Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 663   664   665   666   667   668   669   670   671  672   673   674   675   676   677   678   679   680   681  » »»

философии и эстетике  в  ун-тах  Иены,  Лейпцига,  Цюриха.  С  1924  в„л
педагогич. деятельность (с 1929 -  профессор);  преподавал  философию  и
эстетику в Ереванском ун-те. Автор книг: "Габриель Сундукян" (1944),  "О
советской драматургии" (1948), "Критические статьи" о т-ре и  литературе
(1955). Р. 3.
   ГЮЛЛЕНЬ-СОР, Фелицата Виржиния (наст. фам.- В и ш а р;  9.III.1805  -
после 1850) - французская артистка балета, балетмейстер и педагог.  Дочь
танцовщика и балетмейстера  Гюллень.  Ученица  педагога  Ж.  Ф.  Кулона.
Выступать начала в раннем детстве, в 1815 участвовала в балете "Зефир  и
Флора" (Париж). В 1823 была приглашена в Большой т-р (Москва) в качестве
первой  танцовщицы,  где  выступала  до  1835  (в  1832   приняла   рус.
подданство). Технически сильная танцовщица, Г.-С. не обладала дра-матич.
дарованием, поэтому партии, требующие пан-томимич. мастерства, ей  менее
удавались. Среди партий  Г.-С.:  Изора  ("Рауль  Синяя  Борода"  Кавоса,
Грет-ри, Кубишты), Сандрильона (о. п. Сор) и др. В 1831- 1833  была  гл.
балетмейстером Большого т-ра. За эти годы она поставила и сочинила много
балетов и  дивертисментов:  комедийных,  мифологич.,  мелодраматических.
Лучшие из них  "Сандрильона"  (1824),  "Венецианский  карнавал"  (1832),
"Розальба, или Маскарад" (1834), "Фенелла" (1836,  на  муз.  одноим„нных
опер Обера). Г.-С. поставила  также  балеты  в  крепостном  т-ре  Н.  Б.
Юсупова: "Зефир и Флора", "Севильский цирюльник" и др.  Вела  педагогич.
работу (до 1842), е„ ученицами были Е. А. Санковская, Т. С. Карпакова  и
др. Имела большое влияние на формирование иск-ва молодых  танцовщиц:  Д.
С. Лопухиной, А. И. Ворониной-Ивановой, Т. И. Глушковской.
   Лит.: П о г о ж e в В., Столетие организации императорских московских
театров, вып. 1-3, Пб., 1906-1908;
   Кашин Н. П., Театр Н. Б. Юсупова, М., 1927, с. 21, 27;
   Красовская В., Русский балетный театр от  возникновения  до  середины
XIX века, М.-Д., 1958.
   ГЮЛЬДЕНКРУНЕ  (Gyldenkrone;  урожд.  Г  ю-л  о  в  с   e   н),   Лона
(30.1.1848-1934) - норвежская артистка оперы (сопрано). Пению  обучалась
в Осло и у П. Виардо в Париже. Впервые  выступила  на  оперной  сцене  в
Стокгольме в 1876. С этого же года пела  в  т-ре  "Христианин"  в  Осло.
Партии: Венера ("Тан-гейзер"),  Маргарита  ("Фауст"),  Сюзанна,  Церлина
("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан"), принцесса  Матильда  ("Вильгельм  Телль"
Россини) и др. В 1877 гастролировала в  городах  Норвегии  и  Швеции,  в
1878-79 вместе с Г. Венявским-в Польше, России и Германии. В' 1879-82 Г.
пела в Придворном оперном театре в Шверине. С 1882 проживала в Дании. В.
Ц.
   "ГЮЛЬСАРА" - l ) узбекская музыкальная драма Т. Джалилова, в 3 д.  на
основе пьесы К. Яшена и М. Мухаме-дова "Ичкарида"  о  борьбе  узб.  сов.
женщины за свободу и равноправие, за активную обществ,  жизнь.  Пост.  9
мая 1935, Узб. муз.-драм. т-р (Ташкент; реж. Таджи-заде, худ. Шарахимов;
Гюльсара - Насырова, Ибрагим  -  Хал-мухамедов,  Ойсара  -  Сарымсакова,
Кадыр - Закиров). Новая пост. там же, 1937. В этой пост. показана в 1937
на декаде узб. иск-ва и лит-ры в Москве.  Ставилась  всеми  т-рами  Узб.
ССР.
   2) Опера в 4 д. 5 карт. Р.  Глиэра  и  Т.  Садыкова,  либр.  Яшена  и
Мухамедова. Пост. 25 дек. 1949, Т-р оперы и балета  им.  Навои  (дириж„р
Садыков, реж. Мухамедов, худ. Мусаев, балетм.  Тургунбаева;  Гюльсара  -
Насырова, Кадыр - Аб-дурахманов, Ибрагим - Закиров, Ойсара - Борухова).
   Издания: "Г." - Я  ш  e  н  К.,  Пьесалар,  Тош.,  1954;  Драматургия
Узбекистана. Сб., под ред. Н. Ф. Погодина, Таш., 1951.
   Лит.: Франк Е., Халима Насырова, М., 1950; Музыкальная культура  сов.
Узбекистана, Ташкент, 1955, с. 104- 106, 126-29; Корсакова А., Узбекский
театр оперы и балета им. А. Навои, М., 1959, с. 19-20, 51; К о р  с  а-к
о-в а А., Узбекский театр оперы и балета им. Навои, Ташкент, 1961. В. Д.
   ГЮНГЕНАЦ (Gjungjenac), Злата (р. 11.III. 1898) - югославская артистка
оперы (сопрано), педагог.  Пению  училась  в  Загребской  консерватории.
Впервые выступила на оперной сцене в Загребе в 1919. С этого года  и  до
1949  Г.-солистка  оперных  т-ров  в  Загребе,   Любляне   и   Белграде.
Гастролировала в Праге, Брно, Вене,  Берлине,  Триесте  и  др.  городах.
Обладала широким и разнообразным  репертуаром,  одинаково  успешно  пела
партии лирические (Татьяна; Маргарита - "Фауст", Мими)  и  драматические
(Енуфа  -  "Е„  падчерица"  Яначека;  Саломея  -  о.  п.  Р.   Штрауса),
колоратурного сопрано (Виолетта, Чио-Чио-сан) и меццо-сопрано  (Кармен).
Исполняла партии в операх югосл. композиторов: Морана (о. п.  Готоваца),
Яцинта  ("Привидение  в  долине  Шентфюрь-янской"   Бравничара),   Елена
("Никола Шубич" Зайца). Выступала в гл. ролях  в  опереттах  ("Боккаччо"
Зуппе, "Вес„лая вдова" Легара). Известна также как  камерная  певица.  В
1947 Г. оставила сцену. В 1947- 1953 Г. - проф.  класса  сольного  пения
Муз. академии в Любляне, с 1954 - Белградской музыкальной  академии.  Ю.
Ч., А. Ш-а
   ПОНТЕР (Gunther), Мицци (наст. имя и фам. -  Мария  Павловск  и;  21.
III. 1879 - сент. 1961) -  австрийская  артистка  оперетты  и  драмы.  В
возрасте 16 лет  дебютировала  на  сцене  т-ра  в  Гер-манштадте,  затем
выступала в т-рах Кронштадта, Теплица,  Карлсбада.  С  1901  работала  в
венских  т-рах  ("Карлстеатр",  т-р   "АН   дер   Вин",   "Штраустеатр",
"Бургтеатр", "Фольксопер", "Фолькстеатр", "Винер бюне"). С труппой  т-ра
"АН дер Вин" гастролировала во мн. странах Европы. Г.-  одна  из  лучших
исполнительниц заглавной роли в оперетте Легара "Вес„лая  вдова"  (1905,
т-р "АН дер Вин"), в к-рой выступила более 1 000 раз. Вл. О.
   ГЮНТЕР (Gunther), Юлиус (I.III.1818-22.III. 1904) -  шведский  артист
оперы (тенор) и педагог. Член  Швед.  муз.  академии  (с  1854).  Музыке
обучался первоначально у  своего  отца,  муз.  деятеля  Г.  Гюн-тера.  В
1846-47 брал уроки у М. П. Гарсиа в Париже. Впервые выступил на  оперной
сцене в Стокгольме в 1838. До 1856 - солист Королев, оперы в Стокгольме.
Гастролировал во мн. городах  Европы  (в  1847-48-  совм.  с  Ж.  Линд).
Выступал в концертах. Г. обладал  красивым,  ровным  во  всех  регистрах
голосом. Особенно  удавались  Г.  лирич.  партии.  Пел  и  играл  легко,
непринужд„нно. Партии: Рауль ("Гугеноты"), Фра-Дьяволо  (о.  п.  Обера),
Алессандро Страделла (о. п. Флотова), Макс ("Вольный  Стрелок"  Вебера),
Поллион ("Норма"), Эдгар  ("Лючия  дп  Лам-мермур"  Доницетти),  Нарцисс
("Турок в Италии" Россини) и др. С 1850 Г. в„л педагогич.  деятельность,
в 1858-1902-в  Стокгольмской  консерватории  (с  1864-профессор).  Среди
учеников Г. певцы-Г. Арлъ-берг, О. Арнолъдсон, А. Эдман, Ю. Форселль, И.
Эльм-блад, певицы - Э. Гульбрансон, К. Эстберг, Л. Ми-каэли, А. Норрон и
др. Г. был также выдающимся хоровым дириж„ром.
   Лит.: Hedbeg F., Julius Gunther,  "Svenska  operasangare",  Stockt].,
1885; В 1 a n c h e А., К u l b e г g K." Theatergalleri, Stockh., 1944.

Страницы: «« « 663   664   665   666   667   668   669   670   671  672   673   674   675   676   677   678   679   680   681  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия