Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 661   662   663   664   665   666   667   668   669  670   671   672   673   674   675   676   677   678   679  » »»

   ГЬЕЛЬСТРУП (Gjelstrup)  -  семья  датских  акт„ров.  1)  Адам  Готлоб
(11.X.1753-10.II.1830)-  крупнейший   представитель   датского   сценич.
реализма во 2-й пол. 18 в. Вн„с большой вклад в  становление  комедийных
традиций. Дебютировал в 1777 в копенгагенском Королевском  т-ре  в  роли
Хенрика ("Хен-рик и Пернилла" Хольберга).  Роли  слуг  Хенрика,  Арва  и
Йенса в комедиях Хольберга прочно вошли в репертуар Г., исполнявшего  их
с сочным и подлинно нар. юмором. Особое место  в  творчестве  Г.  заняли
такие  образы  Хольберга,   как   чваный,   корыстолюбивый   Студенструп
("Одиннадцатое июня") и подавленный крепостным правом  крестьянин  Йеппе
("Йеппе с горы"); исполняя эти роли на диалектах, Г.  глубоко  раскрывал
социальное содержание образов. К числу лучших ролей Г. относились также:
Тони ("Ночь ошибок" Голдсмита) и Бридуазон ("Женитьба Фигаро" Бомарше).
   2) Катарина Амалия (3. III. 1755 - 12.1.1799) - жена Адама Готлоба Г.
Дебютировала в 1771.  Амплуа  субреток  из  переводных  комедий  актриса
утверждала и в комедиях ,Л. Хольберга  "Арабский  порошок",  "Счастливое
кораблекрушение", "Поездка на воды", "Герт Вестфалец", "Якоб фон  Тюбо",
"Хенрик и Пернилла",  "Маскарад",  "Проданный  крестьянский  парень",  в
к-рых она исполняла роль служанки  Перниллы.  Непринужд„нное  изящество,
светлый оптимизм и острый юмор были присущи исполнительской  манере  Г.,
но она во многом лишала образ Перниллы свойственного ему демократизма.
   Лит.: Hansen Р., Den Danske skueplads, bd l, Kbh., [s. a.]; Krogh T.,
Skuespilleren i den XVIII arh. belyst gjennem danske kilder, Kbh., 1948.
Вл. M.
   ГЬбКА, AeKa(Gjoka), Пьетер (p. 6.VI.1915)- албанский  акт„р.  Сценич.
деятельность начал в 1934 в Шкодере.  После  освобождения  Албании  стал
акт„ром Нар. т-ра в Тиране. Роли: Шпенд Дето  Плак  ("Халили  и  Хайрия"
Яковы), Миллер ("Коварство и любовь"),  Кардинал  ("Заговор  обреч„нных"
Вир-ты), Харитонов ("За тех, кто в море!" Лаврен„ва), Макар Дубрава  (о.
п. Корнейчука), Забелин  ("Кремл„вские  куранты"),  Ян  Бай-лао  ("Седая
девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни). Г. работает и как  режисс„р;  осуществил
пост. спектаклей "Схватка" Брои и "Семья рыбака" Питарки (1957). Д. Аг.
   ГЬЯТА  (Gjata),  Фатмир  (р.  1922)  -  албанский  писатель,  поэт  и
драматург. Член Албанской партии труда. Лит. деятельность начал в  1942.
Автор драмы "Партизан" - первой пьесы,  пост.  Народным  т-ром  (Тирана)
после освобождения Албании (в 1944). В 1952 Г. написал пьесу "Девушка из
деревни" (ставилась мн. алб. т-рами). В 1957 в т-ре г. Корчи была  пост.
драма Г. "Большая любовь", посв. жизни алб. деревни. Г. работает также и
как кинодраматург (сценарий фильма "Тана"). Д. А г.
   ГЭСТ (Guest), Айвор (р. 14.IV.1920) - английский историк балета. Лит.
деятельность начал в 1946. Автор книг по истории франц. и  англ.  балета
(монографии о  танцовщицах  К.  Уэбстер,  А.  Жене,  Ф.  Чер-рито  и  Ф.
Эльслер). Г. пишет в англ. балетных журналах ("Дансинг  тайме"  и  "Данс
энд дансерс"). Член комитета Общества  исследования  т-ра  и  Британской
ассоциации театральных музеев. С 1952-  один  из  редакторов  "Балетного
ежегодника". В своих исследованиях опирается на архивные документы.
   С о ч.: The ballet of the Second  Empire,  v.  1.  1847-1858,  v.  2.
1859-1870, L., 1953; The romantic ballet in England, L.,  [1954];  Fanny
Cerrito, L., [1956]; Victorian ballet-girl. The tragic  story  of  Clara
Webster, L., 1957; Adeline Genee, a lifetime of ballet under six reigns,
L., 1958. E. C.
   ГЭЦ31Й (песенная музыкальная драма, или синь гэцзюй, - новая опера) -
жанр современного китайского музыкального театра. Возник в 20-х  гг.  20
в. (после Движения 4 мая 1919). В период  антияпон.  войны  в  Китае  Г.
называли аги-тац. пьесы, написанные в традиц. манере клас-сич. драмы.  В
Г. органично сочетаются кит. нац. муз.-  театр.  традиции  с  традициями
европ. оперы. По  стилю  Г.  близок  к  опере,  однако  прозаич.  диалог
занимает в н„м заметное место. В  отличие  от  янгэцзюй,  мелодии  в  Г.
заимствуются не из фольклора, а создаются композиторами-профессионалами.
Муз. сопровождение Г. осуществляется симф. оркестром, в  к-рый  вводятся
кит. нац. инструменты. Из ранних Г. известны "Буря на Янцзы"  драматурга
Тянь Ханя и композитора Не Эра, "Брат и сестра  поднимают  целину",  "За
кровь и слезы" Ма Цзянь-лина. После победы народной  революции  в  Китае
коллективом авторов был создан популярный Г. "Седая  девушка",  а  также
"Ван Гуй и Ли Сян-сян" (Лян Хань-гуан), "Лю Ху-лань", "Песня  степей"  и
др. Б. Р.
   ГЙБНЕРОВА (Hubnero-VA), Мария (12.X.1862-5.  Vlil.  1931)  -  чешская
актриса. В 1880 - 95 играла в провинц. труппах, с 1896 до конца жизни  -
в Нац. т-ре в Праге. Выдающаяся представительница  реали-стич.  традиций
чеш. сценич. иск-ва, Г. создала ряд значит. образов в  нац.  репертуаре:
Войнарка и Ретти-гова (о. п.  Ирасека),  Кла-скова  ("Фонарь"  Ирасека),
Мадленка ("Упрямая женщина" Тыла),  Фанка  ("Разбойник"  Чапека)  и  др.
Играла в рус.  классич.  пьесах:  Анна  Андреевна  ("Ревизор"),  Акулина
("Власть  тьмы"),   Простакова   ("Недоросль"),   Огудалова,   Кабани-ха
("Бесприданница", "Гроза"), Наташа ("Три сестры").  Среди  лучших  работ
Г.- сатирич. образ пани Дуль-ской ("Мораль пани Дуль-ской"  Запольской).
Темперамент, страстность сочетались в игре Г. с тонким психологизмом.
   ГЮГО (Hugo), Виктор Мари (26. II. 1802, Безан-coH,-22.V.1885,  Париж)
-  французский   писатель,   поэт,   драматург,   глава   прогрессивного
романтизма.  Создатель  всемирно  известных  романов  ("Собор  Парижской
Богоматери",  1831;  "Отверженные",  1861;   "Труженики   моря",   1866;
"Человек, который сме„тся", 1869), Г. сыграл  значит,  роль  в  развитии
франц. театр. иск-ва, выступив как теоретик романтич. т-ра и его ведущий
драматург. В юности писал классици-стские трагедии ("Иртамена", "Ателия,
или Скандинавы") и мелодрамы ("Инее де  Кастро",  1817;  "Эми  Роб-сар",
1822). В 1827 Г. опубл.  драму  "Кромвель",  предисловие  к  к-рой  было
наполнено бунтарским пафосом отрицания идей феод. реставрации,  верой  в
победу демократич. сил; оно стало программой прогрессивного  романтизма.
Резко  критикуя  классицизм,  его  сословный  догматизм,  абстрактность,
бездейственность, правило  "тр„х  единств",  Г.  утверждает  здесь,  что
иск-во всегда соответствует совр. ему этапу развития общества, призывает
авторов насытить драму действием, острыми столкновениями, включить в не„
контрастное многообразие жизни. С этой целью  Г.  разрабатывает  поэтику
контрастов,  требуя  объединения  в  драме  возвышенного   (sublime)   и
гротескного  (grotesque),   трагического   и   комического,   правдивого
воспроизведения нравов, характеров, колорита эпохи (couleur locale).
   Этапным событием в развитии франц. романтич. драматургии  была  драма
Г. "Мари он Делорм" (1829), отразившая антимонархич. настроения в  канун
революции 1830.  Воплощением  зла  в  ней  являются  носители  власти  -
ничтожный  король  и  кровавый  деспот  кардинал  Ришель„.  Выразителями
гумани-стич. начала, как и в следующих пьесах Г., - отверженные, гонимые

Страницы: «« « 661   662   663   664   665   666   667   668   669  670   671   672   673   674   675   676   677   678   679  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия