|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 » »» музыкально-драматический т-р им. А. П. Салаватова). В 1935 на базе нац.
драмкружка в селе Кумух создан Лакский драм. т-р (ныне Лакский драматич.
театр им. Э. Капиева). В этом же году преобразованы в проф. т-ры
лезгинский драм. кружок селения Ахты (ныне Лезгинский драм. т-р им. С.
Стальского в Дербенте), аварский драм. кружок в сел. Хунзах, открывшийся
спектаклем "Хаким дохтур" Малачханова. С 1943 работает как
профессиональный т-р (ныне в Буйнакске; носит имя поэта Г. Цадасы, с
1961 именуется Аварский муз.-драм. театр им. Г. Цадасы). В 30-е гг.
возникает самодеят. иск-во у азербайджанцев, живущих в Дербенте и юж.
р-нах Дагестана, и у татов. В 1935-47 существовали проф. т-ры в г.
Дербенте, к-рые были закрыты из-за отсутствия проф. кадров и репертуара
и возобновили свою деятельность как нар. т-ры с конца 50-х гг.
30-е и 40-е гг.- период творч. формирования нац. т-ров Дагестана.
Общность быта, сходное историч. прошлое, единство социалистич.
содержания культуры в настоящем определили взаимосвязь, неразрывную
близость театр. иск-ва народов Дагестана. Т-ры Даг. АССР систематически
обмениваются репертуаром, борются за утверждение реалистич. метода в
сценич. иск-ве. Но при общности идейного направления каждо-м РУ ДАССР
присущи свои особенности. Коллектив Кумыкского т-ра стремится к созданию
спектаклей, характеризующихся углубл„нным психологич. раскрытием сценич.
образов, остротой конфликта, драматизмом или сочным бытовым юмором;
Аварскому т-ру свойственна более обнаж„нная, острая форма
выразительности, акт„ры этого т-ра склонны к открытому проявлению
сценич. темперамента; спектакли Лакского т-ра отличаются лиричностью,
мягкостью, тщательностью в изображении быта; Лезгинский т-р следует
романтич. традициям азерб. театр. иск-ва. Черты нац. характера
исполнителей определяют своеобразие средств художественной
выразительности. Конкретность образов, отличающая спектакли Кумыкского
т-ра, внимание к сценич. детали приобретают большую обобщ„нность в
Аварском и Лезгинском т-рах. В то же время игра акт„ров этих т-ров
отличается ч„ткой внешней характерностью; акт„рам Лак-ского т-ра присуща
мягкая манера игры, они вносят в с1вои сценич. образы лиризм, граничащий
порой с сентиментальностью. Для всех т-ров Дагестана, особенно
Кумыкского, Аварского и Лезгинского, характерно органич. сочетание
драматич. иск-ва с музыкой, пением и танцами. Многие спектакли этих
т-ров пост. в жанре муз. драмы и муз. комедии (музыку к спектаклям
создают композиторы Г. Гасанов, Н. Дагиров, С. Агабабов, 3. Гаджиев).
Среди деятелей театр. иск-ва Даг. АССР (1962) - нар. арт. СССР Б.
Мурадова, нар. арт. РСФСР А. Ку-румов, X. Магомедова, нар. арт. Даг.
АССР и засл. деят. иск-в РСФСР Г. Рустамов, нар. арт. Даг. АССР и засл.
арт. РСФСР М. Рашидханов, нар. арт. Даг.
АССР Ш. Абдуллаев, С. Джетере, А. Курбанов, Т. Гаджиев, Е.
Легоминиди, С. Мурадова, Д. Саиднуров, У. Сафаралиева (Кумыкский т-р),
нар. арт. РСФСР 3. Набиева.нар. арт. Даг. АССР П. Хизроева, А. Ма-гаев,
А. Курбанова, М. Абдулхаликов, Б. Инусилов (Аварский т-р), нар. арт.
РСФСР М. Кухмазов, нар. арт. Даг. АССР С. Агабалаев, С. Велиханов, К.
Рамаза-нов, Ш. Кухмазова, М. Джум-Джум, засл. арт. Даг. АССР 3.
Рамазанова, 3. Давудова, А. Алиева (Лезгинский т-р), нар. арт. Даг. АССР
И. Балугов, засл. арт. РСФСР М. Мусалаев, засл. арт. Даг. АССР Ш.
Ибрагимова, Р. Меджидова, Г. Ибрагимов (Лак-ский т-р), нар. арт. Даг.
АССР Т. С. Романова. С. С. Токарь, Г. Ф. Мартини, нар. арт. Даг. АССР,
засл. арт. РСФСР А. С. Копенкин, засл. арт. РСФСР и Даг. АССР К. И.
Якушев.
В 50-х гг. т-ры Даг. АССР пополнились проф. акт„рами: Дагестанскую
студию ГИТИСа окончила группа аварских и лезгинских акт„ров, вошедшая в
состав соответствующих т-ров. В 1959 театр. уч-щеим. Б. Щукина окончила
Кумыкская студия, и вновь открыта Лакская студия. Выпуск Даргинской
театр. студии Арм. театр. ин-та (1961) заложил основу Даргинского т-ра
им. О. Батырая в Избербаше.
Кроме нац. муз.-драм. и драм. т-ров, в республике работают: Русский
драм. т-р им. Горького в Махачкале (осн. в 1924), т-р кукол с двумя
группами (русской и кумыкской) в Махачкале, Нар. межколхозный азерб. т-р
в Дербенте, самодеят. нар. т-ры, ансамбль песни и танца Даг. АССР,
ансамбль нар. танца "Лезгинка". Е. Ж.
"ДАГМАРТЕАТР" (Dagmarteatret)- датский театр. Создан в 1883 в
Копенгагене. Вначале в "Д." ставились оперетты и водевили, в конце 19 в.
преобладали пьесы Г. Гауптмана, X. Драхмана, К. Гьел-лерупа, Ф. Хеббеля,
Э. Ростана. Расцвет "Д." в 1-й четв. 20 в., когда он стал серь„зным
конкурентом Королевского т-ра, был связан с прогрессивной репертуарной
политикой его руководителей Д. М. Нильсена и Т. Росе. Здесь работали
крупнейшие акт„ры Б. Ипсен, А. Ларсен, П. Р„ймерт, К. Понтоппидан, А.
Блад, К. Касперсен, А. и И. Поульсен, И. Мейер, к-рые утверждали
реалистич. традиции нац. иск-ва, противостояли декадентским влияниям.
Наряду с произв. Шекспира, Мольера, А. Эленшлегера, Г. Ибсена на сцене
"Д." ставились реалистич. пьесы совр. драматургов С. Михаэлиса, А.
Ларсена, С. Клаусе-на, датско-исл. драматургов И. Сигурйоунсона и Г.
Камбана (он был и одним из режисс„ров). В 1922 на сцене "Д." выступала
группа акт„ров Моск. Художеств. т-ра во главе с В. И. Качаловым. С 1923
в связи с уходом ведущих деятелей т-ра и тенденцией к пост. чисто
развлекательных спектаклей "Д." утратил положение одного из наиболее
значит, т-ров столицы Дании. В 1937 был закрыт и здание снесено..
Лит.: Var tids kunst og digtning- i Skandinawia, bd l, Oslo, 1948; K
r a g h Т., Den store Dagmarteatretperiode, в кн.:
Bedil Ipsen. 1889-1909-1959, Kbh., 1959, Вл. М.
ДАГУШУ, д а г у ("сказ под большой барабана-вид китайского
песенно-повествовательного театрализованного зрелища. Зародившись в
Шаньдуне в 18 в., Д. распространилась по Сев. и Сев.-Вост. Китаю.
Сохранилась до наст. времени. Д. невелики по размерам. В качестве
аккомпанемента употребляются барабан- пяньгу, по традиции именуемый
дагу, на к-ром отбивают ритм, медные пластинки лихуа, а также струнные
инструменты (сань-сянь, эрху, пипа). Разнообразные темы Д. почерпнуты из
нар. преданий и популярных классич. романов (особенно известны Д. "Ван
Чжао-цзюнь выезжает за заставу", а также Д. о героях романа "Сон в
красном тереме"). В Д. используются нек-рые элементы лит. языка
("вэньянь"). На Д. оказала влияние столичная драма (особенно в
творчестве известного исполнителя Д.-Лю Бао-цюаня). Имеется ряд местных
разновидностей Д., исполнительские школы к-рых специализируются на
пьесах историч., любовных, шуточных.
Лит.: H г d I i с k a Z., Old Chinese ballads to the accompaniment of
the Big Drum, "Archiv Orientaltri, 1957, l. Б. Р.
Страницы: «« « 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |