|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 » »» ДАДАШЕВ, Султан Заки баба оглы (р. 1906) - азербайджанский советский
режисс„р. Нар. арт. Азерб. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1944.
Сценич. деятельность начал в 1924 как акт„р Т-ра им. Азиз-бекова (Баку).
В 1927-31 учился в Моск. центр. театр. уч-ще. С 1931 работает в Азерб.
оперном т-ре. Пост. спектакли: "Лейли и Меджнун" (1934), "К„р-оглы"
(1951) У. Гаджибекова, "Нергиз" Магомаева (1938), "Сафа" Маиляна (1939),
"Ашик Гариб" 3. Гаджибекова (1956), "Алеко" Рахманинова (1959). Ставил
также спектакли в т-ре муз. комедии, программы в азерб. ансамбле песни и
пляски, в цирке. К. Кае.
ДАДИАНИ, Шалва Николаевич [9 (21). V.1874-1959] - грузинский
советский драматург, писатель, театральный деятель. Нар. арт. Груз. ССР
(1923). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Депутат Верх. Совета СССР 1-го и
2-го созывов. Сценич. деятельность начал с 1893 как акт„р Кутаисского
т-ра под рук. К. Месхи. В 1912 создал в Батуме т-р "Передвижная труппа",
организовывал спектакли в Тифлисе, Кутаиси, Баку, обслуживавшие рабочих
портовых городов. Лит. деятельность начал в 90-х гг. В дореволюц. период
Д. своим творчеством утверждает традиции кри-тич. реализма. В 1905
написал пьесу "В пещере", в 1907 - "Когда пировали", в к-рых показывал
классовые противоречия, выражал веру в победу народа. Острое сатирич.
дарование Д. проявилось в его комедиях "Шени чириме" (1912) и
"Вчерашние" (1917), отразивших разложение дворянства, коррупцию правящих
классов. Демокра-тич. направленность творчества Д. проявилась в пьесе
"Гегечкори" (1915). В историч. жанре написана драма "Бедствие" (1916).
После установления в Грузии Сов. власти (1921) Д. принял активное
участие в строительстве сов. груз. т-ра: участвовал в создании Союза
Рабис, руководил театр. отделом Наркомпроса республики. С 1950 был
председателем Президиума театр. об-ва Груз. ССР. Д. написал комедию "В
самое сердце" (пост. К. Марджанишвили в Кутаиси в 1928) и трагедию
"Тетнульд" о становлении новой жизни в Сванетии (пост. С. Ахме-тели в
Т-ре им. Руставели в 1931). В 1937 - пьесу "Из искры" о ревелюц. борьбе
в Батуми в 1901-02. Творчество Д. отмечено ч„ткостью замысла, простотой
и выразительностью языка. Оно способствовало утверждению в груз.
драматургии принципов социалистич. реализма. Пьесы его широко вошли в
репертуар т-ров Грузии. Автор инсценировок "Сломанный мост" по И.
Чавчавадзе (1935) и "Гурия Нино-швили" (1934) по Э. Ниношвили. Д. создал
ряд произв. в прозе и стихах. Пьесы Д. шли в т-рах им. Руставели,
Марджанишвили и др. т-рах Грузии, а также в моек. Т-ре им. Пушкина,
Ленингр. Большом драм. т-ре и др.
Лит.: Б а р а м и д з е А., Радиан и Ш., Ж г е н-ти В., История
грузинской литературы, Тбилиси, 1958;
Абхаидзе Ш.и Швангирадзе Н., Государственный ордена Ленина театр им.
Руставели, Тбилиси, 1958;
Г а л а я И-, Очерки истории грузинской литературы, Тбилиси, 1958;
Буртикашвили А., Шалва Дадиани, Тбилиси, 1952; Ц и ц и ш в и л и Г.,
Драматургия Ш. Дадиани, Тбилиси, 1955 (на груз. яз.). А. П.
ДАДИШКИЛИАНИ, Отар Михайлович (р. 21. VIII.
1923) - русский советский балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1961). Чл.
Коммунистич. партии с 1955. В 1956 окончил ГИТИС (балетмейстерское
отделение). В том же году пост. "Маскарад" Лапутина (Новосибирский т-р
оперы и балета). В 1956-57 - гл. балетмейстер Горьковского т-ра оперы и
балета, с 1957 - Челябинского т-ра оперы и балета. В своих балетах Д.
ищет новые формы воплощения совр. тем на балетной сцене. Автор либретто
балета "Во имя жизни".
Постановки: "Шурале" (1957), "Эсмеральда" (1958), "Цветок счастья"
Мушеля (1959), "Сказ о каменном цветке" Прокофьева (1960), "Спящая
красавица" (1961); "Последний бал" Бирюкова и др.
Лит.: "Советская музыка", М., 1960, .ј 19; "Музыкальная жизнь", М.,
1960; 75 балетных либретто, Л., 1960. Cm. M.
ДАЗЕНКУР (Dazincourt; наст. имя и фам.- Жозеф Жан Батист А л ь б у и,
Albouy) (11.XII.1747-28.III. 1809)-французский акт„р. Сценич.
деятельность начал в любительском т-ре, затем дебютировал в Брюсселе. С
1776 играл в т-ре "Комеди Франсез", был одним из его ведущих комедийных
акт„ров. Обладая изяществом, ловкостью, отточенной дикцией, тонкой
интонационной выразительностью, Д. занял видное место в труппе
прославленного парижского т-ра. Выступал в амплуа комич. слуги: Созий
("Амфитрион" Мольера), Любен ("Нечаянности любви" Мариво), Криспин
("Криспин, соперник своего господина" Леса-жа) и др. Д.- первый
исполнитель роли Фигаро ("Женитьба Фигаро", 1784). Типичный акт„р
"высокой комедии", Д. был лиш„н непосредственности, яркой
жизнерадостности, присущих его старшему товарищу Преви-лю. Его часто
упрекали в рассудочности, нарочитой от-деланности, чеканности ролей.
Играя Фигаро, Д. стремился "облагородить" его образ, придать ему
аристокра-тич. черты. Но блестящее речевое мастерство помогло Д. тонко и
точно донести до зрителя мысли Бомарше. В годы революции (1789-94) Д.
создал ряд образов в революц. драматургии '(Горжи - "Пробуждение
Эпименида в Париже" Карбона Фленса, 1790, Дюбуа - "Филинт Мольера, или
Продолжение Мизантропа" Фабра д'Эглантина, 1790, и др.). Но следуя
монархич. воззрениям, Д. принимал участие и в контрреволюц. репертуаре
(Плод - "Друг законов" Лея, 1793, и др.), в результате чего был вместе с
труппой т-ра "Комеди Франсез" арестован якобинскими властями. После
революции, продолжая играть в т-ре, Д. стал профессором драм. классов
консерватории. В период Империи был руководителем придворных спектаклей.
С о ч.: Memoires de Dazincourt, P., 1809; Memoires de Preville et de
Dazincourt, P., 1823.
Лит.; Les souvenirs et les regrets du vieil amateur dramatique...,
P., 1829; De Manne Е. D., Galerie historique des comediens francais de
la Troupe de Voltaire, Lyon, 1866;
L y о n n et H., Dictionnaire des comediens, P., 1912. Е. Ф.
"ДАИСИ" ("Сумерки")-опера 3. Палиашвили, либр. В. Гуния по его же
пьесе. Пост. 19 дек. 1923, Тифлисский оперный т-р (дириж„р Палиашвили,
реж. Марджанишвили;
Малхаз - Сараджишвили, Маро - Попова, Киазо - Кржа-новский, Цангала -
Исецкий, Тито - Туманишвили). Там же, 1934 (дириж„р Микеладре, реж.
Цуцунава, худ. Вир-саладзе, Маро - Сохадзе, Накашидзе, Нано - Цомая,
Сте-панян, Малхаз - Кумсиашвили, Кварелашвили, Киазо -
Амиранашвили, Гамрекели, Тито - Сванидзе, Цангала - Хамашуридзе).
Показана Тбилисским т-ром оперы и балета на декадах груз. иск-ва в
Москве, янв. 1937 и март 1958 (новая пост.). Пост. в т-рах оперы и
балета Киева (1938), Одессы (1941), Еревана (1943), Алма-Аты (1943,
1961), Новосибирска (1950), Горького (1950), Баку (1956) и др.
Страницы: «« « 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |