Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 707   708   709   710   711   712   713   714   715  716   717   718   719   720   721   722   723   724   725  » »»

   ДЕКЛАМАЦИЯ  (от  лат.  declamatie  -  упражнение  в  красноречии)   -
искусство произнесения стихов или прозы. В Др.  Риме  Д.-  упражнение  в
красноречии, составлявшем один из важных элементов  ораторского  иск-ва;
во Франции - иск-во произнесения речей,  а  также  стихов  на  сцене.  В
классицистич. т-ре 17-18 вв.  понятие  Д.  объединяло  всю  совокупность
средств акт„рской игры, включая жест и мимику. Классицизм  канонизировал
торжественно-приподнятую,  напевную,  условную  манеру   сценич.   речи,
отвечавшую нормам придворного вкуса.  Развитие  реалистич.  и  романтич.
тенденций в т-ре конца 18  -  нач.  19  вв.  вело  к  разрушению  канона
классицистич.  Д.  Романтизм  и  реализм  отвергли  понятие  Д.,  т.  к.
романтизм провозгласил  свободу  акт„рского  вдохновения  и  чувства;  а
реализм поставил речь и вс„ поведение акт„ра на сцене в  зависимость  от
изображаемого  им  характера  со  всеми  его  индивидуальными  и  типич.
особенностями.
   Со временем словом "Д." стала обозначаться  ложная  ходульная  манера
речи. K.C. Станиславский  считал  Д.  (или  декламационность)  одним  из
грубейших проявлений пустоты и фальши в акт„рском  иск-ве.  Он  применял
этот термин для обозначения речи, произносимой акт„ром бойко и уверенно,
с формальными ухищрениями и претензией на выразительность, но  на  самом
деле без глубокого содержания, без  мысли  и  внутр.  цели,  вне  логики
развивающегося на сцене действия. Борьба с декламационностью  понималась
Станиславским как необходимое условие создания  образа,  основанного  на
началах жизненной правды (см. Станиславского система}.
   Д. долгое время называли концертное исполнение стихов с  эстрады,  не
вкладывая в этот термин (позднее  вытесненный  понятием  художественного
чтения) отрицательного смысла. Разновидность эстрадной  Д.мелодекламация
- чтение стихов или прозы под музыку. В 20-е гг. была распространена  т.
н.  коллективная  Д.-  ритмизированное  произнесение  стихов  хором,   с
выделением отдельных голосов.
   Лит.: Блинов И. Я., Выразительное чтение и культура устной речи,  М.,
1946; Верховский Н. Ю.,  Книга  о  чтецах.  Очерки  развития  советского
искусства художественного чтения, М.-Л., 1950. Т. Р., П. Е.
   ДЕКОРАТОР (устар.) - автор художественного  оформления  спектакля,  а
также  художник-исполнитель,  пишущий  декорации  по   эскизам   другого
художника. См. Художник театральный.
   ДЕКОРАЦИОННОЕ  ИСКУССТВО  -  искусство  создания  зрительного  образа
спектакля посредством декораций и костюмов,  освещения  и  постановочной
техники. Все  эти  изобразит,  средства  воздействия  являются  органич.
компонентами  театрального  представления,  способствуют  раскрытию  его
содержания, сообщают ему определ„нное эмоциональное  звучание.  Развитие
Д. и. тесно связано с развитием т-ра и драматургии.
   В древнейших нар. обрядах  и  играх  присутствовали  элементы  Д.  и.
(костюмы, маски, декоративные занавеси и т. д.). В др.-греч. т-ре уже  в
5 в. до н. э., помимо здания скены, служившего архитектурным  фоном  для
игры акт„ров, существовали объ„мные декорации, а затем  были  введены  и
живописные. Принципы греч. Д.  и.  были  усвоены  т-ром  Др.  Рима,  где
впервые примен„н занавес.
   В период средневековья первоначально роль декоративного  фона  играла
внутренность  церкви,  где  разыгрывалась  литургич.  драма.  Уже  здесь
применяется основной, характерный для ср.-век. т-ра принцип симультанной
декорации, когда все  места  действия  показываются  одновременно.  Этот
принцип получает дальнейшее развитие в основном жанре  ср.-век.  т-ра  -
мистерии.  Наибольшее  внимание  во  всех  видах   мистериальной   сцены
уделялось декорации "рая", изображавшегося в  виде  беседки,  украшенной
зеленью, цветами и  плодами,и  "ада"  -"  в  виде  раскрывающейся  пасти
дракона. Наряду с  объ„мными  декорациями  использовались  и  живописные
(изображение зв„здного неба и т. д.). К оформлению привлекались искусные
ремесленники  -   живописцы   резчики,   позолотчики;   первыми   театр.
машинистами были часовщики. Старинные миниатюры, гравюры и рисунки  дают
представление о различных типах и при„мах постановки мистерий. В  Англии
получили   наибольшее   распространение   постановки   на    педжен-тах,
представлявших собой передвижной двухэтажный балаган,  установленный  на
телеге. В верхнем этаже разыгрывалось  представление,  а  нижний  служил
акт„рам для переодевания. Известные гравюры  франц.  художника  Ж.  Фуке
(ок.  1460)  изображают  постановку   мистерии   "в   кругу":   действие
разыгрывалось   на   площадке,    окруж„нной    террасой,    раздел„нной
перегородками на ложи, в к-рых  сидели  зрители  и  музыканты,  а  также
размещались и участники действия. Подобный круговой  или  кольцевой  тип
устройства  сценич.  площадки  позволял  использовать   для   постановки
мистерий  сохранившиеся  от  антич.  эпохи  амфитеатры.  Третьим   типом
оформления  мистерий  являлась  т.  н.  система  беседок  (мистериальные
представления 16 в. в Люцерне, Швейцария, и Донауэшингене,  Германия)  -
разбросанных  по  площади  открытых  домиков,  в  к-рых   разв„ртывалось
действие эпизодов мистерии. Пример такого оформления да„т  миниатюра  Ю.
Кайо, изображающая постановку мистерии в Валансьенне  в  1547;  "домики"
сосредоточены на одном помосте и объединены в одно  декоративное  целое,
требующее  фронтального  восприятия.  В  школьном  т-ре  16  в.  впервые
встречается .расположение мест действия не по одной линии, а параллельно
тр„м сторонам сцены (К„льн, 1581).
   Культовая основа  театр.  представлений  мн.  суран  Азии  обусловила
господство в  течение  ряда  веков  условного  оформления  сцены,  когда
отдельные  символич.  детали  обозначали  места   действия.   Отсутствие
декораций восполнялось наличием в отдельных случаях декоративного  фона,
богатством и  разнообразием  костюмов,  гримов-масок,  цвет  к-рых  имел
символич. значение. В феод -аристократич.  муз.  т-ре  масок  (т-р  Но),
сложившемся в Японии в 14 в., был создан  канонич.  тип  оформления:  на
задней стенке сцены, на отвлеч„нном золотом фоне  изображалась  сосна  -
символ долголетия; перед балюстрадой крытого мостика,  расположенного  в
глубине  площадки  слева  и  предназначавшегося  для  выхода  акт„ров  и
музыкантов на сцену, помещались изображения тр„х  небольших  сосен  (см.
Японский театр).
   В 15 - нач. 16 вв. в Италии появляется  новый  тип  театр.  здания  и
сцены. В  оформлении  театр.  постановок  принимали  участие  крупнейшие
художники и архитекторы-Леонардо да  Винчи,  Рафаэль,  А.  Мантенья,  Ф.
Брунеллескии   др.   Перспективные    декорации,    изобретение    к-рых
приписывается (не позднее 1505) Бра-манте, были впервые  использованы  в
Ферраре художником Пеллегрино да  У  дине,  а  в  Риме-Б.  Перуцци,  при
постановке "Подмен„нных" Ариосто  (1519).  Декорации,  изображавшие  вид
уходящей в глубину улицы, писались на  холстах,  натянутых  на  рамы,  и
состояли из задника и  тр„х  боковых  планов  с  каждой  стороны  сцены;

Страницы: «« « 707   708   709   710   711   712   713   714   715  716   717   718   719   720   721   722   723   724   725  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия