Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 687   688   689   690   691   692   693   694   695  696   697   698   699   700   701   702   703   704   705  » »»

натурализмом  и   циничным   пессимизмом.   Неороман-тич.   драматургия,
возникшая как реакция на натурализм, представлена пьесами  X.  Драхмана,
е„  сменила  символистская,  декадентская  драматургия  С.   Ланге,   К.
Гъеллерупа,  X.  Роде,  Я.  Кнудсена.  Этой  драматургии   противостояли
реалистич.  пьесы  основоположников  нац.  пролетарской  литературы   И.
Скьольборга ("Идеальные силы", 1911, "Сыновья Миккеля Ларсена", 1914)  и
И. Окьера  ("Жизнь  в  Хегнсгорде",  1907,  "Сын  волка",  1909,  "Когда
крестьяне любят", 1911), отразившие социальные противоречия  в  деревне.
Эти пьесы не вошли в репертуар дат. т-ров, так  же  как  и  единственное
драм.  произв.  основоположника  социалистич.  реализма   в   Дании   М.
Андер-сена-Некс„  "Люди  с  Дангора"  (1915),   раскрывающее   классовые
противоречия и предсказывающее победу новых социальных отношений. Теорию
эскапизма (бегство от действительности) выражали  мелодрамы  К.  Ганрупа
"Урожд„нная  Андерсен"  (1918),  "Танец   ведьм"   (1921),   "Совершенно
невиновна"  (1923),  "Падшие  ангелы"  (1923),  сочетавшие   религиозную
благостность с эротикой, прославлением  аморализма.  В  нач.  20-х  гг.в
пацифистских драмах Б. Б.  Мюллера  сказалось  влияние  экспрессионизма.
Против войны с пьесой "Никто" выступил С. Борберг (1920), однако в  этой
и других его пьесах  ("Наше  сердце",  1921,  "Круг  правосудия",  1935,
"Грешник  и  святой",  1939)  проявилось  увлечение   психоаналитической
теорией 3. Фрейда.  Критика  бурж.  общества  содержалась  в  пьесах  X.
Бергстедта и С. Клауссена. В трагикомедиях "Дьявол в Гаммельбю"  (1917),
"Голубая ваза" (1925), написанных в стиле мрачного гротеска, Берг-стедт,
раскрывая  лживость  мещанской  морали,  в  то  же  время   порывает   с
гуманистич. традициями датской комедии,  утверждает  культ  ницшеанского
сверхчеловека,  что  впоследствии  приводит  его  к   сотрудничеству   с
фашистами. С. Клауссен создал ряд драм и  комедий  -  "Наши  собственные
мандарины" (1920), "Конторский раб" (1922), "Старая  история"  (1927)  и
др.,  в  к-рых  обличались  коррупция  и  бюрократизм   гос.   аппарата,
деградация бурж. культуры. Эти пьесы явились значит, достижением критич.
реализма в Д. д. Сложен и противоречив был  творческий  путь  одного  из
крупнейших сканд. драматургов 20 в.  К.  Мунка.  Разочарование  в  бурж.
демократии привело его к утверждению реакц. культа "сильной личности"  в
философских драмах на  библейские  сюжеты-  "Пилат"  (1917),  "Идеалист"
(1928) и др. В пьесах "Слово" (1932), "Любовь"  (1935),  "Море  и  люди"
(1929)  преобладает  религиозная  проблематика,  но  одновременно   Мунк
критикует  официальную  церковь  и  "идеальную"   крестьянскую   общину.
Наиболее отч„тливо эволюция мировоззрения Мунка выражена  в  его  драмах
"Победа" (1935) - попытке оправдать агрессию Муссолини  в  Эфиопии,  "Он
сидит  на  кипящем  котле"  (1938),   раскрывающей   антигуманистическую
сущность  фашистского  режима,  и  "Нильс  Эббесен"  (1942)   -   пьесе,
исполненной гражданского  пафоса,  призывающей  бороться  с  фашистскими
оккупантами (в 1944 Мунк был зверски убит гитлеровцами).
   В 30-е гг. объединение передовых деятелей дат. общества  в  борьбе  с
фашизмом и угрозой  войны,  с  внутренней  реакцией  определило  расцвет
прогрессивной Д. д. Получил известность К. Э. Соя, как драматург, гневно
и глубоко разоблачающий идеологию и практику  дат.  буржуазии  в  пьесах
"Паразиты" (1929), "Искушение" (1935), "Шас" (1938) и др. В  отличие  от
Соя, не верившего в возможность коренного  преобразования  общества,  К.
Абеллъ не только показал несостоятельность  мелкобурж.  мировоззрения  и
идеалов, но и необходимость активной борьбы с отживающим миром  (комедии
"Потерянная мелодия", 1935,  "Ева  отбывает  свою  детскую  повинность",
1936, драма  "Юдифь",  1940).  Оптими-стич.  направленность  драматургии
Абелля связана с  верой  в  народные  массы,  с  утверждением  активного
гуманизма,  отрицанием  индивидуализма,   обществ.   пассивности.   Тема
необходимости насилия  в  борьбе  с  реакцией,  ответственности  каждого
человека за судьбы мира наиболее сильно прозвучала  в  его  драме  "Анна
Софи Хедвиг" (1939), к-рая, наряду с памфлетом "Умбабумба"  (1935)  Соя,
явилась выдающимся антифашистским произв. скандинавской  драматургии.  В
30-е гг. обратились к драматургии К. С„н-нербю ("Лишняя женщина",  1936)
и Л. Фишер ("Инвалид", 1930, "Реб„нок", 1936, "В  пустом  доме",  1936).
Выражая настроения либерально настроенной  интеллигенции,  они  пытались
анализировать, хотя и непоследовательно, социальные корни распада  бурж.
семьи. Во время гитлеровской оккупации  (1940-45)  Д.  д.  находилась  в
состоянии застоя. После освобождения Дании был создан  ряд  значительных
произведений, посвящ„нных  героической  борьбе  датского  Сопротивления,
обличавших  сотрудничество  с  фашистскими  захватчиками,  осмысливавших
уроки войны: "Силькеборг" Абелля (1946),  "После"  Соя  (1947),  "Фронт"
Фишера (1945), "Шлезвиг" В. Линнемана (1946).
   Прогрессивная   Д.   д.   продолжает   развиваться,    несмотря    на
неблагоприятные условия (вступление Дании  в  НАТО,  политика  "холодной
войны",  преследования  передовых  обществ,  деятелей,  идейный   кризис
либеральной интеллигенции, засилье  модернистской  зап.-европ.  и  амер.
драматургич. продукции). В  фантастич.  драме  "Дни  на  облаке"  (1947)
Абелля выражен протест против угрозы новой,  атомной  войны,  содержится
призыв к борьбе за мир. В ней с  новой  силой  раскрываются  осн.  черты
творчества Абелля:  интеллектуальная  насыщенность  диалога,  диалектич.
развитие характеров, экспрессивность  и  концентри-рованность  действия,
идейная глубина символов и аллегорий, неистощимая  фантазия.  Правда,  в
последующих его драмах-"Ветсера цвет„т не для каждого" (1950),  "Голубая
пекинка"   (1954),   "Дама   с    камелиями"    (1959)-проблема    краха
мелкобуржуазного       индивидуализма        получает        абстрактное
идейно-художественное решение. Соя создал философско-аллегорич.  комедию
"Лев  в  корсете"  (1950),  в  к-рой  высмеивается  западноевроп.  бурж.
демократия. В пьесах "В светлую ночь" (1956)  и  "Петерсен  в  загробном
царстве"  (1957)  он  вновь  обращается  к  теме   духовного   оскудения
мещанства. Аналогично содержание социально-психологич.  драм  Л.  Фишера
"Путешествие" (1949), "Свободное воскресенье" (1954) и  его  философских
драм "Соль земли" (1954) и "Хлеб власти" (1955). Психологич.  драмам  X.
К.   Браннера,   лучшая    из    к-рых-"Фермопилы"    (1958)-разоблачает
несостоятельность  идей   мелкобурж.   гуманизма,   присуще   болезненно
пессимистич.  восприятие  действительности.  Борьбе  за  мир   посвящены
памфлет  "Восстание  женщин"  С„ннербю  (1955)  и  направленная   против
аптинар. воен. пактов пьеса "Прах императора"  М.  Линка  (1952),  пост.
к-рой в Королевском т-ре была запрещена правящими кругами. Ф. Метлинг  в
своих пьесах "Неизвестный" (1953), "Припади к земле" (1954),  "Возможно"
(1955) и др. претендует на философское освещение действительности, но по
существу солидаризируется с обывательским мировоззрением. Творчество  П.
Томсена ("Аталия",  1956)  и  С.  Тогебю  ("Ульрика",  1957)  испытывает
влияние  франц.  "авангардизма".  Н.  Лошер  в   политич.   трагикомедии

Страницы: «« « 687   688   689   690   691   692   693   694   695  696   697   698   699   700   701   702   703   704   705  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия