Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 » »» Г. трагедия ((Уриэль А кос та" (1846), посв. жизни голл. философа, предшественника Спинозы. Г. вн„с в трагедию современные ему идеи протеста против подавления свободы мысли, против религиозного мракобесия, в ней прославляется человеческий разум. Трагедия была впервые пост. в Дрездене 13 дек. 1846, в Берлине - 17 апр. 1847 и с тех пор вошла в репертуар мирового т-ра. В России шла в первый раз в Малом т-ре в 1879 (Акоста - Ленский, Юдифь-Ермолова). В 1895 в Об-ве иск-ва и лит-ры е„ пост.. и сыграл в ней гл. роль К. С. Станиславский. В 1910 трагедия пост. в петерб. Михайловском т-ре, а затем перенесена в Александрийский т-р (Акоста - Юрьев). В 80-х гг. в Большом т-ре шла опера "Уриэль Акоста" Серовой. В сов. время пьеса ставилась во мн. т-рах. Пост. "Уриэля Акосты" К. А. Марджанишвили в 1929 на сцене груз. т-ра в Кутаиси (ныне Т-р им. Марджанишвили) сыграла заметную роль в истории груз. театра. Из рус. сов. постановок самая значит, осуществлена И. Я. Судаковым в Малом т-ре (1940). Остужев-Акоста создал образ большой душевной силы, исполненный бунтующей и непокор„нной мысли. В 1848-50 Г. состоял драматургом при Дрезденском придворном т-ре. Последние 30 лет жизни он изменил своим демократич. устремлениям и отош„л от обществ, жизни и политич. борьбы. Пьесы, созданные Г. в этот период, мало примечательны. Однако в мемуарах "Взгляд на мою жизнь" (1875) вновь слышится голос молодого Г. - демократа и бунтаря. Соч.: Ruckbliecke auf mein Leben, В., 1875; Gesammelte Werke, Bd l-12, Jena, 1873-78; Dramatische Werke, Bd 1-4, Jena, 1880; в рус. пер. - Пьесы, М., 1960; Вернер, "Репертуар и Пантеон", СПБ, 1842, кн. 17; Пугач„в, П., 1918; Уриэль Акоста, М., 1955. Лит.: Энгельс Ф., Александр Юнг. "Лекции о совр. лит-ре немцев", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, 2 изд., М., 1955, с. 473-86; M e t i s E., Gutzkow als Dramatiker, Stockh., 1915. Г. Гур. ГУШАЛЕВИЧ, Евгений Иванович (1867-1919)- украинский артист оперы (драматич. тенор). Окончил Венскую консерваторию. С 1891 пел в т-рах Карлс-бада, Брно, Праги, Варшавы; сезон 1901-02 - в Львовском оперном т-ре Т. Павликовского. Партии: Манру (о. п. Падеревского), Канио, Хозе, Лоэн-грин; Манрико ("Трубадур"), Эрик ("Летучий голландец" Вагнера) и др. Г. обладал высоким вок. мастерством, голосом большой силы. Пел и играл горячо, с темпераментом. Выступал также как камерный певец, пропагандируя вок. лирику Н. Лысенко и соч. др. укр. композиторов. Лит.: Pajdczkowski Р., Teatr Lwowski pod dyrekcja Tadeusza Pawlikowskiego. 1900-06, Krakow, 1961, c. 277, 429-33. А. Ив. ГУШАНСКИЙ, Сем„н Ханаанович [р. 4(17).VI.' 1904] - русский советский акт„р, режисс„р и педагог. Засл. арт. РСФСР (1959). Окончил Киевскую театр. студию (1922). В течение ряда лет работал в т-рах для детей, способствуя творч. развитию этих т-ров. В 1927-30 - акт„р Первого гос. педагогич. т-ра; исполнил роль Ирода в спектакле "Винтовка 492 116" Крона. Один из организаторов (1930) Бауманского т-ра рабочих ребят (с 1936-3-й Моск. т-р для детей, с 1938- Моск. т-р для детей), Г. был акт„ром, директором и художеств. руководителем этого т-ра (до 1941). Играл здесь роли: Изя ("Токмаков переулок" Смирновой), Рубинчик ("Улица радости" Зархи), Иван Анисимович, Костя ("Сказка" и "Двадцать лет спустя" Светлова) и др. В 1941-45 работал в Центр, детском т-ре; пост. спектакль "Дал„кий край" Шварца (1944, совм. с Окунчиковым). С 1946 - в Т-ре им. Ермоловой. Роли: Дудаков ("Дачники"), Жуковский ("Пушкин" Глобы), Белов ("Спутники" по Пановой), Ладыгин ("Мой друг" Погодина). Пост.: "С новым счастьем" Светлова (1957), "Девушка с веснушками" Успенского (1960) и др. С 1946 препода„т мастерство акт„ра в ГИТИСе. А. Ив. ГХОШ, Гиришчондро (1844-1912) - индийский бенгальский драматург, режисс„р, акт„р, театральный деятель. Примыкал к радикальной бурж. интеллигенции. Его деятельность способствовала развитию нац. бенгальского т-ра. В 1867 организовал театр. труппу "Джатра" в Багбазаре, на основе к-рой в 1871 был открыт Нац. т-р. В 1874 Г. начал работу в "Большом нац. т-ре" и вскоре стал директором этого т-ра. Вначале Г. писал текст песен для пост. "Джатры", в 1881 обратился к драматургии (пьеса "Убийство Ра-ваны"). Создал пьесы на мифологич. и религиозные сюжеты: "Инкогнито Пандавов" (1882), "Жизнь Прах-лада" (1884), "Жизнь Будды" (в том же году), "Брахман Билва Мангал" (1885), "Чайтанья-свет" (1884), "Ни-маи Шаньяс" (1885) - из жизни бенг. религ. реформатора и поэта Чайтаньи, "Хара-Гури" (1905), "Шан-карачарья" (1910) и др. Среди пьес Г. на сюжеты из истории Индии - "Ананда Рао" (1882), "Сирадж-уд-Даула" (1906), "Мир Касим" (1907), "Ашока" (1911). Герои большинства этих пьес - инд. вожди и полководцы 17-18 вв., боровшиеся за независимость Индии. В числе пьес Г.- социальная драма "Састи кишанти" (1909) о праве вдов на брак. Г.-автор многочисл. комедий, насыщенных музыкой, песнями, танцами; лучшая из них - "Абу Хосен". Мн. из пьес Г. ставились в "Большом нац. т-ре" и в созданных им т-рах "Стар" (осн. 1883), "Минерва" (осн. 1892). Г. был выдающимся акт„ром своего времени, его называли "Гарриком бенгальской сцены"; среди ролей Г.: Ним Чанд, Лалит ("Шадхабар экадаси", "Лилавати" Дино-бондху Миттро), Макбет (пер. пьесы принадлежит Г.). Воспитал ряд крупных акт„ров - Бошу, Дани Бабу (сын Г.). Благодаря Г. на сцене бенг. т-ров появились актрисы, среди к-рых выделялись Шуку-мари Дотто, Тари Сундари. Соч.: Collected works, Calcutta, 1910. Лит.: Guha- ThakurtaM. A., The Bengali drama, L., 1930, c. 95-142. Св. П. ГЬЕЛЛЕРУП (Gjellerup), Карл (2.VI.1857-11.X. 1919) - датский драматург. В начале своей лит. деятельности примыкал к радикальному направлению, возглавлявшемуся Г. Брандесом, но уже в 80-е гг. реалистич. тенденции в творчестве Г. сменились идеализацией раннего средневековья, стремлением к абстрактно-идеалистич. морализации. Таковы неоромантич. трагедии Г. "Брунхильд" (1884), "Святой Юст" (1886), "Хагбард и Сигне" (1888), "Король Хьярнескальд" (1893), представляющие собой стилизаторские вариации старинных саг и баллад. В 90-е гг. 19 в. Г. разрабатывал жанр т. н. современной трагедии рока-"Герман Вандель" (1891), "Вут-хорн" (1893, "Дагмартеатр", Копенгаген), "Его превосходительство" (1895). В этих пьесах критика бурж. действительности ослаблена пессимистич. концепциями, близкими философии А. Шопенгауэра, и модернистскими поисками в области формы. Идеями религ. экстаза проникнуты откровенно декадентские пьесы Г. "Жертвенные костры" (1903) и "Идеальная жена" (1907). Лауреат Нобелевской пр. (1917). Лит.: В a n p H., Realisme og realister, Kbh., 1879; Jensen C., Vore dages digtere, Kbh., 1898. Вл. М. Страницы: «« « 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |