Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 688   689   690   691   692   693   694   695   696  697   698   699   700   701   702   703   704   705   706  » »»

"Милостью божьей" (1960) показывает антагонизм интересов простых людей и
бурж. политич. системы, но в  оценке  революционного  движения  занимает
реакционные позиции. Молодой драматург Э. Торстеысон в психологич. драме
"Те, кто победил" (1961)  анализирует  причины  идейного  смятения  дат.
интеллигенции.
   Лит.: Горн Ф. В., История скандинавской литературы, М.,  1894;  Дилен
Э., Скандинавская литература, в кн.:
   Всеобщая история литературы, под ред. В. Корша и А. Кир-пичникова, т.
4,  СПБ,  1892;  Б  ранде  с  Г.,  Собр.  соч.,  т.  III-IV,  СПБ,  изд.
Просвещение", [1907]; Brandes G., Samlede skrifter,  bd  I-XVIII,  Kbh.,
1899-1910, 2 udg., bd I- III. Danemark, Kbh., 1919;  B  r  i  x  H.,  L.
Holbergs komedier, Kbh., 1942; его же, Danmarks digtere..., Kbh., 1925;
   Brandes E., Holberg og hans scene, Kbh., 1898; L e g r e  1-1  e  A.,
Holberg, considere imitateur de Moliere, P., 1864;
   R a h b e k K.-L., Om Holberg som lystspildigter og hans lystspil, bd
1-3, Kbh., 1815-17; Overskou Th., Haandbok for Indre og  Dirkere  dansJc
dramatisk literatur og kunst.  Suplement  til  den  danske  skuepladses,
Kbh., 1865;
   Schroder L., Adam Oehlenschlaer og den romantiske Skole, Kbh.,  1888;
V e d e l V., Oehlenschlager og  hans  digtning,  literatur  og  kritik,
Kbh., 1889; Sorensen A., Stu-denterkomedier, Kbh., 1903; V e d e  l  V.,
Studier over Guldalderen i dansk  Digtning,  Kbh.,  1890;  Andersen  V."
Tider og Typer, Kbh., 1915; его же, Danske Studier, Kbh., 1893;
   A u m o n t  A.,  J.  L.  Heiberg  og  hans  Slaegt  paa  den  danske
Skueplads, Kbh., 1891; Stanstrup J." Fra Fortid og  Nytid,  Kbh.,  1892;
Petersen  C.  S.  og  A  n  d  e  r  s  e  n   V.,   Illustreret   dansk
litteraturhistorie, v. l-5, Kbh., 1924-;
   Ellehange M., Det danske skuespil efter  verdenskrigen,  Kbh.,  1933;
Henriques A., Modem dansk dramatik, Stockh.,  1942;  Kristensen  S.  M.,
Dansk litteratur. 1918-1952, Kbh., 1956; Erichsen S., Det  frie  teater,
Kbh., 1953; Schyberg F.. Ti aars teater, Kbh., 1939; Engberg  H.,  Dansk
teater i halvtredserne, Kbh., 1958; его же,  Teatret.  1945-1952,  Kbh.,
1952; Thomsen E., Dansk litteratur efter 1870, Kbh., 1935. Вл.  Я.,  Вл.
М.
   ДАТСКИЙ  ТЕАТР.  Элементы  театр.  действия  содержались   в   поэзии
скальдов. В  ср.  века  при  дворах  королей  и  крупных  феодалов  было
распространено  иск-во  "нарров"  (букв.-дураков),  дат.  скоморохов.  В
церквах и монастырях ставились, по заимствованным из др. стран  текстам,
мистерии, литургические драмы, моралите. В 16 в.,  в  эпоху  Реформации,
происходит активизация театр. жизни. В лат. школах учащиеся  разыгрывали
под руководством преподавателей спектакли. Мн.  из  этих  преподавателей
стали первыми дат. драматургами: М. Б„руп в Орхусе, К. Хансен в  Оденсе,
П. Хегелунн в Рибе, X. Стен в Хельсинг„ре. Школьные спектакли  ставились
также в  Коллинге,  Раннерсе  и  др.  городах.  Здесь  появились  т.  н.
"студенческие комедии"  -  вес„лые  фарсы,  в  к-рых  высмеивались  отд.
обществ. пороки. Постепенно в церк. представлениях усиливалась  светская
тематика. В конце 16-нач. 17 вв. виборгский пастор И. Ранх организовывал
театрализованные праздничные  зрелища,  отражавшие  в  аллегорич.  форме
актуальные политич. события (апофеоз "Клятва царя Соломона"). В 17 в., с
усилением абсолютизма и ростом населения в городах, возросла потребность
в проф. театр. иск-ве, но низкий уровень нац.  культуры  в  этот  период
обусловил засилье сначала англ., а позднее нем. и франц. трупп, игравших
главным образом для придворных зрителей.
   Проф. театр в Дании  возник  в  18  в.,  его  создание  было  вызвано
экономич. и  культурным  развитием  страны.  23  сент.  1722  спектаклем
"Скупой" открылся в Копенгагене т-р "Датская сцена",  вскоре  состоялась
премьера первой комедии Л. Хольберга  "Оловянщик-политикан".  Творчество
Хольберга, проникнутое гума-нистич. идеями Просвещения, демократичное  и
самобытное, сыграло важную роль в становлении Д. т. Хольберг принимал (в
1722-28) непосредств. участие в работе т-ра, труппа  к-рого  состояла  в
осн. из его учеников по ун-ту. Т-р этот подвергался систе-матич.  травле
со стороны реакц. дворянства, духовенства и буржуазии, узнававших себя в
сатирич.  персонажах  произв.  Хольберга  и  восстававших  против   нац.
тематики и дат. языка. В 1728 представители придворных  кругов  добились
закрытия "Датской сцены". Т-р возобновил работу лишь в 1748 (в помещении
на Королевской пл.). В  1770  он  получил  наименование  Королевского  и
переш„л в ведение Министерства двора. Во  2-й  пол.  18  в.  т-р  ставил
зингшпили, комедии И. Эвальда, трагедии Вольтера и его дат. эпигонов (И.
Н. Врун  и  др.),  но  основой  репертуара  т-ра  продолжала  оставаться
драматургия  Хольберга.  Под  е„  влиянием   формировались   реали-стич.
традиции дат. комедийной школы, яркими представителями к-рой были акт„ры
Г. Лоннеман, М. У. Хортулан, Ф.  Шварц,  Н.  Клементин,  А.  Гьелъструп,
талантливая актриса и певица К.  Вальтер.  Крупным  трагедийным  акт„ром
эпохи Просвещения был К. П. Росе.
   В нач. 19 в., в связи с англо-дат.  войной  и  последовавшим  за  ней
бурж.  либерально-патриотич.  движением,  возросло  значение  Д.  т.   в
обществ, и культурной жизни страны. Более массовым и демократичным  стал
зритель;  возник  первый  провинц.  т-р  в  Оденсе  (в  1796).   Публика
восторженно принимала трагедии на сюжеты из нац.  истории  "Ярл  Хокон",
"Пальнатоке" и др., созданные А. Эленшлегером - главой дат.  романтизма.
Сочетание  героыч.  патетики  с  углубл„нной  разработкой   человеческих
характеров,  свойственное   лучшим   произв.   Эленшлегера,   обусловило
своеобразие мастерства дат. акт„ров-романтиков - П. Фоэрсома,  И.  Рюге,
Н. Нильсена, в игре к-рых монументальность формы органически  сочеталась
с глубиной психологич. характеристик, верностью жизненной правде. В этот
период в репертуар  Д.  т.  входят  трагедии  Шекспира,  Шиллера,  Г„те.
Несмотря на то, что романтич. драма (А. Эленшлегер, X. К.  Андерсен,  X.
Херц) до 60-х гг. занимала значит, место в репертуаре Королевского т-ра,
романтизм не стал осн. художеств. направлением в Д. т.  Преим.  внимание
уделялось комедии, прич„м в творчестве X. К. Андерсена, И. Л.  Хейберга,
X.  Херца  романтич.  комедия  постепенно  уступала  место  комедиям   и
водевилям,   отличавшимся   бытовой   конкретностью.    Нар.    традиции
"студенческой комедии", возникшей еще в нач.  17  в.,  успешно  развивал
драматург  К.  Хоструп.  Многообразие  комедийных  жанров,  романтич.  и
бытовые  тенденции  в  репертуаре  определили  иск-во  ведущих  мастеров
Королевского т-ра, представителей сценич. реализма 1-й пол. 19 в.  -  П.
Фрюдендаля, К. Розенкилле, М. Вихе, П.  Шрама,  А.  Нильсен  и  особенно
великой датской актрисы И. Л. Хейберг. В это же время  работали  крупные
акт„ры Ф. Линдгрен, Л. Фистер, О. Поулъ-сен.
   В сер. 19 в. директором Королевского т-ра стал драматург  и  теоретик

Страницы: «« « 688   689   690   691   692   693   694   695   696  697   698   699   700   701   702   703   704   705   706  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия