Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 » »» 1896. Вл. О. Л. М. ДАНТАШ (Dantas), Жулиу (р. 19.V.1876) - португальский драматург, писатель и политич. деятель. В 1899 написал свою первую пьесу "Тот, кто умирает от любви" (пост. "Т-р Амелии", Лисабон). Среди пьес Д. (ок. 20) - драмы на историч. сюжеты, комедии, рисующие нравы португ. общества. Д. придерживался либерально-демократич. взглядов, к-рые нашли отражение в антиклерикальной направленности историч. драм "Кардинальская вечеря" (1902, "Т-р Амелии"), "Святая инквизиция" (1910). Известность получили пьесы - "Трагический Вириат" (1900, "Т-р Амелии"), написанная под влиянием "Сирано де Бержерака" Ростана, "Строгая" (1901, там же) - "комедия нравов", позднее переработанная Д. в оперетту, "Фамильный замок" (1903), посв. проблеме наследственности, "Зел„ный занавес" (1912, "Т-р донны Марии II", Лисабон), "Осень в цвету" (1949, там же) и др. В 1906 Д. был назначен правительств, комиссаром "Т-ра донны Марии II". С 1909 - профессор, директор секции драм. иск-ва лисабонской Нац. консерватории. Переработал для т-ра "Ауто о короле Селевке" Камоэнса (1908) и "Каштру" Феррейры (1920). Д. примыкал к драматургам реалистич. направления, но в нек-рых его произв. проявилось влияние символизма. Переводил на португ. яз. произв. Софокла, Шекспира, Уайльда и др. Лит.: Figueiredo F. de. Julio Dantas, в его кн.: Estudos de literatura, 2 ser., Lisboa, 1918; R o s s i G. C., Teatro portoghese e brasiliano, Milano, 1956, с. 249-50. Ал. С. ДАНЧЕНКО, Владимир Андреевич [р. 8(21).IV. 1914] - украинский советский акт„р. Нар. арт. УССР (1954). Член Коммунистич. партии с 1940. Род. в семье рабочего, участвовал в самодеятельности. В 1931 был принят в труппу запорожского (ныне львовского) Т-ра им. Заньковецкой. В 1933 направлен в Киевский театр. ин-т, к-рый окончил в 1937. В этом же году возвратился в Т-р им. Заньковецкой. Создал ряд образов современников, отмеченных героико-романтич. устремл„нностью: Платон Кречет; Ромодан ("Крылья" Корнейчука), Максимов ("За тех, кто в море!" Лаврен„ва), Ярослав ("Фауст и смерть" Левады), Крыжень ("Кадры" Микитенко) и др. Самобытный талант Д., его темперамент, яркая эмоциональность и искренность проявились в ролях классического репертуара: Назар Стодоля (о. п. Шевченко), Лукаш ("Лесная песня" Леси Украинки), Улдыс ("Вей, ветерок!" Райниса), Антось ("Ради семейного очага" по Франко), Коррадо ("Семья преступника" Джакометти), Эзоп ("Лиса и виноград" Фигейреду), Тузенбах ("Три сестры") и др. А. Др., Б. Кор. ДАНЬ (кит.; букв.- коромысло) -общее название женских амплуа в китайской традиц. муз. драме. Первое упоминание о Д. относится к эпохе Сун (10- 13 вв.): так называли певиц, к-рые носили муз. инструменты в корзине, висящей на коромысле. Д. включает положит. и отрицат. роли. К этому амплуа относятся роли: чжэндань (от чжэн - положительный), называемые также "цинъи" - почтенные матери, честные ж„ны, героини-патриотки (исполнители этих ролей должны были владеть иск-вом пения) ; гуймыньдань (от гуймынь - терем, где в богатых домах жили девушки до замужества) - почтительные к родителям незамужние дев ушки; хуадань (от хуа - цветок), или сяодань (от сяо - маленький, молодой),молодые героини, певички, гетеры и т. п.; даомадань (от даома - меч и конь), или удань (от у - военный),- женщины-воины; лаодань (от лао - старый) - старуха (обычно - эпизодич. роли); цайдань (от цай - п„стрый) - комедийно-отрицат. характеры - свахи, сводницы и т. п. В разные эпохи и в различных местных видах драмы деление внутри этого амплуа несколько видоизменялось. В амплуа Д. выступают как женщины, так и мужчины. Среди исполнителей особой известностью пользовался выдающийся кит. акт„р M эй Лань-фон. Б. Р. ДАНЬКЕВИЧ, Константин Ф„дорович [р. 11 (24). XII. 19051- украинский советский композитор, музыкально-общественный деятель. Нар. арт. СССР (1955). Член Коммунистич. партии с 1946. Депутат Верх. Совета УССР 4-го и 5-го созывов. В 1929 окончил Одесскую консерваторию (по классу композиции В. Золотар„ва и П. Молчанова), с этого года работал преподавателем теоретич. предметов консерватории. С 1948 - профессор по классу композиции Одесской, с 1953- Киевской консерваторий. Автор опер: "Трагедийная ночь" по одноим„нной поэме А. Бе-зыменского (1935, Одесский т-р оперы и балета), "Богдан Хмельницкий" (1-я ред. 1951, 2-я-1953, Т-р оперы и балета им. Шевченко), посв. 300-летию воссоединения Украины с Россией, "Назар Стодоля" по повести Т. Шевченко (1960, Харьковский т-р оперы и балета), балета "Лилея" (1940) по мотивам произв.Шевченко; муз. комедии "Золотые ключи" (1-я ред. 1943; 2-я-1947, Киев. т-р муз. комедии) и произв. в др. жанрах. Значит, место в творчестве Д. занимает музыка к спектаклям: "Ярослав Мудрый" Кочерги (Харьков, 1946), "Борис Годунов" (1937, Одесса), "Отелло" (1937, Одесса), "Много шума из ничего" (1939, Киев), "Маскарад" (1949, Одесса) и др. Лит.: Филиппенко А., "Богдан Хмельницкий" (новая редакция оперы К. Данькевича), "Советская музыка", 1953, .ј9; Михайлов H., Константин Федорович Дань-кевич..., Кшв, 1960. Г. Бор. ДАОМАДАНЬ - см. Дань. ДАПОНТЕ (Da Ponte), Лоренцо (наст. имя ифам.- Эмануэле Конельяно; Conegliano) (10.III.1749- 17.VIII.1838) - итальянский либреттист. По национальности еврей. В молодости принял христианство и стал священником. В 1774-76 преподавал лит-ру и музыку как профессор риторики в семинарии в Треви-зо; в 1776 уволен за распространение идей Ж. Руссо. С 1783 - либреттист итал. оперы в Вене. Здесь познакомился с Моцартом и написал либретто к его операм: "Свадьба Фигаро" (1786), "Дон Жуан" (1787), "Так поступают все" (1790). Написал также либретто для опер А. Сальери ("Аксур" и "Талисман", 1788), В. Мартин-и-Солера ("Добросердечный брюзга", 1786; "Дерево Дианы", 1788), Дж. Гаццанига ("Притворный слепец", 1788), И. Вей-гля ("Причудливый кофейник", 1790), Ф. Бьянки ("Антигона", 1796), В. Ригини, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, П. Винтера и др. композиторов. Лучшие либретто Д. отмечены ясностью и стройностью формы, изяществом языка и стилистич. совершенством. С 1805 жил в США, где участвовал в организации первых оперных трупп, одна из которых послужила основой театра "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. С 1825 - профессор Колумбийского колледжа. Соч.: Memorie di Loren-20 Da Ponte da Ceneda scritte da esso, v. 1-4, N. У., 1823-27; 2ed.,v. 1-3,N.Y., 1829-30. Лит.: Russo J. L., Lo-renzo Da Ponte, poet and adventurer, N. Y., 1922; M a г-c h e s a n A., Della vita e delle opere di L. Da Ponte, Treviso, OO. Св.Г. ДАРАСЕЛИ, Ванион Алексеевич [12(25).V.1909- 14.IV. 1954] - грузинский Страницы: «« « 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |