Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 » »» "Милостью божьей" (1960) показывает антагонизм интересов простых людей и бурж. политич. системы, но в оценке революционного движения занимает реакционные позиции. Молодой драматург Э. Торстеысон в психологич. драме "Те, кто победил" (1961) анализирует причины идейного смятения дат. интеллигенции. Лит.: Горн Ф. В., История скандинавской литературы, М., 1894; Дилен Э., Скандинавская литература, в кн.: Всеобщая история литературы, под ред. В. Корша и А. Кир-пичникова, т. 4, СПБ, 1892; Б ранде с Г., Собр. соч., т. III-IV, СПБ, изд. Просвещение", [1907]; Brandes G., Samlede skrifter, bd I-XVIII, Kbh., 1899-1910, 2 udg., bd I- III. Danemark, Kbh., 1919; B r i x H., L. Holbergs komedier, Kbh., 1942; его же, Danmarks digtere..., Kbh., 1925; Brandes E., Holberg og hans scene, Kbh., 1898; L e g r e 1-1 e A., Holberg, considere imitateur de Moliere, P., 1864; R a h b e k K.-L., Om Holberg som lystspildigter og hans lystspil, bd 1-3, Kbh., 1815-17; Overskou Th., Haandbok for Indre og Dirkere dansJc dramatisk literatur og kunst. Suplement til den danske skuepladses, Kbh., 1865; Schroder L., Adam Oehlenschlaer og den romantiske Skole, Kbh., 1888; V e d e l V., Oehlenschlager og hans digtning, literatur og kritik, Kbh., 1889; Sorensen A., Stu-denterkomedier, Kbh., 1903; V e d e l V., Studier over Guldalderen i dansk Digtning, Kbh., 1890; Andersen V." Tider og Typer, Kbh., 1915; его же, Danske Studier, Kbh., 1893; A u m o n t A., J. L. Heiberg og hans Slaegt paa den danske Skueplads, Kbh., 1891; Stanstrup J." Fra Fortid og Nytid, Kbh., 1892; Petersen C. S. og A n d e r s e n V., Illustreret dansk litteraturhistorie, v. l-5, Kbh., 1924-; Ellehange M., Det danske skuespil efter verdenskrigen, Kbh., 1933; Henriques A., Modem dansk dramatik, Stockh., 1942; Kristensen S. M., Dansk litteratur. 1918-1952, Kbh., 1956; Erichsen S., Det frie teater, Kbh., 1953; Schyberg F.. Ti aars teater, Kbh., 1939; Engberg H., Dansk teater i halvtredserne, Kbh., 1958; его же, Teatret. 1945-1952, Kbh., 1952; Thomsen E., Dansk litteratur efter 1870, Kbh., 1935. Вл. Я., Вл. М. ДАТСКИЙ ТЕАТР. Элементы театр. действия содержались в поэзии скальдов. В ср. века при дворах королей и крупных феодалов было распространено иск-во "нарров" (букв.-дураков), дат. скоморохов. В церквах и монастырях ставились, по заимствованным из др. стран текстам, мистерии, литургические драмы, моралите. В 16 в., в эпоху Реформации, происходит активизация театр. жизни. В лат. школах учащиеся разыгрывали под руководством преподавателей спектакли. Мн. из этих преподавателей стали первыми дат. драматургами: М. Б„руп в Орхусе, К. Хансен в Оденсе, П. Хегелунн в Рибе, X. Стен в Хельсинг„ре. Школьные спектакли ставились также в Коллинге, Раннерсе и др. городах. Здесь появились т. н. "студенческие комедии" - вес„лые фарсы, в к-рых высмеивались отд. обществ. пороки. Постепенно в церк. представлениях усиливалась светская тематика. В конце 16-нач. 17 вв. виборгский пастор И. Ранх организовывал театрализованные праздничные зрелища, отражавшие в аллегорич. форме актуальные политич. события (апофеоз "Клятва царя Соломона"). В 17 в., с усилением абсолютизма и ростом населения в городах, возросла потребность в проф. театр. иск-ве, но низкий уровень нац. культуры в этот период обусловил засилье сначала англ., а позднее нем. и франц. трупп, игравших главным образом для придворных зрителей. Проф. театр в Дании возник в 18 в., его создание было вызвано экономич. и культурным развитием страны. 23 сент. 1722 спектаклем "Скупой" открылся в Копенгагене т-р "Датская сцена", вскоре состоялась премьера первой комедии Л. Хольберга "Оловянщик-политикан". Творчество Хольберга, проникнутое гума-нистич. идеями Просвещения, демократичное и самобытное, сыграло важную роль в становлении Д. т. Хольберг принимал (в 1722-28) непосредств. участие в работе т-ра, труппа к-рого состояла в осн. из его учеников по ун-ту. Т-р этот подвергался систе-матич. травле со стороны реакц. дворянства, духовенства и буржуазии, узнававших себя в сатирич. персонажах произв. Хольберга и восстававших против нац. тематики и дат. языка. В 1728 представители придворных кругов добились закрытия "Датской сцены". Т-р возобновил работу лишь в 1748 (в помещении на Королевской пл.). В 1770 он получил наименование Королевского и переш„л в ведение Министерства двора. Во 2-й пол. 18 в. т-р ставил зингшпили, комедии И. Эвальда, трагедии Вольтера и его дат. эпигонов (И. Н. Врун и др.), но основой репертуара т-ра продолжала оставаться драматургия Хольберга. Под е„ влиянием формировались реали-стич. традиции дат. комедийной школы, яркими представителями к-рой были акт„ры Г. Лоннеман, М. У. Хортулан, Ф. Шварц, Н. Клементин, А. Гьелъструп, талантливая актриса и певица К. Вальтер. Крупным трагедийным акт„ром эпохи Просвещения был К. П. Росе. В нач. 19 в., в связи с англо-дат. войной и последовавшим за ней бурж. либерально-патриотич. движением, возросло значение Д. т. в обществ, и культурной жизни страны. Более массовым и демократичным стал зритель; возник первый провинц. т-р в Оденсе (в 1796). Публика восторженно принимала трагедии на сюжеты из нац. истории "Ярл Хокон", "Пальнатоке" и др., созданные А. Эленшлегером - главой дат. романтизма. Сочетание героыч. патетики с углубл„нной разработкой человеческих характеров, свойственное лучшим произв. Эленшлегера, обусловило своеобразие мастерства дат. акт„ров-романтиков - П. Фоэрсома, И. Рюге, Н. Нильсена, в игре к-рых монументальность формы органически сочеталась с глубиной психологич. характеристик, верностью жизненной правде. В этот период в репертуар Д. т. входят трагедии Шекспира, Шиллера, Г„те. Несмотря на то, что романтич. драма (А. Эленшлегер, X. К. Андерсен, X. Херц) до 60-х гг. занимала значит, место в репертуаре Королевского т-ра, романтизм не стал осн. художеств. направлением в Д. т. Преим. внимание уделялось комедии, прич„м в творчестве X. К. Андерсена, И. Л. Хейберга, X. Херца романтич. комедия постепенно уступала место комедиям и водевилям, отличавшимся бытовой конкретностью. Нар. традиции "студенческой комедии", возникшей еще в нач. 17 в., успешно развивал драматург К. Хоструп. Многообразие комедийных жанров, романтич. и бытовые тенденции в репертуаре определили иск-во ведущих мастеров Королевского т-ра, представителей сценич. реализма 1-й пол. 19 в. - П. Фрюдендаля, К. Розенкилле, М. Вихе, П. Шрама, А. Нильсен и особенно великой датской актрисы И. Л. Хейберг. В это же время работали крупные акт„ры Ф. Линдгрен, Л. Фистер, О. Поулъ-сен. В сер. 19 в. директором Королевского т-ра стал драматург и теоретик Страницы: «« « 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |