|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 » »» Г. трагедия ((Уриэль А кос та" (1846), посв. жизни голл. философа,
предшественника Спинозы. Г. вн„с в трагедию современные ему идеи
протеста против подавления свободы мысли, против религиозного
мракобесия, в ней прославляется человеческий разум. Трагедия была
впервые пост. в Дрездене 13 дек. 1846, в Берлине - 17 апр. 1847 и с тех
пор вошла в репертуар мирового т-ра. В России шла в первый раз в Малом
т-ре в 1879 (Акоста - Ленский, Юдифь-Ермолова). В 1895 в Об-ве иск-ва и
лит-ры е„ пост.. и сыграл в ней гл. роль К. С. Станиславский. В 1910
трагедия пост. в петерб. Михайловском т-ре, а затем перенесена в
Александрийский т-р (Акоста - Юрьев). В 80-х гг. в Большом т-ре шла
опера "Уриэль Акоста" Серовой. В сов. время пьеса ставилась во мн.
т-рах. Пост. "Уриэля Акосты" К. А. Марджанишвили в 1929 на сцене груз.
т-ра в Кутаиси (ныне Т-р им. Марджанишвили) сыграла заметную роль в
истории груз. театра. Из рус. сов. постановок самая значит, осуществлена
И. Я. Судаковым в Малом т-ре (1940). Остужев-Акоста создал образ большой
душевной силы, исполненный бунтующей и непокор„нной мысли.
В 1848-50 Г. состоял драматургом при Дрезденском придворном т-ре.
Последние 30 лет жизни он изменил своим демократич. устремлениям и
отош„л от обществ, жизни и политич. борьбы. Пьесы, созданные Г. в этот
период, мало примечательны. Однако в мемуарах "Взгляд на мою жизнь"
(1875) вновь слышится голос молодого Г. - демократа и бунтаря.
Соч.: Ruckbliecke auf mein Leben, В., 1875; Gesammelte Werke, Bd
l-12, Jena, 1873-78; Dramatische Werke, Bd 1-4, Jena, 1880; в рус. пер.
- Пьесы, М., 1960; Вернер, "Репертуар и Пантеон", СПБ, 1842, кн. 17;
Пугач„в, П., 1918; Уриэль Акоста, М., 1955.
Лит.: Энгельс Ф., Александр Юнг. "Лекции о совр. лит-ре немцев", в
кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, 2 изд., М., 1955, с. 473-86; M e
t i s E., Gutzkow als Dramatiker, Stockh., 1915. Г. Гур.
ГУШАЛЕВИЧ, Евгений Иванович (1867-1919)- украинский артист оперы
(драматич. тенор). Окончил Венскую консерваторию. С 1891 пел в т-рах
Карлс-бада, Брно, Праги, Варшавы; сезон 1901-02 - в Львовском оперном
т-ре Т. Павликовского. Партии:
Манру (о. п. Падеревского), Канио, Хозе, Лоэн-грин; Манрико
("Трубадур"), Эрик ("Летучий голландец" Вагнера) и др. Г. обладал
высоким вок. мастерством, голосом большой силы. Пел и играл горячо, с
темпераментом. Выступал также как камерный певец, пропагандируя вок.
лирику Н. Лысенко и соч. др. укр. композиторов.
Лит.: Pajdczkowski Р., Teatr Lwowski pod dyrekcja Tadeusza
Pawlikowskiego. 1900-06, Krakow, 1961, c. 277, 429-33. А. Ив.
ГУШАНСКИЙ, Сем„н Ханаанович [р. 4(17).VI.' 1904] - русский советский
акт„р, режисс„р и педагог. Засл. арт. РСФСР (1959). Окончил Киевскую
театр. студию (1922). В течение ряда лет работал в т-рах для детей,
способствуя творч. развитию этих т-ров. В 1927-30 - акт„р Первого гос.
педагогич. т-ра; исполнил роль Ирода в спектакле "Винтовка 492 116"
Крона. Один из организаторов (1930) Бауманского т-ра рабочих ребят (с
1936-3-й Моск. т-р для детей, с 1938- Моск. т-р для детей), Г. был
акт„ром, директором и художеств. руководителем этого т-ра (до 1941).
Играл здесь роли: Изя ("Токмаков переулок" Смирновой), Рубинчик ("Улица
радости" Зархи), Иван Анисимович, Костя ("Сказка" и "Двадцать лет
спустя" Светлова) и др. В 1941-45 работал в Центр, детском т-ре; пост.
спектакль "Дал„кий край" Шварца (1944, совм. с Окунчиковым). С 1946 - в
Т-ре им. Ермоловой. Роли: Дудаков ("Дачники"), Жуковский ("Пушкин"
Глобы), Белов ("Спутники" по Пановой), Ладыгин ("Мой друг" Погодина).
Пост.: "С новым счастьем" Светлова (1957), "Девушка с веснушками"
Успенского (1960) и др. С 1946 препода„т мастерство акт„ра в ГИТИСе. А.
Ив.
ГХОШ, Гиришчондро (1844-1912) - индийский бенгальский драматург,
режисс„р, акт„р, театральный деятель. Примыкал к радикальной бурж.
интеллигенции. Его деятельность способствовала развитию нац.
бенгальского т-ра. В 1867 организовал театр. труппу "Джатра" в
Багбазаре, на основе к-рой в 1871 был открыт Нац. т-р. В 1874 Г. начал
работу в "Большом нац. т-ре" и вскоре стал директором этого т-ра.
Вначале Г. писал текст песен для пост. "Джатры", в 1881 обратился к
драматургии (пьеса "Убийство Ра-ваны"). Создал пьесы на мифологич. и
религиозные сюжеты: "Инкогнито Пандавов" (1882), "Жизнь Прах-лада"
(1884), "Жизнь Будды" (в том же году), "Брахман Билва Мангал" (1885),
"Чайтанья-свет" (1884), "Ни-маи Шаньяс" (1885) - из жизни бенг. религ.
реформатора и поэта Чайтаньи, "Хара-Гури" (1905), "Шан-карачарья" (1910)
и др. Среди пьес Г. на сюжеты из истории Индии - "Ананда Рао" (1882),
"Сирадж-уд-Даула" (1906), "Мир Касим" (1907), "Ашока" (1911). Герои
большинства этих пьес - инд. вожди и полководцы 17-18 вв., боровшиеся за
независимость Индии. В числе пьес Г.- социальная драма "Састи кишанти"
(1909) о праве вдов на брак. Г.-автор многочисл. комедий, насыщенных
музыкой, песнями, танцами; лучшая из них - "Абу Хосен". Мн. из пьес Г.
ставились в "Большом нац. т-ре" и в созданных им т-рах "Стар" (осн.
1883), "Минерва" (осн. 1892). Г. был выдающимся акт„ром своего времени,
его называли "Гарриком бенгальской сцены"; среди ролей Г.: Ним Чанд,
Лалит ("Шадхабар экадаси", "Лилавати" Дино-бондху Миттро), Макбет (пер.
пьесы принадлежит Г.). Воспитал ряд крупных акт„ров - Бошу, Дани Бабу
(сын Г.). Благодаря Г. на сцене бенг. т-ров появились актрисы, среди
к-рых выделялись Шуку-мари Дотто, Тари Сундари.
Соч.: Collected works, Calcutta, 1910. Лит.: Guha- ThakurtaM. A., The
Bengali drama, L., 1930, c. 95-142. Св. П.
ГЬЕЛЛЕРУП (Gjellerup), Карл (2.VI.1857-11.X. 1919) - датский
драматург. В начале своей лит. деятельности примыкал к радикальному
направлению, возглавлявшемуся Г. Брандесом, но уже в 80-е гг. реалистич.
тенденции в творчестве Г. сменились идеализацией раннего средневековья,
стремлением к абстрактно-идеалистич. морализации. Таковы неоромантич.
трагедии Г. "Брунхильд" (1884), "Святой Юст" (1886), "Хагбард и Сигне"
(1888), "Король Хьярнескальд" (1893), представляющие собой
стилизаторские вариации старинных саг и баллад. В 90-е гг. 19 в. Г.
разрабатывал жанр т. н. современной трагедии рока-"Герман Вандель"
(1891), "Вут-хорн" (1893, "Дагмартеатр", Копенгаген), "Его
превосходительство" (1895). В этих пьесах критика бурж. действительности
ослаблена пессимистич. концепциями, близкими философии А. Шопенгауэра, и
модернистскими поисками в области формы. Идеями религ. экстаза
проникнуты откровенно декадентские пьесы Г. "Жертвенные костры" (1903) и
"Идеальная жена" (1907). Лауреат Нобелевской пр. (1917).
Лит.: В a n p H., Realisme og realister, Kbh., 1879;
Jensen C., Vore dages digtere, Kbh., 1898. Вл. М.
Страницы: «« « 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |