|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 » »» философии и эстетике в ун-тах Иены, Лейпцига, Цюриха. С 1924 в„л
педагогич. деятельность (с 1929 - профессор); преподавал философию и
эстетику в Ереванском ун-те. Автор книг: "Габриель Сундукян" (1944), "О
советской драматургии" (1948), "Критические статьи" о т-ре и литературе
(1955). Р. 3.
ГЮЛЛЕНЬ-СОР, Фелицата Виржиния (наст. фам.- В и ш а р; 9.III.1805 -
после 1850) - французская артистка балета, балетмейстер и педагог. Дочь
танцовщика и балетмейстера Гюллень. Ученица педагога Ж. Ф. Кулона.
Выступать начала в раннем детстве, в 1815 участвовала в балете "Зефир и
Флора" (Париж). В 1823 была приглашена в Большой т-р (Москва) в качестве
первой танцовщицы, где выступала до 1835 (в 1832 приняла рус.
подданство). Технически сильная танцовщица, Г.-С. не обладала дра-матич.
дарованием, поэтому партии, требующие пан-томимич. мастерства, ей менее
удавались. Среди партий Г.-С.: Изора ("Рауль Синяя Борода" Кавоса,
Грет-ри, Кубишты), Сандрильона (о. п. Сор) и др. В 1831- 1833 была гл.
балетмейстером Большого т-ра. За эти годы она поставила и сочинила много
балетов и дивертисментов: комедийных, мифологич., мелодраматических.
Лучшие из них "Сандрильона" (1824), "Венецианский карнавал" (1832),
"Розальба, или Маскарад" (1834), "Фенелла" (1836, на муз. одноим„нных
опер Обера). Г.-С. поставила также балеты в крепостном т-ре Н. Б.
Юсупова: "Зефир и Флора", "Севильский цирюльник" и др. Вела педагогич.
работу (до 1842), е„ ученицами были Е. А. Санковская, Т. С. Карпакова и
др. Имела большое влияние на формирование иск-ва молодых танцовщиц: Д.
С. Лопухиной, А. И. Ворониной-Ивановой, Т. И. Глушковской.
Лит.: П о г о ж e в В., Столетие организации императорских московских
театров, вып. 1-3, Пб., 1906-1908;
Кашин Н. П., Театр Н. Б. Юсупова, М., 1927, с. 21, 27;
Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины
XIX века, М.-Д., 1958.
ГЮЛЬДЕНКРУНЕ (Gyldenkrone; урожд. Г ю-л о в с e н), Лона
(30.1.1848-1934) - норвежская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась
в Осло и у П. Виардо в Париже. Впервые выступила на оперной сцене в
Стокгольме в 1876. С этого же года пела в т-ре "Христианин" в Осло.
Партии: Венера ("Тан-гейзер"), Маргарита ("Фауст"), Сюзанна, Церлина
("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан"), принцесса Матильда ("Вильгельм Телль"
Россини) и др. В 1877 гастролировала в городах Норвегии и Швеции, в
1878-79 вместе с Г. Венявским-в Польше, России и Германии. В' 1879-82 Г.
пела в Придворном оперном театре в Шверине. С 1882 проживала в Дании. В.
Ц.
"ГЮЛЬСАРА" - l ) узбекская музыкальная драма Т. Джалилова, в 3 д. на
основе пьесы К. Яшена и М. Мухаме-дова "Ичкарида" о борьбе узб. сов.
женщины за свободу и равноправие, за активную обществ, жизнь. Пост. 9
мая 1935, Узб. муз.-драм. т-р (Ташкент; реж. Таджи-заде, худ. Шарахимов;
Гюльсара - Насырова, Ибрагим - Хал-мухамедов, Ойсара - Сарымсакова,
Кадыр - Закиров). Новая пост. там же, 1937. В этой пост. показана в 1937
на декаде узб. иск-ва и лит-ры в Москве. Ставилась всеми т-рами Узб.
ССР.
2) Опера в 4 д. 5 карт. Р. Глиэра и Т. Садыкова, либр. Яшена и
Мухамедова. Пост. 25 дек. 1949, Т-р оперы и балета им. Навои (дириж„р
Садыков, реж. Мухамедов, худ. Мусаев, балетм. Тургунбаева; Гюльсара -
Насырова, Кадыр - Аб-дурахманов, Ибрагим - Закиров, Ойсара - Борухова).
Издания: "Г." - Я ш e н К., Пьесалар, Тош., 1954; Драматургия
Узбекистана. Сб., под ред. Н. Ф. Погодина, Таш., 1951.
Лит.: Франк Е., Халима Насырова, М., 1950; Музыкальная культура сов.
Узбекистана, Ташкент, 1955, с. 104- 106, 126-29; Корсакова А., Узбекский
театр оперы и балета им. А. Навои, М., 1959, с. 19-20, 51; К о р с а-к
о-в а А., Узбекский театр оперы и балета им. Навои, Ташкент, 1961. В. Д.
ГЮНГЕНАЦ (Gjungjenac), Злата (р. 11.III. 1898) - югославская артистка
оперы (сопрано), педагог. Пению училась в Загребской консерватории.
Впервые выступила на оперной сцене в Загребе в 1919. С этого года и до
1949 Г.-солистка оперных т-ров в Загребе, Любляне и Белграде.
Гастролировала в Праге, Брно, Вене, Берлине, Триесте и др. городах.
Обладала широким и разнообразным репертуаром, одинаково успешно пела
партии лирические (Татьяна; Маргарита - "Фауст", Мими) и драматические
(Енуфа - "Е„ падчерица" Яначека; Саломея - о. п. Р. Штрауса),
колоратурного сопрано (Виолетта, Чио-Чио-сан) и меццо-сопрано (Кармен).
Исполняла партии в операх югосл. композиторов: Морана (о. п. Готоваца),
Яцинта ("Привидение в долине Шентфюрь-янской" Бравничара), Елена
("Никола Шубич" Зайца). Выступала в гл. ролях в опереттах ("Боккаччо"
Зуппе, "Вес„лая вдова" Легара). Известна также как камерная певица. В
1947 Г. оставила сцену. В 1947- 1953 Г. - проф. класса сольного пения
Муз. академии в Любляне, с 1954 - Белградской музыкальной академии. Ю.
Ч., А. Ш-а
ПОНТЕР (Gunther), Мицци (наст. имя и фам. - Мария Павловск и; 21.
III. 1879 - сент. 1961) - австрийская артистка оперетты и драмы. В
возрасте 16 лет дебютировала на сцене т-ра в Гер-манштадте, затем
выступала в т-рах Кронштадта, Теплица, Карлсбада. С 1901 работала в
венских т-рах ("Карлстеатр", т-р "АН дер Вин", "Штраустеатр",
"Бургтеатр", "Фольксопер", "Фолькстеатр", "Винер бюне"). С труппой т-ра
"АН дер Вин" гастролировала во мн. странах Европы. Г.- одна из лучших
исполнительниц заглавной роли в оперетте Легара "Вес„лая вдова" (1905,
т-р "АН дер Вин"), в к-рой выступила более 1 000 раз. Вл. О.
ГЮНТЕР (Gunther), Юлиус (I.III.1818-22.III. 1904) - шведский артист
оперы (тенор) и педагог. Член Швед. муз. академии (с 1854). Музыке
обучался первоначально у своего отца, муз. деятеля Г. Гюн-тера. В
1846-47 брал уроки у М. П. Гарсиа в Париже. Впервые выступил на оперной
сцене в Стокгольме в 1838. До 1856 - солист Королев, оперы в Стокгольме.
Гастролировал во мн. городах Европы (в 1847-48- совм. с Ж. Линд).
Выступал в концертах. Г. обладал красивым, ровным во всех регистрах
голосом. Особенно удавались Г. лирич. партии. Пел и играл легко,
непринужд„нно. Партии: Рауль ("Гугеноты"), Фра-Дьяволо (о. п. Обера),
Алессандро Страделла (о. п. Флотова), Макс ("Вольный Стрелок" Вебера),
Поллион ("Норма"), Эдгар ("Лючия дп Лам-мермур" Доницетти), Нарцисс
("Турок в Италии" Россини) и др. С 1850 Г. в„л педагогич. деятельность,
в 1858-1902-в Стокгольмской консерватории (с 1864-профессор). Среди
учеников Г. певцы-Г. Арлъ-берг, О. Арнолъдсон, А. Эдман, Ю. Форселль, И.
Эльм-блад, певицы - Э. Гульбрансон, К. Эстберг, Л. Ми-каэли, А. Норрон и
др. Г. был также выдающимся хоровым дириж„ром.
Лит.: Hedbeg F., Julius Gunther, "Svenska operasangare", Stockt].,
1885; В 1 a n c h e А., К u l b e г g K." Theatergalleri, Stockh., 1944.
Страницы: «« « 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |