Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 669   670   671   672   673   674   675   676   677  678   679   680   681   682   683   684   685   686   687  » »»

В. Н. Давыдов и его школа, в кн.:
   Записки о театре, 1958, с.  35).  Д.  был  знаком  с  Островским,  Л.
Толстым, Салтыковым-Щедриным, Г. Успенским, Чеховым, Григоровичем и  др.
писателями. Человек большой культуры, Д.  изучал  при  подготовке  ролей
смежные области иск-ва - литературу, живопись. Тетради  его  ролей  были
испещрены заметками, рисунками,  эскизами  планировок.  Обладая  редкими
голосовыми  данными,  мастерством  сценич.  речи,  Д.   придавал   слову
драматурга  новые,  часто  неожиданные,   оттенки.   Его   интонационная
разработка   образов   Фамусова,   Городничего,   Расплюева   отличалась
необычайной  психологич.  точностью.   Он   заложил   традиции   речевой
характеристики, к-рым следовали впоследствии многие акт„ры, в  т.  ч.  и
деятели советского театра.
   Последовательным акт„ром-реалистом остался Д.  и  в  период  реакции,
когда увлечение декадентскими течениями коснулось рус.  т-ра.  Он  резко
выступал против премьерства, пренебрежения ансамблем.
   Д.  много  гастролировал.  Летом  1918,  находясь  в  Архангельске,Д.
оказался  в  районе  англ.  оккупации.  Вырвавшись  из   "архангельского
пленения", как сам Д. называл эти  годы,  он  в  июне  1920  вернулся  в
Петроград в труппу Академич. театра драмы (б.  Александрийского);  играл
свои старые роли - Городничего, Расплюева,  Подкол„сина,  Оброшенова.  В
1920 исполнил в пьесе "Фауст и город" Луначарского роль старика Бунта.
   Д. был выдающимся театр. педагогом, учителем и творч. наставником мн.
крупных  акт„ров.  Театраль-но-педагогич.  деятельность  начал  в  1883.
Преподавал  в  Петерб.  театр.  уч-ще.  Среди  его  учеников  -  В.   Ф.
Комиссаржевская, Н. Н. Ходотов, А.  А.  Усач„в,  Л.  С.  Вивьен,  В.  Л.
Юренева, К. А. Зубов и др.
   Соч.:  Рассказ  о  прошлом,  Л.-М.,  1962;  Письма  В.  Н.  Давыдова.
Публикация А. Н. Кочетова, в сб.: Театральное наследство, М., 1956.
   Лит.: Брянский А., В. Н.  Давыдов.  1849-1925.  Жизнь  и  творчество,
Л.-М., 1939; Никитин Н., Чехов и Давыдов,; "Звезда",  1945,  ј  5-6,  с.
99-102; Вивьен Л. С., В. TL Давыдов  и  его  школа,  в  кн.:  Записки  о
театре, Л.-М., 1958; Владыкина В., Давыдов, в сб.: Труд акт„ра, вып.III,
М., 1958, с. 20-43; Юрьев Ю., Записки, Л.-М., 1948; М а л ю т и н Я. О.,
Акт„ры моего поколения, Л., 1959. АН. А.
   ДАВЫДОВ, П„тр Сем„нович (р. 5.V.1900) - русский советский акт„р. Нар.
арт. Узб. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1953. В 1918-24 -  акт„р
Самарского т-ра. Роли: Карандышев; Ганя  ("Идиот"  по  Достоевскому).  В
1924-37 работал в т-рах Челябинска, Иркутска и др. городов. В 1937-57  -
акт„р Ташкентского т-ра. Роли: Городничий; Суслов ("Дачни-ки), Редозубов
("Варвары"), Сиплый ("Оптимистическая трагедия"),  Комиссар  ("Настоящий
человек" Лондона, по Полевому), Фаюнин ("Нашествие"). А. Р.
   ДАВЫДОВ, Степан Иванович [1777-10(22).V. 1325] - русский  композитор.
Композиции обучался в Петербурге у  Дж.  Сарти,  пению  -  в  Придворной
певческой капелле. В 1800-04 и 1806-10 работал учителем пения  в  театр.
школе в Петербурге. С 1810 Д."директор музыки", капельмейстер и  учитель
пения в театр. школе и в т-рах Москвы. Автор  3-й  и  4-й  частей  оперы
"Леста, днепровская русалка" (Петербург, Большой т-р, ч. 3, 1805, ч.  4,
1807; первые  2  части  написаны  венским  композитором  Ф.  Кауэром,  в
оригинале-"Дунайская  русалка",  текст  К.  Ф.  Генслера),  отличающихся
богатством  мелодий,  искренностью  и  эмоциональной  теплотой,  балетов
"Гений благости" (1801), "Граф Кастелли, или  Преступный  брат"  (1808),
дивертисментов "Семик, или Гулянье в Марьиной роще" (1815), "Гулянье  на
Воробь„вых горах" (1815), "Филатка с Федо-рой у качелей  под  Новинским"
(1815), "Гулянье 1 мая в Сокольниках" (1816), "Свадебный сговор при  воз
вращении ратников на родину" (1817) и др., музыки к спектаклям  "Ирод  и
Мариамна" Державина (1808), "Электра и Орест" Грузинцева (1809) и соч. в
др. жанрах. Музыка Д. основана на глубоком проникновенр.3 композитора  в
рус. нар. песенное творчество. Замечательно иск-во инструментовки  Д.его
оркестр колоритен, разнообразен.
   Лит.: [Ушаков В.], Русский театр. Днепровская русалка..., "Московский
телеграф", 1829, .No 23; Рабинович А. С., Русская опера до  Глинки,  М.,
1948; Грачев П. В., С. И. Давыдов, в  кн.:  Очерки  по  истории  русской
музыки. 1790-1825, Л., 1956.
   ДАВЫДОВА (Мчелидзе), Вера Александровна [р. 17(30). IX.1906]- русская
советская  певица  (меццо-сопрано).  Нар.   арт.   РСФСР   (1951).   Чл.
Коммунистич. партии с 1951. Деп. Верх. Сов. РСФСР 2-го и 3-го созывов. В
1930 окончила Ленингр. консерваторию по классу  Е.  В.  Девос-Соболевой.
Впервые выступила на оперной' сцене в Ленинграде в 1929. С этого года по
1932 Д.- солистка Т-ра оперы и балета им. Кирова, в 1932-56  -  солистка
Большого  т-ра.  Партии:  Марфа,  Марина  Мнишек  ("Хованщина",   "Борис
Годунов"),  Аксинья  ("Тихий  Дон"  Дзержинского),  Груня   ("Броненосец
Пот„мкин" Чишко), Кармен, Амнерис,  Аида  и  др.  Гос.  премии  СССР  за
достижения в области оперного иск-ва (1946), за исполнение партий Любавы
"Садко" (1950)  и  Марфы  (1951).  Выступает  как  камерная  певица.  Д.
обладает  выразительным  голосом  большого  диапазона,   ярким   сценич.
дарованием. Е„ исполнению присущи сила  чувств,  благородство,  тонкость
художеств. отделки.
   Лит.: Вера Александровна Давыдова, М., 1953 (буклет);
   В. А. Давыдова, в кн.: Большой театр..., М., 1958. Г. Л,
   ДАВЫДОВА, Ксения Вениаминовна (р. 23. IV. 1918) - советская  артистка
оперы (меццо-сопрано). Нар. арт, Узб. ССР (1959). В 1939  окончила  узб.
студию при Моск. консерватории. С этого же года- артистка Т-ра  оперы  и
балета им. Навои.
   Д. обладает сильным голосом красивого тембра, ярким темпераментом.
   Партии:Гюльсара,  София  ("Гюльсара",  "Лейли  и  Меджнун"  Глиэра  и
Садыкова), Михин Бану ("Фархад и Ширин" Успенского  и  Мушеля),  Майсара
("Проделки Майсары" Юдакова), Полина, Ольга  ("Пиковая  дама",  "Евгений
Онегин"), Наташа ("Русалка"), Кармен, Амнерис и др.
   Лит.- Корсакова А., Узбекский оперный театр. Ташкент, 1961. А. Ив.
   ДАГЕСТАНЛЫ (наст. имя и фам. - Исмаил Юсуф иглы Г a q ж  и  е  в;  р.
26.II.1907) - азербайджанский советский  акт„р.  Нар.  арт.  Азерб.  ССР
(1949). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1927 вступил в труппу Т-ра им.
Азизбекова (Баку). В 1930 окончил бакинский театр. техникум (учился у М.
С. Кирман-шахлы, А. А. Туганова). В 1932 играл в Даг. АССР; участвовал в
организации драм. т-ра в  Дагестане.  В  1936-37  работал  в  Ереванском
азерб. т-ре, с 1938- снова в Т-ре им. Азизбекова. Первые  роли:  Горкмаз
("Невеста огня" Джабарлы), Алибек ("Вагиф"  Вур-гуна),  Кошкин  ("Любовь
Яровая" Трен„ва). Д.-акт„р большого темперамента  и  яркого  драматизма,
утверждает героико-романтич.  направленность  азерб.  т-ра.  Сыграл  ряд
ролей совр.  положит.  героев;  Яшар  (о.  п.  Джабарлы),  Эльмар,  Угур

Страницы: «« « 669   670   671   672   673   674   675   676   677  678   679   680   681   682   683   684   685   686   687  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия