Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 702   703   704   705   706   707   708   709   710  711   712   713   714   715   716   717   718   719   720  » »»

воплощения и его  стремление  передать  субъективные  переживания  героя
могут  остаться  только   намерениями,   практически   неосуществляемыми
желаниями. Обычно в таких случаях акт„р пытается вызвать в себе  то  или
иное чувство, усилить, сохранить,  зафиксировать  те  или  иные  психич.
состояния; внимание его оказывается занято самовнушением,  самоанализом,
он изолирует себя  от  окружающей  среды,  и,  следовательно,  не  может
воздействовать на какой-либо из  е„  объектов.  В  результате  он  может
оказаться во власти штампов.
   Реалистич. акт„рское иск-во требует умения пользоваться Д. как единым
процессом, психологически  содержательным,  целеустремл„нным,  доступным
физич. восприятию. Поэтому Д. называют процессом "психофизическим".  При
этом условии переживания акт„ра в роли выступают как его Д.
   В иск-ве.драм. акт„ра большое место занимают словесные Д. Цель  их  -
воздействие на партн„ра пут„м внедрения в  его  сознание  тех  или  иных
представлений  (видений).  Представления  эти  -  мысли  героя,  образы,
картины, возникающие в его воображении,- воплощены  в  словесном  Д.,  в
звучащей речи. В зависимости от того, какова цель  акт„ра,  совершающего
словесное  Д.,   какие   видения   вызываются   его   речью,   в   каких
обстоятельствах находится и какие слова  произносит  -  речь  его  будет
звучать  так  или  иначе  и  будет  сопровождаться  теми   или   другими
мускульными движениями.  Физич.  сторона  словесного  Д.  заключается  в
звуках речи, в движениях тела,  помогающих  воздействовать  на  партн„ра
словом. Словесные Д. обычно подготавливаются бессловесными; те и другие,
дополняя и развивая друг друга, образуют единую линию Д., устремл„нную к
цели данного этапа жизни человека, и, следовательно, созданию реалистич.
сценич. образа.
   Конкретный процесс сосредоточенного мышления в акт„рском иск-ве также
рассматривается как Д. Думая, человек пользуется своими  представлениями
о тех или иных явлениях. Сопоставляя, противопоставляя и связывая друг с
другом эти представления, он ищет решения того или иного вопроса, т.  е.
целеустремл„нно подготавливает себя, сво„ сознание  для  воздействия  на
объекты внешнего мира. Думают люди при помощи слов, но если  в  реальной
жизни  эти  слова  не  произносятся  вслух,  на  сцене  в  монологе  они
произносятся. Физическая сторона Д.  в  монологе  определяется  теми  же
факторами, что и при сосредоточенном мышлении.
   Среди Д. различают относительно "простые" и относительно "сложные" Д.
Простые Д. условно называют иногда "физическими" потому, что простота их
психич. содержания делает очевидной  их  физическую,  мышечную  природу.
Сложные Д. условно называют "психологическими". Осложнение  психического
содержания Д. (осложнение его цели) влеч„т  за  собой  расширение  круга
способов его физич.  осуществления.  Поэтому  физич.  сторона  "сложного
психологического" Д. менее ясна и менее определ„нна, чем физич.  сторона
простого Д. Психофизич. природа Д.  обнаруживается  в  том,  что  всякое
простое  Д.  входит  в  состав  сложного;  всякое  сложное  состоит   из
относительно простых и входит в состав ещ„ более сложного Д.
   Для того чтобы определить, из каких простых  состоит  данное  сложное
Д., ставится вопрос: что нужно сделать,  какие  Д.  совершить  в  данных
конкретных обстоятельствах данному человеку для того, чтобы достичь цели
данного сложного Д. Чтобы определить, в состав какого именно сложного Д.
входит простое Д., ставится вопрос: для чего,  зачем  этому  человеку  в
данном случае нужно достижение цели простого Д. Отнесение тех или других
Д. к простым или сложным имеет чисто практич. смысл в творческой  работе
акт„ра. Разлагая, дробя сложные Д. на простые, объединяя  простые  Д.  в
сложные и отбирая таким пут„м нужные ему для создания образа Д., акт„р в
соответствии со сверхзадачей и  сквозным  действием  строит  и  уточняет
логику Д. в роли и созда„т сценический образ.
   То,  что  Д.  является  важнейшим  элементом   театрального   иск-ва,
утверждалось мн. теоретиками и практиками т-ра в течение  многих  веков.
Станиславский писал:
   "Само слово "драма" на древнегреческом языке означает  "совершающееся
действие"" (Собр.соч., т. 2,1954, с. 48). Ж.  Ж.  Руссо  писал:  "Всякое
свободное  действие  возникает  из  двух  оснований,  которые  совместно
производят его. Одно из этих оснований - моральное,  а  именно  -  воля,
которая определяет акт; другое - физическое, а именно  -  сила,  которая
выполняет  его.  Когда  я   собираюсь   двигаться   по   направлению   к
какому-нибудь предмету, то нужно, во-первых,  чтобы  я  хотел  пойти,  а
во-вторых, чтобы мои ноги двигали  меня  по  направлению  к  нему"  ("Об
общественном договоре",М., 1938, с. 48). В.  Г.  Белинский  считал,  что
"чтобы понять вполне лицо,  мало  знать,  как  оно  действует,  говорит,
чувствует,-  надо  видеть  и  слышать,  как  оно   действует,   говорит,
чувствует" (Полн. собр. соч., т. 2, 1953, с. 305). К.  С.  Станиславский
на  основе  своего  акт„рского  и  режисс„рского  опыта,   опыта   МХАТ,
достижений рус. ма-териалистич. науки (И. М. Сеченова,  И.  П.  Павлова)
дал полное и точное толкование  природы  Д.  и  определил  его  истинное
значение в иск-ве театра. Он утверждал, что Д. акт„ра  в  реалистическом
т-ре  должны  быть  "подлинными,  продуктивными  и  целесообразными",  в
отличие от Д. условных, "изображаемых".
   2) В драматургии под Д. понимается развитие событий.  В  этом  смысле
понятие  Д.  связано  с  фабулой  и  сюжетом.  Насыщенность   пьесы   Д.
определяется  бурным  развитием   событий,   многократными   и   резкими
изменениями в положении действующих лиц;  статичность,  бездейственность
пьесы - отсутствием таких изменений. Различают внешнее и внутреннее  Д.:
пьеса может быть богата внешним Д. и бедна внутренним, и наоборот.  Если
стремительное, сложное, а иногда 'запутанное развитие событий не связано
с раскрытием характеров действующих лиц, их сложного духовного мира и не
служит созданию значительных по содержанию образов (напр., в  водевилях,
в "комедиях положений"), то Д.  пьесы  называется  внешним.  Если  же  в
относительно простых событиях  (распростран„нных,  обыденных)  участвуют
сложные и глубокие люди, характеры к-рых раскрываются в  этих  событиях,
если изменения происходят не столько в положении героев,  сколько  в  их
внутреннем мире- в их мировоззрении, убеждениях  (напр.,  в  психологич.
драмах, в "комедиях характеров"), то  Д.  пьесы  называется  внутренним.
Внешнее Д. связано с внутренним Д., одно без другого невозможно. Поэтому
при сопоставлении их имеется в виду преимущественное  наличие  того  или
другого.  Д.-основа  реалистич.  пьесы.  "Драма  должна  быть  строго  и
насквозь  действенна,  только  при  этом  условии  она   может   служить
возбудителем актуальных эмоций..." (Горький М., О пьесах, в  кн.:  Собр.
соч., т. 26, 1953, с. 423). См. Драма.
   3)  Законченная  часть  пьесы  и  спектакля  (дра-матич.,   оперного,
балетного).  В  зависимости  от  сложности  и  длительности  воплощаемых

Страницы: «« « 702   703   704   705   706   707   708   709   710  711   712   713   714   715   716   717   718   719   720  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия