Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 677   678   679   680   681   682   683   684   685  686   687   688   689   690   691   692   693   694   695  » »»

Америки.
   В России "Д. с к." пост. 21 окт. 1867 в Михайловском т-ре,  Петербург
(Маргарита Готье - П. Арно, в возобновлении 1873 - Делапорт).  27  нояб.
1877 "Д. с к." под назв. "Как пожив„шь, так и прослыв„шь"  (пер.  В.  И.
Родиславского) пост. в Малом т-ре (Маргарита  Готье  -  Федотова,  Арман
Дюваль - А. Ленский, Дюваль-отец - И. Самарин, Прюданс - Н.  Медведева).
6 апр. 1879 - в Александрийском т-ре (в  бенефис  М.  Петипа;  Маргарита
Готье - Савина, Арман Дюваль -  Петипа,  Гюстав  -  Самойлов,  Гастон  -
Сазонов). В 1899 Савина в роли Маргариты Готье гастролировала за рубежом
(в Берлине, Праге и т. д.). "Д. с к." широко шла на рус.  провинциальной
сцене. Среди зарубежных и рус. исполнительниц  роли  Маргариты  Готье  -
Сара Бернар (в России в 1881, 1892, 1908),  Дузе  (в  России  в  1892  и
1908), Тино де Лоренцо (в России в 1897), Л. Мент (в России в 1885),  С.
Мент (в России в 1895), Виталиани (в России в 1898), Режан (в  России  в
1910),  Ведринская,   Горева,   Глебова,   Пасхалова,   Рощина-Инсарова,
Яворская, Павлова и др.
   Первая пост. "Д. с к." на сов. сцене -  19  марта  1934  в  Т-ре  им.
Мейерхольда (реж.Мейерхольд, комп. Шебалин; Маргарита Готье-Райх,  Арман
Дюваль-Цар„в, Дюваль-отец - Мичурин, Прюданс  -  Ремизова).  "Д.  с  к."
ставили:  Пензенский  т-р  (1935),  Костромской  т-р  (1940),  Т-р   им.
Марджанишвили (1940; пер. А. Имедиашвили и  В.  Гуния,  реж.  Гамрекели,
худ. Штенберг; Маргарита  Готье  -Анджапаридзе),  Киевский  т-р  Красной
Армии (1941).
   Издания: Первое франц. изд. "Д. с к." 1852. Первый рус.  пер.  "Д.  с
к." (под назв. "Как пожив„шь, так и прослыв„шь") - В. И.  Родиславского,
М-, 1873, Ф. А. Корша, М., 1898.
   Лит.: "ЕИТ". Сезон 1895/96, П., 1897, с. 263-264;
   Шнейдерман  И.,  Мария  Гавриловна  Савина,  М.-Л.,   1956,с.239-243;
Топуридзе Е., Элеонора Дузе, М., 1960, с. 55-65;  S  а  г  с  е  у  Гг.,
Quarante ans de theatre, P., 1901, с. 169-174, 18,4-208. А. Шн.
   "ДАМА-НЕВИДЙМКА"-комедия в 3 д. П. Кальдерона. Соч. 1629, пост. в том
же году в Мадриде. Ставилась во мн. европ. и в рус. дореволюц. т-рах.
   Первая пост. на сов. сцене - во 2-й Студии МХАТа в Москве (1924, пер.
К. Д. Бальмонта, реж. Вершилов, худ. Нивинский, комп. Оранский; Анхела -
Елина, Беатрис - Телешева,  Исабель  -  Алеева,  Андровская,  Мануэль  -
Вербицкий,  Луис  -  Прудкин,  Хуан  -  Калужский,   Косме   -   Азарин,
РодригоКомиссаров). Последующие пост.: Моск.  т-р  Комедии  (1940,  реж.
Станицын и Тамарин, худ. Вильяме, комп. Сизов), Свердловский т-р  (1940,
реж. Битюцкий, худ.  Кузьмин),  Пермский  т-р  (1940),  Челябинский  т-р
(1940), Казанский  т-р  (1941),  Камерный  т-р  (1945),  Смоленский  т-р
(1946), Т-р им. Сундукяна (1946), Бакинский т-р 1948),  Горьковский  т-р
(1954), Ростовский-на-Дону т-р 1956),  Т-р  им.  Якуба  Коласа,  Витебск
(1956), Каунасский т-р (1960).
   Издания: Первое испанское изд. "Д.-н."-Валенсия,  1636;  Первый  рус.
пер. (под назв. "Невидимка"), "Артист", 1894, .No 39;  Первый  советский
пер.  -  Щепкина-Куперник  Т.  Л-,  М.,  1940;   из   последующих   сов.
изд.Кальдерон, Дама-невидимка, М., 1945;  Щ  е  п-кина-Куперник  Т.  Л.,
Избр. переводы, т. II, М-, 1958. А. Шн.
   ДАМАЕВ, Василий Петрович [7(19).IV.1878-11.X. 1932]-  русский  артист
оперы (драматический тенор). В детстве и юности пел  в  церковном  хоре.
Пению обучался в Моск. филармонич. уч-ще (1905); одновременно  занимался
пластикой,  танцами,  фехтованием.  В  1906   познакомился   с   оперным
антрепрен„ром С. Зиминым и начал работать над  оперным  репертуаром  под
рук. режисс„ра П. Оленина, дириж„ров  Э.  Купера  и  Е.  Букке.  В  1908
впервые выступил на сцене (в опере  Зимина).  Исполнял  ведущие  партии:
Собинин ("Иван Сусанин"), Торопка ("Асколь-дова  могила"  Верстовского),
Герман; Андрей ("Мазепа"), Садко,  Левко,  Туча  ("Садко",  "Ночь  перед
Рождеством", "Псковитянкам Римского-Корсакова),  Хозе;  Отелло,  Радамес
("Отел-ло",  "Аида"  Верди),  Вальтер   ("Нюрнбергские   мейстерзингеры"
Вагнера) и др. В 1910 пел в спектаклях "русских сезонов за  границей"  в
Париже (исполнял партию Самозванца в "Борисе Годунове"  Мусоргского).  В
1917-20 работал в Опере Моск.  Совета  рабочих  депутатов,  в  1921-22-в
опере "Наш театр", в 1922-24-в "Свободной опере" Зимина (все в  Москве);
одновременно гастролировал. В 1929-30 руководил .Моск. областной оперой.
В 1930 оставил  сцену  и  работал  сотрудником  Гос.  театр.  музея  им.
Бахрушина. УД. был гибкий красивый тенор с  несколько  открытым  звуком,
ровно и сильно звучавший во всех  регистрах.  Певец  покорял  слушателей
темпераментом, воодушевл„нностью и искренностью исполнения. М. Р., Н. К.
   ДАМДИНБАЗАР, Лубсангиин (1889-1937)  -  монг.  композитор,  драматич.
акт„р, певец и муз. деятель. Один из основоположников монг. муз. т-ра. В
юности научился играть на монг. нар.  инструментах  (моранхуре  и  др.).
Автор муз.-драматич. пьес "Мальчик-дровосек", "Зов  души",  "Лэтидэг"  и
песен. В 1932 вступил в труппу  Монг.  нар.  т-ра.  В  1933  -  участник
олимпиады революц. т-ров в Москве. Роли: Сумья  ("Сумья-носи"),  Богатый
хозяин  ("Пастушка"),  Старший  брат  ("Два   брата-охотника"),   Хозяин
("Мальчик-сирота"),  Ушандар  ("Ушандар-хан")  и  др.  Героико-романтич.
акт„р, Д. использует  традиции  исполнения  нар.  певцов.  Играет  также
отрицательные сатирич. роли. Г. У., Бор. С.
   ДАМДИНСУРЭН, Бээлгин (р. 1918) - монгольский композитор. Засл.  деят.
иск-в МНР. Музыке обучался в Пекинской консерватории. Автор оперы  "Путь
к счастью" (1951), муз. комедии "Семьдесят небылиц", муз. драмы  "Ж„лтая
река", музыки к  спектаклям  "Искатель  счастья  Мунхэ",  "Мудрая  ханша
Манухай", "Степные богатыри", "Юность Цога", ряда соч. в др.  жанрах.  В
своих муз.-сценич.  произв.,  так  же  как  и  во  вс„м  творчестве,  Д.
использует  характерные  особенности  халха-монг.  нар.  музыки;  особое
внимание  композитор  уделяет  массовым  сценам   с   широким   распевом
певцов-солистов  и  монументальным  звучанием   хоров.   Д.-   один   из
организаторов Монг. муз.-драм.  театра  (1942)  и  первого  монг.  симф.
оркестра (1945) при этом т-ре. Чой-балсана пр. Г. У., Бор. С.
   ДАМДИНСУРЭН, Дамбын (р. 20.IX.1914) - монгольский акт„р.  Засл.  арт.
МНР  (1951).  Член  МНРП  с  1957.  С  1928  участвовал   в   художеств.
самодеятельности. С 1930 работал в Образцовом нар. т-ре им.  Сухэ-Батора
в Амгаланбаторе, с 1938-в т-ре  Монг.  народно-революц.  армии.  В  1943
вступил в труппу Гос. муз.-драм. т-ра в Улан-Баторе. Д. присущи  большой
темперамент, обаяние,  мастерсйо  перевоплощения.  Исполняет  героич.  и
комедийные роли.
   Роли: Шар Гэрт хан  ("Три  Шарайгольских  хана"  Намда-ка,  по  эпосу
"Гесериада"),  Джагбай  ("Братья"  Оюун),  Родри-го  ("Отелло"),   Тихон
("Гроза"), Бублик ("Платон Кречет"), Гончаров, Боб  Мэрфи  ("Жди  меня",
"Русский  вопрос"  Симонова)  и  др.  Д.  создал  образ  В.  И.   Ленина

Страницы: «« « 677   678   679   680   681   682   683   684   685  686   687   688   689   690   691   692   693   694   695  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия