Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 671   672   673   674   675   676   677   678   679  680   681   682   683   684   685   686   687   688   689  » »»

музыкально-драматический т-р им. А. П. Салаватова). В 1935 на базе  нац.
драмкружка в селе Кумух создан Лакский драм. т-р (ныне Лакский драматич.
театр им. Э. Капиева).  В  этом  же  году  преобразованы  в  проф.  т-ры
лезгинский драм. кружок селения Ахты (ныне Лезгинский драм. т-р  им.  С.
Стальского в Дербенте), аварский драм. кружок в сел. Хунзах, открывшийся
спектаклем   "Хаким   дохтур"   Малачханова.   С   1943   работает   как
профессиональный т-р (ныне в Буйнакске; носит имя  поэта  Г.  Цадасы,  с
1961 именуется Аварский муз.-драм. театр им.  Г.  Цадасы).  В  30-е  гг.
возникает самодеят. иск-во у азербайджанцев, живущих в  Дербенте  и  юж.
р-нах Дагестана, и у татов. В  1935-47  существовали  проф.  т-ры  в  г.
Дербенте, к-рые были закрыты из-за отсутствия проф. кадров и  репертуара
и возобновили свою деятельность как нар. т-ры с конца 50-х гг.
   30-е и 40-е гг.- период творч.  формирования  нац.  т-ров  Дагестана.
Общность  быта,  сходное   историч.   прошлое,   единство   социалистич.
содержания культуры  в  настоящем  определили  взаимосвязь,  неразрывную
близость театр. иск-ва народов Дагестана. Т-ры Даг. АССР  систематически
обмениваются репертуаром, борются за  утверждение  реалистич.  метода  в
сценич. иск-ве. Но при общности идейного направления  каждо-м  РУ  ДАССР
присущи свои особенности. Коллектив Кумыкского т-ра стремится к созданию
спектаклей, характеризующихся углубл„нным психологич. раскрытием сценич.
образов, остротой конфликта,  драматизмом  или  сочным  бытовым  юмором;
Аварскому   т-ру   свойственна   более    обнаж„нная,    острая    форма
выразительности,  акт„ры  этого  т-ра  склонны  к  открытому  проявлению
сценич. темперамента; спектакли Лакского  т-ра  отличаются  лиричностью,
мягкостью, тщательностью в  изображении  быта;  Лезгинский  т-р  следует
романтич.  традициям  азерб.  театр.  иск-ва.   Черты   нац.   характера
исполнителей    определяют    своеобразие     средств     художественной
выразительности. Конкретность образов, отличающая  спектакли  Кумыкского
т-ра, внимание к  сценич.  детали  приобретают  большую  обобщ„нность  в
Аварском и Лезгинском т-рах. В то  же  время  игра  акт„ров  этих  т-ров
отличается ч„ткой внешней характерностью; акт„рам Лак-ского т-ра присуща
мягкая манера игры, они вносят в с1вои сценич. образы лиризм, граничащий
порой  с  сентиментальностью.  Для  всех   т-ров   Дагестана,   особенно
Кумыкского,  Аварского  и  Лезгинского,  характерно  органич.  сочетание
драматич. иск-ва с музыкой, пением  и  танцами.  Многие  спектакли  этих
т-ров пост. в жанре муз. драмы  и  муз.  комедии  (музыку  к  спектаклям
создают композиторы Г. Гасанов, Н. Дагиров, С. Агабабов, 3. Гаджиев).
   Среди деятелей театр. иск-ва Даг. АССР (1962) -  нар.  арт.  СССР  Б.
Мурадова, нар. арт. РСФСР А. Ку-румов, X.  Магомедова,  нар.  арт.  Даг.
АССР и засл. деят. иск-в РСФСР Г. Рустамов, нар. арт. Даг. АССР и  засл.
арт. РСФСР М. Рашидханов, нар. арт. Даг.
   АССР  Ш.  Абдуллаев,  С.  Джетере,  А.  Курбанов,  Т.   Гаджиев,   Е.
Легоминиди, С. Мурадова, Д. Саиднуров, У. Сафаралиева  (Кумыкский  т-р),
нар. арт. РСФСР 3. Набиева.нар. арт. Даг. АССР П. Хизроева, А.  Ма-гаев,
А. Курбанова, М. Абдулхаликов, Б. Инусилов  (Аварский  т-р),  нар.  арт.
РСФСР М. Кухмазов, нар. арт. Даг. АССР С. Агабалаев,  С.  Велиханов,  К.
Рамаза-нов,  Ш.  Кухмазова,  М.  Джум-Джум,  засл.  арт.  Даг.  АССР  3.
Рамазанова, 3. Давудова, А. Алиева (Лезгинский т-р), нар. арт. Даг. АССР
И. Балугов, засл. арт. РСФСР  М.  Мусалаев,  засл.  арт.  Даг.  АССР  Ш.
Ибрагимова, Р. Меджидова, Г. Ибрагимов (Лак-ский т-р),  нар.  арт.  Даг.
АССР Т. С. Романова. С. С. Токарь, Г. Ф. Мартини, нар. арт.  Даг.  АССР,
засл. арт. РСФСР А. С. Копенкин, засл. арт. РСФСР  и  Даг.  АССР  К.  И.
Якушев.
   В 50-х гг. т-ры Даг. АССР пополнились  проф.  акт„рами:  Дагестанскую
студию ГИТИСа окончила группа аварских и лезгинских акт„ров, вошедшая  в
состав соответствующих т-ров. В 1959 театр. уч-щеим. Б. Щукина  окончила
Кумыкская студия, и вновь  открыта  Лакская  студия.  Выпуск  Даргинской
театр. студии Арм. театр. ин-та (1961) заложил основу  Даргинского  т-ра
им. О. Батырая в Избербаше.
   Кроме нац. муз.-драм. и драм. т-ров, в республике  работают:  Русский
драм. т-р им. Горького в Махачкале (осн. в  1924),  т-р  кукол  с  двумя
группами (русской и кумыкской) в Махачкале, Нар. межколхозный азерб. т-р
в Дербенте, самодеят. нар. т-ры,  ансамбль  песни  и  танца  Даг.  АССР,
ансамбль нар. танца "Лезгинка". Е. Ж.
   "ДАГМАРТЕАТР"  (Dagmarteatret)-  датский  театр.  Создан  в  1883   в
Копенгагене. Вначале в "Д." ставились оперетты и водевили, в конце 19 в.
преобладали пьесы Г. Гауптмана, X. Драхмана, К. Гьел-лерупа, Ф. Хеббеля,
Э. Ростана. Расцвет "Д." в 1-й четв. 20  в.,  когда  он  стал  серь„зным
конкурентом Королевского т-ра, был связан с  прогрессивной  репертуарной
политикой его руководителей Д. М. Нильсена и  Т.  Росе.  Здесь  работали
крупнейшие акт„ры Б. Ипсен, А. Ларсен, П. Р„ймерт,  К.  Понтоппидан,  А.
Блад, К. Касперсен,  А.  и  И.  Поульсен,  И.  Мейер,  к-рые  утверждали
реалистич. традиции нац. иск-ва,  противостояли  декадентским  влияниям.
Наряду с произв. Шекспира, Мольера, А. Эленшлегера, Г. Ибсена  на  сцене
"Д." ставились реалистич.  пьесы  совр.  драматургов  С.  Михаэлиса,  А.
Ларсена, С. Клаусе-на, датско-исл. драматургов  И.  Сигурйоунсона  и  Г.
Камбана (он был и одним из режисс„ров). В 1922 на сцене  "Д."  выступала
группа акт„ров Моск. Художеств. т-ра во главе с В. И. Качаловым. С  1923
в связи с уходом ведущих  деятелей  т-ра  и  тенденцией  к  пост.  чисто
развлекательных спектаклей "Д." утратил  положение  одного  из  наиболее
значит, т-ров столицы Дании. В 1937 был закрыт и здание снесено..
   Лит.: Var tids kunst og digtning- i Skandinawia, bd l, Oslo, 1948;  K
r a g h Т., Den store Dagmarteatretperiode, в кн.:
   Bedil Ipsen. 1889-1909-1959, Kbh., 1959, Вл. М.
   ДАГУШУ,  д  а  г  у  ("сказ  под  большой   барабана-вид   китайского
песенно-повествовательного  театрализованного  зрелища.  Зародившись   в
Шаньдуне в 18 в.,  Д.  распространилась  по  Сев.  и  Сев.-Вост.  Китаю.
Сохранилась до наст.  времени.  Д.  невелики  по  размерам.  В  качестве
аккомпанемента употребляются  барабан-  пяньгу,  по  традиции  именуемый
дагу, на к-ром отбивают ритм, медные пластинки лихуа, а  также  струнные
инструменты (сань-сянь, эрху, пипа). Разнообразные темы Д. почерпнуты из
нар. преданий и популярных классич. романов (особенно известны  Д.  "Ван
Чжао-цзюнь выезжает за заставу", а также  Д.  о  героях  романа  "Сон  в
красном  тереме").  В  Д.  используются  нек-рые  элементы  лит.   языка
("вэньянь").  На  Д.  оказала  влияние  столичная  драма   (особенно   в
творчестве известного исполнителя Д.-Лю Бао-цюаня). Имеется ряд  местных
разновидностей  Д.,  исполнительские  школы  к-рых  специализируются  на
пьесах историч., любовных, шуточных.
   Лит.: H г d I i с k a Z., Old Chinese ballads to the accompaniment of
the Big Drum, "Archiv Orientaltri, 1957, l. Б. Р.

Страницы: «« « 671   672   673   674   675   676   677   678   679  680   681   682   683   684   685   686   687   688   689  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия