Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 684   685   686   687   688   689   690   691   692  693   694   695   696   697   698   699   700   701   702  » »»

поддержанном скупым и характерно-выразит. оркестровым сопровождением. Д.
отбросил неотъемлемые элементы  оперы  -  широкие  напевные  арии,  вок.
ансамбли и т. п. Искания Д.  в  этом  направлении  представляют  большой
интерес.  Яркая  талантливость  музыки,  обилие   тонких   выразительных
инто-нац. и гармонич. находок обусловили важное значение этой оперы  для
последующего  развития  рус.  музыки.  Высокая  идейность,  демократизм,
передовой характер творчества, высокие художеств. достоинства определили
выдающуюся роль Д. в истории рус. и мировой муз. культуры, его  значение
в утверждении реализма в музыке.
   Лит.:  А.  С.  Даргомыжский   (1813-1869).   Автобиография.   Письма.
Воспоминания современников, П., 1921; Избр.  письма  Даргомыжского,  М.,
1952; Финдейзен Н., Александр Сергеевич Даргомыжский, М., 1904; Тимофеев
Г., А. С. Даргомыжский, его семья, его  первые  шаги  на  композиторском
поприще, "Музыкальный современник", 1917, кн.
   7-8; Корзухин И., Александр Сергеевич Даргомыжский, "Артист", 1894, ј
37-38 (с прилож. списка муз. соч. Д. и отзывов о Д. в печати); Стасов В.
В., 25 лет русского искусства, в его кн.: Избр. соч., т. 2, М.-Л., 1937;
   Серов А. Н.,  "Русалка",  опера  А.  С.  Даргомыжского,  в  его  кн.:
Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950; П е к е л и с  М.,  Даргомыжский  и
народная песня, М.-Л., 1951; Кюи Ц., "Русалка", опера г.Даргомыжского, в
его кн.: Музыкально-критические статьи,  т.  1,  П.,  1918;  Глебов  И.,
Симфонические этюды, П., 1922. М. Пек.
   "ДАРЕДЖАН КОВАРНАЯ" ("Д а р е  д  ж  а  н  Ц  б  и?  р  И")-опера  М.
Баланчивадзе по поэме А. Церетели "Тамара Коварная".  Отрывки  из  оперы
исполнялись в Петербурге  в  1897  (первоначальный  текст  на  рус.  яз.
композитора В.  Величко).  В  работе  над  завершением  оперы  принимали
участие Н. Черепнин и А. Баланчивадзе. Пост. 6 апр.  1926  в  Тбилисском
оперном т-ре  (ныне  Т-р  оперы  и  балета  им.  Палиашвили)  под  назв.
"Коварная  Тамара"  (либр.  К.  Потс-херашвили  на  груз.  яз.,  дириж„р
Столерман, реж. Цуцуна-ва). В этой ред. под назв. "Коварная Дареджан"  в
1936 пост. Тбилисским т-ром оперы и балета, в 1937  показана  на  декаде
груз.  иск-вав  Москве  (дириж„р  Азмайпарашвили,  реж.  Цуцунава,  худ.
Кобуладзе, балета!. Джавришвили, хормейстер П.  Палиашвили;  Дареджан  -
Цомая, Шаратта - Долидзе, Царь  -  Исецкий,  Шарашидзе,  Цира  -  Лолуа,
Малькова, Наврузашвили, Гоча - Венадзе, Гамрекели, Ни-ко - Кварелашвили,
Кумсиашвили, Шут - Кавсадзе, Сва-нидзе). Др. пост. там же,  1945,  1959.
ff Г р.
   ДАРИБАЕВ, Мырзагали (1907-42) - каракалпакский советский драматург  и
поэт. В конце 30-х гг. написал  историч.  муз.  драмы  "Коклен-богатырь"
(1938), "Мечта" (1937), муз. драмы  "Гариб  ашик"  (соч.  1934),  "Новые
люди"  (1939)  и  др.  Пьесы  Д.  шли  в  Кара-Калпакском   театре   им.
Станиславского (Нукус). Т. Б.
   ДАРИ‚НКО, Домникия Тимофеевна [р. 15. I. 1919] - молдавская советская
мктриса. Нар. арт. Молд. ССР (1957).  Окончила  Одесское  театр.  уч-ще.
Сценич. деятельность начала в 1937 в  Молд.  театре  в  Тирасполе  (ныне
муз.-драм.  т-р  им.  Пушкина  в  Кишин„ве).  Творчество  Д.  отличается
жизненной правдой,  эмоциональной  насыщенностью,  глубиной.  С  большой
драм. силой  играла  Д.  роли  Любови  Яровой,  Кручининой.  Трагедийное
звучание получил образ Мавры ("Девушка счастье искала" по Кобылян-ской),
яркой  бытовой  характерностью  отличается   исполнение   роли   Афтении
("Свекровь и три невестки" Крянгэ), драматизмом и  экспрессией  исполнен
образ Корины ("Овидий" Александри).
   Роли:  Анеля  ("Ради  семейного  очага"  Франко),  Невяна  ("Искатели
счастья" Васильева), Забелина ("Кремл„вские куранты"), Марта ("Человек и
волк" Гимера), Зоица ("Бурлящий Дунай" Букова).
   ДАРИСПАНАШВЙЛИ, Георгий Николаевич [р. 16 (29). V.1905] -  грузинский
советский акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1955). Чл. Коммунистич.  партии  с
1955. Род.  в  рабочей  семье.  Сценич.  деятельность  начал  в  1920  в
Тбилисском рабочем т-ре. В  1920-28-  акт„р  и  режисс„р  рабочих  т-ров
Грузии. Один из основателей груз. ТЮЗа; работает в  этом  т-ре  с  1928.
Создал образ пламенного революционера Ладо Кец-ховели (о. п. Гамрекели и
Нахуцришвили).
   Роли: Пугач„в ("Капитанская дочка" по Пушкину), Яго; Кардинал ("Овод"
по Войнич), Дзержинский ("Имене революции" Шатрова). Пост. спектакли:
   "Робин Гуд" Заяицкого, "Гайавата" инсц.  Огнева,  "Снежная  королева"
Шварца, "Баши-Ачуки" по Церетели. Автор пьес "Три товарища" (1933), "Под
мостом" (1935). Т. И.
   ДАРКЛ‚, Д а р к л э (Darklee) (наст. фам.-Хар-т у л а р и-Д а р  к  л
е), Хариклея (10. VI. 1860, Бухарест, - 12.1.1939, там же)  -  румынская
артистка оперы (лирико-драм. сопрано).  Одна  из  основоположников  рум.
вок. школы. Музыке обучалась  в  Вене,  совершенствовалась  в  Париже  у
известного франц. певца Ж. Б. Фора. В 1889 при содействии Ш. Гуно  и  Ж.
Б. Фора успешно  дебютировала  на  сцене  т-ра  "Гранд-Опера"  в  партии
Маргариты ("Фауст"). Выступала в т-рах Милана, Флоренции,  Рима,  Ниццы,
Мадрида, Барселоны, Лисабона, Буэнос-Айреса, Монтевидео, Нью-Йорка и др.
городов  мира.  В  Бухаресте  пела  в  1891,  1898,  1902,  1906,  1910.
Гастролировала в России (Петербург и  Москва,  1889-90,  1893,  1894-95,
1895-96), где с успехом выступала  в  опере  "Иван  Сусанин"  (Антонида,
Ваня). Была первой исполнительницей гл. партий в операх "Ирис"  Масканьи
(1898), "Тоска" (1900), обе пост. в т-ре "Костанци" (Рим),  и  др.  Пела
вместе с Э. Карузо и Т.  Руффа  в  спектаклях  под  рук.  А.  Тосканини.
Романтическое по духу иск-во Д.  использовало  достижения  итал.  в  ок.
школы 19 в. Красивый, мягкий по тембру голос обширного диапазона  (более
3  октав),  исполненная  мощной  экспрессии  игра,  прекрасная   сценич.
внешность принесли Д. мировую славу.
   Партии: Линда ди Шамуни, Лукреция Борджиа, Мария  ди  Роган  (одноим.
произведения Доницетти), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Дездемона
("Отелло" Верди), Валентина ("Гугеноты"), Манон (о.  п.  Массне),  Мими,
Чио-Чио-сан, Аида, Виолетта, Кармен; графиня Верденберг  ("Кавалер  роз"
Р. Штрауса).
   Лит.: театр. опера, балет в Румынии, Бухарест, 1957;
   Poslunicu M., Istoria musicei la Romani..., Buc., 1928; M о n a 1 d i
G., Cantanti celebri, Roma, 1929. Д. Перс.
   ДАРЛИШТОН (Darlington), Уильям Обри (р.1'890)- английский театральный
критик, драматург. С 1920 писал статьи в "Дейли телеграф". Автор книг  о
театр. иск-ве: "Через четв„ртую стену"  (1922),  "Литература  в  театре"
(1925). С 1919 выступает и как  драматург  ("Бутон  люцерны",  "Принсесс
т-р"). Автор пьес "Комнатные туфли" (1930), "Марция  сердится  на  себя"
(1938).
   ДАРРЕЛЛ (Darrell), Джордж (гг. рожд. и смерти неизв.) - австралийский

Страницы: «« « 684   685   686   687   688   689   690   691   692  693   694   695   696   697   698   699   700   701   702  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия