЕТ ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА - см. Национализация театров.
ДЕКРУ (Decroux), Этьенн (р. 19.VII.1898) - французский акт„р-мим. В
1923 начал сценич. деятельность. В 1926-34 был акт„ром т-ра "Ателье"
(Париж). Одновременно подготовил программу из мимич. этюдов под назв.
"Примитивная жизнь" (1931). В 1940 организовал школу в Париже, ученики
к-рой выступали вместе с Д. с мимич. сценками. В 40-е гг. Д. был
учителем мимики в "Эколь де л'Ателье" в "Т-ре Сары Бернар", ставил
пантомимы, исполнявшиеся Ж. Л. Барро. Гастролировал в др. странах.
Выступал в кабаре "Фонтен де катр сезон" с мимич. программами. В числе
работ Д.: "В лагере", "Золотой дух", "Бюрократ", "Побежд„нный поэт",
"Звук трубы". Деятельность Д. способствовала возрождению и утверждению
иск-ва мима на франц. сцене. Среди его учеников-Ж. Л. Барро, М. Марсо.
ДЕКУРСЕЛЬ (Decourcelle) -Адриен Д. (1821-92)- французский драматург.
Писал совм. с Т. Барьером, А. Деннери, Э. Лабишем и другими популярными
авторами водевилей и мелодрам. Дебютировал в 1845 в т-ре "Комеди
Франсез" комедией в стихах "Вечер в Бастилии". Затем создал неск.
стихотворных пьес ("Дон-Гусман, или День соблазнителя", 1846, "Комеди
Франсез"), водевилей ("Мемуары шевалье де Грамон", 1848, т-р "Жимназ";
"Крайности сходятся", в соавторстве с Л. Батю, 1848, т-р "Варьете"; "Бал
Страницы: «« « 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |