|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 » »» поддержанном скупым и характерно-выразит. оркестровым сопровождением. Д.
отбросил неотъемлемые элементы оперы - широкие напевные арии, вок.
ансамбли и т. п. Искания Д. в этом направлении представляют большой
интерес. Яркая талантливость музыки, обилие тонких выразительных
инто-нац. и гармонич. находок обусловили важное значение этой оперы для
последующего развития рус. музыки. Высокая идейность, демократизм,
передовой характер творчества, высокие художеств. достоинства определили
выдающуюся роль Д. в истории рус. и мировой муз. культуры, его значение
в утверждении реализма в музыке.
Лит.: А. С. Даргомыжский (1813-1869). Автобиография. Письма.
Воспоминания современников, П., 1921; Избр. письма Даргомыжского, М.,
1952; Финдейзен Н., Александр Сергеевич Даргомыжский, М., 1904; Тимофеев
Г., А. С. Даргомыжский, его семья, его первые шаги на композиторском
поприще, "Музыкальный современник", 1917, кн.
7-8; Корзухин И., Александр Сергеевич Даргомыжский, "Артист", 1894, ј
37-38 (с прилож. списка муз. соч. Д. и отзывов о Д. в печати); Стасов В.
В., 25 лет русского искусства, в его кн.: Избр. соч., т. 2, М.-Л., 1937;
Серов А. Н., "Русалка", опера А. С. Даргомыжского, в его кн.:
Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950; П е к е л и с М., Даргомыжский и
народная песня, М.-Л., 1951; Кюи Ц., "Русалка", опера г.Даргомыжского, в
его кн.: Музыкально-критические статьи, т. 1, П., 1918; Глебов И.,
Симфонические этюды, П., 1922. М. Пек.
"ДАРЕДЖАН КОВАРНАЯ" ("Д а р е д ж а н Ц б и? р И")-опера М.
Баланчивадзе по поэме А. Церетели "Тамара Коварная". Отрывки из оперы
исполнялись в Петербурге в 1897 (первоначальный текст на рус. яз.
композитора В. Величко). В работе над завершением оперы принимали
участие Н. Черепнин и А. Баланчивадзе. Пост. 6 апр. 1926 в Тбилисском
оперном т-ре (ныне Т-р оперы и балета им. Палиашвили) под назв.
"Коварная Тамара" (либр. К. Потс-херашвили на груз. яз., дириж„р
Столерман, реж. Цуцуна-ва). В этой ред. под назв. "Коварная Дареджан" в
1936 пост. Тбилисским т-ром оперы и балета, в 1937 показана на декаде
груз. иск-вав Москве (дириж„р Азмайпарашвили, реж. Цуцунава, худ.
Кобуладзе, балета!. Джавришвили, хормейстер П. Палиашвили; Дареджан -
Цомая, Шаратта - Долидзе, Царь - Исецкий, Шарашидзе, Цира - Лолуа,
Малькова, Наврузашвили, Гоча - Венадзе, Гамрекели, Ни-ко - Кварелашвили,
Кумсиашвили, Шут - Кавсадзе, Сва-нидзе). Др. пост. там же, 1945, 1959.
ff Г р.
ДАРИБАЕВ, Мырзагали (1907-42) - каракалпакский советский драматург и
поэт. В конце 30-х гг. написал историч. муз. драмы "Коклен-богатырь"
(1938), "Мечта" (1937), муз. драмы "Гариб ашик" (соч. 1934), "Новые
люди" (1939) и др. Пьесы Д. шли в Кара-Калпакском театре им.
Станиславского (Нукус). Т. Б.
ДАРИ‚НКО, Домникия Тимофеевна [р. 15. I. 1919] - молдавская советская
мктриса. Нар. арт. Молд. ССР (1957). Окончила Одесское театр. уч-ще.
Сценич. деятельность начала в 1937 в Молд. театре в Тирасполе (ныне
муз.-драм. т-р им. Пушкина в Кишин„ве). Творчество Д. отличается
жизненной правдой, эмоциональной насыщенностью, глубиной. С большой
драм. силой играла Д. роли Любови Яровой, Кручининой. Трагедийное
звучание получил образ Мавры ("Девушка счастье искала" по Кобылян-ской),
яркой бытовой характерностью отличается исполнение роли Афтении
("Свекровь и три невестки" Крянгэ), драматизмом и экспрессией исполнен
образ Корины ("Овидий" Александри).
Роли: Анеля ("Ради семейного очага" Франко), Невяна ("Искатели
счастья" Васильева), Забелина ("Кремл„вские куранты"), Марта ("Человек и
волк" Гимера), Зоица ("Бурлящий Дунай" Букова).
ДАРИСПАНАШВЙЛИ, Георгий Николаевич [р. 16 (29). V.1905] - грузинский
советский акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с
1955. Род. в рабочей семье. Сценич. деятельность начал в 1920 в
Тбилисском рабочем т-ре. В 1920-28- акт„р и режисс„р рабочих т-ров
Грузии. Один из основателей груз. ТЮЗа; работает в этом т-ре с 1928.
Создал образ пламенного революционера Ладо Кец-ховели (о. п. Гамрекели и
Нахуцришвили).
Роли: Пугач„в ("Капитанская дочка" по Пушкину), Яго; Кардинал ("Овод"
по Войнич), Дзержинский ("Имене революции" Шатрова). Пост. спектакли:
"Робин Гуд" Заяицкого, "Гайавата" инсц. Огнева, "Снежная королева"
Шварца, "Баши-Ачуки" по Церетели. Автор пьес "Три товарища" (1933), "Под
мостом" (1935). Т. И.
ДАРКЛ‚, Д а р к л э (Darklee) (наст. фам.-Хар-т у л а р и-Д а р к л
е), Хариклея (10. VI. 1860, Бухарест, - 12.1.1939, там же) - румынская
артистка оперы (лирико-драм. сопрано). Одна из основоположников рум.
вок. школы. Музыке обучалась в Вене, совершенствовалась в Париже у
известного франц. певца Ж. Б. Фора. В 1889 при содействии Ш. Гуно и Ж.
Б. Фора успешно дебютировала на сцене т-ра "Гранд-Опера" в партии
Маргариты ("Фауст"). Выступала в т-рах Милана, Флоренции, Рима, Ниццы,
Мадрида, Барселоны, Лисабона, Буэнос-Айреса, Монтевидео, Нью-Йорка и др.
городов мира. В Бухаресте пела в 1891, 1898, 1902, 1906, 1910.
Гастролировала в России (Петербург и Москва, 1889-90, 1893, 1894-95,
1895-96), где с успехом выступала в опере "Иван Сусанин" (Антонида,
Ваня). Была первой исполнительницей гл. партий в операх "Ирис" Масканьи
(1898), "Тоска" (1900), обе пост. в т-ре "Костанци" (Рим), и др. Пела
вместе с Э. Карузо и Т. Руффа в спектаклях под рук. А. Тосканини.
Романтическое по духу иск-во Д. использовало достижения итал. в ок.
школы 19 в. Красивый, мягкий по тембру голос обширного диапазона (более
3 октав), исполненная мощной экспрессии игра, прекрасная сценич.
внешность принесли Д. мировую славу.
Партии: Линда ди Шамуни, Лукреция Борджиа, Мария ди Роган (одноим.
произведения Доницетти), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Дездемона
("Отелло" Верди), Валентина ("Гугеноты"), Манон (о. п. Массне), Мими,
Чио-Чио-сан, Аида, Виолетта, Кармен; графиня Верденберг ("Кавалер роз"
Р. Штрауса).
Лит.: театр. опера, балет в Румынии, Бухарест, 1957;
Poslunicu M., Istoria musicei la Romani..., Buc., 1928; M о n a 1 d i
G., Cantanti celebri, Roma, 1929. Д. Перс.
ДАРЛИШТОН (Darlington), Уильям Обри (р.1'890)- английский театральный
критик, драматург. С 1920 писал статьи в "Дейли телеграф". Автор книг о
театр. иск-ве: "Через четв„ртую стену" (1922), "Литература в театре"
(1925). С 1919 выступает и как драматург ("Бутон люцерны", "Принсесс
т-р"). Автор пьес "Комнатные туфли" (1930), "Марция сердится на себя"
(1938).
ДАРРЕЛЛ (Darrell), Джордж (гг. рожд. и смерти неизв.) - австралийский
Страницы: «« « 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |