Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 673   674   675   676   677   678   679   680   681  682   683   684   685   686   687   688   689   690   691  » »»

   Издания: "Д.", партитура и клавир, М-, Музгиз, 1960, текст на русском
и груз. яз. Рус. перевод Э. Александровой. Я. Гр.
   ДАЙ АЙ-ЛЯНЬ (р. 1916)  -  китайская  артистка  балета.  С  13-летнего
возраста училась балетному иск-ву в Лондоне. В 1939 вернулась в Китай. В
сво„м творчестве стремилась сочетать балетную классику с  при„мами  нар.
кит. танца. Во  время  2-й  мировой  войны  изучала  уйгурские  танцы  в
Синьцзяне, вела педагогич. деятельность в Гос. оперной школе. В 50-е гг.
выступала  с  инд.  танцами  в  Пекинском  нар.   т-ре.   Известна   как
исполнительница нац. танцев различных народностей. С 1955  Д.-  директор
Пекинского балетного уч-ща. В 1954 была избрана депутатом  Всекитайского
собрания народных представителей. Б. Р.
   "ДАЙ СЕРДЦУ ВОЛЮ, ЗАВЕД‚Т В НЕВОЛЮ" - драма в 5 д.  М.  Иропивницкого
(из жизни пореформенной укр. деревни). 1-я редакция  под  назв.  "Микита
Старостен-ко, или Не заметишь, как горе нагрянет" - 1863, последующие  -
1873 и 1882. 1-я ред. пост.  в  1863  в  Бобринце  местным  любительским
кружком, 2-я ред. в 1873 в Харькове  труппой  Колюпанова-Александрова  с
автором в роли Ивана Непокрытого. С 1882 пьеса ставится укр. труппами во
мн. городах России. Шла также в Петербурге и в Москве (1886, 1901, 1906,
1916 и др.). Среди  исполнителей:  Саксаганский,  Н.  Садовский,  Ю.  В.
Шумский   (Микита),   Кропивницкий,   Саксаганский,   Марьяненко   (Иван
Непокрытый), Биберович, Заньковецкая, Линицкая,М. К.Садовская (Одарка  и
Маруся).
   На сов. сцене пьесу  ставили  Харьковский  т-р  им.  Шевченко  (1934,
режисс„р и исполнитель роли Ивана- Крушель-ницкий, худ.  Баручек,  комп.
Крыжановский; Микита - Сердюк, Сем„н - Антонович,  Одарка  -  Чистякова,
Маруся- Федорцева), Днепропетровский т-р им. Шевченко (1937),  Львовский
т-р им. Заньковецкой (1938),  Одесский  т-р  им.  Октябрьской  революции
(1947), Донецкий т-р им. Арт„ма  (1951),  Т-р  им.  Франко  (1953,  реж.
Крушельницкий, худ. Граченко;
   Иван - Крушельницкий, Омельчук, Сем„н - Дашенко, Микита-  Братерский,
Одарка - Васильева, Маруся - Петрова, Копержинская).
   Издания: Первое укр. изд. "Д. с. в..." - в кн.: Збор-н?к твор?в M. Л.
Кропивницького, т. 1, Кив, 1882; из послед. укр. изд.: Кропивницький М.,
Твор? в шести томах, т. 1, Кив, 1958; в рус.  пер.  -  Кропивницкий  М.,
Пьесы, М., 1960.
   Лит.: Йосипенко М.К.,  Марко  Лукич  Кропивниць-кий,  Кив,  1958,  с.
58-70; Кисельков Й., Театральн? портрети, Кив, 1955, с. 93-97. А. Шн.
   ДАЙДЕ, Л.-см. Дейде, Л.
   ДАЙКА (Dayka), Маргит (р.  1902)  -  венгерская  актриса.  Нар.  арт.
Венгерской Народной Республики (1953). С детских лет выступала на сцене.
В 1924 начала работать в Коложварском (ныне -  Клужском)  т-ре.  С  1929
играла в "Вигсинхазе" в Будапеште. В 1948 была принята в т-р им.  Мадача
(Будапешт).  Роли:  Камилла  ("Лилиомфи"  Сиглигети),  Катюша   Масло-ва
("Воскресение" по Л. Толстому), Ирина ("Три сестры"), Настя ("На  дне"),
Мурзавецкая ("Волки и овцы"), Ковшик ("Калиновая роща" Корнейчука) и др.
Пр.им. Кошута (1952). М. 3.
   ДАЙТОН (наст. имя и фам.- Александр Николаевич Александров; р.  1906)
- советский цирковой артист; акробат. Работу в цирке начал  в  1922  как
турнист,  затем  был   воздушным   гимнастом,   плечевым   акробатом   и
эквилибристом. С 1928 выступает с  номером  "Икарийские  игры",  являясь
создателем этого жанра в сов. цирке. Подготовил  ряд  молодых  артистов,
выступающих в икарийских играх. М. 3.
   ДАЛАНГ - деятель  индонезийского  театра.  Д.  является  одновременно
владельцем и гл. исполнителем (кукловодом) кукольного  и  теневого  нар.
т-ра, постановщиком представлений т-ра масок. Во время представления Д.,
невидимый для  зрителей,  читает  и  по„т  весь  текст  пьесы.  Является
участником общественных или частных празднеств. Д. имеет обычно  собств.
набор театр. реквизита (куклы, маски, костюмы, оружие, экран, набор муз.
инструментов  и  др.)  и  связку  пакемов-кратких  записей  сюжетов  для
составления по ним сценариев (лаконов).  Лаконы  пишутся  самостоятельно
каждым Д. Иногда Д. изда„т свои ла-коны, выступая как драматург.  Пакемы
содержат чаще всего героич. сюжеты  нар.  эпосасюжетов  Д.  дополняют  их  сатирич.  сценками,  импровизируя  во  время
представления, часто используют местные злободневные темы. Профессия  Д.
переда„тся  по  наследству   вместе   с   театр.   реквизитом   и   муз.
инструментами.
   Лит. см. при статьях Ваяпг, Индонезийский театр и  драматургия.  Люд.
М.
   ДАЛЕЙРАК,  Д  а  л  е   р   а   к   (Dalayrac,   D'Alayrac),   Никола
(13.VI.1753-27.XI.1809) - французский композитор. Музыке обучался  у  Ф.
Лангле и А. Э. М. Гретри. В 1781 Д. пост. в  придворном  т-ре  в  Париже
свои оперы: "Маленький ужин", "Рыцарь в моде". Создал св. 60 произв. для
т-ров "Комеди Итальенн" и "Опера комик", вт. ч. "Нина, или  Безумная  от
любви" (1786), "Камиль, или Подземелье" (1791), "Адольф и Клара" (1799),
"Дом для продажи" (1800), "Гулистан" (1805) и др.  Д.-  один  из  первых
франц. композиторов, работавших  в  жанре  комич.  оперы.  Живая,  яркая
музыка Д. пользовалась большой  популярностью  у  слушателей,  гл.  обр.
из-за умелого использования композитором характерных элементов франц.  и
итал. нар. муз. комедий, остроты сюжета.
   Лит.: Pixerecourt R. Ch.-Gr. de, Vie d Dalayrac, P., 1810; Р о u g  ?
n A., L'Opera-comigue pendant la Revolution de 1788 a 1801, P., 1891;  Q
u ? t t a r d H., "La Nina", de D., "Revue musicale", 1908, marz.; С u с
u e 1 G." Les createurs de l'Opera-comique, в кн.:  Les  maitres  de  la
mu-sique.P., 1914. Вл. О.
   ДАЛИ (Dali), Сальвадор (р. 11. III.1904)  -  художник  и  театральный
декоратор. Род. в Испании. Учился в Академии изящных иск-в в Мадриде, но
был исключ„н. Жил в Париже, где сблизился с сюрреалистами и вскоре  стал
одним из наиболее характерных представителей этого направления.  В  1939
участвовал как художник и  автор  либретто  в  работе  балетмейстера  Л.
Мясина над пост. балета "Вакханалия" на муз.  Вагнера  ("Балле  рюсс  де
Монте-Карло"). С 1940 жив„т в США. Создал декорац. оформление к  балетам
Мясина "Лабиринт" на  муз.  Шуберта  (1941,  т-р  "Метрополитен-опера"),
"Безумный  Тристан"  на  муз.  Вагнера  (1944,  "Балле  энтернасьональ",
Нью-Йорк), к балету "Кафе Чинитас" на нар. исп. муз. (1944, "Балле т-р",
Детройт) и др. Среди работ Д.-оформление  спектаклей  "Саломея"  Штрауса
(1949, т-р "Ковент-Гарден"), "Розалинда" (по "Как  вам  это  понравится"
Шекспира, 1949, пост. Л. Висконти, Рим),  "Дон  Жуан  Тенорио"  Соррильи
(1949-50, т-р М. Герреро, Мадрид). Д. видит источник творчества в  сфере
"подсознательного",  для  него   предметом   изображения   является   не
объективная действительность, а субъективные  ассоциации,  фантастич.  и

Страницы: «« « 673   674   675   676   677   678   679   680   681  682   683   684   685   686   687   688   689   690   691  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия