|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 » »» 1896. Вл. О. Л. М.
ДАНТАШ (Dantas), Жулиу (р. 19.V.1876) - португальский драматург,
писатель и политич. деятель. В 1899 написал свою первую пьесу "Тот, кто
умирает от любви" (пост. "Т-р Амелии", Лисабон). Среди пьес Д. (ок. 20)
- драмы на историч. сюжеты, комедии, рисующие нравы португ. общества. Д.
придерживался либерально-демократич. взглядов, к-рые нашли отражение в
антиклерикальной направленности историч. драм "Кардинальская вечеря"
(1902, "Т-р Амелии"), "Святая инквизиция" (1910). Известность получили
пьесы - "Трагический Вириат" (1900, "Т-р Амелии"), написанная под
влиянием "Сирано де Бержерака" Ростана, "Строгая" (1901, там же) -
"комедия нравов", позднее переработанная Д. в оперетту, "Фамильный
замок" (1903), посв. проблеме наследственности, "Зел„ный занавес" (1912,
"Т-р донны Марии II", Лисабон), "Осень в цвету" (1949, там же) и др. В
1906 Д. был назначен правительств, комиссаром "Т-ра донны Марии II". С
1909 - профессор, директор секции драм. иск-ва лисабонской Нац.
консерватории. Переработал для т-ра "Ауто о короле Селевке" Камоэнса
(1908) и "Каштру" Феррейры (1920). Д. примыкал к драматургам реалистич.
направления, но в нек-рых его произв. проявилось влияние символизма.
Переводил на португ. яз. произв. Софокла, Шекспира, Уайльда и др.
Лит.: Figueiredo F. de. Julio Dantas, в его кн.: Estudos de
literatura, 2 ser., Lisboa, 1918; R o s s i G. C., Teatro portoghese e
brasiliano, Milano, 1956, с. 249-50. Ал. С.
ДАНЧЕНКО, Владимир Андреевич [р. 8(21).IV. 1914] - украинский
советский акт„р. Нар. арт. УССР (1954). Член Коммунистич. партии с 1940.
Род. в семье рабочего, участвовал в самодеятельности. В 1931 был принят
в труппу запорожского (ныне львовского) Т-ра им. Заньковецкой. В 1933
направлен в Киевский театр. ин-т, к-рый окончил в 1937. В этом же году
возвратился в Т-р им. Заньковецкой. Создал ряд образов современников,
отмеченных героико-романтич. устремл„нностью: Платон Кречет; Ромодан
("Крылья" Корнейчука), Максимов ("За тех, кто в море!" Лаврен„ва),
Ярослав ("Фауст и смерть" Левады), Крыжень ("Кадры" Микитенко) и др.
Самобытный талант Д., его темперамент, яркая эмоциональность и
искренность проявились в ролях классического репертуара: Назар Стодоля
(о. п. Шевченко), Лукаш ("Лесная песня" Леси Украинки), Улдыс ("Вей,
ветерок!" Райниса), Антось ("Ради семейного очага" по Франко), Коррадо
("Семья преступника" Джакометти), Эзоп ("Лиса и виноград" Фигейреду),
Тузенбах ("Три сестры") и др. А. Др., Б. Кор.
ДАНЬ (кит.; букв.- коромысло) -общее название женских амплуа в
китайской традиц. муз. драме. Первое упоминание о Д. относится к эпохе
Сун (10- 13 вв.): так называли певиц, к-рые носили муз. инструменты в
корзине, висящей на коромысле. Д. включает положит. и отрицат. роли. К
этому амплуа относятся роли: чжэндань (от чжэн - положительный),
называемые также "цинъи" - почтенные матери, честные ж„ны,
героини-патриотки (исполнители этих ролей должны были владеть иск-вом
пения) ; гуймыньдань (от гуймынь - терем, где в богатых домах жили
девушки до замужества) - почтительные к родителям незамужние дев ушки;
хуадань (от хуа - цветок), или сяодань (от сяо - маленький,
молодой),молодые героини, певички, гетеры и т. п.; даомадань (от даома -
меч и конь), или удань (от у - военный),- женщины-воины; лаодань (от лао
- старый) - старуха (обычно - эпизодич. роли); цайдань (от цай -
п„стрый) - комедийно-отрицат. характеры - свахи, сводницы и т. п. В
разные эпохи и в различных местных видах драмы деление внутри этого
амплуа несколько видоизменялось. В амплуа Д. выступают как женщины, так
и мужчины. Среди исполнителей особой известностью пользовался выдающийся
кит. акт„р M эй Лань-фон. Б. Р.
ДАНЬКЕВИЧ, Константин Ф„дорович [р. 11 (24). XII. 19051- украинский
советский композитор, музыкально-общественный деятель. Нар. арт. СССР
(1955). Член Коммунистич. партии с 1946. Депутат Верх. Совета УССР 4-го
и 5-го созывов. В 1929 окончил Одесскую консерваторию (по классу
композиции В. Золотар„ва и П. Молчанова), с этого года работал
преподавателем теоретич. предметов консерватории. С 1948 - профессор по
классу композиции Одесской, с 1953- Киевской консерваторий. Автор опер:
"Трагедийная ночь" по одноим„нной поэме А. Бе-зыменского (1935, Одесский
т-р оперы и балета), "Богдан Хмельницкий" (1-я ред. 1951, 2-я-1953, Т-р
оперы и балета им. Шевченко), посв. 300-летию воссоединения Украины с
Россией, "Назар Стодоля" по повести Т. Шевченко (1960, Харьковский т-р
оперы и балета), балета "Лилея" (1940) по мотивам произв.Шевченко; муз.
комедии "Золотые ключи" (1-я ред. 1943; 2-я-1947, Киев. т-р муз.
комедии) и произв. в др. жанрах. Значит, место в творчестве Д. занимает
музыка к спектаклям: "Ярослав Мудрый" Кочерги (Харьков, 1946), "Борис
Годунов" (1937, Одесса), "Отелло" (1937, Одесса), "Много шума из ничего"
(1939, Киев), "Маскарад" (1949, Одесса) и др.
Лит.: Филиппенко А., "Богдан Хмельницкий" (новая редакция оперы К.
Данькевича), "Советская музыка", 1953, .ј9; Михайлов H., Константин
Федорович Дань-кевич..., Кшв, 1960. Г. Бор.
ДАОМАДАНЬ - см. Дань.
ДАПОНТЕ (Da Ponte), Лоренцо (наст. имя ифам.- Эмануэле Конельяно;
Conegliano) (10.III.1749- 17.VIII.1838) - итальянский либреттист. По
национальности еврей. В молодости принял христианство и стал
священником. В 1774-76 преподавал лит-ру и музыку как профессор риторики
в семинарии в Треви-зо; в 1776 уволен за распространение идей Ж. Руссо.
С 1783 - либреттист итал. оперы в Вене. Здесь познакомился с Моцартом и
написал либретто к его операм: "Свадьба Фигаро" (1786), "Дон Жуан"
(1787), "Так поступают все" (1790). Написал также либретто для опер А.
Сальери ("Аксур" и "Талисман",
1788), В. Мартин-и-Солера ("Добросердечный брюзга", 1786; "Дерево
Дианы", 1788), Дж. Гаццанига ("Притворный слепец", 1788), И. Вей-гля
("Причудливый кофейник", 1790), Ф. Бьянки ("Антигона", 1796), В. Ригини,
Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, П. Винтера и др. композиторов. Лучшие либретто
Д. отмечены ясностью и стройностью формы, изяществом языка и стилистич.
совершенством. С 1805 жил в США, где участвовал в организации первых
оперных трупп, одна из которых послужила основой театра
"Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. С 1825 - профессор Колумбийского
колледжа.
Соч.: Memorie di Loren-20 Da Ponte da Ceneda scritte da esso, v. 1-4,
N. У., 1823-27; 2ed.,v. 1-3,N.Y., 1829-30.
Лит.: Russo J. L., Lo-renzo Da Ponte, poet and adventurer, N. Y.,
1922; M a г-c h e s a n A., Della vita e delle opere di L. Da Ponte,
Treviso, OO. Св.Г.
ДАРАСЕЛИ, Ванион Алексеевич [12(25).V.1909- 14.IV. 1954] - грузинский
Страницы: «« « 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |