Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 714   715   716   717   718   719   720   721   722  723   724   725   726   727   728   729   730   731   732  » »»

кафеля и т. д. Стенки могут быть "глухими" или иметь прол„ты  для  окон,
дверей и т. п. Между собой стенки соединяются с помощью закидных вер„вок
- захл„сток, и крепятся к полу сцены откосами. Ширина павильонных стенок
в совр. т-ре- не более 2,2 м (иначе при  перевозе  декораций  стенка  не
пройд„т в дверь товарного вагона). За окнами и  дверьми  павильонной  Д.
обычно ставятся заспинники (части  подвесной  Д.  на  рамах),  на  к-рых
изображается  соответствующий   пейзажный   или   архитектурный   мотив.
Павильонная Д.  перекрывается  потолком,  к-рый  в  большинстве  случаев
подвешивается к колосникам.
   В т-ре нового времени объ„мная  Д.  впервые  появилась  в  спектаклях
Мейнингенского т-ра в 1870. В  этом  т-ре  наряду  с  плоскими  стенками
начали применяться объ„мные детали  Д.:  станки  прямые  и  наклонные  -
пандусы, лестницы и  др.  сооружения  для  изображения  террас,  холмов,
крепостных  стен  и  т.  д.  Конструкции  станков   обычно   маскируются
живописными холстами или бутафорскими рельефами  (камни,  корни  дерева,
трава и  пр.).  ДлА  смены  частей  объ„мной  Д.  используются  накатные
площадки на роликах (фурки), поворотный круг и др. виды  техники  сцены.
Объ„мная Д. позволила  режисс„рам  строить  мизансцены  на  "изломанном"
планшете сцены, находить разнообразные конструктивные решения  благодаря
к-рым выразительные возможности театр. иск-ва необычайно расширились.
   Проекционная Д. Была впервые применена в 1908 в  Нью-Йорке.  Основана
на проекции (на экран) цветных и черно-белых  изображений,  нарисованных
на диапозитивах. Проекция осуществляется с  помощью  театр.  проекторов.
Экраном может служить задник, горизонт, стены, пол и  т.  д.  Существуют
прямая проекция (проектор находится перед экраном) и проекция на просвет
(проектор за экраном). Проекция может быть  статической  (архитектурные,
пейзажные и прочие мотивы)  и  динамической  (движение  облаков,  дождя,
снега и т. д.).  В  совр.  т-ре,  имеющем  новые  экранные  материалы  и
проекционную аппаратуру, проекционные  Д.  получили  широкое  применение
(спектакли "Дали неоглядные" Вирты, Т-р  им.  Моссовета,  1957,  "Судьба
человека"  Дзержинского,  Большой  т-р,  1961,   "Четв„ртый"   Симонова,
Ленингр. Большой драм.  т-р,  1961,  и  др.).  Простота  изготовления  и
эксплуатации,  л„гкость  и   быстрота   смены   картин,   долговечность,
возможность достижения высоких художеств. качеств делают проекционные Д.
одним из перспективных видов Д. совр. т-ра.
   Привед„нные  выше  системы  Д.  используются  в   различных   при„мах
оформления спектакля. Наиболее часто употребляются  вошедшие  в  историю
театра при„мы-симультанный, "условный" и пространственный.
   Симультанная Д.- сценический  при„м,  при  к-ром  Д.  различных  мест
действия показаны одновременно в течение всего  спектакля.  Симультанная
Д. получила применение в средневековом  т-ре.  В  истории  сов.  т-ра  к
симультанной Д. наиболее близко оформление  спектакля  "Егор  Булычев  и
другие" в Т-ре им. Вахтангова (1932).
   Из условных Д. наиболее часто употребляются т. н. Д. в сукнах. В нач.
20 в.  мягкие  сукна  нейтрального  цвета,  собранные  в  складку,  были
использованы англ. режисс„ром  Г.  Крэгом  в  спектакле  "Росмерс-хольм"
Ибсена  (Флоренция,  1906).  Позднее  Крэгдля  оформления  "Гамлета"   в
МХТ(1911) применил ширмы. Швейцарский художник А. Аппиа монтировал сукна
в сочетании с колоннами,  площадками  и  лестницами  (опера  "Парсифаль"
Вагнера, 1910). В спектакле  МХАТ  "Анна  Каренина"  (1937)  использован
условный при„м соединения на вращающейся сцене  синих  ширм  и  сукон  с
вмонтированными в них фраг-метнами архитектуры.
   Пространственная Д. строится на принципе окружения сцены зрителями со
всех сторон. Встречалась еще в средневековом театре. В  начале  20  века
использовалась при постановках трагедий  на  арене  цирка  ("Царь  Эдип"
Софокла,  реж.  М.  Рейн-хардт,  1910;  "Макбет",  реж.  Ю.  М.   Юрьев,
Петроград,  1918).  В  совр.  зарубежном  театре   пространственные   Д.
разрабатываются в т. н. театрах с ареной. В сов.  театре  над  проблемой
переноса сценического действия в зрительный зал работает Н. П.  Охлопков
("Аристократы", 1935, "Садовник и тень", 1957, и др.).
   В Д. совр. т-ра синтезируются элементы всех перечисленных выше систем
Д. и при„мов оформления.
   Лит.: Петров А. А., Устройство театральной сцены, СПБ, 1911; его  же,
Театральная техника, СПБ, 1910;
   Извеков  Н.  П.,  Техника  сцены,  Л.-М.,   1940;   Мюллер   В.   Н.,
Декорационное оформление спектакля, М., 1Р56; БассехесА.,  Художники  на
сцене МХАТ, М.,1960;
   F i s с h e 1 O., Das moderne Buhnenbild, В.. 1923. В, Мюл.
   ДЕКРЕТ О СВОБОДЕ ТЕАТРОВ - декрет, принятый  во  время  франц.  бурж.
революции Учредит. собранием Франции  13  янв.  1791.  Явился  одним  из
крупных    культурных     завоеваний     революции,     вызвав     ломку
феод.-абсолютистской театр. системы и  рождение  новых  организац.  форм
т-ра бурж. общества. Он отменил монополию "королевских" т-ров, изъял т-р
из подчинения двору, уничтожил королевскую цензуру, подчинил организацию
театр.  дела  принципу  свободной   конкуренции   и   утвердил   понятие
"авторского права". Декрет был восторженно принят  массовым  зрителем  и
демократическими театрами и послужил основой для бурного расцвета театр.
иск-ва Франции.
   Лит.: Дер жав и н К." Театр французской революции. 1789-179У, 2 изд.,
Л.-М., 1937; Welschinger H., Le theatre de la Revolution. 1789-1799. P.,
1880. E. Ф.
   ДЕКРЕТ ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА - см. Национализация театров.
   ДЕКРУ (Decroux), Этьенн (р. 19.VII.1898) - французский  акт„р-мим.  В
1923 начал сценич. деятельность. В 1926-34  был  акт„ром  т-ра  "Ателье"
(Париж). Одновременно подготовил программу из мимич.  этюдов  под  назв.
"Примитивная жизнь" (1931). В 1940 организовал школу в  Париже,  ученики
к-рой выступали вместе с Д.  с  мимич.  сценками.  В  40-е  гг.  Д.  был
учителем мимики в "Эколь де  л'Ателье"  в  "Т-ре  Сары  Бернар",  ставил
пантомимы, исполнявшиеся Ж.  Л.  Барро.  Гастролировал  в  др.  странах.
Выступал в кабаре "Фонтен де катр сезон" с мимич. программами.  В  числе
работ Д.: "В лагере", "Золотой  дух",  "Бюрократ",  "Побежд„нный  поэт",
"Звук трубы". Деятельность Д. способствовала возрождению  и  утверждению
иск-ва мима на франц. сцене. Среди его учеников-Ж. Л. Барро, М. Марсо.
   ДЕКУРСЕЛЬ (Decourcelle) -Адриен Д. (1821-92)- французский  драматург.
Писал совм. с Т. Барьером, А. Деннери, Э. Лабишем и другими  популярными
авторами водевилей  и  мелодрам.  Дебютировал  в  1845  в  т-ре  "Комеди
Франсез" комедией в  стихах  "Вечер  в  Бастилии".  Затем  создал  неск.
стихотворных пьес ("Дон-Гусман, или День  соблазнителя",  1846,  "Комеди
Франсез"), водевилей ("Мемуары шевалье де Грамон", 1848,  т-р  "Жимназ";
"Крайности сходятся", в соавторстве с Л. Батю, 1848, т-р "Варьете"; "Бал

Страницы: «« « 714   715   716   717   718   719   720   721   722  723   724   725   726   727   728   729   730   731   732  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия