Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 » »» поддержанном скупым и характерно-выразит. оркестровым сопровождением. Д. отбросил неотъемлемые элементы оперы - широкие напевные арии, вок. ансамбли и т. п. Искания Д. в этом направлении представляют большой интерес. Яркая талантливость музыки, обилие тонких выразительных инто-нац. и гармонич. находок обусловили важное значение этой оперы для последующего развития рус. музыки. Высокая идейность, демократизм, передовой характер творчества, высокие художеств. достоинства определили выдающуюся роль Д. в истории рус. и мировой муз. культуры, его значение в утверждении реализма в музыке. Лит.: А. С. Даргомыжский (1813-1869). Автобиография. Письма. Воспоминания современников, П., 1921; Избр. письма Даргомыжского, М., 1952; Финдейзен Н., Александр Сергеевич Даргомыжский, М., 1904; Тимофеев Г., А. С. Даргомыжский, его семья, его первые шаги на композиторском поприще, "Музыкальный современник", 1917, кн. 7-8; Корзухин И., Александр Сергеевич Даргомыжский, "Артист", 1894, ј 37-38 (с прилож. списка муз. соч. Д. и отзывов о Д. в печати); Стасов В. В., 25 лет русского искусства, в его кн.: Избр. соч., т. 2, М.-Л., 1937; Серов А. Н., "Русалка", опера А. С. Даргомыжского, в его кн.: Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950; П е к е л и с М., Даргомыжский и народная песня, М.-Л., 1951; Кюи Ц., "Русалка", опера г.Даргомыжского, в его кн.: Музыкально-критические статьи, т. 1, П., 1918; Глебов И., Симфонические этюды, П., 1922. М. Пек. "ДАРЕДЖАН КОВАРНАЯ" ("Д а р е д ж а н Ц б и? р И")-опера М. Баланчивадзе по поэме А. Церетели "Тамара Коварная". Отрывки из оперы исполнялись в Петербурге в 1897 (первоначальный текст на рус. яз. композитора В. Величко). В работе над завершением оперы принимали участие Н. Черепнин и А. Баланчивадзе. Пост. 6 апр. 1926 в Тбилисском оперном т-ре (ныне Т-р оперы и балета им. Палиашвили) под назв. "Коварная Тамара" (либр. К. Потс-херашвили на груз. яз., дириж„р Столерман, реж. Цуцуна-ва). В этой ред. под назв. "Коварная Дареджан" в 1936 пост. Тбилисским т-ром оперы и балета, в 1937 показана на декаде груз. иск-вав Москве (дириж„р Азмайпарашвили, реж. Цуцунава, худ. Кобуладзе, балета!. Джавришвили, хормейстер П. Палиашвили; Дареджан - Цомая, Шаратта - Долидзе, Царь - Исецкий, Шарашидзе, Цира - Лолуа, Малькова, Наврузашвили, Гоча - Венадзе, Гамрекели, Ни-ко - Кварелашвили, Кумсиашвили, Шут - Кавсадзе, Сва-нидзе). Др. пост. там же, 1945, 1959. ff Г р. ДАРИБАЕВ, Мырзагали (1907-42) - каракалпакский советский драматург и поэт. В конце 30-х гг. написал историч. муз. драмы "Коклен-богатырь" (1938), "Мечта" (1937), муз. драмы "Гариб ашик" (соч. 1934), "Новые люди" (1939) и др. Пьесы Д. шли в Кара-Калпакском театре им. Станиславского (Нукус). Т. Б. ДАРИ‚НКО, Домникия Тимофеевна [р. 15. I. 1919] - молдавская советская мктриса. Нар. арт. Молд. ССР (1957). Окончила Одесское театр. уч-ще. Сценич. деятельность начала в 1937 в Молд. театре в Тирасполе (ныне муз.-драм. т-р им. Пушкина в Кишин„ве). Творчество Д. отличается жизненной правдой, эмоциональной насыщенностью, глубиной. С большой драм. силой играла Д. роли Любови Яровой, Кручининой. Трагедийное звучание получил образ Мавры ("Девушка счастье искала" по Кобылян-ской), яркой бытовой характерностью отличается исполнение роли Афтении ("Свекровь и три невестки" Крянгэ), драматизмом и экспрессией исполнен образ Корины ("Овидий" Александри). Роли: Анеля ("Ради семейного очага" Франко), Невяна ("Искатели счастья" Васильева), Забелина ("Кремл„вские куранты"), Марта ("Человек и волк" Гимера), Зоица ("Бурлящий Дунай" Букова). ДАРИСПАНАШВЙЛИ, Георгий Николаевич [р. 16 (29). V.1905] - грузинский советский акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1955. Род. в рабочей семье. Сценич. деятельность начал в 1920 в Тбилисском рабочем т-ре. В 1920-28- акт„р и режисс„р рабочих т-ров Грузии. Один из основателей груз. ТЮЗа; работает в этом т-ре с 1928. Создал образ пламенного революционера Ладо Кец-ховели (о. п. Гамрекели и Нахуцришвили). Роли: Пугач„в ("Капитанская дочка" по Пушкину), Яго; Кардинал ("Овод" по Войнич), Дзержинский ("Имене революции" Шатрова). Пост. спектакли: "Робин Гуд" Заяицкого, "Гайавата" инсц. Огнева, "Снежная королева" Шварца, "Баши-Ачуки" по Церетели. Автор пьес "Три товарища" (1933), "Под мостом" (1935). Т. И. ДАРКЛ‚, Д а р к л э (Darklee) (наст. фам.-Хар-т у л а р и-Д а р к л е), Хариклея (10. VI. 1860, Бухарест, - 12.1.1939, там же) - румынская артистка оперы (лирико-драм. сопрано). Одна из основоположников рум. вок. школы. Музыке обучалась в Вене, совершенствовалась в Париже у известного франц. певца Ж. Б. Фора. В 1889 при содействии Ш. Гуно и Ж. Б. Фора успешно дебютировала на сцене т-ра "Гранд-Опера" в партии Маргариты ("Фауст"). Выступала в т-рах Милана, Флоренции, Рима, Ниццы, Мадрида, Барселоны, Лисабона, Буэнос-Айреса, Монтевидео, Нью-Йорка и др. городов мира. В Бухаресте пела в 1891, 1898, 1902, 1906, 1910. Гастролировала в России (Петербург и Москва, 1889-90, 1893, 1894-95, 1895-96), где с успехом выступала в опере "Иван Сусанин" (Антонида, Ваня). Была первой исполнительницей гл. партий в операх "Ирис" Масканьи (1898), "Тоска" (1900), обе пост. в т-ре "Костанци" (Рим), и др. Пела вместе с Э. Карузо и Т. Руффа в спектаклях под рук. А. Тосканини. Романтическое по духу иск-во Д. использовало достижения итал. в ок. школы 19 в. Красивый, мягкий по тембру голос обширного диапазона (более 3 октав), исполненная мощной экспрессии игра, прекрасная сценич. внешность принесли Д. мировую славу. Партии: Линда ди Шамуни, Лукреция Борджиа, Мария ди Роган (одноим. произведения Доницетти), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Дездемона ("Отелло" Верди), Валентина ("Гугеноты"), Манон (о. п. Массне), Мими, Чио-Чио-сан, Аида, Виолетта, Кармен; графиня Верденберг ("Кавалер роз" Р. Штрауса). Лит.: театр. опера, балет в Румынии, Бухарест, 1957; Poslunicu M., Istoria musicei la Romani..., Buc., 1928; M о n a 1 d i G., Cantanti celebri, Roma, 1929. Д. Перс. ДАРЛИШТОН (Darlington), Уильям Обри (р.1'890)- английский театральный критик, драматург. С 1920 писал статьи в "Дейли телеграф". Автор книг о театр. иск-ве: "Через четв„ртую стену" (1922), "Литература в театре" (1925). С 1919 выступает и как драматург ("Бутон люцерны", "Принсесс т-р"). Автор пьес "Комнатные туфли" (1930), "Марция сердится на себя" (1938). ДАРРЕЛЛ (Darrell), Джордж (гг. рожд. и смерти неизв.) - австралийский Страницы: «« « 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |