Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 660   661   662   663   664   665   666   667   668  669   670   671   672   673   674   675   676   677   678  » »»

Г. трагедия ((Уриэль А кос  та"  (1846),  посв.  жизни  голл.  философа,
предшественника  Спинозы.  Г.  вн„с  в  трагедию  современные  ему  идеи
протеста  против   подавления   свободы   мысли,   против   религиозного
мракобесия,  в  ней  прославляется  человеческий  разум.  Трагедия  была
впервые пост. в Дрездене 13 дек. 1846, в Берлине - 17 апр. 1847 и с  тех
пор вошла в репертуар мирового т-ра. В России шла в первый раз  в  Малом
т-ре в 1879 (Акоста - Ленский, Юдифь-Ермолова). В 1895 в Об-ве иск-ва  и
лит-ры е„ пост.. и сыграл в ней гл. роль К.  С.  Станиславский.  В  1910
трагедия пост.  в  петерб.  Михайловском  т-ре,  а  затем  перенесена  в
Александрийский т-р (Акоста - Юрьев). В 80-х  гг.  в  Большом  т-ре  шла
опера "Уриэль Акоста" Серовой. В  сов.  время  пьеса  ставилась  во  мн.
т-рах. Пост. "Уриэля Акосты" К. А. Марджанишвили в 1929 на  сцене  груз.
т-ра в Кутаиси (ныне Т-р им.  Марджанишвили)  сыграла  заметную  роль  в
истории груз. театра. Из рус. сов. постановок самая значит, осуществлена
И. Я. Судаковым в Малом т-ре (1940). Остужев-Акоста создал образ большой
душевной силы, исполненный бунтующей и непокор„нной мысли.
   В 1848-50 Г. состоял драматургом  при  Дрезденском  придворном  т-ре.
Последние 30 лет жизни  он  изменил  своим  демократич.  устремлениям  и
отош„л от обществ, жизни и политич. борьбы. Пьесы, созданные Г.  в  этот
период, мало примечательны. Однако в  мемуарах  "Взгляд  на  мою  жизнь"
(1875) вновь слышится голос молодого Г. - демократа и бунтаря.
   Соч.: Ruckbliecke auf mein Leben,  В.,  1875;  Gesammelte  Werke,  Bd
l-12, Jena, 1873-78; Dramatische Werke, Bd 1-4, Jena, 1880; в рус.  пер.
- Пьесы, М., 1960; Вернер, "Репертуар и Пантеон",  СПБ,  1842,  кн.  17;
Пугач„в, П., 1918; Уриэль Акоста, М., 1955.
   Лит.: Энгельс Ф., Александр Юнг. "Лекции о совр.  лит-ре  немцев",  в
кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, 2 изд., М., 1955, с. 473-86; M e
t i s E., Gutzkow als Dramatiker, Stockh., 1915. Г. Гур.
   ГУШАЛЕВИЧ, Евгений  Иванович  (1867-1919)-  украинский  артист  оперы
(драматич. тенор). Окончил Венскую консерваторию. С  1891  пел  в  т-рах
Карлс-бада, Брно, Праги, Варшавы; сезон 1901-02 -  в  Львовском  оперном
т-ре Т. Павликовского. Партии:
   Манру  (о.  п.  Падеревского),  Канио,   Хозе,   Лоэн-грин;   Манрико
("Трубадур"), Эрик  ("Летучий  голландец"  Вагнера)  и  др.  Г.  обладал
высоким вок. мастерством, голосом большой силы. Пел и  играл  горячо,  с
темпераментом. Выступал также как  камерный  певец,  пропагандируя  вок.
лирику Н. Лысенко и соч. др. укр. композиторов.
   Лит.:  Pajdczkowski  Р.,  Teatr   Lwowski   pod   dyrekcja   Tadeusza
Pawlikowskiego. 1900-06, Krakow, 1961, c. 277, 429-33. А. Ив.
   ГУШАНСКИЙ, Сем„н Ханаанович [р. 4(17).VI.' 1904] - русский  советский
акт„р, режисс„р и педагог. Засл. арт.  РСФСР  (1959).  Окончил  Киевскую
театр. студию (1922). В течение ряда лет  работал  в  т-рах  для  детей,
способствуя творч. развитию этих т-ров. В 1927-30 - акт„р  Первого  гос.
педагогич. т-ра; исполнил роль Ирода  в  спектакле  "Винтовка  492  116"
Крона. Один из организаторов (1930) Бауманского т-ра  рабочих  ребят  (с
1936-3-й Моск. т-р для детей, с 1938-  Моск.  т-р  для  детей),  Г.  был
акт„ром, директором и художеств. руководителем  этого  т-ра  (до  1941).
Играл здесь роли: Изя ("Токмаков переулок" Смирновой), Рубинчик  ("Улица
радости" Зархи),  Иван  Анисимович,  Костя  ("Сказка"  и  "Двадцать  лет
спустя" Светлова) и др. В 1941-45 работал в Центр, детском  т-ре;  пост.
спектакль "Дал„кий край" Шварца (1944, совм. с Окунчиковым). С 1946 -  в
Т-ре им.  Ермоловой.  Роли:  Дудаков  ("Дачники"),  Жуковский  ("Пушкин"
Глобы), Белов ("Спутники" по Пановой), Ладыгин  ("Мой  друг"  Погодина).
Пост.: "С  новым  счастьем"  Светлова  (1957),  "Девушка  с  веснушками"
Успенского (1960) и др. С 1946 препода„т мастерство акт„ра в ГИТИСе.  А.
Ив.
   ГХОШ, Гиришчондро  (1844-1912)  -  индийский  бенгальский  драматург,
режисс„р, акт„р,  театральный  деятель.  Примыкал  к  радикальной  бурж.
интеллигенции.   Его   деятельность   способствовала    развитию    нац.
бенгальского  т-ра.  В  1867  организовал  театр.  труппу   "Джатра"   в
Багбазаре, на основе к-рой в 1871 был открыт Нац. т-р. В 1874  Г.  начал
работу в "Большом нац.  т-ре"  и  вскоре  стал  директором  этого  т-ра.
Вначале Г. писал текст песен для пост.  "Джатры",  в  1881  обратился  к
драматургии (пьеса "Убийство Ра-ваны"). Создал  пьесы  на  мифологич.  и
религиозные  сюжеты:  "Инкогнито  Пандавов"  (1882),  "Жизнь  Прах-лада"
(1884), "Жизнь Будды" (в том же году), "Брахман  Билва  Мангал"  (1885),
"Чайтанья-свет" (1884), "Ни-маи Шаньяс" (1885) - из жизни  бенг.  религ.
реформатора и поэта Чайтаньи, "Хара-Гури" (1905), "Шан-карачарья" (1910)
и др. Среди пьес Г. на сюжеты из истории Индии -  "Ананда  Рао"  (1882),
"Сирадж-уд-Даула" (1906), "Мир  Касим"  (1907),  "Ашока"  (1911).  Герои
большинства этих пьес - инд. вожди и полководцы 17-18 вв., боровшиеся за
независимость Индии. В числе пьес Г.- социальная драма  "Састи  кишанти"
(1909) о праве вдов на брак.  Г.-автор  многочисл.  комедий,  насыщенных
музыкой, песнями, танцами; лучшая из них - "Абу Хосен". Мн. из  пьес  Г.
ставились в "Большом нац. т-ре" и в  созданных  им  т-рах  "Стар"  (осн.
1883), "Минерва" (осн. 1892). Г. был выдающимся акт„ром своего  времени,
его называли "Гарриком бенгальской сцены"; среди  ролей  Г.:  Ним  Чанд,
Лалит ("Шадхабар экадаси", "Лилавати" Дино-бондху Миттро), Макбет  (пер.
пьесы принадлежит Г.). Воспитал ряд крупных акт„ров -  Бошу,  Дани  Бабу
(сын Г.). Благодаря Г. на сцене бенг.  т-ров  появились  актрисы,  среди
к-рых выделялись Шуку-мари Дотто, Тари Сундари.
   Соч.: Collected works, Calcutta, 1910. Лит.: Guha- ThakurtaM. A., The
Bengali drama, L., 1930, c. 95-142. Св. П.
   ГЬЕЛЛЕРУП  (Gjellerup),  Карл  (2.VI.1857-11.X.   1919)   -   датский
драматург. В начале своей  лит.  деятельности  примыкал  к  радикальному
направлению, возглавлявшемуся Г. Брандесом, но уже в 80-е гг. реалистич.
тенденции в творчестве Г. сменились идеализацией раннего  средневековья,
стремлением к абстрактно-идеалистич.  морализации.  Таковы  неоромантич.
трагедии Г. "Брунхильд" (1884), "Святой Юст" (1886), "Хагбард  и  Сигне"
(1888),   "Король    Хьярнескальд"    (1893),    представляющие    собой
стилизаторские вариации старинных саг и баллад. В  90-е  гг.  19  в.  Г.
разрабатывал жанр  т.  н.  современной  трагедии  рока-"Герман  Вандель"
(1891),   "Вут-хорн"    (1893,    "Дагмартеатр",    Копенгаген),    "Его
превосходительство" (1895). В этих пьесах критика бурж. действительности
ослаблена пессимистич. концепциями, близкими философии А. Шопенгауэра, и
модернистскими  поисками  в  области  формы.   Идеями   религ.   экстаза
проникнуты откровенно декадентские пьесы Г. "Жертвенные костры" (1903) и
"Идеальная жена" (1907). Лауреат Нобелевской пр. (1917).
   Лит.: В a n p H., Realisme og realister, Kbh., 1879;
   Jensen C., Vore dages digtere, Kbh., 1898. Вл. М.

Страницы: «« « 660   661   662   663   664   665   666   667   668  669   670   671   672   673   674   675   676   677   678  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия