Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 668   669   670   671   672   673   674   675   676  677   678   679   680   681   682   683   684   685   686  » »»

Миме), в партиях Ка-нио, Хозе, Синодала; Дубровского (о. п.  Направника)
и др. Д.-по преимуществу лирич. певец - ив дра-матич.  партиях  старался
выявить прежде всего лирич. начало. Обладал голосом  мягкого  тембра;  в
совершенстве владел иск-вом муз. фразировки. С 1914 выступал только  как
камерный певец. В 1924 в связи с потерей слуха оставил сцену.  Уехав  за
границу, Д. в 1934 работал режисс„ром оперной труппы в Париже, в которой
пел Шаляпин. В 1935 вернулся в СССР. С 1936  работал  в  вечерней  школе
пения при Театре оперы и балета имени Кирова.
   Лит.: Л е в и к С. Ю., Записки оперного  певца.  Из  истории  русской
оперной сцены, М." 1955, с. 122-130 и др.;
   С т а р к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и е„ мастера.  1890-1910,
Л.-М., 1940, с. 82-87. А. Ив.
   ДАВЫДОВ, Владимир Николаевич  [наст.  имя  и  фам.-  Иван  Николаевич
Горелов; 7(19).1.1849, Новомиргород, -  23.VI.1925,  Москва]  -  русский
акт„р. Нар. арт.  Республики  (1922).  Родился  в  небогатой  дворянской
семье, отец Д.-"- поручик уланского полка. Учился в тамбовской гимназии,
принимал участие в школьных спектаклях, исполняя самые разнообразные  (в
т. ч. и женские) роли. После окончания гимназии (1866) приехал в Москву.
Увл„кшись сценой, игрой  акт„ров  Малого  т-ра,  Д.  начал  брать  уроки
дра-матич. иск-ва  у  известного  акт„ра  Малого  т-ра  И.В.Самарина.  В
1867-80 Д. играл в провинции (Ор„л, Саратов, Казань, Воронеж, Астрахань,
Тамбов и др.), в осн. в антрепризе П. М. Медведева.  В  этот  период  Д.
приходилось  выступать  в  разл.  жанрах  -  от  трагедии  до  оперетты,
благодаря чему у него уже  в  молодости  выработалась  замечательная  по
гибкости и разнообразию акт„рская техника.  В  1880  Д.  дебютировал  на
сцене петерб. Александрийского т-ра и был принят  в  труппу.  Работал  в
этом т-ре до 1924 (в 1886- 1888 играл в т-ре Корша в Москве), с 1924 был
акт„ром Малого т-ра.
   На столичной сцене Д.  сразу  завоевал  симпатии  зрителей  блестящим
мастерством, тонким вкусом, художеств. тактом. Его творчество отличалось
подлинным проникновением во внутр. сущность образа, глубиной психологич.
анализа,  ярко  выраженной   демократич.   направленностью.   Виртуозное
владение  всеми  средствами  внешней  выразительности,   безукоризненная
техника перевоплощения в сочетании с органически  присущим  Д.  чувством
жизненной правды позволяли ему одинаково успешно выступать в комедийных,
трагических, водевильных и даже женских ролях. Часто в  одной  пьесе  Д.
исполнял в разные периоды самые различные роли: в "Ревизоре", напр.,  он
играл   Боб-чинского,   Шпекина,   Пош-л„пкину,   Хлестакова,    Оси-па,
Городничего, Землянику.
   Крупнейшие достижения  артиста  связаны  с  рус.  классикой.  Д.  был
замечат. исполнителем ролей Фамусова (1879), Городничего;
   Подкол„сина и Кочкар„ва ("Женитьба"). Играя роль Фамусова,  Д.  давал
обличит. характеристику бюрократа средней руки, чиновника, выросшего  на
мечтах о  "крестишках  и  местечках".  Под  маской  внешнего  благодушия
проступала хищническая сущность Городничего.
   Большое место в творчестве Д.  занимала  драматургия  Островского,  в
произв. к-рого Д. сыграл св. 80 ролей. Лучшие из них - Хлынов  ("Горячее
сердце"), Бальзаминов ("Праздничный сон-до  обеда"),  Подхалюзин  ("Свои
люди - сочт„мся"), Каркунов ("Сердце-  не  камень").  Островский  высоко
ценил талант Д. и сам поручал ему роли в своих пьесах.  Глубокое  знание
нар. жизни и быта сказались  в  исполнении  Д.  ролей  в  пьесах  Л.  Н.
Толстого  -  Аким,   Митрич   ("Власть   тьмы"),   3-й   мужик   ("Плоды
просвещения"). Образы крестьян  Д.  рисовал  с  любовью  и  теплотой.  В
Акиме-Д. бесхитростная простота, порой слабость неожиданно переходили  в
горькое негодование (заключительная сцена с сыном). После  того  как  Д.
прочитал  Толстому  "Власть  тьмы",  великий  писатель  спросил  акт„ра:
"Откуда вы так хорошо знаете тон русского крестьянина?". Д. был одним из
первых рус. акт„ров, приблизившихся к эстетике Чехова  ещ„  до  открытия
Моск. Художеств. т-ра. Художнику целостного, светлого  мироощущения,  Д.
были близки чеховские темы гражданской  ответственности  человека  перед
обществом и самим собой, обличения пошлости и лицемерия. Мастер  простой
формы,  достигавший  в  своих  сценич.  образах   органической   ясности
характера,  Д.  в   то   же   время   проникновенно   раскрывал   внутр.
жизнь.персонажа, сложные изменения его  психологии.  Он  сочетал  умение
крупно, масштабно характеризовать сценич. героя с  тонкой  нюансировкой.
Лучшие чеховские роли Д.:
   Иванов (о. п., 1887), Фпрс ("Вишн„вый сад", 1905),
   Чебутыкин ("Три сестры", 1910).  Не  имея  возможности  выступать  на
Александрийской сцене в пьесах Горького (произв. к-рого не допускались к
пост. в императорских т-рах), Д. в 1903 году играл роль Луки ("На  дне")
в спектакле-концерте,  организованном  силами  акт„ров  Александрийского
т-ра, и роль Бессеменова  ("Мещане")  в  выездных  спектаклях.  Преемник
гуманистич.  традиций  Мартынова,  Д.,  так  же  как   и   его   великий
предшественник, часто обращался к образу  "маленького  человека".  Играя
роли чиновника Ладыжкина ("Жених  из  долгового  отделения"  Черныш„ва),
отставного унтер-офицера Ергач„ва ("Ай да французский язык!" Оникса), Д.
показывал горе "простых людей", их неустроенность, постоянное  унижение,
надломленную психологию, вызывал горячее сочувствие  зрителей  к  судьбе
своего героя. Тема эта была  раскрыта  Д.  также  в  образах  Мошкина  и
Кузовкина  ("Холостяк",  1882,  и  "Нахлебник"  Тургенева),  Оброше-нова
("Шутники" Островского). Неоднократно сравнивая характер дарования Д.  и
Мартынова, критика отмечала, что драматизм Д. казался менее напряж„нным,
чем у Мартынова, а комизм содержал жизнерадостную вес„лость и игривость.
   Одна из крупнейших ролей Д.- Расплюев ("Свадьба Кречинского",  1875),
к-рую он играл в течение 50 лет. Его Расплюев был  жалок  и  трогателен,
смешон и  отвратителен.  В  роли  Расплюева  Д.  достигал  большой  силы
обобщения, показывал "расплюевщину"  как  социальное  зло,  уродующее  и
губящее  человека.  Играя  роли  Гарпагона,  Шейлока  (1897);  Фальстафа
("Виндзорские проказницы" Шекспира, 1904), Д. не следовал установившимся
традициям  исполнения,  он  трактовал   их   как   обыденных   людей   с
противоречивыми чертами характера. ,
   Проблема взаимоотношения таланта и мастерства,  вдохновения  и  труда
всегда волновала Д. Он не признавал ни  чистой  "эмоциональности",  игры
"нутром", ни одностороннего увлечения акт„рской техникой, игры. в  к-рой
нет  "ни  души,  ни  мысли,  ни  чувств  своих".   Обладая   незаурядным
темпераментом, богатой  интуицией,  Д.  никогда  не  полагался  на  сво„
вдохновение, а напряж„нно и упорно работал. Он говорил: "Путь  актера  -
путь необыкновенно трудный, почему актеру всю жизнь необходимо учиться и
совершенствоваться. На сцене недостаточно  обладать  талантом,  это  еще
только полдела, надо еще уметь и любить работать..." (В и в ь е н Л. С.,

Страницы: «« « 668   669   670   671   672   673   674   675   676  677   678   679   680   681   682   683   684   685   686  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия