Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 » »» философии и эстетике в ун-тах Иены, Лейпцига, Цюриха. С 1924 в„л педагогич. деятельность (с 1929 - профессор); преподавал философию и эстетику в Ереванском ун-те. Автор книг: "Габриель Сундукян" (1944), "О советской драматургии" (1948), "Критические статьи" о т-ре и литературе (1955). Р. 3. ГЮЛЛЕНЬ-СОР, Фелицата Виржиния (наст. фам.- В и ш а р; 9.III.1805 - после 1850) - французская артистка балета, балетмейстер и педагог. Дочь танцовщика и балетмейстера Гюллень. Ученица педагога Ж. Ф. Кулона. Выступать начала в раннем детстве, в 1815 участвовала в балете "Зефир и Флора" (Париж). В 1823 была приглашена в Большой т-р (Москва) в качестве первой танцовщицы, где выступала до 1835 (в 1832 приняла рус. подданство). Технически сильная танцовщица, Г.-С. не обладала дра-матич. дарованием, поэтому партии, требующие пан-томимич. мастерства, ей менее удавались. Среди партий Г.-С.: Изора ("Рауль Синяя Борода" Кавоса, Грет-ри, Кубишты), Сандрильона (о. п. Сор) и др. В 1831- 1833 была гл. балетмейстером Большого т-ра. За эти годы она поставила и сочинила много балетов и дивертисментов: комедийных, мифологич., мелодраматических. Лучшие из них "Сандрильона" (1824), "Венецианский карнавал" (1832), "Розальба, или Маскарад" (1834), "Фенелла" (1836, на муз. одноим„нных опер Обера). Г.-С. поставила также балеты в крепостном т-ре Н. Б. Юсупова: "Зефир и Флора", "Севильский цирюльник" и др. Вела педагогич. работу (до 1842), е„ ученицами были Е. А. Санковская, Т. С. Карпакова и др. Имела большое влияние на формирование иск-ва молодых танцовщиц: Д. С. Лопухиной, А. И. Ворониной-Ивановой, Т. И. Глушковской. Лит.: П о г о ж e в В., Столетие организации императорских московских театров, вып. 1-3, Пб., 1906-1908; Кашин Н. П., Театр Н. Б. Юсупова, М., 1927, с. 21, 27; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, М.-Д., 1958. ГЮЛЬДЕНКРУНЕ (Gyldenkrone; урожд. Г ю-л о в с e н), Лона (30.1.1848-1934) - норвежская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в Осло и у П. Виардо в Париже. Впервые выступила на оперной сцене в Стокгольме в 1876. С этого же года пела в т-ре "Христианин" в Осло. Партии: Венера ("Тан-гейзер"), Маргарита ("Фауст"), Сюзанна, Церлина ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан"), принцесса Матильда ("Вильгельм Телль" Россини) и др. В 1877 гастролировала в городах Норвегии и Швеции, в 1878-79 вместе с Г. Венявским-в Польше, России и Германии. В' 1879-82 Г. пела в Придворном оперном театре в Шверине. С 1882 проживала в Дании. В. Ц. "ГЮЛЬСАРА" - l ) узбекская музыкальная драма Т. Джалилова, в 3 д. на основе пьесы К. Яшена и М. Мухаме-дова "Ичкарида" о борьбе узб. сов. женщины за свободу и равноправие, за активную обществ, жизнь. Пост. 9 мая 1935, Узб. муз.-драм. т-р (Ташкент; реж. Таджи-заде, худ. Шарахимов; Гюльсара - Насырова, Ибрагим - Хал-мухамедов, Ойсара - Сарымсакова, Кадыр - Закиров). Новая пост. там же, 1937. В этой пост. показана в 1937 на декаде узб. иск-ва и лит-ры в Москве. Ставилась всеми т-рами Узб. ССР. 2) Опера в 4 д. 5 карт. Р. Глиэра и Т. Садыкова, либр. Яшена и Мухамедова. Пост. 25 дек. 1949, Т-р оперы и балета им. Навои (дириж„р Садыков, реж. Мухамедов, худ. Мусаев, балетм. Тургунбаева; Гюльсара - Насырова, Кадыр - Аб-дурахманов, Ибрагим - Закиров, Ойсара - Борухова). Издания: "Г." - Я ш e н К., Пьесалар, Тош., 1954; Драматургия Узбекистана. Сб., под ред. Н. Ф. Погодина, Таш., 1951. Лит.: Франк Е., Халима Насырова, М., 1950; Музыкальная культура сов. Узбекистана, Ташкент, 1955, с. 104- 106, 126-29; Корсакова А., Узбекский театр оперы и балета им. А. Навои, М., 1959, с. 19-20, 51; К о р с а-к о-в а А., Узбекский театр оперы и балета им. Навои, Ташкент, 1961. В. Д. ГЮНГЕНАЦ (Gjungjenac), Злата (р. 11.III. 1898) - югославская артистка оперы (сопрано), педагог. Пению училась в Загребской консерватории. Впервые выступила на оперной сцене в Загребе в 1919. С этого года и до 1949 Г.-солистка оперных т-ров в Загребе, Любляне и Белграде. Гастролировала в Праге, Брно, Вене, Берлине, Триесте и др. городах. Обладала широким и разнообразным репертуаром, одинаково успешно пела партии лирические (Татьяна; Маргарита - "Фауст", Мими) и драматические (Енуфа - "Е„ падчерица" Яначека; Саломея - о. п. Р. Штрауса), колоратурного сопрано (Виолетта, Чио-Чио-сан) и меццо-сопрано (Кармен). Исполняла партии в операх югосл. композиторов: Морана (о. п. Готоваца), Яцинта ("Привидение в долине Шентфюрь-янской" Бравничара), Елена ("Никола Шубич" Зайца). Выступала в гл. ролях в опереттах ("Боккаччо" Зуппе, "Вес„лая вдова" Легара). Известна также как камерная певица. В 1947 Г. оставила сцену. В 1947- 1953 Г. - проф. класса сольного пения Муз. академии в Любляне, с 1954 - Белградской музыкальной академии. Ю. Ч., А. Ш-а ПОНТЕР (Gunther), Мицци (наст. имя и фам. - Мария Павловск и; 21. III. 1879 - сент. 1961) - австрийская артистка оперетты и драмы. В возрасте 16 лет дебютировала на сцене т-ра в Гер-манштадте, затем выступала в т-рах Кронштадта, Теплица, Карлсбада. С 1901 работала в венских т-рах ("Карлстеатр", т-р "АН дер Вин", "Штраустеатр", "Бургтеатр", "Фольксопер", "Фолькстеатр", "Винер бюне"). С труппой т-ра "АН дер Вин" гастролировала во мн. странах Европы. Г.- одна из лучших исполнительниц заглавной роли в оперетте Легара "Вес„лая вдова" (1905, т-р "АН дер Вин"), в к-рой выступила более 1 000 раз. Вл. О. ГЮНТЕР (Gunther), Юлиус (I.III.1818-22.III. 1904) - шведский артист оперы (тенор) и педагог. Член Швед. муз. академии (с 1854). Музыке обучался первоначально у своего отца, муз. деятеля Г. Гюн-тера. В 1846-47 брал уроки у М. П. Гарсиа в Париже. Впервые выступил на оперной сцене в Стокгольме в 1838. До 1856 - солист Королев, оперы в Стокгольме. Гастролировал во мн. городах Европы (в 1847-48- совм. с Ж. Линд). Выступал в концертах. Г. обладал красивым, ровным во всех регистрах голосом. Особенно удавались Г. лирич. партии. Пел и играл легко, непринужд„нно. Партии: Рауль ("Гугеноты"), Фра-Дьяволо (о. п. Обера), Алессандро Страделла (о. п. Флотова), Макс ("Вольный Стрелок" Вебера), Поллион ("Норма"), Эдгар ("Лючия дп Лам-мермур" Доницетти), Нарцисс ("Турок в Италии" Россини) и др. С 1850 Г. в„л педагогич. деятельность, в 1858-1902-в Стокгольмской консерватории (с 1864-профессор). Среди учеников Г. певцы-Г. Арлъ-берг, О. Арнолъдсон, А. Эдман, Ю. Форселль, И. Эльм-блад, певицы - Э. Гульбрансон, К. Эстберг, Л. Ми-каэли, А. Норрон и др. Г. был также выдающимся хоровым дириж„ром. Лит.: Hedbeg F., Julius Gunther, "Svenska operasangare", Stockt]., 1885; В 1 a n c h e А., К u l b e г g K." Theatergalleri, Stockh., 1944. Страницы: «« « 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |