Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 682   683   684   685   686   687   688   689   690  691   692   693   694   695   696   697   698   699   700  » »»

1896. Вл. О. Л. М.
   ДАНТАШ (Dantas), Жулиу  (р.  19.V.1876)  -  португальский  драматург,
писатель и политич. деятель. В 1899 написал свою первую пьесу "Тот,  кто
умирает от любви" (пост. "Т-р Амелии", Лисабон). Среди пьес Д. (ок.  20)
- драмы на историч. сюжеты, комедии, рисующие нравы португ. общества. Д.
придерживался либерально-демократич. взглядов, к-рые нашли  отражение  в
антиклерикальной направленности  историч.  драм  "Кардинальская  вечеря"
(1902, "Т-р Амелии"), "Святая инквизиция" (1910).  Известность  получили
пьесы -  "Трагический  Вириат"  (1900,  "Т-р  Амелии"),  написанная  под
влиянием "Сирано де Бержерака"  Ростана,  "Строгая"  (1901,  там  же)  -
"комедия нравов",  позднее  переработанная  Д.  в  оперетту,  "Фамильный
замок" (1903), посв. проблеме наследственности, "Зел„ный занавес" (1912,
"Т-р донны Марии II", Лисабон), "Осень в цвету" (1949, там же) и  др.  В
1906 Д. был назначен правительств, комиссаром "Т-ра донны Марии  II".  С
1909  -  профессор,  директор  секции  драм.  иск-ва  лисабонской   Нац.
консерватории. Переработал для т-ра "Ауто  о  короле  Селевке"  Камоэнса
(1908) и "Каштру" Феррейры (1920). Д. примыкал к драматургам  реалистич.
направления, но в нек-рых его  произв.  проявилось  влияние  символизма.
Переводил на португ. яз. произв. Софокла, Шекспира, Уайльда и др.
   Лит.:  Figueiredo  F.  de.  Julio  Dantas,  в  его  кн.:  Estudos  de
literatura, 2 ser., Lisboa, 1918; R o s s i G. C., Teatro  portoghese  e
brasiliano, Milano, 1956, с. 249-50. Ал. С.
   ДАНЧЕНКО,  Владимир  Андреевич  [р.  8(21).IV.  1914]  -   украинский
советский акт„р. Нар. арт. УССР (1954). Член Коммунистич. партии с 1940.
Род. в семье рабочего, участвовал в самодеятельности. В 1931 был  принят
в труппу запорожского (ныне львовского) Т-ра им.  Заньковецкой.  В  1933
направлен в Киевский театр. ин-т, к-рый окончил в 1937. В этом  же  году
возвратился в Т-р им. Заньковецкой. Создал  ряд  образов  современников,
отмеченных героико-романтич.  устремл„нностью:  Платон  Кречет;  Ромодан
("Крылья" Корнейчука), Максимов  ("За  тех,  кто  в  море!"  Лаврен„ва),
Ярослав ("Фауст и смерть" Левады), Крыжень  ("Кадры"  Микитенко)  и  др.
Самобытный  талант  Д.,  его  темперамент,   яркая   эмоциональность   и
искренность проявились в ролях классического репертуара:  Назар  Стодоля
(о. п. Шевченко), Лукаш ("Лесная песня"  Леси  Украинки),  Улдыс  ("Вей,
ветерок!" Райниса), Антось ("Ради семейного очага" по  Франко),  Коррадо
("Семья преступника" Джакометти), Эзоп ("Лиса  и  виноград"  Фигейреду),
Тузенбах ("Три сестры") и др. А. Др., Б. Кор.
   ДАНЬ (кит.;  букв.-  коромысло)  -общее  название  женских  амплуа  в
китайской традиц. муз. драме. Первое упоминание о Д. относится  к  эпохе
Сун (10- 13 вв.): так называли певиц, к-рые носили  муз.  инструменты  в
корзине, висящей на коромысле. Д. включает положит. и отрицат.  роли.  К
этому  амплуа  относятся  роли:  чжэндань  (от  чжэн  -  положительный),
называемые   также   "цинъи"   -   почтенные   матери,   честные   ж„ны,
героини-патриотки (исполнители этих ролей должны  были  владеть  иск-вом
пения) ; гуймыньдань (от гуймынь -  терем,  где  в  богатых  домах  жили
девушки до замужества) - почтительные к родителям незамужние  дев  ушки;
хуадань  (от  хуа  -  цветок),  или  сяодань  (от   сяо   -   маленький,
молодой),молодые героини, певички, гетеры и т. п.; даомадань (от даома -
меч и конь), или удань (от у - военный),- женщины-воины; лаодань (от лао
- старый) - старуха  (обычно  -  эпизодич.  роли);  цайдань  (от  цай  -
п„стрый) - комедийно-отрицат. характеры - свахи,  сводницы  и  т.  п.  В
разные эпохи и в различных местных  видах  драмы  деление  внутри  этого
амплуа несколько видоизменялось. В амплуа Д. выступают как женщины,  так
и мужчины. Среди исполнителей особой известностью пользовался выдающийся
кит. акт„р M эй Лань-фон. Б. Р.
   ДАНЬКЕВИЧ, Константин Ф„дорович [р. 11 (24). XII.  19051-  украинский
советский композитор, музыкально-общественный деятель.  Нар.  арт.  СССР
(1955). Член Коммунистич. партии с 1946. Депутат Верх. Совета УССР  4-го
и 5-го  созывов.  В  1929  окончил  Одесскую  консерваторию  (по  классу
композиции  В.  Золотар„ва  и  П.  Молчанова),  с  этого  года   работал
преподавателем теоретич. предметов консерватории. С 1948 - профессор  по
классу композиции Одесской, с 1953- Киевской консерваторий. Автор  опер:
"Трагедийная ночь" по одноим„нной поэме А. Бе-зыменского (1935, Одесский
т-р оперы и балета), "Богдан Хмельницкий" (1-я ред. 1951, 2-я-1953,  Т-р
оперы и балета им. Шевченко), посв. 300-летию  воссоединения  Украины  с
Россией, "Назар Стодоля" по повести Т. Шевченко (1960,  Харьковский  т-р
оперы и балета), балета "Лилея" (1940) по мотивам произв.Шевченко;  муз.
комедии "Золотые  ключи"  (1-я  ред.  1943;  2-я-1947,  Киев.  т-р  муз.
комедии) и произв. в др. жанрах. Значит, место в творчестве Д.  занимает
музыка к спектаклям: "Ярослав Мудрый" Кочерги  (Харьков,  1946),  "Борис
Годунов" (1937, Одесса), "Отелло" (1937, Одесса), "Много шума из ничего"
(1939, Киев), "Маскарад" (1949, Одесса) и др.
   Лит.: Филиппенко А., "Богдан Хмельницкий" (новая  редакция  оперы  К.
Данькевича), "Советская музыка",  1953,  .ј9;  Михайлов  H.,  Константин
Федорович Дань-кевич..., Кшв, 1960. Г. Бор.
   ДАОМАДАНЬ - см. Дань.
   ДАПОНТЕ (Da Ponte), Лоренцо (наст.  имя  ифам.-  Эмануэле  Конельяно;
Conegliano) (10.III.1749- 17.VIII.1838)  -  итальянский  либреттист.  По
национальности  еврей.  В   молодости   принял   христианство   и   стал
священником. В 1774-76 преподавал лит-ру и музыку как профессор риторики
в семинарии в Треви-зо; в 1776 уволен за распространение идей Ж.  Руссо.
С 1783 - либреттист итал. оперы в Вене. Здесь познакомился с Моцартом  и
написал либретто к его  операм:  "Свадьба  Фигаро"  (1786),  "Дон  Жуан"
(1787), "Так поступают все" (1790). Написал также либретто для  опер  А.
Сальери ("Аксур" и "Талисман",
   1788), В. Мартин-и-Солера  ("Добросердечный  брюзга",  1786;  "Дерево
Дианы", 1788), Дж. Гаццанига ("Притворный  слепец",  1788),  И.  Вей-гля
("Причудливый кофейник", 1790), Ф. Бьянки ("Антигона", 1796), В. Ригини,
Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, П. Винтера и др. композиторов. Лучшие либретто
Д. отмечены ясностью и стройностью формы, изяществом языка и  стилистич.
совершенством. С 1805 жил в США, где  участвовал  в  организации  первых
оперных   трупп,   одна   из   которых    послужила    основой    театра
"Метрополитен-опера" в  Нью-Йорке.  С  1825  -  профессор  Колумбийского
колледжа.
   Соч.: Memorie di Loren-20 Da Ponte da Ceneda scritte da esso, v. 1-4,
N. У., 1823-27; 2ed.,v. 1-3,N.Y., 1829-30.
   Лит.: Russo J. L., Lo-renzo Da Ponte, poet  and  adventurer,  N.  Y.,
1922; M a г-c h e s a n A., Della vita e delle opere  di  L.  Da  Ponte,
Treviso, OO. Св.Г.
   ДАРАСЕЛИ, Ванион Алексеевич [12(25).V.1909- 14.IV. 1954] - грузинский

Страницы: «« « 682   683   684   685   686   687   688   689   690  691   692   693   694   695   696   697   698   699   700  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия