Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 697   698   699   700   701   702   703   704   705  706   707   708   709   710   711   712   713   714   715  » »»

"Фра-Дьяволо" Обера, "Лукреция Борджиа" Доницетти, "Норма" Беллини и др.
В 70-е гг. 19 в. большое  место  в  репертуаре  т-ра  занимают  классич.
оперетта и водевили.  В  1915  т-ру  было  присвоено  имя  Чоконаи  (см.
Чоконаи-В итез). В 1920-36 т-р испытывает творч. кризис,  репертуар  его
приобретает развлекат. характер, рассчитанный  на  вкус  бурж.  зрителя.
Значительно снижается уровень мастерства акт„ров, к-рые  были  вынуждены
давать по 3 спектакля в день.  В  1936  директором  т-ра  стал  акт„р  и
режисс„р А. Хорват. Он изменил состав трупп, привл„к  к  работе  молодых
способных акт„ров.  В  репертуар  включались  произв.  венг.  и  мировой
классики. В 1955 отмечалось 90-летие т-ра им.  Чоконаи.  В  труппе  т-ра
(1962) певцы: М. Варга, Д. Освальд,  Е.  Балог,  И.  Ханкиш,  М.  Лотар.
Режисс„р т-ра-Г. Берини, худ.- Э. Шики.
   Лит.: 90 eves a Csokonai Szinhaz, Budapest, 1955. Я. Дубр.
   ДЕБРИ (De Brie), Катрин (ок. 1620 - янв. 1706) - французская актриса.
В 1650 была приглашена в труппу т-ра Мольера (во время пребывания труппы
в Лионе). Выступала в пьесах Мольера. Начала с остро  комедийных  ролей:
Като ("Смешные жеманницы") и Изабелла ("Школа мужей"), затем перешла  на
лирич. роли. Создала  эмоциональный,  психологически  углубл„нный  образ
Агнесы  ("Школа  ж„н").  Оставаясь  верной  последовательницей   сценич.
принципов Мольера, Д. с большой задушевностью,  изяществом  и  простотой
играла  роли  Марианны  ("Тар-тюф"),  Элианты  ("Мизантроп"),   Доримены
("Мещанин в о дворянстве"). Д. была в дружбе с Мольером,  к-рый  поручил
ей в "Критике "Школы ж„н"" роль  Урании  -  молодой  женщины,  энергично
отстаивающей принципы нового т-ра и защищающей Мольера  от  нападок  его
врагов.
   Лит.: S о 1 e i г о 1 H. A., Moliere et sa troupe. P., 1858;
   С о p i п A., Histoire des comediens de la  troupe  de  Moliere,  P.,
1886. Гр.Б.
   ДЕВЮРО (Deburau), Жан Батист Гаспар (31.VII.  1796  -  17.VI.1846)  -
французский акт„рим. Род. в семье  Филиппа  Жермена  Д.,  возглавлявшего
театр. труппу.
   В 1816 вступил  в  труппу  т-ра  "Фюнамбюль"  ("Канатных  плясунов"),
одного из самых демократич. т-ров Парижа. В 1819 Д. с  огромным  успехом
исполнил роль Пьеро в пантомиме  "Арлекин-лекарь".  В  дальнейшем  играл
Пьеро в пантомимах "Бешеный бык"
   (1827), "Золотой сон, или Арлекин и скупец"
   (1828), "Кит" (1832), "Пьеров Африке" (1842) и  др.  Сохранив  буйное
веселье, буффонаду нар.балаганного т-ра,  Д.  вн„с  в  пантомиму  мысль,
содержательность, приблизил е„ к современности. Созданный им образ Пьеро
завоевал   широкую   популярность   и   стал   нар.    комич.    героем.
Изобретательный, предприимчивый Пьеро в  исполнении  Д.  выражал  франц.
нац. характер,  нар.  юмор.  Его  били,  преследовали,  обижали,  но  он
преодолевал  препятствия  и,  сохраняя  свою  невозмутимую  беспечность,
выходил победителем. В лучших пантомимах Д. звучала тема трагич.  судьбы
бедняка  в  мире  несправедливых,  бесчеловечных   отношений.   Сохранив
старинный фарсовый грим Пьеро (лицо, осыпанное мукой),  Д.  изменил  его
облик, вв„л  всемирно  известный  костюм  Пьеро  (длинные  белые  штаны,
просторная блуза без  воротника,  гладкая  ч„рная  повязка  на  голове).
Блестящее мастерство Д., сочетавшего эксцентрику с психологич.  правдой,
большая тема, к-рую н„с его герой,  отвергавший  мир  зла  и  насилия  с
позиций нар. здравого смысла, привлекли  к  замечательному  нар.  акт„ру
внимание художеств. интеллигенции. О Д. восторженно писали Ш. Нодье,  Т.
Готье, Ж. Жанен, Ж. Санд и др. Но бурж. зритель не понял и не принял его
иск-ва.
   В наст. время традиции творчества Д. развивает во  Франции  акт„р  М.
Марсо.
   Лит.: Р e r i с a u d L., Le theatre  des  Funambules...,  P.,  1897;
Pantomimes de Gaspard et Ch.  Debureau,  preface  par  Champfleury,  P.,
1880; J a n i n J., Debureau. Histoire du theatre a  quatre  sous...,  3
ed., P., 1833; R e m y  T.,  Jean-Gaspard  Debureau.  Preface  de  J.-L.
Barrault, P., 1954;  в  рус.  пер.-  Жанен  Ю..  Дебюро.  История  20-ти
копеечного театра..., ч. 1-2, СГТБ, 1835. Е. Ф.
   ДЕБЮССИ (Debussy),  Клод  Ашиль  (22.VIII.1862,  Сен-Жермен-ан-Ле,  -
25.III.1918, Париж) - французский композитор. С 1873 учился в  Парижской
консерватории у А. Мар-монтеля  (фп.),  С.  Франка  (орган),  Э.  Дюрана
(гармония) и Э. Гиро (композиция). В нач.  80-х  гг.  19  в.  Д.  дважды
посетил Россию, был домашним музыкантом Н.  Ф.  фон  Мекк  (известна  по
переписке  с  П.  И.  Чайковским).   В   1884   Д.   окончил   Парижскую
консерваторию, получив Рим. пр. за кантату "Блудный сын". В 1885-87  жил
в Риме. По возвращении в Париж  вош„л  в  кружок  поэтов  и  художников,
возглавлявшийся С. Малларме и объединявший представителей  символизма  и
импрессионизма. Выступал как пианист и  дириж„р  с  исполнением  собств.
произв., а также как муз. критик.  В  1913  вновь  посетил  Россию,  где
дирижировал концертами в Петербурге и  Москве.  По  масштабу  и  яркости
дарования Д. был наиболее видным франц. композитором на  рубеже  19-  20
вв. Однако кризис бурж. культуры проявился и в творчестве Д.; он  отош„л
от реалистич. принципов класспч. муз.  иск-ва  и  стал  основоположником
модернизма во франц.  и  зап.-европ.  музыке.  Крупнейший  представитель
импрессионизма, Д. выражал и реалистич. тенденции,  противоречившие  его
импрессио-нистич. эстетике. Д. принадлежат оперы "Пеллеас  и  Мелизанда"
(1902, т-р "Опера комик"), "Король Лир" (соч. 1899),  мистерия  "Мучение
святого Себастьяна" (на слова Г. Д'Аннунцио, 1911, т-р "Шатле",  Париж),
балеты "Игры" (1913,  там  же),  "Кхамма"  (1924,  Париж,  в  концертном
исполнении), детский балет "Коробка  с  игрушками"  (соч.  1913)  и  др.
"Пеллеас  и  Мелизанда"-образец  импрессионистской  муз.  драмы.  В  ней
отсутствуют привычные жанровые элементы оперы:  хоры,  ансамбли,  танцы,
марши.  Вместо  развитого  ариозного  пения  в  основу  музыки  положена
сплошная речитативная декламация, тонко передающая оттенки франц.  речи.
Развитое оркестровое звучание богато лейтмотивами-символами. Муз.  ткань
оперы выражает загадочную, таинственную  атмосферу.  Действие  статично,
подч„ркивает роковую  обреч„нность  героев.  Опера  отражает  "усталость
духовной аристократии Европы" (Р. Роллан). Д. проявлял большой интерес к
новым при„мам выразительности в музыке M. А. Балакирева, А. П. Бородина,
Н. А. Римского-Корсакова и особенно M. П. Мусоргского;  творчеству  рус.
композиторов он посвятил восторженные статьи.
   Соч.: Monsieur Croche, antidilettante, P., 1921, 8 ed , P., 1926.
   Лит.: Альшванг А., Клод Дебюсси. Жизнь и деятельность,  мировоззрение
и творчество, М., 1935; К р е м-л „ в  Ю.,  Дебюсси  (об  импрессионизме
Клода Дебюсси), "Сов. музыка", 134, JS" 8; P'o л л а н  Р.,  "Пеллеас  и
Мелизанда" Клода Дебюсси, в  его  кн.:  Музыканты  наших  дней,  пер.  с

Страницы: «« « 697   698   699   700   701   702   703   704   705  706   707   708   709   710   711   712   713   714   715  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия