Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 672   673   674   675   676   677   678   679   680  681   682   683   684   685   686   687   688   689   690  » »»

   ДАДАШЕВ, Султан Заки баба оглы (р. 1906) - азербайджанский  советский
режисс„р. Нар. арт. Азерб. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии  с  1944.
Сценич. деятельность начал в 1924 как акт„р Т-ра им. Азиз-бекова (Баку).
В 1927-31 учился в Моск. центр. театр. уч-ще. С 1931 работает  в  Азерб.
оперном т-ре. Пост. спектакли:  "Лейли  и  Меджнун"  (1934),  "К„р-оглы"
(1951) У. Гаджибекова, "Нергиз" Магомаева (1938), "Сафа" Маиляна (1939),
"Ашик Гариб" 3. Гаджибекова (1956), "Алеко" Рахманинова  (1959).  Ставил
также спектакли в т-ре муз. комедии, программы в азерб. ансамбле песни и
пляски, в цирке. К. Кае.
   ДАДИАНИ,  Шалва  Николаевич  [9  (21).  V.1874-1959]   -   грузинский
советский драматург, писатель, театральный деятель. Нар. арт. Груз.  ССР
(1923). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Депутат Верх. Совета СССР 1-го и
2-го созывов. Сценич. деятельность начал с 1893  как  акт„р  Кутаисского
т-ра под рук. К. Месхи. В 1912 создал в Батуме т-р "Передвижная труппа",
организовывал спектакли в Тифлисе, Кутаиси, Баку, обслуживавшие  рабочих
портовых городов. Лит. деятельность начал в 90-х гг. В дореволюц. период
Д. своим творчеством  утверждает  традиции  кри-тич.  реализма.  В  1905
написал пьесу "В пещере", в 1907 - "Когда пировали", в  к-рых  показывал
классовые противоречия, выражал веру в победу  народа.  Острое  сатирич.
дарование  Д.  проявилось  в  его  комедиях  "Шени  чириме"   (1912)   и
"Вчерашние" (1917), отразивших разложение дворянства, коррупцию правящих
классов. Демокра-тич. направленность творчества Д.  проявилась  в  пьесе
"Гегечкори" (1915). В историч. жанре написана драма "Бедствие" (1916).
   После установления в Грузии Сов. власти  (1921)  Д.  принял  активное
участие в строительстве сов. груз. т-ра:  участвовал  в  создании  Союза
Рабис, руководил театр.  отделом  Наркомпроса  республики.  С  1950  был
председателем Президиума театр. об-ва Груз. ССР. Д. написал  комедию  "В
самое сердце" (пост. К. Марджанишвили  в  Кутаиси  в  1928)  и  трагедию
"Тетнульд" о становлении новой жизни в Сванетии (пост.  С.  Ахме-тели  в
Т-ре им. Руставели в 1931). В 1937 - пьесу "Из искры" о ревелюц.  борьбе
в Батуми в 1901-02. Творчество Д. отмечено ч„ткостью замысла,  простотой
и  выразительностью  языка.  Оно  способствовало  утверждению  в   груз.
драматургии принципов социалистич. реализма. Пьесы его  широко  вошли  в
репертуар т-ров  Грузии.  Автор  инсценировок  "Сломанный  мост"  по  И.
Чавчавадзе (1935) и "Гурия Нино-швили" (1934) по Э. Ниношвили. Д. создал
ряд произв. в прозе и стихах.  Пьесы  Д.  шли  в  т-рах  им.  Руставели,
Марджанишвили и др. т-рах Грузии, а также  в  моек.  Т-ре  им.  Пушкина,
Ленингр. Большом драм. т-ре и др.
   Лит.: Б а р а м и д з е А., Радиан и Ш.,  Ж  г  е  н-ти  В.,  История
грузинской литературы, Тбилиси, 1958;
   Абхаидзе Ш.и Швангирадзе Н., Государственный ордена Ленина театр  им.
Руставели, Тбилиси, 1958;
   Г а л а я И-, Очерки истории грузинской  литературы,  Тбилиси,  1958;
Буртикашвили А., Шалва Дадиани, Тбилиси, 1952; Ц и ц и ш в  и  л  и  Г.,
Драматургия Ш. Дадиани, Тбилиси, 1955 (на груз. яз.). А. П.
   ДАДИШКИЛИАНИ, Отар Михайлович (р. 21. VIII.
   1923) - русский советский балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1961).  Чл.
Коммунистич. партии с  1955.  В  1956  окончил  ГИТИС  (балетмейстерское
отделение). В том же году пост. "Маскарад" Лапутина  (Новосибирский  т-р
оперы и балета). В 1956-57 - гл. балетмейстер Горьковского т-ра оперы  и
балета, с 1957 - Челябинского т-ра оперы и балета. В  своих  балетах  Д.
ищет новые формы воплощения совр. тем на балетной сцене. Автор  либретто
балета "Во имя жизни".
   Постановки: "Шурале" (1957), "Эсмеральда"  (1958),  "Цветок  счастья"
Мушеля (1959), "Сказ  о  каменном  цветке"  Прокофьева  (1960),  "Спящая
красавица" (1961); "Последний бал" Бирюкова и др.
   Лит.: "Советская музыка", М., 1960, .ј 19; "Музыкальная  жизнь",  М.,
1960; 75 балетных либретто, Л., 1960. Cm. M.
   ДАЗЕНКУР (Dazincourt; наст. имя и фам.- Жозеф Жан Батист А л ь б у и,
Albouy)   (11.XII.1747-28.III.    1809)-французский    акт„р.    Сценич.
деятельность начал в любительском т-ре, затем дебютировал в Брюсселе.  С
1776 играл в т-ре "Комеди Франсез", был одним из его ведущих  комедийных
акт„ров.  Обладая  изяществом,  ловкостью,  отточенной  дикцией,  тонкой
интонационной  выразительностью,  Д.  занял  видное   место   в   труппе
прославленного парижского т-ра. Выступал в амплуа  комич.  слуги:  Созий
("Амфитрион"  Мольера),  Любен  ("Нечаянности  любви"  Мариво),  Криспин
("Криспин,  соперник  своего  господина"  Леса-жа)  и  др.  Д.-   первый
исполнитель  роли  Фигаро  ("Женитьба  Фигаро",  1784).  Типичный  акт„р
"высокой   комедии",   Д.   был    лиш„н    непосредственности,    яркой
жизнерадостности, присущих его старшему  товарищу  Преви-лю.  Его  часто
упрекали в рассудочности,  нарочитой  от-деланности,  чеканности  ролей.
Играя  Фигаро,  Д.  стремился  "облагородить"  его  образ,  придать  ему
аристокра-тич. черты. Но блестящее речевое мастерство помогло Д. тонко и
точно донести до зрителя мысли Бомарше. В годы  революции  (1789-94)  Д.
создал  ряд  образов  в  революц.  драматургии  '(Горжи  -  "Пробуждение
Эпименида в Париже" Карбона Фленса, 1790, Дюбуа - "Филинт  Мольера,  или
Продолжение Мизантропа" Фабра  д'Эглантина,  1790,  и  др.).  Но  следуя
монархич. воззрениям, Д. принимал участие и в  контрреволюц.  репертуаре
(Плод - "Друг законов" Лея, 1793, и др.), в результате чего был вместе с
труппой т-ра "Комеди  Франсез"  арестован  якобинскими  властями.  После
революции, продолжая играть в т-ре, Д. стал  профессором  драм.  классов
консерватории. В период Империи был руководителем придворных спектаклей.
   С о ч.: Memoires de Dazincourt, P., 1809; Memoires de Preville et  de
Dazincourt, P., 1823.
   Лит.; Les souvenirs et les regrets du  vieil  amateur  dramatique...,
P., 1829; De Manne Е. D., Galerie historique des comediens  francais  de
la Troupe de Voltaire, Lyon, 1866;
   L y о n n et H., Dictionnaire des comediens, P., 1912. Е. Ф.
   "ДАИСИ" ("Сумерки")-опера 3. Палиашвили, либр. В.  Гуния  по  его  же
пьесе. Пост. 19 дек. 1923, Тифлисский оперный т-р  (дириж„р  Палиашвили,
реж. Марджанишвили;
   Малхаз - Сараджишвили, Маро - Попова, Киазо - Кржа-новский, Цангала -
Исецкий, Тито - Туманишвили). Там  же,  1934  (дириж„р  Микеладре,  реж.
Цуцунава, худ. Вир-саладзе, Маро - Сохадзе,  Накашидзе,  Нано  -  Цомая,
Сте-панян, Малхаз - Кумсиашвили, Кварелашвили, Киазо -
   Амиранашвили, Гамрекели, Тито -  Сванидзе,  Цангала  -  Хамашуридзе).
Показана Тбилисским т-ром оперы и  балета  на  декадах  груз.  иск-ва  в
Москве, янв. 1937 и март 1958 (новая  пост.).  Пост.  в  т-рах  оперы  и
балета Киева (1938), Одессы  (1941),  Еревана  (1943),  Алма-Аты  (1943,
1961), Новосибирска (1950), Горького (1950), Баку (1956) и др.

Страницы: «« « 672   673   674   675   676   677   678   679   680  681   682   683   684   685   686   687   688   689   690  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия